Рассказ "Челкаш" М.Горького
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему

Бахтин Сергей Федорович

Рассказ"Челкаш".Сочинение ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сочинение ученика31 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ "Челкаш"

В рассказах «реалистического характера» Горький изобразил бесчеловечные порядки буржуазно-помещичьей Руси, «свинцовые мерзости» жизни.

Жертвами социального зла выступают в этих рассказах босяки, бездомные люди, брошенные на «дно» жизни,— герои таких произведений, как «Емельян Пиляй» (1893), «Дед Архип и Ленька» (1894), «Коновалов» (1897), «Супруги Орловы» (1897), «Бывшие люди» (1897).

Все они в той или иной степени служат красноречивым свидетельством тяжких недугов общественного строя, способного довести человека до последней степени падения. Писатель нисколько не идеализировал своих героев. Но вместе с тем он подчеркивал, что в их сердцах — сердцах людей несчастных и обиженных — таятся настоящие человеческие чувства в отличие от "хозяев", черствых и развращенных погоней за наживой. Писатель привлекает внимание к последствиям, к результатам ненормального устройства жизни, к горькой участи жертв общественного зла и со всей страстью призывает к переделке жизни на началах разума, свободы, справедливости. Пристальное внимание к социальным противоречиям, к жизни народных низов было свойственно русской литературе и раньше. Особенно относится это к демократическим писателям 60— 70-х годов — Некрасову, Салтыкову-Щедрину, Г. Успенскому. Во многом следуя традициям этих писателей, Горький, однако, изображал угнетенный народ иначе.

Особенность его рассказов заключалась в том, что он связывал страдания народа с коренными противоречиями капиталистического строя. Характерен в этом смысле рассказ «Челкаш».

Произведение открывается широкой картиной кипучей и деятельной жизни большого порта. Но уже в этой картине труда заключен трагический контраст. Трудящиеся, которые создают великие богатства и ценности, лишены самых необходимых средств к существованию.

«Гранит, железо, дерево, мостовая, гавани, суда и лодки — все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки... Созданное ими поработило и обезличило их».

В статье «Цивилизованное варварство» (1913), указывая на то, что капитализм враждебен дальнейшему прогрессу человечества, В. И. Ленин писал: «Он накопил груды богатства — и сделал людей рабами этого богатства»

Драма, разыгравшаяся между Гаврилой и Челкашом, отражает противоречия жизни, основанной на жестокости, корысти и злобе.

Горький рисует Челкаша немногими, но очень выразительными штрихами. Отец его был одним из первых богатеев на селе. Челкаш помнит себя красавцем — гвардейским солдатом. Что привело его на «дно», Горький не показывает. Челкаш предстает перед читателем босяком и вором, «бесшабашным удальцом», способным на всякие опасные и преступные дела. Горький не приукрашивает Челкаша. Характерны сравнения и эпитеты, рисующие его облик. Часто употребляется, например, эпитет «хищный». Горький сравнивает Челкаша с ястребом, с кошкой, готовой к прыжку.

Но у Челкаша есть чувство человеческого достоинства. Он презирает собственность, всесильную власть денег и выше всего ценит личную свободу. Когда Гаврила, обезумев от жадности, унижается перед Челкашом, тот с гордостью думает про себя, «что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

Жадность превращает Гаврилу, по сути дела честного малого, в преступника. Крестьянский парень Гаврила пришел из деревни в портовый город, одержимый мечтой скопить деньги и стать хозяином. Он добродушен и наивен. Но алчность приводит его к тому, что он едва не убивает Челкаша. Горький подчеркивает ложность собственнических мечтаний Гаврилы. Вместе С тем читателю очевидна и внутренняя несостоятельность Челкаша, одинокого и несчастного человека, выброшенного из жизни. Ясно звучит в рассказе и мотив очистительной грозы, которая должна изменить жизнь до основания: «...все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко...»