Урок русской словесности в 7 классе на тему «Разряды предлогов по происхождению».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Познакомить учащихся с понятиями производные и непроизводные предлоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razryady_predlogov_po_proishozhdeniyu.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русской словесности в 7 классе на тему «Разряды предлогов по происхождению».

Цели урока:

1)образовательные:

-познакомить учащихся с понятием «производные и непроизводные предлоги»;

-научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;

-отработать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, при причастных и деепричастных оборотах; при прямой речи;

2)развивающие:

-развивать речь учащихся (учить правильно употреблять производные предлоги в речи);

-развивать  внимание, память, языковое чутьё; навыки чтения, говорения, слушания, письма;

3)воспитательные:

-повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку;

-добиться, чтобы учащиеся испытывали радость от изучаемого предмета.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг (сборник рассказов А.П.Чехова), текст рассказа «Детвора», набор открыток «Дом-музей Чехова в Ялте», компьютерная презентация «Счастливое Мелихово»; альбомы «Чехов А.П. Биография», «Творчество А.П.Чехова», демонстрационные таблицы.

I. Вступительное слово учителя и актуализация знаний (повторение теории, запись предложений, разбор предложений и составление схемы).

-Сегодня урок изучения нового материала. Тема урока «Разряды предлогов по происхождению». Давайте вместе подумаем, какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке.

-А что такое предлоги и в каком разделе науки о языке они изучаются?

Грамматика — это такой раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, их соединение в словосочетания, предложения, текст. Грамматика состоит из двух разделов — морфологии и синтаксиса.

Морфология — это раздел грамматики, в котором слова изучаются как части речи. Части речи делятся на знаменательные, т.е. самостоятельные и служебные. Мы начали изучать служебные части речи, они включают 3 группы слов: предлоги, союзы, частицы.

Служебные части речи, в отличие от знаменательных, не называют предметы, их действия, признаки. Они только обслуживают знаменательные части речи, поэтому и называются служебными.

На последних двух уроках русского языка мы уточнили, что предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Например: вылететь из гнезда, дойти до дома, счет до двух, выход в коридор.

Термин «предлог» буквально значит «перед словом», потому что лог — это часть греческого слова логос, что значит слово. По частоте употребления предлог занимает четвертое место после существительного, глагола и местоимения.

Предлоги не являются членами предложения, но всегда входят в их состав.

На какие разряды делятся предлоги по значению?

(По значению предлоги делятся на следующие разряды:

пространственные (указывают на место): отдыхать в лагере;

временные (указывают на время): отдыхать в субботу;

причинные (указывают на причину): отсутствовать вследствие болезни;

целевые (на цель): учиться ради знаний;

образа действия (на образ действия): радоваться от души;

объектные (указывают на предмет, на который направлено действие): узнать насчёт маминой зарплаты.

Один и тот же предлог может выражать разные значения. Например: работать с радостью (образ действия), работать с учеником (объектное значение).

Сегодня мы познакомимся с группами предлогов по происхождению, понаблюдаем, как они «работают» в тексте рассказа А.П.Чехова, будем вести разговор о моральных качествах человека.

«Каждый человек сам определяет цель своей жизни. А какова она должна быть?» С таким вопросом обратился ученик к учителю, философу Древней Греции, жившему до нашей эры, к Демокриту.

(Текст записан на экране. Осложнённое списывание.)

Какова должна быть цель ж...зни ч...лове ка спр... сил ученик Демокрита

Хорош... ра...пол...жение духа п...следовал ответ.

Какие пунктуационные знаки мы должны поставить? (Тире в начале фраз, знаки препинания после прямой речи, знаки завершения.)

(Дети работают самостоятельно. Один ученик после выполнения вставляет  пропущенные буквы и расставляет знаки.)

Как вы понимаете значение выражения «хорошее расположение духа»? (Благоприятное отношение к окружающим; душевный комфорт, когда человек ни с кем не ссорится, ни на кого не злится, полон энергии и энтузиазма.)

Запись предложения.

Хорошее расположение духа предполагает доброжелательное отношение к людям, и оно несовместимо с завистью, злобой, ненавистью.

Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему.

II. Анализ рассказа А.П. Чехова «Детвора».

1. Учитель. Антон Павлович Чехов жил в Таганроге. Отец его, Павел Егорович, разорился и бежал в Москву. Антон стал опорой всей семьи. Его старшие братья строили только свою жизнь, а Антон каждый свой шаг сообразовывал с интересами семьи, безропотно неся бремя непомерного труда. Никто не догадывался о его болезни (туберкулёзе). Он всегда был жизнерадостен, радушен, гостеприимен. В чем секрет этой нравственной силы? Думается, именно в умении видеть светлые стороны жизни.

    С юных лет Чехову были присущи деловая собранность, строгий самоконтроль. Чехов стал врачом и писал рассказы. Это были художественные зарисовки наблюдений за окружающими людьми.

Откройте учебник литературы и прочитайте высказывание М.Горького о Чехове. (Учащиеся выполняют данное задание.)

Дома вы познакомились с рассказом А.П.Чехова «Детвора». Сегодня мы проанализируем поведение героев рассказа и постараемся понять, какими качествами души обладает каждый ребёнок.

1) Какое художественное произведение называется рассказом? (Рассказ — это прозаичное произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.)

Какова композиция рассказа? (Экспозиция, событие, финал.)

Найдите эти части в рассказе А.П.Чехова «Детвора», о чем они повествуют? (Экспозиция — дети дома ждут родителей, об этом рассказывает автор. Событие (сценка) — игра в лото. Герои рассказа: Гриша, Аня, Соня, Алеша, Андрей — разговаривают друг с другом, спорят, совершают разные поступки.

 Финал неожиданный, он очень смешной. Все дети уснули на маминой постели.)

Все рассказы Чехова заканчиваются чем-то неожиданным и часто смешным эпизодом.

Теперь понаблюдаем за подбором слов для изображения каждого героя: его характера и поведения. Свои наблюдения вы оформили в тетрадях по литературе. Прочитайте, как зовут героя, о котором вы будете говорить, охарактеризуйте его портрет и поведение. (На экран проецируются иллюстрации к рассказу.)

Выписанные вами слова и словосочетания очень точно характеризуют каждого ребенка. Мы воспринимаем их образно. Во всем этом сказывается не только писательский талант Чехова, но и его видение мира, чеховское суждение о нем, человеческий талант писателя.

III. Объяснение нового материала.

1.Непроизводные предлоги.

Какую служебную часть речи больше употребляет А.П.Чехов? (Предлог.)

Похожи ли они на самостоятельные части речи?

Такие предлоги по происхождению называются непроизводными. Послушаем о них. (Непроизводные предлоги состоят из одного звука, одного слога, реже двух слогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через и некоторые другие. Непроизводные предлоги появились в глубокой древности, они утратили связь с теми знаменательными словами, от которых когда- то образовались.

Большинство непроизводных предлогов исторически связаны с приставками-омонимами, так как некогда предлоги активно участвовали в образовании новых слов. Во многих современных словосочетаниях предлогов с существительными предлог соответствует глагольной приставке: вдуматься в смысл, дочитать до конца, забежать за угол, списать с доски и т.д.)

Производные предлоги.

Есть и другая группа предлогов. Как называются такие предлоги и как они образуются? Найдите ответ в учебнике. (Чтение теории в учебнике русского языка на стр. 112.)

Производных предлогов гораздо больше в языке, чем непроизводных

Большая группа производных предлогов образуется

а) от наречий:

    наречия                                                     предлоги                                                  идти навстречу                 —                  идти навстречу другу

посмотреть вокруг          —             посмотреть вокруг себя

выступать против           —             выступать против грубости

б) от существительных:

существительные                                       предлоги

в течении реки                 —                         в течение урока

в продолжении фильма      —                    в продолжение урока                                        

в следствии по делу             —                  вследствие засухи

в) небольшая группа предлогов образуется от деепричастий:

деепричастие                                                 предлог                                                                

уходил, благодаря                    —                справились                                                                      за оказанную помощь,                        благодаря помощи друга                                    

                                                                                                                                                  Разряд предлогов активно пополняется в современном русском языке главным образом за счет наречий и существительных.

4.Физкультминутка под музыку.

5.Первичное закрепление изучаемого материала.

1.Запишите предложения под диктовку. Введите предлоги вследствие, в течение, в продолжение.

Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. (Вследствие.)

Сел он не только для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. (В течение, в продолжение.)

2.Запишите словосочетания: неизбежны при игре; неизбежны в течение игры; неизбежны в продолжение игры.

3.Составьте схему к словосочетаниям (краткое прил. + сущ. с предлогом).

4.Поставьте вопрос к зависимому слову.

Где мы проговариваем производный предлог? (В вопросе.)

5.Вывод: производный предлог может быть заменен другим производным предлогом или непроизводным. Производный предлог обязательно включается в падежный вопрос.

6.Самостоятельная работа.

1. Задание.

а)        Найдите предлоги и спишите в тетрадь (на оценку «3»);

б) спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания, выделите предлоги (на оценку «4»);

в) спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания, выделите предлоги; выделите орфограммы, которые пропущены, укажите производные и непроизводные предлоги (на оценку «5»),

На экран проецируется следующий текст.

Её в...дут все гурьбой и через какие (нибудь) пять м...нут мамина постель представля...т собой любопытн... зрелище. Спит Соня. Возле нее п...храпывает Алёша. Положив (на) их ноги гол... ву спят Гриша и Аня. Тут же, кстати, заодно пр...мостился и кухаркин сын Андрей. Возле них в...ляют...ся копейки пот...рявш...  св...ю силу впредь (до) новой игры.

2. Проверьте самостоятельную работу

(взаимопроверка с опорой на исходный текст).

7.Итоговая беседа.

Кто же из героев рассказа имел хорошее расположение духа? (Соня.)

Какие качества помогают человеку жить дружно с другими людьми? (Честность, общительность, уступчивость, доброжелательность, ...)

Запишите итог наших размышлений. (Такие качества как честность, общительность, уступчивость, доброжелательность в течение всей жизни помогают человеку жить дружно с другими людьми.)

Назовите найденные в тексте предлоги, определите, производные они или непроизводные.

8.Домашнее задание: прочитать по учебнику литературы рассказ Чехова «Хамелеон»,

Упр. 296—списать текст, выделить предлоги, обозначить производные и непроизводные предлоги—задание первого уровня сложности;

Упр. 296 — выполнить задание первого уровня + придумать и написать 1 предложение с производным и 1 предложение с непроизводным предлогом-второго уровня;

из текста рассказа Чехова «Хамелеон» выписать отрывок в 100 — 120 слов, обозначить производные и непроизводные предлоги — задание третьего уровня сложности.

9.Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам понравилось больше всего?

На какие разряды делятся предлоги по значению?

Какие предлоги называются непроизводными? Приведите примеры.

Чем отличаются производные предлоги от непроизводных?

Какие качества помогают нам жить во взаимопонимании с другими людьми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентации к элективному курсу "Уроки русской словесности" 9 класс

Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных с...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....