Методическая разработка урока технологии на тему "Художественные ремёсла. Лоскутное шитье" 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс)

Камышова Елена Анатольевна

Интегрированный урок (технология и изобразительное искусство) при изучении раздела "Художественные ремесла" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_tehnologiya_izo.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока учителя технологии

Камышовой Елены Анатольевны, учителя изобразительного искусства МОУ СОШ №3 имени В.Н. Щеголева

по технологии в 5 классе

Тема:   Художественные ремёсла.  Лоскутное шитье.

Тип урока:   Интегрированный урок изучения новых знаний (технология, изо)

Базовый учебник:    учебник «Технология» (Технологии ведения дома), 5 класс:  учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ /ред. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф» 2013.

Задачи урока:  

- образовательные:

ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, дать представление о различных техниках лоскутного шитья, закономерностях построения узоров из полос, треугольников, квадратов, наборных полос;

- предметный результат:

самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

самостоятельно создавать способ решения проблемы творческого характера;

формирование понятий «лоскут», «лоскутная техника», «пэчворк», «квилт» и применение знаний на практике; соблюдение правил ТБ при пользовании инструментами и утюгом; уточнение свойств тканей и их классификации; умение анализировать свои действия и управлять ими.

- развивающие:

развитие  эстетического  вкуса  на  примере  подбора  цветовой  гаммы  для  изделий;  творческих способностей, воображения;    логического  мышления;

познавательного интереса к предмету,  формирование способностей к поисковой деятельности. 

- метапредметный результат:

регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, литературы, выработка алгоритма действий.

коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

- воспитательные:

воспитание интереса к ручному труду, ответственности за результаты учебного труда, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, привитие  аккуратности,  прилежности  при  выполнении  работы.

- личностный результат:

развивать фантазию, творческое воображение, логическое и образное мышления; инициативу учащихся.

Основные понятия: лоскутное шитьё, пэчворк, «квилтинг» узоры «спираль», «изба», «мельница», «паркет»,  узор из квадратов.

Формы работы учащихся: Индивидуальная,  групповая, фронтальная.

Учебное и техническое оборудование:

-  для учителя: ПК, проектор, экран, презентация, учебник;

- для учащихся: учебник, информационные и инструкционные карты, учебные калейдоскопы, образцы изделий из лоскутов, лоскуты ткани, электроутюг, гладильная доска.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные действия

I. Организационный момент

  • приветствие,
  • включение в деловой ритм,
  • устное сообщение учителя.

Сегодня на уроке вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что вы ещё не умеете. Народная мудрость по этому поводу гласитПослушайте и попробуйте объяснить эти слова:

Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю могут выткать цветы, 

И по синему небу вышить солнце златое, 

Чтобы стало побольше на земле красоты. 

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства

И сошью я такое, что вам и не снится. 

Только чтобы жила на земле красота!

- Как вы понимаете эти слова?

- подготовка класса к работе,

- эмоциональный настрой на урок

личностные: самоопределение, внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция, целеполагание.

II. Мотивация учебной деятельности

- выявляет уровень знаний учащихся

- Какой народный праздник недавно отмечали все православные люди? ( Масленица.)

- А что означает этот праздник?
(Это древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны.)

-  Всю неделю хозяйки пекли блины и угощали ими родных и гостей. Чтобы снять с огня горячую сковороду и при этом не обжечь руку, что нужно? Прихватка! А ещё по традиции весной на Красную горку играли свадьбы, и девушки готовили себе приданное: одеяла, подушки, наволочки и красивые наряды.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономные хозяйки не выбрасывали, а бережно складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в орнаменте.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

  • активизация имеющихся ранее знаний,
  • развитие и углубление, потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности,
  • слушают вопросы учителя,
  • отвечают на вопросы учителя, 
  • взаимодействие с учителем во время опроса.

личностные:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой,

- дополнять, уточнять     высказанные мнения,

познавательные:

  • формирование умения извлекать информацию, -
  • формирование умения находить ответы на вопросы,

коммуникативные:

  • формирование компетенции в общении,

- формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

III. Постановка учебной задачи

- активизирует знания учащихся,

- создает проблемную ситуацию.

Посмотрите небольшой видеосюжет и попробуйте сформулировать тему нашего урока. (видеоролик)

- Какова же тема нашего урока?  (Лоскутное шитье)

- А что бы вы хотели узнать о лоскутном шитье? (ответы)

  •  Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем смоделировать будущее изделие, используя полученные знания.

- ставят цели,

- формулируют тему урока

регулятивные: 

- целеполагание,

познавательные:

- формулирование познавательной цели,

личностные:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу.

IV. Проблемное изложения нового знания

- излагает новый материал,

- организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации

1. Работа в группах 

- Какова же история возникновения лоскутного шитья?  Каждая группа изучит содержание информационных карт и ответит на вопросы:

- 1 группа: Что такое пэчворк, где и почему он зародился?

- 2 группа: Что такое квилтинг, и чем он отличается от пэчворка?

(ответы учащихся)

2.  Работа с учебником

- Как же развивалось лоскутное шитье в России, об этом вы узнаете со страницы учебника (стр 170).

- Прочитайте и ответьте на вопросы:

 - Что заставило бережливых хозяек  заниматься лоскутным шитьем?

      - В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось            раньше?

- Что можно сшить из лоскутков?

- А как вы думаете, актуально ли лоскутное шитье в наши дни?

Ответить на последний вопрос вам поможет видеосюжет.

3.  Проблемный вопрос

- На полотнах причудливые орнаменты и волшебные сюжеты, только вместо красок – кусочки разноцветной ткани, то ли мир образов, то ли грез. Таково лоскутное шитье. И все это похоже на ворожбу, на сказку, рассказанную в сумерках зимнего дня, когда не надо никуда спешить, за окном крупными хлопьями падает снег, и так хорошо под одеялом, сшитом из лоскутков.

- У меня в руках одеяло, которое сшито бабушкой много лет назад. И может уже нет тех ярких красок, но оно бережно сохранено до наших времен.

- На выставке представлены изделия, выполненные в технике лоскутного шитья. Подойдите к столу, внимательно рассмотрите эти изделия. Что вас смущает?

(не все изделия являются лоскутным шитьем) Назовите эти виды творчества.

4. Тренировочное упражнение

 - Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите? (прихватки) Чем они отличаются друг от друга? (узором) Чтобы создать лоскутное изделие нужно научиться шить отдельные узоры.

- Используя информационные карты, определите, какие узоры использовали при шитье прихваток, которые лежат у вас на столах. Кратко расскажите об этих орнаментах.

- Способов сшивания лоскутков конечно больше, а теперь, зная основные узоры в лоскутном шитье, сможете ли вы выполнить изделие в этой технике?

- Каких знаний нам не хватает? (цветовые сочетании в орнаменте)

5.   Беседа (учителя изобразительного искусства)

- Мир, который лежит перед нами, полон красок. За многие века люди вдоволь налюбовались на многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники. Закройте глаза и вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым.  Вам понравится это? (отвечают дети). Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится.  Такие цвета как белый, все оттенки серого, черный называются ахроматическими.

Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Цвет может оказывать на человека эмоциональное воздействие. Он может радовать, но может и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Поэтому перед тем как выполнить изделие из лоскутков, вам необходимо продумать цветовую гамму, чтобы ваше изделие вас радовало.

За основу гармоничного сочетания цветов принимают цветовой ряд, который как и в радуге состоит из семи цветов. Эти цвета называются хроматическими.

Из раннее полученных уроков изобразительного искусства, или из других источников можете ли вы мне назвать основные цвета? Ответ детей: красный, желтый, синий. Можно ли эти цвета смешивать друг с другом? Что мы получим?   Ответ детей: получим дополнительные  цвета (оранжевый, фиолетовый, зеленый).

 Посмотрите, пожалуйста, на радугу и ответьте на вопрос: на какие две группы можно условно поделить цвета? (холодные и теплые).

Задание: Каждая группа подходит к столу и выбирает себе цветовую гамму (теплую или холодную). Какая у вас ассоциация с выбранной вами цветовой гаммой? (холодные цвета - снег, холод, лед. Теплые - солнце, огонь, тепло).

Вернемся к нашим лоскутам и посмотрим, как ведут себя «теплые» и «холодные» цвета в кусочках тканей. Проведите опыт: внимательно рассмотрите лоскутик, на котором есть хотя бы маленькое пятнышко красного цвета, и вы убедитесь, насколько оно бросается в глаза и кажется обманчиво большим в сравнении с соседним фиолетовым, хотя оно по размеру больше красного.

Соединяя цвета, используют в основном два приема: сочетают контрастные цвета или родственные. Здесь на помощь нам придет цветовой круг. Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, например красного. (от ярко-красного, до светло-розового). Цвета расположенные напротив друг друга, считаются контрастными. Оказавшись рядом они становятся более насыщенными, однако контрастные сочетания нужно использовать осторожно. Достаточно в композиции двух контрастных цветов, к тому же одного должно быть чуть поменьше.

А сейчас закрепим наши знания и выполним тест.

  • активное погружение в тему,
  • работа с информационными картами и учебником,
  • развитие умения получать информацию из текста и строить  сообщения в устной форме,
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям,

- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

- применение на практике и последующее повторение нового материала

личностные:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции,
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

регулятивные:

  •  формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и дополнительной литературы,

познавательные:

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

коммуникативные:

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

V. Первичное закрепление

  1. Работа с калейдоскопом.

- Поменяйтесь с соседкой по парте тестами и  оцените его, в соответствии с ключом.

            2.   Составление алгоритма работы

  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся,

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала,

  • самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

коммуниткативные:

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Практическая работа «Выполнение модели лоскутного изделия»

- организует деятельность по применению новых знаний

1. Вводный инструктаж

- Какой узор будете использовать при выполнении модели прихватки?

- Что будете учитывать?

- Какие материалы и инструменты будете использовать?

2.  Подготовка рабочего места

3.  Техника безопасности с электроутюгом

4.  Планирование работы

- Распределение обязанностей в группе.

- Изготовление модели прихватки, используя инструкционную карту. Текущий инструктаж.

  • овладение умениями соотносить свои действия с планом,

-  осуществлять

  самоконтроль, корректировку действий,              создание ситуации успеха.

личностные:

- применение на практике полученных знаний и последующее повторение,

 регулятивные:

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

- организует рефлексию

Презентация работ учащихся

Группы презентуют изделие по плану

Назначение изделия.

Что нового узнали?

Какой узор использовали?

 Какие трудности испытали?

 Что сейчас чувствуете, глядя на свою работу?

Подведение итогов

Оценивание своей работы на уроке

У нас с вами сегодня впереди еще один урок технологии, но хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

- Если на уроке вам все было понятно, и вы хотите в дальнейшем выполнить изделие в технике лоскутного шитья, прикрепите зеленый цветок к прихватке.

- Если материал был труден и не понятен- то красный цветок.

  • оценка и самооценка учебной деятельности,
  • обобщение и систематизация знаний,
  • соотнесение цели и результатов, степени их соответствии,

коммуникативные:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

познавательные:

- рефлексия

личностные:

- смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА  ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели:  1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...

Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе

Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

Методическая разработка урока математики Тема «Движение. Равенство фигур» 8 класс

Тема «Движение. Равенство фигур» является заключительным этапом в усвоении основной темы «Движение», рассматриваемой в 8 классе на уроках геометрии. Данная тема интересна учащимся, т. к. непосре...

Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"для 8 класса

Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"...

методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"

Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....