Методическая разработка урока технологии в 5 классе для слабослышащих обучающихся по теме "Свойства текстильных материалов растительно происхождения"
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Тимкина Марина Борисовна

Методическая разработка урока технологии в 5 классе для слабослышащих обучающихся по теме "Свойства текстильных материалов растительно происхождения". Разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту с приложениями, презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

учитель

Тимкина М.Б.

дата

00.00.20

класс

5

Раздел

Создание изделий из текстильных материалов

Тема

Свойства текстильных материалов.

Практическая работа «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели

Образовательные: сформировать представление обучающихся о свойствах текстильных волокон растительного происхождения; сделать вывод, как знания свойств текстильных материалов применяются в быту; формировать у обучающихся навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении ПР и навыки по организации рабочего места

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, помочь распознавать и выделять главное в источнике информации, способствовать развитию взаимооценки, самопроверки и самооценки результатов своей деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Воспитательные: содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы; воспитывать у обучающихся чувство ответственности, прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки культуры труда.

Коррекционные: контроль за произношением обучающихся в соответствии с их индивидуальными произносительными возможностями; развитие слухового и слухо-зрительного восприятия речи обучающихся; способствование дифференциации произношения обучающимися дежурного звука.

Планируемые результаты

Предметные:  знание: о свойствах текстильных материалов, свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

умения: определять  по свойствам тканей вид тканей

Личностные: проявление познавательного интереса и активности; проявление -технологического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество свой деятельности

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умение делать выводы, прогнозировать

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлекчия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

Виды деятельности

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и  систематизации изучаемого предметного содержания. Актуализация знаний: проверка домашнего задания. Формулирование цели урока, определение тематики новых знаний. Актуализация знаний по изучамой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала Практическая работа: «Изучение свойств тканей из хлопка и льна».  Контроль усвоения знаний. Определение дифференцированного домашнего задания. Рефлексия

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, документ-камера

Учебник Н.В.Синица, НВ Симоненко 5класс, Презентация по теме урока.

Образцы тканей, карточки, инструкционные карты

Оборудование для ЛПР :  образцы различных тканей из хлопка и льна; ножницы; лупа; блюдце или кювета с водой; тигель для поджигания нитей.

Для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь,

Дежурный звук, ф/з

«С» Будем говорить хорошо все звуки и особенно звук С

Словарь

Физические, эргономические, эстетические и технологические свойства тканей; хлопчатобумажные и льняные ткани

Индивидуальная работа

Ученица1. – работа в паре, или с помощью учителя

Д/з

§17  учить опорные понятия

Выписать виды тканей

СЦЕНАРИЙ УРОКА:

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация  

к учебной деятельности

Организует начало урока:

 Здравствуйте, начинаем урок?

- Ребята, все готовы к уроку? Какой сейчас урок?

Рабочее место у вашего соседа подготовлено?

- Какой дежурный звук? Будем говорить хорошо все звуки и особенно звук С

Позитив-слайд.  Желаю, чтобы на этом уроке вам было интересно научиться новому.

Воспринимают речь учителя.

Самоконтроль

взаимоконтроль

Актуализация знаний

Вопросы о пройденном учебном материале.

Устное повторение за экраном

[Продолжите фразу:

Текстильные волокна делят на …

(натуральные и химические)

Натуральные текстильные волокна делят на волокна … происхождения (растительного и животного)

Какие вы знаете текстильные волокна растительного происхождения? (хлопок, лён) ]

Задание. Определить долевую нить (образцы тканей)

 (взаимопроверка)

Консультирует, предлагает оценить ответы

Воспринимают речь учителя на слух

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Взаимопроверка

Взаимооценивание

Целеполагание, постановка проблемы

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Задание для решения которого не достаточно имеющихся умений.

Куртка от дождя, зимняя куртка, летнее платье, столовое белье.  Какую ткань выбрать?

Изготовить швейное изделие: летняя юбка, скатерть.

Охарактеризуйте ткань на ощупь и (ткани из хлопка, из льна).

Узнаем, научимся, сможем

мы узнаем:

- каким свойствами обладают текстильные волокна растительного происхождения;

мы научимся:

- характеризовать особенности текстильных материалов, получаемых из волокон растительного происхождения;

мы сможем:

- исследовать и сравнивать свойства льняной и хлопчатобумажной тканей.

Прием «Фэшбун»

Цель (что?) – свойства

Как? (учебник, интернет, исследование)

Факты:

Вывод:

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Обучающиеся формулируют тему и цель

Планирование путей достижения намеченной цели.

Выявление места и причины затруднений

Построение проекта выхода из затруднения

Работа с учебником

Стр.106 сравнительная характеристика растительных волокон (самостоятельно)

самопроверка по эталону

Задание.Стр.106 последний абзац. Прочти выпиши положительные, отрицательные свойства растительных волокон. Сравни с эталоном (приложение)

Предлагает выбрать форму работы(индивидуально, в паре)

+

-

Прочность

Гигроскопичность

воздухопроницаемость

Приятны для тела

Сминаемость (мнутся)

Усадка (при стирке в горячей воде)

Свойства каких тканей будем изучать?

Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Организация познавательной деятельности.

Формирование у обучающихся умений структурировать изучаемый материал.

Прием «кластер»

Дополняет и расширяет знания учащихся          о свойствах текстильных волокон

Предлагает проанализировать информацию и выделить свойства текстильных материалов из натурального волокна, которые необходимо учитывать при раскрое изделия.

 Назовите общие недостатки хлопка и льна. Перечислите технологические свойства текстильных материалов.

(письменно)

Проведи исследование образцов ткани, заполни таблицу в соответствии с критериями, сделай вывод.

Работа с учебником.

Выполняют задания

Самопроверка по эталону.самооценка Взаимопроверка.

Анализ информации, формулирование выводов исследования

Лабораторно-практическая деятельность

Комплексное применение знаний и способов действий. Выполнение практической работы

Организует деятельность обучающихся по применению знаний и умений.

Напоминает технику безопасности при проведении ЛПР, организация рабочего места.

Оценка деятельностного компонента: результата выполненного процесса (определить ткань для юбки, для столового белья, исходя из результатов исследования свойств образцов)

Взаимоконтроль организации рабочего места и ТБ

Выполняют практическую работу

Оценивают по критериям

(самопроверка, взаимопроверка)

Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

Предлагает:

Повторить свойства ткани из натуральных волокон, значение: шитьё, глажка, стирка

Отвечают, закрепляют знания

Дифференцированное домашнее задание, уборка помещения

Проводит инструктаж дифференцированного домашнего задания.

Уборка рабочих мест

Фиксируют домашнее задание в дневник. Убирают рабочее место

Рефлексия (подведение итогов урока)

Предлагает подумать: Достигнута ли цель практической работы? Что нового вы узнали?

- Что было для вас трудным? Как эти знания и умения пригодятся в вашей дальнейшей жизни?

-Дайте оценку своей работе на уроке.

Диагностируется умение рефлексии.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Критерии

Оценка за урок суммируется из накопленных баллов:

Правильные ответы на повторение – 1- 2 балла

Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований – 1 – 2 балла.

ЛПР – 2 балла,

П/Р– 3 балла

Если отвечать на дополнительные вопросы (1 ответ – 1 балл).

7-9 баллов оценка «5»;  5-6 баллов оценка «4»; 2- 4 балла  оценка «3» .

Термины

ЛПР

ПР

ТБ и ОРМ

Дополнительно

1-2

3

2

1-2

1

Актуализация

Текстильные материалы растительного происхождения

1.Определите, на каких изображениях объекты, которые дают волокна растительного происхождения, а какие животного? Распределите картинки по соответствующим группам. (Слайд 6)

2.Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Волокна  белого, кремового, бежевого цвета, длиной от 6 до 52 мм, легко сцепляются между собой, распрямляются при вытягивании и хорошо поддаются закручиванию.

Волокна  от светло-серого до темно-серого цвета с блеском длиной от 60 до 100 см гладкие, прямые.

3.Выделите цветом правильные ответы.
Какие бывают волокна?

Натуральные волокна – это волокна, которые нам даёт природа.

Волокна животного происхождения – это искусственные волокна.

Волокна хлопка получают путём переработки листвы.

Волокна льна получают путём переработки стебля.

4.Подчеркните признаки, по которым можно отличить лицевую сторону от изнаночной.

По кромке

По ворсу

По размеру

По поверхности

По волокну

По блеску

По назначению

По печатному рисунку

Первичная проверка понимания

Ответьте на вопросы, чтобы увидеть положительные качества тканей из волокон растительного происхождения.

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

Гигроскопичные

1.

Свойства волокон влияют на свойства готового материала.

Ответ:

2.

Свойства волокон влияют на технологический процесс переработки их в пряжу.

Ответ:

3.

Чем толще волокна, тем более тонкую, равномерную и прочную пряжу можно из них выработать.

Ответ:

4.

Из тонкой пряжи можно выработать тонкие и лёгкие ткани и трикотажные изделия.

Ответ:

Приложения

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/751940/pub_5c1cf6b90df9c100aafd3676_5c1cf87202770100aebe57e8/scale_1200 https://st3.depositphotos.com/2019997/17442/i/950/depositphotos_174423738-stock-photo-fabric-composition-label.jpg https://vsezdorovo.com/wp-content/uploads/user_uploads/2012/07/451/1___eev6mzgs6rmpoi2t864j.jpg

 ярлыки        

Объясни информацию, зашифрованную в словах и значках

Задание 1

Работа с учебником

Стр.106 сравнительная характеристика растительных волокон (самостоятельно)

ХЛОПОК

ЛЁН

Семенное волокно

Лубяное волокно

 Россия

не выращивают

Почему?

не хватает тепла

Выращивают издревле

Цвет:  белый слегка кремовый.

Короткие

Тонкие

Пушистые

мягкие

Цвет:  серый, характерный блеск

Длинные

Прямые

Жёсткие

прочные

горение

Запах жжёной бумаги, серый пепел

Приложение 2

Стр.106 последний абзац. Прочти выпиши положительные, отрицательные свойства растительных волокон. Сравни с эталоном (в паре)

+

-

Прочность

Гигроскопичность

Воздухопроницаемость

Приятны для тела

Сминаемость (мнутся)

Усадка (при стирке в горячей воде)

эталон

Определение хлопчатобумажных и льняных тканей

 (по внешнему виду, по разрыву, на ощупь.)

При шитье изделий надо уметь отличать хлопчатобумажные ткани от льняных.

Определить их можно по признакам:

  1. По внешнему виду. 

Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

шероховатая

гладкая

не имеет блеска

блестящая

нити тонкие, одинаковой толщины.

Нити толстые, неравномерной толщины

  1. На ощупь.

Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

Мягкая

Жёсткая

Кажется тёплой

прохладная

При растяжении по основе почти не тянутся

При растяжении по основе почти не тянутся

По утку даёт растяжение

По утку почти не тянется

  1. По разрыву.

Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

Легко рвётся по основе, по утку

Рвётся с трудом

На разрыве комочек тонких пушистых волокон - ватка

На разрыве пучок прямых волокон - кисточка

Начерти таблицу и заполни

Признаки тканей

Ткани

Слова для ответа

хлопчатобумажные

льняные

Блеск

Блестящие

Матовые

Толщина нитей

Равномерная

Неравномерная

Мягкость

Мягкие

Жёсткие

Гладкость поверхности

Гладкая

Шероховатая

Прочность на разрыв

Прочные.

Менее прочные

Обрыв нити

В виде ватки

В виде кисточки

Положительные и отрицательные качества хлопчатобумажных и льняных тканей и их применение

Ткани

Положительные качества

Отрицательные качества

Применение

Хлопчатобумажные

Значительная прочность, легко впитывают влагу, быстро высыхают, легко стираются, гладятся, красивы и удобны в носке

При стирке садятся (уменьшаются) по нити основы, сильно сминаемы

Постельное бельё, бытовая одежда

Льняные

Очень прочные, хорошо впитывают влагу

Сильно сминаются, осыпаются, сильно садятся при стирке

Постельное бельё, столовое бельё, бытовая одежда

                                                       Инструкционная карточка-задание  

Лабораторно-практическая работа № 1

«Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

Оборудование:  образцы различных тканей из хлопка и льна; ножницы; лупа; блюдце или кювета с водой; тигель для поджигания нитей.

План работы:

Изучи инструкцию!

  1. Рассмотри образцы тканей. Определи льняные и хлопчатобумажные ткани по внешнему виду.
  2. Определи на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца (гладкая/ шероховатая, мягкая/грубая).
  3. На каждом образце сделай надрез и разорви ткань. Определи льняные и хлопчатобумажные ткани по их прочности (рвётся легко /рвётся с трудом).
  4. От каждого образца отдели по одной нити. Разорви их поочерёдно. Рассмотри, как выглядит разрыв через лупу (ватка, кисточка)
  5. Определи сминаемость образцов: зажми каждый из них в кулаке, подержи так 30 секунд, а затем раскрой ладонь
  6. Вынь нить из каждого образца с помощью учителя подожги в тигле. Проанализируй вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.
  7. Сделайте выводы. Оформи результаты исследований в таблицу.

Приложение 3

Базовые символыWaschen.svgСтиркаTrocknen.svgСушкаBügeln.svgГлажкаBleichen.svgОтбеливаниеProfessionelle reinigung.svgПрофессиональная чистка

Базовые символы

Waschen.svg

Стирка

Trocknen.svg

Сушка

Bügeln.svg

Глажка

Bleichen.svg

Отбеливание

Professionelle reinigung.svg

Профессиональная чистка

символ

Температура,о С

волокнистый состав ткани (англ.)

1

до 110

химические волокна   (nilon)

2

••

до 150

шёлк/шерсть   (silk|wool)

3

•••

до 200

хлопок/лён      (cotton|linen)

ЛЁН

ХЛОПОК

+

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по технологии (5 класс) по теме: Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации

Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме «Правописание -Ы-И- после –Ц-»...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...

Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме  "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....

Методическая разработка урока технологии 5 класса "Лоскутное шитье".

Технологическая карта урока технологии 5 класс. "Лоскутное шитье".Технологическая карта , представленная в виде таблицы, содержит основные этапы урока: актуализация знаний и постановка цели ...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...