Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Мухаметзянова Анна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)

Дата

Тема урока, тип урока 

Кол-во часов

Элемент содержания 

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** 

Д.З.* 

Вид

Форма

Первая четверть

1.

Тема 1: «Введение»            Всего часов   1 

1.1

1-ая уч. нед.

Писатели – создатели, хранители…

1

Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина

текущий

Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5)

Понимать основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Строить собственные высказывания о книгах и чтении

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116294/?interface=teacher&class=48&subject=10

Задание 4 (с. 5), сообщение об обрядовых праздни-ках

2.

Тема 2: «Устное народное творчество»     Всего часов 2

2.1

1-ая уч. нед.

Обрядовый фольклор

1

Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского  «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение

текущий

Сообщения, выразитель-ное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 11-12)

Иметь представление о видах календарно-обрядовых песен, примеры каждого.

Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.

: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать

художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116531/?interface=teacher&class=50&subject=10

Вопросы

и задания

1-8 (с. 10-11)

2.2

2-ая уч. нед.

Пословицы и поговорки

1

Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля

текущий

Вопросы и задания

1—4

(с. 16),

работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок

Понимать отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.

Использовать пословицы и поговорки в речи

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116206/?interface=teacher&class=47&subject=10

Вопросы и задания рубрики «Развивай-те дар слова»

(с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклор-ных произве-дений

3

Тема 3: «Древнерусская литература» Всего часов 1

3.1

2-ая уч. нед.

«Сказание о Белгородском киселе»

1

Развитие представлений о летописи.

«Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором.

Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (первый форзац учебника)

текущий

Пересказ статьи

Д.С. Лихачева

и

Т.Н. Михель-сон,

вопросы

и

задания

(с. 25), вопросы

и

задания рубрик «Развивайте дар слова»

 (с. 23, 26), «Фонохресто-матия»

(с. 26)

 Видеть черты древнерусской литературы.

Понимать: значение летописи в развитии

литературы.

Составлять план и пересказывать

Текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение;

определять связь между летописным

и фольклорным произведением; выяснять

значение незнакомых слов; сопоставлять

произведения литерат уры и живописи

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116299/?interface=teacher&class=48&subject=10 

Сообщение по

Теме «Басни»

4

Тема 4: ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА Всего часов 4

4.1

3-ая уч. нед.

Русская басня

1

Повторение изученного о басне.

Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение Художественная и нравственная ценность басни.

Особенности языка XVIII века.

Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание

текущий

Вопросы

и задания 1—2, 5

с. 31-32)

Иметь представление  о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл : выразительно читать басни; оценивать актерское чтение

Вопросы и задания 3—4

(с. 31-32), чтение вступи-тельной статьи об И.А. Крылове

4.2

3-ая уч. нед.

И. А. Крылов «Осел и Соловей»

1

Слово об И.А. Крылове. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне.

Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне

текущий

Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания

 1—4

(с. 36),

2

(с. 45),

1-3

(с. 46, рубрика «Фоно-хрестома-

тия»), описание

иллюстрации

Иметь представление  о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни.

Выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение

http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24007/

Выразительное

чтение одной из басен И.А. Крылова

4.3

4-ая уч. нед.

«Листы и Корни», «Ларчик»

1

История создания басни «Листы и корни».

Тема народа и власти. Необходимость их единства.

История создания басни «Ларчик».

Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение.

Словарная работа.

Иллюстрации к басням

текущий

Выразитель-ное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы

1, 3-4

(с. 45-46), вопросы и задания рубрики «Фонохре-стоматия»

 (с. 46-47)

Одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен.

Выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Задания 5 (с. 46, подготовка к вечеру по басням Крылова), 2-3

(с. 55)

4.4

4-ая уч. нед.

Внеклассное чтение

1

Басни И. А. Крылова, Эзопа, Лафонтена, С. Михалкова и др.

текущий

Сообщение о любом баснописце на выбор, выразительное чтение басен, викторина.

 Сведения о жизни и творчестве известных баснописцев; крылатые выражения, пришедшие из басен. Понимать: аллегорический смысл басен: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение

Сообщение о жизни и творчестве А. С. Пушкина

5

Тема 5 «ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА». Всего часов  26

5.1

5-ая уч. нед.

А. С. Пушкин Лицейская лирика «И. И. Пущину»

1

Лицейские годы А.С. Пушкина.

Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 325—327). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.

История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению

текущий

Вопросы и задания

1—5

(с. 54),

1,4

(с. 55),

1-3

 (с. 56)


 Иметь представление о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.

Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».

Выразительно читать стихотворение прослеживать изменение

настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

Вопросы и задания рубрики «Фоно-хресто-матия» (с. 60), вырази-тельное чтение

5.2

5-ая уч. нед.

«Узник», «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

Вольнолюбивые устремления поэта.

Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла.

 Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении .

Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро».

Изобразительно-

выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 61-62)

текущий

Выразительное чтение, вопросы

и

задания

(с. 57), вопросы

и

задания рубрики «Фонохрес-томатия»

(с. 60)

Понимать историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть.

Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения.

Выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116312/?interface=teacher&class=48&subject=10

стихо-творения «Узник» наизусть

5.3

6-ая уч. нед.

РР. Анализ стихотворения

1

Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро».

Изобразительно-

выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

текущий

Выразительное чтение наизусть, вопросы

1-3

(с. 59),

4

 (с. 59-60, рубрика

«Совершен-ствуйте свою речь»),

1-4

 (с. 61)

Стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза.

Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения.

Выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116312/?interface=teacher&class=48&subject=10

Задания

4

(с. 59),

2

 (с. 60, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»), чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

5.4

6-ая уч. нед.

«Дубровский». История создания романа

1

История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1—11 (с. 67—78).

Картины жизни русского барства.

Причины конфликта между Андреем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность

чиновничества.

Иллюстрации к роману. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

текущий

Вопросы

и

заДания

 (с. 66), вопросы к главам I—II (с. 150-151)


Содержание глав

1-П.

Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества.

Выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов;

оценивать выразительность чтения.

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116313/?interface=teacher&class=48&subject=10

Во-просы к гла-вам Ш-1У

(с. 151)


5.5

7-ая уч. нед.

Главы 5-7

1

Анализ глав V—VII (с. 78-99).

Резкая перемена в судьбе Владимира.

Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности. Бунт крестьян.

Отношение крестьян к Дубровскому.

Роль пейзажа в эпизоде «После похорон».

Роль эпизода «Пожар в Кистеневке»

текущий

Вопросы

к

главам

Ш- VII

(с. 151-152)

Содержание глав

1- VII.

Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Вопросы к главам VШ-ХП

(с. 152)

5.6

7-ая уч. нед.

Учитель-француз. Главы 8-12

1

Анализ глав VШ-ХП

(с. 99-126).

 «Благородные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев.

История Дубровского-Дефоржа.

Объяснение Дубровского с Машей.

Отношение автора к героям

текущий

Пересказ эпизода,

вопросы

и

задания к главам

VШ-ХП

(с. 152)

Содержание глав I— XII.

Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки

Вопро-сы

 и задания к главам ХШ-ХVШ- (с. 152)

5.7

8-ая уч. нед.

Главы 13-19

1

Анализ глав ХШ-Х1Х

(с. 126-150).

Эпизод с кольцом (составление плана и пересказ).

Саша Троекуров и рыжий «разбойник» Митя. Отношения в семье Троекуровых. Обреченность любви Владимира и Маши. Обсуждение проблемной ситуации: «Почему Маша не приняла помощи Дубровского?»

Конец лагеря Дубровского.

Развязка романа. Иллюстрации к роману



текущий

Составление плана, выбороч-ный пересказ, вопросы и задания к главам

ХШ-Х1Х

 (с. 152-153)


Сюжет и содержание романа «Дубровский».

: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи

Озаглав-ливание глав

романа, чтение статьи «Литература

и другие виды искусст-ва», вопросы

и задания к ней

(с. 154-155)


5.8

8-9-ая уч. нед.

РР. Подготовка к сочинению

РР. Сочинение

2

Понятие о композиции, романе, сюжете.

Чтение статьи «Композиция» (с. 155). Обсуждение тем

сочинения:

1.        Почему Владимир Дубровский стал разбойником?

2. Обреченность любви Владимира и Маши.
Составление плана, подбор материалов

тематический

Вопросы и

задания (с. 155-156)

Сюжет и содержание романа;

теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет.

Составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Сочине-ние, подготовка к контрольной работе

5.9

9-ая уч. нед.

Контрольная работа по роману

Урок контроля знаний


1

Произведения А.С. Пушкина (содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства).

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы


итоговый

Сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию автора и  его отношение к героям.

Анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения – рассуждения

чтение повести А.С.

Пушкина

«Барышня-крестьян-ка», подготов-ка инсцени-ровки эпизода

5.10

10-ая уч. нед.

Внеклассное чтение

1

История создания цикла «Повести Белкина».

Автор и рассказчик в произведении.

Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции.

Особенности портрета в повести.

Романтическое и реалистическое в повести. Роль иронии.

 Элементы аналитического пересказа текста. Словесное рисование

текущий

Инсценирование эпизодов повести,

 словесное рисование, вопросы

и

задания 1—7 (с. 157-158)

Сюжет и содержание повести

«Барышня-крестьянка».

Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям.

Выразительно пересказывать и

инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки

Сообщение о М. Ю. Лермонтове

5.11

10-ая уч. нед.

М.Ю.Лермонтов "Тучи"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа










1

Слово о М.Ю. Лермонтове.

Чтение вступительной статьи о поэте (с. 159-162)

и обсуждение вопросов к ней (с. 163).

Настроение и композиция стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-

изгнанника к оставляемой им родине.

Прием сравнения как основа построения

стихотворения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Особенности интонации. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин М.Ю. Лермонтова

текущий

Элементы анализа

текста, вопросы

и задания

1—4

(с. 164-165), 1-2

(с. 173), выразитель-ное чтение

Сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть.

Понимать: драматический пафос стихотворения.

Выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116322/?interface=teacher&class=48&subject=10

Задание 5 (с. 165), вырази-тельное чтение стихотво-рения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

5.12

11-ая уч. нед.

"Три пальмы", "Листок", "Утёс"

Урок-практикум















1

Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада).

Сюжет, композиция, герои произведения.

Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения.

Соединение эпического и лирического, реалистического и фантастического. Составление плана баллады.

Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения,  аллитерация), их роль в балладе.

Словарная работа. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к балладе. Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях «Листок» и «Утес».

Особенности выражения темы одиночества в произведениях.

 Мотивы странничества. Жанр и композиция стихотворения «Листок». Образы-символы стихотворения «Утес». Обучение анализу поэтического текста. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

 Словесное рисование. Рисунки и иллюстрации к стихотворениям

текущий

Элементы анализа текста, составление плана,

вопросы

и

задания

(с. 168) вопросы

 и

задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 173-174)

Сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы».

Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. : определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать

стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов.

Выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116323/?interface=teacher&class=48&subject=10

Выразительное чтение стихотво-рения М.Ю. Лермонтова «Листок»

5.13

11-ая уч. нед.

И.С.Тургенев "Бежин луг"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. История создания и судьба рассказа «Бежин луг». Поэтическое изображение детства в рассказе. Портреты и духовный мир крестьянских детей, их любознательность, впечатлительность. Народные верования и предания.

Составление плана рассказа.

Характеристики мальчиков.

Словарная работа

текущий

Сообщения, выразитель-ное  чтение, характеристика

героев, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-3 (с. 207),

3 (с. 208, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и

содержание рассказа «Бежин луг».

Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям.

Выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/75748/

Сообще-ние об отро-

ческих

и юношеских годах И.С. Тургенева, чтение рассказа «Бежин луг»

5.14

12-ая уч. нед.

Характеристика мальчиков

Урок-практикум

1

Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-

выразительные средства (детали, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к рассказу

текущий

Выборочный пересказ, вопросы и задания

4-5 (с. 207),

2 (с. 208, рубрика «Совершенствуйте свою речь»),

1-3 (с. 208, рубрика «Фонохресто-матия»)

Сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев.

Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-

выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним

Вопросы и задания 4-5

 (с. 207), 1,4.

 (с. 208, рубрика «Совер-. Шенст-вуйте свою речь»), составле-ние словари-ка диалект-ных и просторечных слов из рассказа.Сообщение о

жизни и творчестве Ф.И. Тютчева

5.15

12-ая уч. нед.

Ф.И.Тютчев Стихотворения

Урок изучения

нового материала, урок-практикум


1

Слово о Ф.И. Тютчеве (сообщения учащихся). Сообщение об усадьбе Овстуг (рубрика «Литературные места России», с. 327—329). Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева.

Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Неохотно и несмело...». Изобразительно-

выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов

текущий

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 - 4 (с. 211-212), 1-3 (с. 213), 1-2 (с. 216,

 к стихотворениям «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»)

Сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...».

Понимать: роль изобразительно-

выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения

обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/36319/

Задание 3 (с. 216, к стихотво-рению «Неохотно и несмело...»),

Вырази-тельное чтение стихо-творения Ф.И. Тютчева «Листья»



5.16

13-ая уч. нед.

А.А.Фет Стихотворения

Урок-практикум

1

Обучение анализу стихотворения.

Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности жизни, недостижимости гармонии.

Изобразительно- выразительные средства (олицетворение, эпитеты, метафоры, антитеза, повторы), их роль в стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И. Тютчева. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Словесное рисование


текущий

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

1-3 (с. 215),

1 (с. 215, рубрика «Совершенствуйте свою речь»),

1 - 4 (с. 216)

Содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений.

Выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/35800/

Задание

6 (с. 225), вырази-тельное чтение стихо-творений А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»,сообщение о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, чтение стихотво-рения «Железная дорога»

5.17

13-ая уч. нед.

Н.А.Некрасов "Железная дорога"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово о Н.А. Некрасове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте (с. 226-228). Сообщение о селе Карабиха (рубрика «Литературные места России», с. 329—330). Контраст между картинами «славной осени» и картинами подневольного труда.

Величие народа-созидателя.

Раздумья поэта о судьбе народа.

Словарная работа. Описание репродукций картин К. А. Савицкого «Ремонтные работы на

железной дороге»,

И.С. Елазунова «Железная дорога»


текущий

Сообщения, вопрос к статье о поэте (с. 228), выразитель-ное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

2—6 (с. 235), задание рубрики «Литература и живопись» (с. 236)



Сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога».

Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения.

Выразительно   читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/464faa4a-86b4-4c2c-b406-3bb3a09bc4bd/116421/?interface=teacher&class=49&subject=10

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/464faa4a-86b4-4c2c-b406-3bb3a09bc4bd/116422/?interface=teacher&class=49&subject=10

Вопросы 1, 7-9

(с. 235), вырази-тельное чтение стихо-творения

Чтение поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка»

5.18

14-ая уч. нед.

"Дедушка" Размеры стиха

Урок изучения нового материала

1

Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

 Образ деда, болеющего за Отчизну.

Картины жизни России, «бедствий народных» в рассказах дедушки.

Боль автора за Родину, за «народ угнетенный».

Вера в волю и труд человека.

 Образ Саши - образ надежды на светлое будущее.

Словарная работа

текущий

Выразительное чтение, элементы лингвисти-ческого анализа текста, вопросы и

заДания

 (с. 254)

Понимать историческую основу, сюжет и

содержание поэмы «Дедушка».

Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы.

Выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вырази-тельное чтение фрагмен-та поэмы

Подготовка к контрольной работе

5.19

14-ая уч. нед.

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева,

А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасо-ва

1

Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

итоговый

Контрольная работа

Содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева,

Н.А. Некрасова.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.

Анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Чтение сказа Н.С. Лескова «Левша»

5.20

15-ая уч. нед.

Н.С.Лесков Сказ "Левша" гл 1-4

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово о Н.С. Лескове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе (с. 257—259). Герои произведений Н.С. Лескова.

Особенности жанра сказа у Н.С. Лескова.

Развитие представлений о жанре сказа.

текущий

Выразитель-ное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—2 (с. 259), 1-6 (с. 305-306)

Сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.

Объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова;

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28289/

Вопросы и задания 1—5

 (с. 306-307)

5.21

15-ая уч. нед.

Главы 5-10

1

Герои сказа «Левша» (вымышленные персонажи и исторические лица), трактовка их образов Н.С. Лесковым.

Близость сюжета к фольклору.

Левша: фольклорный характер героя.

текущий

Вопросы и задания (с. 306-308)

Сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.

: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/72707/

Составление плана, пересказ фрагментов, подготовка к тестированию

5.22

16-ая уч. нед.

Судьба мастера в России

1

Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение.

Словарная работа

текущий

тест

Сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.

Объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

Подготовка к сочинению, прдбор материалов.

5.23

16-ая уч. нед.

Работа над сказом. Решение кроссворда.

1

Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика героев.

Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении.

Словарная работа. Иллюстрации к сказу Н.В. Кузьмина, Кукрыниксов. Обсуждение темы сочинения «Изображение

лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"». Составление плана, подбор материалов

текущий

сочинение

Сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Сочинение, чтение рассказа А. П. Чехова

«Толс-тый

и тонкий»


5.24

17-ая уч. нед.

А.П.Чехов "Толстый и тонкий"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово об А.П. Чехове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе и воспоминаний о нем К.И. Чуковского и Л.Н. Толстого (с. 309—312).

Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий».

Роль деталей в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, раболепия, добровольного самоуничижения.

Речь персонажей как средство их характеристики.

Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации к рассказу

текущий

Вопросы и задания

(с. 310, 312), выразитель-ное чтение, пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—4 (с. 316), 1-3 (с. 316, рубрика «Фонохресто-матия»)

Сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.

Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам.

Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать

выразительность чтения

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116332/?interface=teacher&class=48&subject=10

Задание

 5 (с. 316) Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотво-рений русских поэтов XIX века о родной природе


5.25

17-ая уч. нед.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Уроки-

практикумы

1

Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.

 Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике.

Порыв к идеалу в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Хрупкость красоты в стихотворении Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется...». Рождение лирических сюжетов стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Признаки баллады в стихотворении А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

текущий

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания

(с. 319, 321-322, 323-324)

Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-

выразительные средства и

их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Чтение феерии АС. Грина «Алые паруса», выполнение иллюстрации к произведению

6.

Тема 6: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА » Всего часов 15

6.1

18-ая уч. нед.

А.С.Грин "Алые паруса"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово об А.С. Грине. Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальостью жизни. Душевная чистота героев. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), их роль в произведении. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации и рисунки к произведению.

Словарная работа. Просмотр фрагментов художественного фильма «Алые паруса», обсуждение

текущий

Вопросы и задания

1—3 (с. 6)[1], 1-4 (с. 28),

1-4 (с. 28, ко всему произведению),

1—5 (с. 29), вопрос рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с 29)

Сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. : пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного;

характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24577/

Задания

5 (с. 28),

5 (с. 28, ко всему произведению), 6 (с. 29), чтение сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

6.2

18-ая уч. нед.

А.П.Платонов "Неизвестный цветок"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово об А.П. Платонове. «Неизвестный цветок» - притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литературными сказками, различия между ними. Прослушивание фрагментов сказки-были в актерском исполнении, обсуждение.

Словарная работа.

Описание иллюстраций

текущий

Выразительное чтение, элементы анализа текста,

вопросы и задания

1-4 (с. 33),

1-5 (с. 38),

1-3 (с. 39, рубрика «Фонохресто-матия»),

1—3 (с. 39, рубрика «Развивайте свою речь»)

Сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок».

Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям.  Сопоставлять сказку с другими произведениями литературы;

характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/1056427/

Задания

6 (с. 38),

4 (с. 39, рубрика «Разви-вайте свою речь»), чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

6.3

19-ая уч. нед.

М.М.Пришвин "Кладовая солнца"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа Урок-практикум

2

Слово о М.М. Пришвине. Сообщение о деревне Дунино (рубрика «Литературные места России», с. 315—316). Чтение и обсуждение статьи К.Г. Паустовского о писателе (с. 40—41). Особенности жанра произведения М.М. Пришвина.

Своеобразие образа рассказчика (рассказ от

1 -го лица

множественного числа). Образы Насти и Митраши. Сказка и быль в «Кладовой солнца».

Элементы фольклорной сказки в «Кладовой солнца» (сюжет, победа добра над злом, образы животных, птиц, деревьев).

Смысл названия произведения. Комментированное чтение.

Словарная работа

Время и пространство в произведении.

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сравнительная характеристика Насти и Митраши.

Рассказ о ели и сосне. Образ Травки - преданного друга человека.

Антипыч и Травка.

Вера писателя в человека - доброго и мудрого хозяина природы.

Роль сравнений и эпитетов в создании образов героев, в раскрытии отношения к ним автора.


текущий

Аналитичес-кий пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

4—10 (I, с. 76-77),

1-3 (11, с. 77), 1-2 (с. 77, рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1—2 (с. 78)

Понимать особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям;  роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе.

Выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; выяснять значение незнакомых слов

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116347/?interface=teacher&class=48&subject=10

Вопро-сы

и зада-ния

4-10

(1, с. 76-77), пере-сказ эпизода сказки-были (по выбору)

Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихо-творений о Великой Отечественной войне

(с. 80-82, 84)

6.4

20-ая уч. нед.

Произведения

о Великой Отечественной войне

Урок изучения

нового материала, урок-беседа.

1

Стихотворения, рассказывающие о

солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений.

Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

Чувство сострадания, любви к народу, к солдатам.

Искренность интонации. Образ русской земли. Слово о Д.С. Самойлове. Стихотворение «Сороковые». Всенародный масштаб трагедии. Противопоставление войны и молодости, жизни.

Смена настроения и интонации.

Роль эпитетов в

поэтическом тексте. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

Чтение статьи Г.В. Артоболевского


текущий

Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания

 1—5 (с. 82), 1-5 (с. 85),

1-2 (с. 88), вопросы и задания

рубрики «Фоно-

хрестоматия» (с. 85-86)

Иметь представление о фактах военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть.

Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение

Чтение рассказа В.П.

Астафьева «Конь с розовой гривой»

6.5

20-21-ая уч. нед.

В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой" Нравственные проблемы рассказа

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

2

Слово о В.П. Астафьеве. Чтение и обсуждение автобиографической статьи писателя (с. 88—90).

Рассказ «Конь с розовой гривой».

 Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев.

Особенности использования народной речи. Речевая характеристика героев.

Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произведении. Комментированное чтение

текущий

Аналитический пересказ, вопросы и задания

4-8

 (с. 111),

1-3

(с. 111-112, рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1—4

(с. 112, рубрика «Сделаем выводы»)

Сведения о начале литературной. деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: п как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения;

позицию автора и его отношение к героям.

Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вопросы и задания 4-8

 (с. 111), 1-3

(с. 111-112, рубрика «Будьте внимательны к слову»)

Чтение рассказа ВТ. Распутина «Уроки французского»

6.6

21-22-ая уч. нед.

В.Г.Распутин "Уроки французского" Смысл названия рассказа

Урок

изучения

нового материала, урок-беседа

Комбинированный

урок

2

. Слово о В.Г. Распутине. Чтение автобиографической статьи «Уроки доброты» (с. 113—114).

Отражение в повести трудностей военного времени.

Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.

Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение.

Словарная работа

Смысл названия рассказа. Смысл посвящения и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчика. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов телефильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения

текущий

Аналитический пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания

7—9 (с. 155), 1-4 (с. 156, рубрика «Сделаем выводы»),

1—4 (с. 156, рубрика «Литература и другие виды искусства»), 1-3 (с. 157)

Сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского».

Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения;

позицию автора и его отношение к героям.

: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение

просторечных слов; находить в тексте

изобразительно-выразительные средства и определять их роль

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/978166/ х/ф

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116357/?interface=teacher&class=48&subject=10

Вопросы и задания 7-9

 (с. 155),

2

 (с. 155, рубрика «Будьте внимательны к слову») Подго-товка к сочине-нию по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина

6.7

22-ая уч. нед.

РР Сочинение по произведениям Астафьева, Распутина

Урок развития речи

1

Сочинение на одну из тем:

1.        Нравственный выбор моих ровесников

в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

2.        Уроки доброты и честности в рассказах
В.П. Астафьева и В.Г. Распутина

тематический

Сочинение

Понимать этапы и приемы работы над сочинением.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

Логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев

Чтение

рассказа В.М. Шукшина «Срезал»

6.8

23-ая уч. нед.

В.М.Шукшин "Срезал"

Урок

изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово о В.М. Шукшине. Сообщение о селе Сростки (рубрика «Литературные места России», с. 317). В.М. Шукшин-режиссер, его фильмы.

Герои В.М. Шукшина — «чудики», «странные люди».

Несоответствие

реальности и мечты в рассказах.

Смысл названия рассказа «Срезал».

Характер Глеба Капустина: причины его жестокости и злорадства.  Смешное и грустное в рассказе.

 Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

 Словарная работа

текущий

Выразительное чтение, вопросы и задания

(с. 162, 173-174)

Сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал».

Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям.

Пересказывать и анализировать

текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/26127/

Чтение рассказа Ф.А. Искандера «Три-

надца-

тый подвиг Геракла», вырази-тельное

чтение диалогов по ролям

6.9

23-ая уч. нед.

Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии)


текущий

Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания

1 —7 (с. 194)


Сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха.

Выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки

**

Сочине-ние по заданиям

I, II

 (с. 194), вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотво-рений русских поэтов XX века о родной природе


6.10

24-ая уч. нед.

А.А.Блок Стихотворения о природе Уроки -практикумы

1

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.

Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка).

Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».

текущий

Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-6 (с. 203), вопросы и

здания рубрики «Фонохресто-матия»

(с. 197, 200, 201, 204)

Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений.

Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять

произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-

выразительные средства и определять их роль

** http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24625/

Задания 7

(с. 203), 1-2

(с. 205)

Выразительное чтение стихотворения

6.10

24-ая уч. нед.

С.А.Есенин Тема природы

Уроки-

практикумы

1

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.

Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка).

Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

текущий

Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-6 (с. 203), вопросы и

задания рубрики «Фонохресто-матия»

(с. 197, 200, 201, 204)

Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений.

Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять

произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-

выразительные средства и определять их роль

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24856/

Выразительное чтение и анализ стихотворения

6.11

25-ая уч. нед.

А.А.Ахматова, Н.Рубцов Стихотворения

Уроки-

практикумы

1

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.

Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка).

Тонкая лиричность поэзии АА. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие...».

Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей».

Развитие понятия о лирике.

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

Чтение статьи Г.В. Артоболевского «Элементы интонации»

(с. 204)

текущий

Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-6 (с. 203), вопросы и

задания рубрики «Фонохресто-матия»

(с. 197, 200, 201, 204)

Содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений.

Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять

произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-

выразительные средства и определять их роль

http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24359/

Выразительное чтение и анализ стихотворения

7

Тема 7: «Из литературы народов России» Всего часов 2

7.1

25-ая уч. нед.

Г.Тукай Стихотворения

1

Слово о Г. Тукае.

Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека.

текущий

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—5 (с. 209), 1-5 (с. 212)

Сведения о жизни и творчестве Г. Тукая; содержание стихотворений поэта.

Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.

Выразительно

читать. стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение и анализ стихотворения

7.2

25-ая уч. нед.

К.Кулиев Стихотворения

1

Слово о К. Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...»

текущий

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—5 (с. 209), 1-5 (с. 212)

Сведения о жизни и творчестве К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэта.

Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.

Выразительно

читать. стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Чтение статьи «Мифы Древней Греции» (с. 213-214), выбороч-ное чтение сбор -ников

мифов

(Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В. Смирнова «Герои Эллады» и др.)

8.

Тема 7: «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Всего часов 17

8.1

26-27-ая уч. нед.

Мифы Древней Греции

"Яблоки Гесперид"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

2

Понятие о мифе, его природе.

Общее в мифах разных народов.

Глубина идей и красота образов древней мифологии.

Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле.

Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Геракл - особенно любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Описание рисунков к мифам.

Словарная работа

текущий

Пересказ мифов о

подвигах Геракла, вопросы и задания

1-4

(с. 214),

1-11

 (1-4),

Ш-1У

(с. 222-223)

Понимать теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116191/?interface=teacher&class=47&subject=10

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116190/?interface=teacher&class=47&subject=10

Задание 5

(II, с. 222): сочине-ние об одном из подвигов Геракла

8.2

27-ая уч. нед.

Внеклассное чтение

Урок-практикум

1

Глубина идей и красота образов древней мифологии.

Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле.

Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Словесное рисование. Описание рисунков к мифам.

Словарная работа

текущий

Защита проекта на тему одного из мифов

Понимать теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры

Чтение «Легенды об Орионе»

8.3

28-ая уч. нед.

"Легенда об Арионе"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Понятие о легенде.

Миф и легенда - общее и различное.

Легенда об Арионе, записанная Геродотом. Образ Ариона:

талантливость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа

текущий

Пересказ, вопросы и задания (с. 225-226)

Понимать  теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе.

Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств.

Отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина

**

Чтение статьи о Гомере и его твор-честве

(с. 227-233)

8.4

28-29-ая уч. нед.

Гомер и его поэмы

"Одиссея"

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

2

Краткий рассказ о Гомере.

«Илиада» и «Одиссея» - героические эпические мы.

Истоки и историческая основа поэм.

Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе.

«Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы.

Иллюстрации к поэме Одиссея».

Итака - остров, воспетый Гомером.

Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый правитель.

Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость («хитроумие»)  Одиссея. Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме

текущий

Вырази-тельное чтение, вопросы и задания

1—5

 (с. 233),

1-4

(с. 242)

Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры.

Выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116192/?interface=teacher&class=47&subject=10


Задание

6 (с. 233), чтение фрагмента поэмы «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (с. 243-261)

        

Вопросы

и задания рубрики «Литера-тура и другие виды искусства»

 (с. 262), вырази-тельное чтение глав романа М. Сервантеса «Дон Кихот»


8.5

29-30-ая уч. нед.

Сервантес  "Дон Кихот" Урок изучения

нового материала, урок-беседа

2

Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

Дон Кихот, его благородство, рыцарство, человечность, сострадание, бескорыстие. Образ Санчо Пансы. Народное понимание правды жизни.

Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное. Комментированное чтение глав романа.

Иллюстрации к роману. Вечный образ в стихотворении Д.С. Мережковского «Дон Кихот» и на картине Е.Е. Моисеенко «Ламанч» (второй форзац учебника)

текущий

Выразитель-ное чтение, вопросы и задания

 (с. 265)

Сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот».

Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа.

Выразительно читать текст;

характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства

**http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/78142/

Чтение баллады Ф. Шиллера «Перчат-ка»

8.6

30-ая уч. нед.

Шиллер "Перчатка" Урок изучения

нового материала, урок-беседа

1

Слово о Ф. Шиллере - великом немецком поэте и драматурге.

Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». Переводы баллады М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации к балладе


текущий

Выразительное чтение, вопросы и задания

(с. 272)

Сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка».

Понимать: суть конфликта

самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством.

: выразительно читать текст;

характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение;

описывать иллюстрации к балладе

**http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116305/?interface=teacher&class=48&subject=10

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116306/?interface=teacher&class=48&subject=10

Чтение

статьи

о П. Мериме

(с. 273-274),

новеллы

«Маттео

Фальконе»

8.7

31-ая уч. нед.

Мериме "Маттео Фальконе" Урок изучения

нового материала, урок-беседа

2

Слово о П. Мериме.

Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе».

Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом.

Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Словарная работа.

 Иллюстрации к новелле. Чтение фрагмента статьи Г.В. Артоболевского «Художественное чтение» (с. 292-293)

текущий

Вырази-тельное чтение, вопросы и задания

(с. 274-275, 291-292)

Сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе».

Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом.

: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле

**

Чтение сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Малень-кий принц»

8.8

32-33-ая уч. нед.

Экзюпери "Маленький принц" Главы 10-18 главы 19-24

3

Слово об А. де Сент-Экзюпери.

Философская сказка-притча «Маленький принц».

Маленький принц - средоточие всего лучшего в человеке.

Конфликт красоты и

чистоты человеческих отношений с жестокостью мира.

Стремление к взаимопониманию между людьми.

Проблема ответственности каждого человека за все, что происходит в мире. Вечные истины в сказке. Прослушивание фрагментов сказки в актерском исполнении, обсуждение.

Рисунки автора к сказке-притче

текущий

Выразительное чтение, вопросы и заДания

 (с. 296, 313-314)

Сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»;

теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения.

Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/464faa4a-86b4-4c2c-b406-3bb3a09bc4bd/116465/?interface=teacher&class=49&subject=10

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/464faa4a-86b4-4c2c-b406-3bb3a09bc4bd/116466/?interface=teacher&class=49&subject=10

Подготовка

к итоговой контроль-ной работе

8.9

33-ая уч. нед.

Контрольная работа

Урок контроля знаний

1

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

итоговый

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Иметь представление о содержании и героях произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения


8.10

34-ая уч. нед.                                                                                                  

Повторение. Список литературы на лет Урок развития речи о

1

Беседа по прочитанным за год книгам.

Задания для чтения летом

тематический

Пересказ, анализ текста

Иметь представление о содержании и героях прочитанных произведений.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

: пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; строить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки



8.11

34-ая уч. нед.

Резервный урок

1


[1] С этого урока используется ч.2 учебника