Методическая разработка урока технологии 5 класса "Лоскутное шитье".
методическая разработка по технологии (5 класс)

Толстихина Вера Ивановна

Технологическая карта урока технологии 5 класс. "Лоскутное шитье".

Технологическая карта , представленная в виде таблицы, содержит основные этапы урока: актуализация знаний и постановка цели урока; изучение нового материала. первичное закрепление знаний, самостоятельная работа; подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Толстихина Вера Ивановна

Предмет

Технология

Класс

5

УМК

Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Технология ведения дома».

Тема урока

Лоскутное шитье

Тип урока

Комбинированный

Технологии:

Информационно – коммуникационная технология. Развивающего и личностно ориентированного  обучения, проектной деятельности.

Цель урока

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с лоскутным шитьем как видом декоративно – прикладного искусства, технологией создания лоскутного верха, аппликацией, стежкой и обработкой срезов лоскутного изделия, приобретению умений выполнять несложные лоскутные  изделия.

Планируемые результаты

Метапредметные  УУД: Соблюдение норм и правил безопасности  познавательно – трудовой деятельности.

Согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с другими ее участниками.

Предметные УУД: дизайнерское проектирование изделия, документирование результатов труда и проектной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

Планирование  технологического процесса и процесса труда. Подбор и применение материалов, инструментов и оборудования в технологическом процессе.

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами.

Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.

Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом эргономики и научной организации труда.

Личностные УУД:  Реализация творческих способностей, эстетического вкуса, аккуратности и внимательности в работе.

Осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность.

Развитие речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

Коммуникативные УУД: умения работать в команде, учитывать позицию других людей. Организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения.

Регулятивные УУД: Самоорганизация  учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, рефлексия).

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать понятие о новом виде рукоделия, его истории.

Научить выбирать орнаменты для различных проектных изделий, рационально использовать отходы ткани.

  Закрепить и развить знания для работы над проектом.

Развивающие: активизировать познавательную активность.

Развивать  сенсорные навыки  (умение определять признаки и свойства материалов по фактуре, цвету, качеству).

Развивать творческие способности, художественное воображение, креативное мышление, внимательность.

Развивать навыки правильной организации рабочего места.

Воспитательные:  Воспитывать  самостоятельность и желание к самореализации, уважение к семейным ценностям;

воспитывать ответственность за свою работу; бережное отношение к материалам и желания изготавливать вещи своими руками.

Методы:

Проблемно – поисковый

Форма организации познавательной деятельности учащихся:

Беседа  с использованием проблемных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация изделий, показ приёмов соединения деталей  в лоскутном изделии; самостоятельная работа; практическая работа.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, история, информационные технологии, черчение, математика.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое учебное оборудование

Для учителя: рабочая программа,  презентация «Лоскутное шитьё», ПК (подключенный к сети Интернет), инструкционные карты, журналы мод, учебник «Технология» (стр. 170 – 177)

Для  учащихся: образцы готовых изделий в технике «пэчворк», шаблоны для раскроя элементов орнамента,  рабочая тетрадь, линейка, ножницы, карандаш, мел, ластик, лоскуты набивной и гладкокрашеной хлопчатобумажной  ткани, портновские булавки, иглы, наперсток, игольница.

Структура и ход урока

Этапы урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний, постановка темы и целей урока

Создает эмоциональный настрой на урок.

Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам…

1. Что в старину заставляло женщин заниматься лоскутным шитьём?

2. Почему этот вид декоративно – прикладного творчества привлекателен и в наше время?

3. Какие узоры лоскутного шитья вам известны?

Обобщает результаты эвристической беседы.

Подводит учащихся к определению темы и целей урока.

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Согласовывают тему урока с учителем.

Составляют план достижения целей урока.

Познавательные: Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений.

Регулятивные: Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой.

Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом.

1. Объясните значение понятия «лоскутное шитьё».

2. Рассмотрите образцы изделий, выполненных в лоскутной технике. Что их объединяет, чем они различаются?

3. Перечислите последовательность действий при изготовлении лоскутного изделия на примере конкретного  образца.

4. Для чего и каким образом выполняют выстёгивание лоскутного изделия?

Проводит обобщение полученной информации.

Предлагает выполнить задание 27 п.1 и п.1 и 2 задания 28 в рабочей тетради.

Создать в рабочей тетради композицию лоскутного шитья из двух, трёх, и четырех цветов.

Предлагает выполнить практическую работу №16 «Изготовление образцов лоскутных узоров».

Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.

Подводит итоги выполненной работы.

Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах.

Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, Интернет-ресурсов).

Представляют сведения о полученной информации.

Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.

Выполняют задания 27 и 28 в рабочей тетради.

Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами.

Выполняют практическую работу №16.

Анализируют, оценивают результаты выполненной работы.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рисунке 115 – 121 учебника.

Регулятивные:  Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических  работ

Коммуникативные: Строить продуктивное взаимодействие  со сверстниками и учителем.

Личностные: Понимать границы собственного знания и незнания.

Физкультминутка.

Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления учащихся.

Выполняют физические упражнения.

Личностные:

Формирование  ценности здорового образа жизни.

Подведение итогов уроков и рефлексия, домашнее задание.

Организует рефлексию по вопросам:

  • Какой формы лоскуты традиционны для лоскутной техники?
  • Зачем нужно выстирать ткань перед лоскутным шитьём?
  • Какие ручные стежки  применяют для соединения лоскутов вручную?
  • Как соединяют детали изделия на швейной машине?

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках.

Предлагает варианты домашнего задания:

1) ответить на вопросы стр. 172; 177.

2) выполнить образец лоскутного узора «шахматная»;

3) попробуй разработать свой узор для лоскутного изделия.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Осуществляют самоконтроль сформированности  знаний:

выполняют задание №4 в рабочей тетради.

Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: умения делать выводы. Анализ.

Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые  приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Личностные: Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии

Декоративно-прикладное творчество не оставляет равнодушным. Мережка - народное ремесло снова входит в самые современные тенденции моды....

Методическая разработка урока технологии в 6 классе по теме: Конструирование юбки."

Разработка урока  для 6 класса по теме "Конструирование юбки"...

Методическая разработка урока технологии в 8 классе. Тема:"Чтение и выполнение чертежей деталей, состоящих из геометрических тел".

Представлен план-конспект обобщающего урока по программе Ботвиникова А.Д. и др "Черчение" 8 класс по разделу "Чтение и выполнение чертежей".Целью урока является закрепление знаний, умений и навыков по...

Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме  "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....

Методическая разработка урока технологии на тему "Художественные ремёсла. Лоскутное шитье" 5 класс

Интегрированный урок (технология и изобразительное искусство) при изучении раздела "Художественные ремесла" в 5 классе....

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...