Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Лесник Светлана Дмитриевна

Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельные, то подобный урок можно проводить и в классах, где занимаются по другим УМК. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_9_klass_analiz_st-niya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум в 9 классе по теме: «Комплексный анализ лирического стихотворения».

(В основе данного урока – технология тьюторства, поэтому большая роль отводится подготовительному периоду – обучению тьюторов /ниже приведены задания для подготовки тьюторов/. На уроке-практикуме по теме: «Комплексный анализ лирического стихотворения» ученики работают под началом тьюторов, предварительно распределившись в группы).

  1. Подготовительный период (обучение тьюторов).
  1. Беседа.

Вспомните характерные для лирики черты (особенности).

Проверьте себя по карточке А.

Что значит «комплексный анализ лирического произведения»?

Проверьте себя (см. учебник, «Примерный план комплексного анализа лирического произведения» на странице 199).

Что необходимо учесть при выполнении такого вида работы?

Проверьте себя, обратившись к вступительной статье учебника на странице 198.

  1. Экспертиза ученических работ.

Познакомьтесь с материалами карточек  Б и В (предварительно вспомните содержание стихотворения В. А. Жуковского «Море»).

Сопоставьте прочитанные тексты: что между ними общего, чем они различаются?

Можно ли их считать комплексным анализом лирического произведения? Почему? Обоснуйте свое мнение.

(Ученики говорят о том, что это, скорее всего,  рассуждение на уровне восприятия, истолкования, оценки).

  1. Домашнее задание: попробовать написать комплексный анализ лирического произведения /стихотворения В. А. Жуковского «Море»/.

  1. Консультация для тьюторов (знакомство с письменными работами – комплексным анализом лирического произведения – тьюторов, обсуждение, выяснение, что получилось, что не получилось, редактирование работ, вопросы и ответы).

  1. Урок-практикум «Комплексный анализ лирического произведения», который проводят тьюторы, ответственные за конкретную группу учащихся /задания предлагаются те же, которые предлагались и тьюторам/.

Приложение (пакет документов).

Карточка А.

Особенности лирики как рода литературы (лирика – выразительный род литературы).

Цель данного рода

Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях.

Предмет изображения

Внутренний мир человека, его мысли и чувства (движение и развитие).

Фабула отсутствует.

Содержание

Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (субъект – лирический герой), художественно-творческое освоение характерных состояний внутренней духовной жизни людей, характерных чувств и мыслей.

Жизнь представлена через переживания человека.

Функция языка

Переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план.

Особое значение играют образные возможности языка.

Особая организация языка – стихотворная (рифма, ритм, размер).

Жанры

Ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, эпиграмма и др.

Карточка Б.

Комплексный анализ поэтического текста В. Жуковского «Море» №1.

          «Море» - одна из прекрасных элегий, написанных Жуковским в минуты раздумья. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее.

           В обращении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы – «лазурное». Это устаревшее и высокое слово обозначает светло-синий цвет. Все остальные изобразительные средства придают морю сходство с живым, думающим, чувствующим существом: «безмолвное», «ты живо», «ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». Как ни прекрасно море само по себе, не только им занято воображение поэта. Море представляется ему живым, мыслящим существом, потому что его волнует и тревожит что-то в собственной душе.

          «Стою очарован над бездной твоей» - лирический герой как будто смотрит на море сверху, с какой-нибудь высокой отвесной скалы. Море необъятно и бездонно, оно манит к себе, притягивает своей «глубокой тайной». Движение моря и различные его состояния передают многочисленные глаголы – метафоры и олицетворения: «дышишь», «движет» « ласкает», «горишь», «блещешь», « бьешься», «воешь», «подъемлешь», « рвешь», «терзаешь», «дрожишь». Жуковский наделяет море огромной силой, способностью бороться и нежностью, способностью любить.

              По мере разгадки тайны моря раскрываются взгляды поэта-романтика: море находится в земной неволе, как и все живое. Земная жизнь полна борьбы, утрат, разочарований. Только там, на небе, все прекрасно и неизменно. Даже тучи, казалось бы, принадлежащие небу, у Жуковского существуют сами по себе. Они лишь собираются, чтобы «отнять» небо, а само оно – «далекое», «светлое», «ясное», «чистое».  Оно прекрасно и беззащитно. Контраст «темных» туч и «ясного» неба подчеркивает это. Борьба моря с темными, враждебными силами символизирует борьбу человека со злом.

              Последняя картина показывает психологическое мастерство Жуковского-романтика.  Невольно вспоминается лермонтовский «Парус». Море у Жуковского и парус у Лермонтова – романтические герои, которые не могут существовать без борьбы. У Лермонтова идеал – сама борьба, а у Жуковского нечто высокое и чистое – «небо». Этот идеал недостижим, но значит ли это, что за него не надо бороться?

Карточка В.

Комплексный анализ поэтического текста В. Жуковского «Море» №2.

           Стихотворение Жуковского «Море» написано в 1822 году. По жанру это романтическая элегия. Для романтизма характерно изображение моря как могучей природной стихии, символизирующей свободу и силу. Этот образ у Жуковского необычен тем, что море олицетворяет еще и безграничную, безответную, возвышенную любовь.

              Присутствие лирического «я» ощущается на протяжении всего стихотворения, хотя проявляется косвенно. В словах «стою очарован», в обращенных к морю вопросах: «Что движет твое необъятное лоно, / Чем дышит твоя напряженная грудь?» и в развернутом предполагаемом ответе: «Иль тянет тебя из земныя неволи / Далекое, светлое небо к себе?»

             Лирический герой как бы сливается с морем, ведь оно – продолжение его души. И эта душа глубока, как бездна, которая хранит тайну. И эта тайна – любовь.

             Море у Жуковского отражает то, что происходит с небом. В той части стихотворения, где говорится об этом, не раз повторяется местоимение его.

             В элегии много эпитетов: «таинственной», «сладостной», «чисто», «чистом», «светозарной». Все они передают любование  моря его возвышенным идеалом. Этот идеал недоступен, но море и не стремится приблизиться к нему. Оно наслаждается тем, что может «ласкать облака золотые», безмолвно, издалека, благодарно отражать небесную чистоту и красоту.

             Затем дана другая картина, противоположная предыдущей. Здесь в основном используются глаголы, передающие напряженность действия, этому же служит и аллитерация, и ассонанс. Враждебная мгла противопоставлена свету.

              Последняя картина передает скрытую внутреннюю тревогу. Тонкий лиризм содержания сочетается у Жуковского с певучей мелодичностью формы. Его амфибрахий изыскан, мысль глубока и человечна. Недаром его благодарными учениками были все русские поэты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического стихотворения

Предложена схема анализ лирического стихотворения...

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Комплексный анализ лирического стихотворения.

В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенност...

Урок филологического прочтения лирического стихотворения в 10 классе. А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

Этот урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.     В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку г...