Методическая разработка урока технологии
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Декоративно-прикладное творчество не оставляет равнодушным. Мережка - народное ремесло снова входит в самые современные тенденции моды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya._doc.zip26.6 КБ

Предварительный просмотр:

         

206 – 702 – 875   Гапонова Наталья Михайловна

               

 

Методическая  разработка  урока  технологии   для  учащихся  7  класса.

«Технология  выполнение  односторонней  мережки».

«Через  красивое – к  человечному –

такова  закономерность  воспитания».

В.А. Сухомлинский.

Цели  урока:    

Образовательная:

  1. Обучить  традиционным  приёмам  выполнения односторонней  мережки.
  2. Дать  необходимые  знания  о  многообразии  простых  мережек.

Развивающая:

  1. Содействовать  развитию  эстетического  восприятия,   на  народных  традициях  воспитывать  чувство  уважения  к  обычаям  своего  народа.
  2. Совершенствование  навыков  работы  с  различными  материалами,  приобретённых  в  процессе  обучения.  

Воспитательная:

  1. Воспитывать   аккуратность  и  внимательность  при  выполнении  работы,  развивать  наблюдательность  и  глазомер.
  2. Воспитывать  интерес  к  художественным  ремёслам,  народным  традициям,  духовным  ценностям.  

Учебно – наглядные  пособия:

  1. Инструкционная  карта:  «Этапы  выполнения  мережки».
  2. Готовые  образцы  мережек,  выполненные  на  ткани.
  3. Образцы  тканей  и  нитей,  используемых  для  выполнения  мережек.
  4. Современные  изделия,  украшенные  мережкой.

Формы  обучения:  фронтальная  и  индивидуальная.

Методы  обучения:  рассказ  учителя,  наглядность,  выполнение  мережки  образцу  и  инструкционной  карте  «Этапы  выполнения  мережки»,  обобщение  и  закрепление  полученных  знаний  в  форме  ответов  на  вопросы.

Тип  урока:  получение  новых  знаний,  систематизация  полученных  навыков  и  умений    работы  с  ножницами,  иглой.

Ход  урока.

  1. Организационный  момент  (1 мин.)                                                                                Проверка  готовности  кабинета  к  уроку  и  присутствия  учащихся.

  1. Вводный  инструктаж  (39 мин.)                                                                                                              
  1. Сообщение  темы  и  целей  урока.  Запись  темы  урока  в  тетрадь.
  2. Объяснение  нового  материала:

2.1.  Словарная  работа    (в  тетрадь).  [3]

Мережка –   прозрачная  вышивка – основана  на  выдёргивании  нитей  в  одном  направлении.

Мулине – высококачественные  хлопчатобумажные  нитки  в  6  сложений.

Пяльца -  приспособление  для  натягивания  и  удерживания  ткани,  предохраняющее  её  от  деформации.

2.2  Рассказ  о  происхождении  и  назначении  мережек.  [4]

        Мережка  относится  к  строчным  видам  вышивки и,  как  и  вышивка  является  одним  из  древнейших  видов  рукоделия.  В  античные  времена  мережкой  украшали  в  основном   ритуальные  костюмы.  Позднее  она  стала  использоваться  для  отделок  бытовых  и  национальных  костюмов  многими  европейскими  народами:  Югославии.  Венгрии,  Словакии,  Дании,  Германии,  Италии.

206 – 702 – 875   Гапонова Наталья Михайловна

        

У  нас,  в  России,  прозрачное  вышивание  по  полотну  известно  очень  давно.  В  России  мережкой  украшали  рубашки,  головные  уборы,  передники,  занавески,  полотенца  и  т. д.  Особенно  ценились  те  работы,  которые  вышивались  разноцветным  тончайшим  шёлком,  серебром  и  золотом.

        В  настоящее  время  этот  вид  ажурной  вышивки  не  забыт  и  пользуется  большим  успехом.  Мережкой  отделывают  постельные  и  столовые  принадлежности,  одежду,  при  этом  она  часто  используется  в  сочетании  с  различными  видами  вышивок.  Этот  вид  рукоделия  практичен,  красив,  доступен  каждому  и  не  требует  больших  затрат  времени  и  материалов.

2.3.  Знакомство   с  видами  простых  мережек  с  помощью  инструкционной  карты  и  готовых  образцов.  [2]

  1. Односторонняя  мережка -  это  обработка  одной  стороны  полоски  с  выдернутыми  нитями.  Обычно  используются  при  обработке  края  изделий:  полотенец, скатертей, салфеток.  На  образце  № 1 можно  увидеть,  как  выглядит  эта  мережка.
  2. Второй  образец  нам  расскажет  о  двухсторонней  мережке – это  образование  2-х  параллельных  сторон  с  выдернутыми  нитями. Существует  два  способа  выполнения  этой  мережки  (см. образец № 2).

1 способ:  мережка  столбиками  (см.  образец  № 2).

2 способ:  мережка  в  раскол (см.  образец №3),  которая  выполняется   в  шахматном  порядке.  Эта  мережка  часто  применяется  как  подготовительная  для  более  сложных  видов.

  1. Следующий  вид  мережки,  с  которым  нам  предстоит  познакомиться – двухсторонняя  мережка  с  перестановкой  столбиков  (см.  образец №4).  Это  украшающая  мережка,  такие  мережки  могут  по-разному   перевиваться   между  собой,  но  вначале  работы  обязательно  делают  подготовительную  двухстороннюю  мережку  столбиками.  На  третьем  образце  представлено  несколько  вариантов  такой  мережки.  Вариантов  может  быть  гораздо  больше,  это  зависит  от  фантазии  вышивальщицы.
  2. На  пятом  образце  мы  рассматриваем  составную  мережку – это  несколько  отдельных  мережек  с  промежутками  из  ткани  с не выдернутыми  нитями  (см.  образец №5).  Эти  промежутки  можно  оставить  «чистыми»,  а  можно  украсить  любой  вышивкой.  Составные  мережки  хороши  для  всевозможных  отделок.  Их  можно  придумать  самим,  пользуясь  различными  знакомыми  мережками.
  3. Последний  вид  мережки,  с  которым  мы  сегодня  знакомимся – мережки  с  узелками – это  соединение  узелком  перевитой  цепочки  из  нескольких  групп  нитей  и  столбиков  (см.  образец №6).  Для  таких  мережек  можно  сделать  подготовительную  двухстороннюю  мережку  столбиками,  а  можно  сразу же  выполнять  украшающую вышивку.  На  пятом  образце,  можно  увидеть,  какие  бывают  разнообразные  мережки  с  узелками.  

2.4.  Ткани  и нити   для  выполнения  мережки.  [4]

        Так  как  мережка  выполняется  по  выдернутым  нитям,  то  ткань  надо  выбирать  с  равномерным  переплетением  и  ровной  нитью.

Ткани,  используемые  для  выполнения  мережек:  льняная,  полульняная,  батист,  рогожка,  вышивальная  ткань  типа  канвы.  (Записать  в  тетрадь). Внешний  вид этих тканей  можно  рассмотреть  на  наглядном  пособии  «Образцы  тканей,  используемых  для  выполнения  мережек».  

        Нити  для  выполнения  мережек:  вышивальную  нить  обычно  выбирают  в  тон  ткани  и  одной  толщины  с  нитью  ткани.  Но  для  некоторых  видов  мережек  можно  и  даже  нужно  использовать  нити  различного  цвета,  толщины  и  качества.  Часто  используют  нити,  выдернутые  из  ткани,  если  они  достаточно  прочны.  

206 – 702 – 875   Гапонова Наталья Михайловна

Нити  для  мережек:  мулине,  люрекс,  хлопчатобумажные,  шёлковые,  ирис. (Записать  в  тетрадь).  Внешний  вид этих  нитей  можно  рассмотреть  на  наглядном  пособии  «Нити,  для  выполнения  мережек».  

2.5.  Инструменты  и приспособления  для  выполнения  мережки.   [4]

        Приспособления и  инструменты,  необходимые  для  работы:  игла  с  продолговатым  ушком и тупым концом,  маленькие  ножницы  с  острыми  тонкими  концами,  линейка  с  делениями,  пяльца,  острый  простой  карандаш.  

Физминутка.   [1]

Спал  цветок  и вдруг  проснулся  (опустить  голову,  руки  на  коленях,  спину  расслабить).

Больше  спать  не  захотел  (встать  из-за  парты).

Шевельнулся,  потянулся  (плавное  движение  руками),

Взвился  вверх  и  полетел  (смотреть  на  кончики  пальцев).

Солнце  утром  лишь  проснётся

Бабочка  кружит  и  вьётся  (маховое  движение  руками,  кружение).

-  Итак,  сели  на  свои  места,  посмотрели  на  меня,  приступили  к  работе.

        Прежде  чем  мы  перейдём  к  следующему  этапу  работы,  мне  бы  хотелось,  чтобы  вы  напомнили  мне  о  технике  безопасности  при  работе  с  иглой  и  ножницами.  (Ответы  учениц).

Техника  безопасности  при  работе   с  ножницами:

  1. Ножницы – острый  инструмент.
  2. Хранить  ножницы  в  определённом  месте  в  закрытом  виде.
  3. Передавать  ножницы  сомкнутыми  лезвиями  кольцами  вперёд.
  4. При работе ножницы класть справа от  себя  с  сомкнутыми  лезвиями.

Техника  безопасности   при  работе  с  иглой:

  1. Шить  с  напёрстком.
  2. Знать  количество  иголок  и  булавок  взятых  для  работы.
  3. Не  брать  иглы  в  рот.
  4. Не  шить  ржавой  иглой.
  5. Если  игла  сломалась,  то  собрать  её  кусочки  и  сдать  учителю.

2.6.  Подготовка  к  работе.   [2]

        Перед  началом  работы,  надо  выровнять  край  ткани.  Для  этого  с  края  ткани  выдергивают  одну  нить,  и  по  этому  следу  обрезают  материал.  Сделайте,  пожалуйста,  так  на  своих  кусочках  ткани.  Затем  от  края  отступите  3  см.  и  острым  карандашом  поставьте  точку.  Это  будет  начало  прозрачной  строчки.  Находим  в  этой  точке  ниточку  и  аккуратно,  иголочкой  поддёрнув  её,  выдёргиваем.  Получилась  ровная  полоска.  Отступите  от  неё  1  см.  и  выдерните  ещё  одну  нить.  Далее  выдерните  все  ниточки,  оставшиеся  между  этими  полосами.  Получился  прозрачный  след,  в  котором  мы  будем  выполнять  одностороннюю  простую  мережку.  

        Разбор  последовательности  выполнения работы по инструкционной карте.

 (см.  инструкционную  карту  «Выполнение  мережки») [2].

  1. Закрепить  нить  с  изнаночной  стороны  ткани,  проложив  её,  отступив  немного  от  края  (рис. 1)
  2. Сделать  первый  стежок  через  край,  слева  направо,  набирая  4-6  нитей (рис. 2).
  3. Вытяни  иглу  на  себя  и  сделай  второй  стежок  слева  направо,  выведи  иглу  на  середину  предполагаемого  пучка  нитей,  захватив  1-2  нити  ткани,  затяни,  но  не  туго.
  4. Дальше  работу  продолжить  также,  считая  количество  нитей,  захватываемых  в  пучок.

III.       Текущий  инструктаж.  Практическая  работа   (30 мин.)  [1]

-  Выполнение  односторонней  простой  мережки.

Целевые  обходы.

а)  проверить  организацию  рабочего  места;

206 – 702 – 875   Гапонова Наталья Михайловна

б)  проверка  правильности  и  последовательности  выполнения  задания;

в)  оказание  помощи  неуспевающим  учащимся.

-  Подведение  итогов:

а)  С  какими  видами  мережек  вы  познакомились  сегодня  на  уроке?

б)  Назовите  инструменты  и  приспособления  необходимые  для  выполнения  работы.

в)  Какие  нити  используют  для  выполнения  мережек?

г)  Из  каких  элементов,  соединённых  между  собой  состоит  двухсторонняя  мережка  с  перестановкой  столбиков?

д)  Что  вы  чувствовали  при  выполнении  работы?

е)  Нравится  ли  вам  данный  вид  художественного  ремесла?  Почему?

ё)  Появились  ли  у  вас  идеи  будущих  изделий?  Какие?

IV.       Итог  урока  (10 мин.).

-  Сообщить  о  достигнутых  целях  на  занятии.  

-  Подвести   итоги  проделанной  работы,  указать  на  типичные  ошибки  при  выполнении  задания  (анализ  работы  каждого  учащегося).

-  Выставление  оценок  за  работу.

-  Записать  домашнее  задание:  Провести  поисковую  работу  по  сбору  материала  о  новых  видах  мережек.  Закончить выполнение  простой  односторонней  мережки  и  проделать  подготовительный  этап  для  следующего  вида.

Список  использованной  литературы.

  1. С. В. Астраханцева,  В. Ю. Рукавица,  А. В. Шушпанова  Метордические  основы  преподавания   декоративно – прикладного  творчества:  Учебно – методическое  пособие. – Ростов – на – Дону:  «Феникс»,  2006.
  2. В. Козелло  Мережка – М.:  Легпромбытиздат,  1991.
  3. Н. В.  Малёванная   Рукоделие – Ижевск:  Удмуртское  редакционное  издательское  объединение  «Алфавит»,  1992.
  4. Л.В.Сычёва Вышивка ручная, машинная, мережки – Челябинск: «Металлургия», 1992.
  5. Шитьё  и  рукоделие  Энциклопедия – М.:  Научное  издательство  «БРЭ»,  1994.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии в 6 классе по теме: Конструирование юбки."

Разработка урока  для 6 класса по теме "Конструирование юбки"...

Методическая разработка урока технологии в 8 классе. Тема:"Чтение и выполнение чертежей деталей, состоящих из геометрических тел".

Представлен план-конспект обобщающего урока по программе Ботвиникова А.Д. и др "Черчение" 8 класс по разделу "Чтение и выполнение чертежей".Целью урока является закрепление знаний, умений и навыков по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ: «ОБРАБОТКА ЗАКРУГЛЁННЫЗ СРЕЗОВ ОДИНАРНОЙ ОБТАЧКОЙ».

Предлагаю вам конспект урока по швейному делу  для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида по теме«ОБРАБОТКА  ЗАКРУГЛЁННЫЗ  СРЕЗОВ  ОДИНАРНОЙ ОБТАЧКОЙ».  Данный матери...

Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме  "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...