Рабочая программа по литературе для 5 класса (к учебнику В.Я.Коровиной)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Тишкина Мария Андреевна

        Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы:  В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,  Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.).

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.  Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

/___________/ ________________/

«_________»________________2012 г.

Календарно-тематическое планирование

по  литературе

на 2012 – 2013 учебный год

№ п.п.

Дата проведения урока

№ урока в разделе, теме

Тема  урока

Повторение (указать тему)

Практическая часть/внеклассное чтение/развитие речи.

Примечание

 1

03.09-07.09.

Введение (1 ч.)

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

Устное народное творчество (11 ч.)

1

Русский фольклор. Малые жанры.

2

Детский фольклор.

2

10.09.-14.09.

3

Сказка как особый жанр фольклора.

4

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

5

«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте. Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

3

17.09.-21.09.

6

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки.

7

«Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

8

Сказка о животных «Журавль и цапля».

4

24.09.-28.09.

9

Бытовая сказка «Солдатская шинель».

10

Урок внеклассного чтения по теме «Мои любимые сказки».

11

Урок развития речи. Создание волшебной сказки.

5

01.10.-05.10.

Из древнерусской литературы  (2 ч.)

1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

2

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Из литературы 18 века (3 ч.)

1

М.В.Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.

6

08.10.-12.10

2

Роды и жанры литературы.

3

Урок внеклассного чтения по теме «Басня как  литературный жанр. Истоки басенного жанра» (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века)

Из литературы 19 века (43 ч.)

1

Русские басни. И.А.Крылов: детство, начало литературной деятельности. Басня «Волк и ягнёнок» - обличение человеческих пороков в басне.

7

15.10.-19.10.

2

Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Образы животных и их роль в басне. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали.

3

Басня «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.

4

Урок внеклассного чтения по теме «Басенный мир Ивана Андреевича Крылова»

8

22.10.-26.10.

5

Урок развития речи. Сочинение басни.

6

В.А Жуковский. Слово о поэте. В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания сказки.  Сюжет и герои.

7

Сказка «Спящая царевна». Литературная сказка как авторское произведение.  Литературная сказка и фольклорная.

9

05.11.-09.11.

8

Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады.

9

А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны.

10

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

10

12.11.-16.11.

11

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Борьба добрых и злых сил.  Понятие о стихотворной сказке.

12

Пушкинская сказка – «прямая наследница народной». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Авторская позиция в сказке. Сказка Пушкина и Жуковского.

13

Урок внеклассного чтения по теме «Писатели - сказочники и их герои» («Бродячие сюжеты» сказок. Любимы страницы русских и зарубежных сказок (Ш.Перро, братья Гримм).

11

19.11.-23.11.

14

Урок развития речи. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме).

15

Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

16

«Чёрная курица, или подземные жители» как литературная волшебная сказка.  Сравнение Алёши с героями народных волшебных сказок.

12

26.11.-30.11.

17

В.М.Гаршин. Слово о писателе. Человек обострённой совести. Сказка «Attalea Princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.  Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.

19

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

13

03.12.-07.12.

20

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

21

Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место».

22

Урок внеклассного чтения. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

14

10.12.-14.12.

23

Н.А.Некрасов. Слово  о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

   

24

«Есть женщины в русских селеньях…»  - отрывок  из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.

25

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

15

17.12.-21.12.

26

Урок внеклассного чтения по теме «Любимые стихотворения Н. А. Некрасова».

27

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

28

Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение.

16

24.12.-28.12.

29

Герасим и Муму. Счастливый год. Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению.

30

Урок развития речи. Написание сочинения по одной из тем: «Друзья и враги Герасима», «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима», «Почему Тургенев изменил финал реальной истории».

31

Урок контроля. Тестирование по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

17

10.01.-16.01.

32

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листья, облетая… » - воплощение красоты жизни.

33

Стихотворение «Весенний дождь». Образ весны в стихотворении. Природа и человек.

34

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

18

17.01.-23.01.

35

Странная дружба Жилина и Дины. Тема  детской открытости миру.

36

Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.

37

Смысл заглавия рассказа «Кавказский пленник». Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.

19

24.01.-30.01.

38

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

39

Урок внеклассного чтения по теме «Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова».

40

Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы.

20

31.01.-06.02

41

А.Н.Плещеев «Весна», И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне», А.Н. Майков «Ласточки», И.З.Суриков «Зима». Образы природы в русской поэзии.

42

Урок развития речи. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм, анализ стихотворения.

43

Урок контроля. Тестирование по  литературоведческим понятиям.

21

07.02.-13.02.

Из литературы 20 века (28 ч.)

1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

2

В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе».

3

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

22

14.02.-20.02.

4

Жизнь детей из благополучной  и обездоленной семей. Вася, Валёк, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

5

Урок развития речи. Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.

6

Урок развития речи. Написание сочинения по теме « Путь Васи к правде и добру».

23

21.02.-27.02.

7

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах поэта.

8

Стихотворения «Я покинул родимый дом…»,  «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка есенинской лирики.

9

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.

24

28.02.-06.03.

10

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

11

Урок внеклассного чтения по теме «Сказы Бажова» («Малахитова шкатулка»)

12

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Герои сказки.

25

26

07.03.-13.03.

14.03.-20.03.

13

Нравственные уроки сказки «Тёплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

14

Рассказ «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой.

15

С.Я.Маршак. Слово  о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

16

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

17

Победа добра над злом. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.

18

А.П.Платонов. Слово  о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

27

01.04.-07.04

19

Главный герой рассказа. Тема человеческого труда. Одухотворение природы в воображении героя.

20

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

21

Человек и природа в рассказе. Становление характера  Васютки через преодоление испытаний.

28

08.04.-14.04.

22

Урок внеклассного чтения. В.П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

23

Поэты о Великой Отечественной войне. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский.  Баллада «Рассказ танкиста».

24

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»

29

15.04.-21.04.

25

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер», Д.Б. Кедрин «Алёнушка».

26

А.А. Прокофьев «Алёнушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Образ Родины в стихах о природе.

27

Урок развития речи. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века).

30

22.04.-28.04.

 28

Саша Чёрный. Рассказ «Кавказский пленник». Рассказ «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах Саши Чёрного. Ю.К.Ким. Стихотворение-шутка «Рыба-кит».

Из зарубежной литературы (12 ч.)

1

Р.Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мёд». Подвиг героя.

2

Урок внеклассного чтения. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона.

31

29.04.-05.05.

3

Д.Дефо. Слово о писателе. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

4

Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

5

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

32

06.05.-12.05.

6

Два мира сказки «Снежная королева». противопоставление мира людей и мира Снежной королевы.

7

Урок внеклассного чтения. Сказки Х.К.Андерсена.

8

Жорж Санд: страницы биографии. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

33

13.05.-19.05.

9

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «О чём рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)».

10

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

11

Том Сойер и его друзья. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

34

20.05.-26.05.

12

Д.Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка.

 

Повторение.

(5 ч.)

1

Повторение изученного материала за курс 5 класса (произведения и литературные герои).

 2

Повторение  изученного материала за курс 5 класса (литературоведческие термины).

35

27.05.-31.05.

3

Урок контроля. Тестирование по изученному материалу за курс 5 класса. Подведение итогов года. Задания для летнего чтения.

 

4

Резервный урок.

5

Резервный урок.

Итого количество часов:

По программе

105

81

4

20

Выполнено



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

            Статус документа.   

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы:  В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,  Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.  Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

   Структура документа.  

               Рабочая программа включает в себя пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; перечень литературы.

Общая характеристика учебного  предмета.     

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели и задачи учебного курса.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

         Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

        Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

       Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

       Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основе требований Государственного образовательного стандарта 2004г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенции.

Межпредметные связи.      

В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявления литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Очень важны иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим…».

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.  Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

           

Место предмета в базисном учебном плане.   

Согласно базисному учебному плану 2004 года (утверждён Приказом Министерства образования   России №1312 от 09.03.2004г.) на изучение литературы в 5 классе отводится 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю). В 2012 – 2013 учебном году на изучение литературы в 5 классе добавили ещё 1 час (часы компонента регионального и образовательного учреждения) с целью повышения речевой и языковой культуры, развития  языковой рефлексии, обогащения словарного запаса, более прочного усвоения программы.  Итого на изучение литературы в 5 классе отводится 105 часа (из расчёта 3 часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.   

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.
           Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.  

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфа к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении.  
           Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и т.д.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы. Является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
          Уроки внеклассного чтения
 имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Об изменениях, внесённых в программу по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

Изменение

Основание

1

В связи с отсутствием в программе традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся» введены уроки по подготовке, написанию сочинений по творчеству поэтов и писателей.

Развитие письменной речи учащихся.

Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта образования (утверждён Приказом Министерства образования  России №1089 от 05.03.2004г.).

2.

Добавлен 1 час на изучение устного народного творчества.

3.

Добавлен 1 час в раздел «Из литературы 18 века».

4.

Добавлено 3 часа в раздел «Повторение».

Формы организации учебного процесса по предмету.

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, обучающее сочинение;

-итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

  1. Содержание учебного предмета.

           Учебно-тематический план.

Тема

Общее кол-во часов

Формы организации учебных занятий

Беседа

Вн.ч.

Р.р.

Урок контроля

1

Введение. Книга в жизни человека.

1 ч.

1 ч.

2

Устное народное творчество

11 ч.

9 ч.

1 ч.

1 ч.

3

Из древнерусской литературы

2 ч.

2 ч.

4

Из литературы

18 века

3 ч.

2 ч.

1 ч.

5

Из литературы

19 века

43 ч.

32 ч.

5 ч.

4 ч.

2 ч.

6

Из литературы

20 века

28 ч.

23 ч.

2 ч.

3 ч.

7

Из зарубежной литературы

12 ч.

9 ч.

2 ч.

1 ч.

8

Повторение.

5 ч.

4 ч.

1 ч.

 

Итого

105 ч.

82 ч.

11 ч.

9 ч.

3 ч.

Содержание тем учебного курса.

Введение. 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество. 11 ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

            Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы. 2 ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы XVIII века. 3 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Из литературы XIX века. 43 ч.

Иван Андреевич Крылов. 

Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский.

Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. 

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский.  

«Чёрная курица, или Подземные жители».  Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин.

«Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. 

Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. 

Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. 

Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет.

Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. 

Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. 

Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века. 28 ч.

Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко.

Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. 

Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. 

Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский.

Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. 

Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. 

Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

Стихотворные произведения о войне. 

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. 

«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Юлий Черсанович Ким.

Краткий рассказ о писателе. «Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы. 12 ч.

Роберт Льюис Стивенсон.

Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. 

Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. 

Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд 

«О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. 

Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон.

Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 

Повторение. 5 ч.

Уроки повторения за курс литературы 5 класса. Проведение контрольного тестирования. Выявление уровня подготовки учащихся.

  1. Требования к уровню усвоения предмета.

Учащиеся должны знать/понимать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

- участие в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, формирования культуры межнациональных отношений.

  1. Требования к оценке знаний учащихся.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования  своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Оценка сочинений:

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.  Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка.

Содержание и речь.

Грамотность.

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых    синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей.  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

  1. Перечень литературы.

Учебно-методический комплект.

Учебник

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина  В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.  Литература. 5 кл. Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010 г.

Коровина В.Я. Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2010 г.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 кл.: метод. советы. – М.: Просвещение, 2003 г.

Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 кассе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008 г.

Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение. Рабочая тетрадь для 5-8 классов. – СПб.: Просвещение, 2006.

6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В.Зуева. – М.: Просвещение, 2005 г.

7. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007.

8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: - М.: Просвещение, 2006.

9. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Для учителя:

1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.

6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

 8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.

         Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, учебно-наглядные пособия (таблицы), учебные диски (аудиокниги), учебные фильмы, кинофильмы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Данная рабочая  учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...