Главные вкладки

    Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"
    план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

    Цели урока:

    • Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них производят и какова их роль  в жизни человека.
    • Воспитательные: сформировать у учащихся уважительное отношение к  труду хлопкоробов, льноводов, ткачей, модельеров-художников, конструкторов, портных, воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности.
    • Развивающие: побудить у учащихся интерес к более широким знаниям о тканях, их свойствах, возможностях, требованиям,  предъявляемых к ним, областях применения.

    Оборудование и наглядные пособия:

              проектор, компьютер;

    коллекции с  волокнами  хлопка и льна;

     образцы тканей выполненных из хлопчатобумажных и льняных нитей.

    Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_materialnoy_tekhnologii_v_5_klasse_po_tem.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект

    открытого урока технологии в 5 классе

    по теме «Натуральные волокна растительного происхождения.

    Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон»

    Цели урока:

    • Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них производят и какова их роль  в жизни человека.
    • Воспитательные: сформировать у учащихся уважительное отношение к  труду хлопкоробов, льноводов, ткачей, модельеров-художников, конструкторов, портных, воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности.
    • Развивающие: побудить у учащихся интерес к более широким знаниям о тканях, их свойствах, возможностях, требованиям,  предъявляемых к ним, областях применения.

    Оборудование и наглядные пособия:

              проектор, компьютер;

    коллекции с  волокнами  хлопка и льна;

     образцы тканей выполненных из хлопчатобумажных и льняных нитей.

    Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Ход урока.

    I. Организация урока. Приветствие, проверка внешнего вида, контроль посещаемости урока, наличие у учащихся дневников, тетрадей, письменных принадлежностей. На доске написать дату, тему урока и  схему  по видам волокон.

    II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

    Учитель. Ткань окружает человека на протяжении всей его жизни. Человек приходит в этот мир и на него надевают одежду, и покидает его тоже облаченный в одежду. Исходя из вашего небольшого жизненного опыта, скажите, пожалуйста, что еще изготавливают из тканей?

    Ученицы. Шторы, постельное белье, столовое белье. Используют при производстве мебели, обуви, автомобилей. Картины рисуют на холстах, портфели, пеналы, туристические палатки, ленты и заколки для волос, ковры.

    Учитель. Молодцы, привели очень много примеров. А из чего же изготавливают ткани? Что лежит в основе при их производстве? В руках у меня кусочек ткани размером 15х15 сантиметров, я пытаюсь этот кусочек распустить на ваших глазах на ниточки, из которых он состоит, каждая распущенная нить очень сильно перекручена. Выпрямляя нить видно, что она состоит из очень тонких, мягких, легких, коротких волосков – которые, и называют волокнами.

    III. Изложение нового материала.

    1. Волокнами называются гибкие, тонкие и прочные тела, у которых длина во много раз превосходит их поперечные размеры. Текстильные волокна используют для изготовления пряжи, ниток, тканей. 

    Пряжей называются нити, образованные из волокон ограниченной длины, соединяемые в процессе прядения посредством скручивания.

    Из чего же образуются эти волокна?  Первыми рассмотрим волокна хлопка. Показываю картинку с изображением куста хлопчатника с нераспустившимися коробочками хлопка. На какое дерево по силуэту похож куст хлопчатника и его плоды?

    Ученицы. (Очень активно). На елку, а плоды на грецкие орехи.

    Учитель.  Спрашиваю у девочек, не жил ли кто-нибудь из них в республиках Средней Азии – Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Киргизии, южных районах Казахстана. Знакомы ли вам такие страны, как Индия (по фильмам), Пакистан, Египет (может кто-то там отдыхал). Часто ответы бывают положительными. Перечень этих стран не случаен. Именно в этих жарких странах выращивают хлопок, это очень теплолюбивое растение. Он играет важную роль в  экономике данных государств, поэтому у хлопка есть еще одно название - «белое золото».

    До революции  1917 года хлопок в Россию поставляли из Английских колоний, США, Египта.

    В изучении об этапах переработки волокон  хлопка нам поможет коллекция. Волокна созревают в коробочке («грецком орехе»), она раскрывается,   и из нее показываются белые или сероватые, очень тонкие, мягкие, легкие,   короткие, между собой сильно перепутанные волоски – это и есть волокна. Такие волокна называют хлопок – сырец. Они представлены в коллекции. Хлопок – тончайшие волокна, покрывающие семена хлопчатника. В каждой раскрывшейся коробочке  помимо семян, волокон находятся еще  сухие листочки, веточки, жучки, так называемые примеси. По массе собранного хлопка -  сырца семена составляют 60%, а волокна 40%, что говорит об их легкости. Длина и толщина волокон зависят от сорта хлопчатника.

    На что похож хлопок – сырец?

    Ученицы. На вату.

    Учитель. Правильно, и если кто-то из вас внимательно читал текст на упаковке, там пишут,  из чего сделана вата – из хлопка или  из синтетических волокон. Но с ними мы познакомимся в 8 классе.

    Весь  хлопок – сырец отправляют на хлопкоочистительные фабрики, где его очищают от примесей, извлекают семена и получают хлопок очищенный. Волокна в нем остаются между собой перепутанными.

    Далее хлопок – очищенный  разрыхляют  с помощью зубьев и игл разрыхлительной машины. Затем волокно пропускают через смесительные решетки и трепальные машины. Оттуда оно выходит в виде пласта, намотанного на скалку и называемого холстом или ваткой. Холст поступает на чесальные машины, имеющие металлические иглы в виде скобок. Здесь происходит разъединение клочков на отдельные волокна и их параллельное  распределение, получается неоднородная лента, которую называют чесальной. Она поступает на гребнечесальные машины, где волокна распрямляются и укладываются параллельно друг другу, получается однородная гребенная лента. В коллекции этот образец называется хлопок прочесанный.  

    Для получения пряжи хлопок прочесанный поступает на ленточные машины. Здесь производится выравнивание ленты по толщине. Затем  она поступает на ровничные машины, которые производят вытягивание ленты и незначительное закручивание с целью придания ей прочности. В  процессе этой работы получается  лента ровница. Она также представлена в коллекции. Ширина ровницы зависит оттого, какой толщины нить необходимо получить. Тонкую нить -  узкая ровница, толстую нить – широкая ровница.

    Ровница поступает на прядильные машины, на которых еще больше вытягивается, до нужной толщины, закручивается и получается окончательный продукт – пряжа. Ее сматывают на бобины. В коллекции представлены и пряжа, и нитки (заданной длины). Они идут на изготовление тканей на ткацких станках, путем переплетения нитей  между собой по определенным правилам. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.

    Ткань,  полученная из нитей природного цвета,  называется суровой. Суровую ткань отбеливают, улучшая качество, наносят рисунок или окрашивают в выбранный цвет. Ткань с печатным рисунком представлена в коллекции.

    Часть семян откладывают на посев будущего урожая, а из другой части получают хлопковое масло. Его используют в пищевой промышленности. Остатки от семян при получении масла, называемые жмыхом, богатые белками и жирами, отправляют на корм скоту.

    Из волокон хлопка вырабатывают нитки мулине для вышивки, нитки ирис, вату, «денежную бумагу» (на которой печатают деньги), мыло, глицерин (для медицинской промышленности), маргарин, майонез, хлопковый мед. Всего из волокон хлопка получают более 1200 наименований продуктов.

    Чтобы снять у учениц напряжение от большого потока новой информации  раздаю на каждый стол коллекции для просмотра и запоминания услышанного.

    После работы с коллекциями переходим на работу в тетрадях. Записываем  - дату, тему урока, для лучшего  усвоения и запоминания пишем этапы переработки волокон хлопка.

    Волокна – хлопок – сырец  - хлопок - очищенный – прочесанный – ровница – пряжа и нитки – ткань суровая – отбельная – гладкокрашеная,  или с печатным рисунком.  

    Новые слова. Хлопковое масло, жмых.

     Прочитав данные записи дома легко восстановить изученный материал.

    Волокна хлопка разобрали. У кого какие вопросы, кому и  что не понятно.

    Закрепим полученные знания ответами на вопросы.

    1.Какие волокна относятся к натуральным волокнам  растительного происхождения?

    2.Какие волокна называют хлопок – сырец?

    3.В какой части растения созревают волокна?

    4.Что находится в каждой раскрывшейся коробочке кроме волокон?

    5.От чего очищают хлопок – сырец?

    6.Опишите волокна по внешним признакам.

    7.От чего зависит ширина ровницы?

    8.Что получают из семян хлопка?

    9.Что такое жмых, где его используют?

    10.Перечислите продукты, получаемые из волокон хлопка, которые вы запомнили.

    Какие же ткани получают из хлопчатобумажных волокон – запишем их названия в тетрадь. Это – ситец, сатин, бязь, батист, бумазея, фланель,   вельвет, бархат, кружево, шитье, марля, трикотаж.

    Для ознакомления с записанными видами  тканей ученицам раздаются образцы всех этих тканей. Какие из представленных образцов  вам знакомы?

    Ученицы. Показывают образцы и говорят, какие изделия из таких тканей они видели в готовом виде.

                        Вельвет – из него шьют брюки, юбки.

                       Фланель – халаты, пеленки, пижамы.

                        Батист – тонкий, как носовые платочки, летние блузки.                  

                        Кружево – летние блузки и сарафаны.

                        Марля – чрез нее гладят юбки и брюки.

                        Трикотаж –  маечки, футболки, ползунки, кофточки для малышей,  топы.  

    Учитель.  Некоторые ткани у учениц вызвали затруднения – бумазея, шитье, бархат на хлопчатобумажной основе.

    2.Учитель.

     Рассмотрим с вами второй вид натуральных волокон растительного происхождения – лен.

    В мире возделывают 2 сорта льна.

    1.Лен – кудряш (идет на производство льняного  масла). 

    2.Лен – долгунец (идет на производство льняных  тканей).

         Искусство возделывания льна зародилось почти 9 тысяч лет назад в горных областях Индии, здесь впервые стали изготавливать льняные ткани. Лен был известен в Ассирии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принес в дар Афине Родосской льняную ткань,  каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась на вес золота: на одной чаше весов ткань, на другой – золотые монетки или слитки.

          Лен считался символом чистоты, света, верности.  Египетские жрецы носили одежды только  изо льна. Белые льняные облачения считались обязательными для верховных жрецов и первосвященников всех восточных культов, а потом и христианства.

          В Древней Греции  высоко ценили «белые, отделанные пурпуром», как писал Геродот, одежды из льняных тканей.

         Как былинка с голубыми цветами попала на русскую землю? Культура возделывания льна идет от скифов. Арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествовавший в начал  X века по территории нынешнего Поволжья, отмечал красоту белой одежды славян, сшитой из вытканного ими полотна местного происхождения. О размерах производства льняного полотна в пору становления Руси можно судить по описанию исторического похода Олега на Царьград в 907 году. Князь оснастил небывалую по тем временам армаду, состоящую из 2 тысяч парусных кораблей. Чтобы сшить такое количество парусов, требовалось немало добротного льняного полотна.

         Лен на Руси исстари был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, медом и воском изделия изо льна продавали на торгу, сбывали за границу. Лен становится ценнейшей экспортной культурой, а Россия – монополистом в мировой торговле льна.

         Мумии египетских фараонов, найденные в гробницах -  саркофагах  были забинтованы в тончайшие льняные ткани высокого качества, удивительной прочности и уцелели до наших дней. В составе льняного волокна есть элемент кремнезем, предохраняющий его от процессов гниения. Свидетельство тому и древнейшие рукописи, книги, написанные на бумаге, полученной из  льняного сырья. Знаменитая «Льняная книги», крупнейший летописный памятник этрусков, написана на льняной ткани еще в VII веке до нашей эры.  

           В народе говорят: «Каково волокно, таково и полотно». Льняные волокна очень разные. Из них изготавливают как грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, так и тончайший батист, удивительные, почти невесомые кружева -  блонды.

          Льняное волокно используют в резиновой, обувной и других отраслях промышленности. Льняное масло относится к категории высыхающих, тех которые твердеют на воздухе, а потому необходим для изготовления, олифы, лаков, красок. Его используют в пищевой, мыловаренной, бумажной, резиновой промышленности. Без него не сделать ни клеенки, ни линолеума, ни непромокаемого плаща.

         Лен – долгунец входит в число 200 растений, из которых изготавливают  лекарственные препараты.

         Лен еще называют «северным шелком», который одевает, кормит, лечит.

                 

             Лен растение, которое выращивают в средней полосе России -  это  Костромская, Ярославская области, Поволжье. Ему не нужен жаркий климат, он хорошо переносит легкие заморозки. Созревшие волокна, извлеченные из растения, называют трестой. А часть растения,  в которой они находились – соломой.

    3.Самостоятельное изучение волокон льна по коллекции.

      Ученицы получают задание самостоятельно рассмотреть волокна льна и описать их устно по внешним признакам (цвет, длина, мягкость, извитость, легкость, спутанность между собой).  Похожи ли они на волокна хлопка? В чем отличия?  Есть ли у них одинаковые с хлопком этапы переработки? Назовите их. Какой продукт получают из семян льна? Как он называется? Какие этапы переработки вам не знакомы? Как вы думаете, в  какой части растения созревают волокна льна? Одинаковы ли по внешним признакам растения, в которых созревают волокна льна и хлопка? Чем они отличаются (силуэтом, цветами, листьями)?

    Ученицы. (Отвечают очень активно).  Самостоятельно рассмотрев  коллекции,  рассказывают о волокнах льна.

    Учитель

    Ученицы

    1.

    Опишите волокна льна по внешним признакам.

    Серого цвета, длинные, жесткие, прямые, тяжеловатые, между собой склеенные.

    2.

    Отличия от волокон хлопка.

    Прямые, темнее по цвету, не перепутанные между собой, толще, а значит и тяжелее, длиннее.

    3.

    В какой части растения созревают волокна?

    В стебле.

    4.

    Перечислите одинаковые этапы переработки волокон.

    Лен чесанный, ровница, пряжа и нитки.

    5.

    Какие этапы переработки волокон вам были не знакомы?

    Лен мятый,  трепаный.

    6.

    Как называется масло, полученное из семян льна?

    Льняное.

    7.

    Что образуется из семян при получении масла?

    Жмых.

    8.

    Чем богат жмых?

    Белками и жирами.

    9.

    Как называют ткань природного цвета?

    Суровая.

    10.

    Какие продукты, полученные при переработке волокон льна, вам запомнились?

    Пакля, костроплиты.

    11.

    Приходилось ли вам видеть, где применяют паклю?

    При строительстве бань, протыкают щели.

    Учитель. В своих ответах вы говорили, что вам не знакомы такие этапы переработки волокон как лен мятый и лен трепаный. Работая с коллекциями,  вы обратили внимание, что волокна льна, извлеченные из стебля,  между собой склеенные. Что  бы разрушить эту клейковину волокна льна мнут, а потом треплют на       специальных аппаратах. Представьте себе, что вы разлили клей на лист бумаги тонким слоем, и он у вас засох. Что произойдет с этой пленкой клея, если  лист смять в руках?

    Ученицы. Клей потрескается.

    Учитель.  А если этим  листом помахать?

    Ученицы. Тогда клей начнет осыпаться.

    Учитель. Правильно, вот и склеенные волокна льна сначала мнут, а потом треплют и  таким образом освобождают их от клейковины, делая волокна, свободными друг от друга.

    Запишем в тетрадях названия тканей изо льна – мешковина, брезент, бортовка, холст, лен столовый (для пошива скатертей и салфеток), лен постельный (для пошива постельного белья),  лен платьевый, гобелен, портьерные ткани.

    Помимо тканей изо льна изготавливают веревки, особо тонкую сигаретную бумагу.

    Раздаю ученицам образцы льняных тканей – посмотреть, потрогать на ощупь. Со многими из них они всречались в жизни,  но не знали, из чего получены эти ткани, теперь этого пробела в знаниях нет.

    Мы с вами закончили знакомство с волокнами льна, у кого какие вопросы, кому,  что не понятно – спрашивайте.

    Ученицы. Все понятно, вопросов нет.

    Важно. Что хотелось бы сказать вам в конце изучения сегодняшней темы. Так как  волокна хлопка и льна состоят  из растительных  клеток, то они очень хорошо горят, запах при горении напоминает запах горящей бумаги, а после сгорания остается очень легкий пепел светло серого цжигаю волокна хлопка и льна). Ни какие другие волокно так  не горят. Таким способом можно определить состав ткани.

    IV. Подведение итогов урока.

     Работали на уроке  очень активно, с интересом, в хорошем темпе. Прекрасно отвечали на вопросы по закреплению нового материала. Особо отличившимся поставлю отличные оценки (называю фамилии учениц).

     Домашнее задание.   Ознакомившись с образцами и ассортиментом хлопчатобумажных тканей оформить в   альбоме лист №1 с их видами. Ознакомившись с образцами и ассортиментом льняных тканей   оформить в альбоме лист №2 с  их видами. К следующему уроку прочитать все записи в тетрадях.

    Урок закончен, всем спасибо и до свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"

    Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...

    Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

    Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

    Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"

    На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон;  издел...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и подростковую психику»

    Методическая разработка внеклассного мероприятия предусмотрена для студентов и их родителей. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и подростковую психику...

    Методическая разработка урока технологии 5 класса "Лоскутное шитье".

    Технологическая карта урока технологии 5 класс. "Лоскутное шитье".Технологическая карта , представленная в виде таблицы, содержит основные этапы урока: актуализация знаний и постановка цели ...

    Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

    Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

    Методическая разработка урока технологии в 5 классе для слабослышащих обучающихся по теме "Свойства текстильных материалов растительно происхождения"

    Методическая разработка урока технологии в 5 классе для слабослышащих обучающихся по теме "Свойства текстильных материалов растительно происхождения". Разработка выполнена в соответствии с т...