рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
полная рабочая программа по литературе 9класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9kl.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
9класс
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест венной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча щихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов . Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 ч
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Содержание учебной дисциплины
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи |
Введение. | 1 | |
Литература Древней Руси | 3 | |
Русская литература ХVIII века | 10 | 1 |
Из русской литературы ХIХ века В том числе | 44 | 7 |
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 7+2р.р. ) | 9 | |
Творчество А.С.Пушкина | 16 | |
Творчество М.Ю.Лермонтова | 13 | |
Творчество Н.В.Гоголя | 6 | |
Русская литература второй половины ХIХ века | 10 | 1 |
Русская литература ХХ века. Проза | 8 | 2 |
Русская литература ХХ века. Поэзия | 16 | 2 |
Из зарубежной литературы | 6 | |
Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. зачеты | 3 | |
Итого | 103 | 13 |
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребно сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве дения. Значение «Слова...» для русской литературы после дующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Граж данский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при слу чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической по эзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об зор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци онные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус ской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта стической баллады. Нравственный мир героини как средо точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представ лений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от ступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на шего времени» — первый психологический роман в рус ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше го времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на чальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи ков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин ского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь ности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической три логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жан ровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений рус ской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фан тастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной ли тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов ки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело веком, разумом поэта). Универсально-философский харак тер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож дения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли тературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про свещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая по эма.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Колич час на сам.работы /тесты Провер раб/ | Дата | ||||||||||
№ п/п | Уроки /материал учебника/ | практич.работы /творческие/ | контр.работы | корректировка | примечание | ||||||||||
1 | 1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | 1 | 02.09 | ||||||||||
2.Литература Древней Руси | |||||||||||||||
2 | 2.1 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | 1 | 1 | 07 | ||||||||||
3 | 2.2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | 1 | 08 | презентация | |||||||||
4 | 2.3 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | 1 | 1 | Д. соч | 09 | |||||||||
3. Из русской литературы 18века | |||||||||||||||
5 | 3.1 | 1Характеристика русской литературы ХIII векаКлассицизм в русском и мировом искусстве | 1 | 1 | 14 | ||||||||||
6 | 3.2 | М.В.Ломоносов –слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление…» | 1 | 1 | 15 | Инд.сообщения | |||||||||
7 | 3.3 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды | 1 | 1 | 16 | ||||||||||
8 | 3.4 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). | 1 | 1 | 21 | Инд.сообщения | |||||||||
9 | 3.5 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). | 1 | 1 | 22 | ||||||||||
10 | 3.6 | А.Н.Радищев. Слово о писателе.Изображение российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть») | 1 | 1 | 23 | Инд.сообщения | |||||||||
11 | 3.7 | Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. Глава «Любань» | 1 | 1 | 28 | ||||||||||
12 | 3.8 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | 1 | 1 | 29 | Инд.сообщения | |||||||||
13 | 3.9 | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) | 1 | 1 | 30 | ||||||||||
14 | 3.10 | Р.рПодготовка к сочинению «Литература 18века в восприятии современного человека» | 1 | Дом соч | 5/окт | ||||||||||
4. Из русской литературы 19века | |||||||||||||||
15 | 4.1 | Золотой век русской литературы (обзор) | 1 | 1 | 6 | ||||||||||
16 | 4.2 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | 1 | 7 | Инд. сообщ | |||||||||
17 | 4.3 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | 1 | 1 | 12 | ||||||||||
18 | 4.4 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии»Горе от ума» | 1 | 1 | 13 | Инд.сообщение | |||||||||
19 | 4.5 4.6 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 2 | 2 | 14 19 | Подготовка к проекту | |||||||||
20 | 4.7 4.8 | Чацкий в системе образов комедииОбщечеловеческое звучание образов персонажей | 2 | 2 | 20 21 | ||||||||||
21 | 4.9 | Р.р.Особенности композиции и языка. Обучение анализу эпизода | 1 | 1 | 26 | ||||||||||
22 | 4.10 | Р.р.Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний» | 1 | 1 | 27 | ||||||||||
23 | 4.11 | Классное сочинение по комедии «Горе от ума» | 1 | соч | 28 | ||||||||||
24 | 4.12 | Бессмертие комедии «Горе от ума» | 1 | проект | 27 | ||||||||||
25 | 4.13 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | 1 | 9ноябрь | ||||||||||
26 | 4.14 | Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву».Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар» | 1 | 1 | 10 | ||||||||||
27 | 4.15 | Любовная лирика А.С.Пушкина «На холмах Грузии…», «Я вас любил» | 1 | 1 | 11 | ||||||||||
28 | 4.16 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.»Пророк», «Я памятник воздвиг…» | 1 | 1 | 16 | ||||||||||
29 | 4.17 | Контрольная работа по романтической лирике начала 19в, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | 1 | 17 | ||||||||||
30 | 4.18 | «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 1 | 1 | 18 | ||||||||||
31 | 4.19 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».роман в стихах | 1 | 1 | 23 | ||||||||||
32 | 4.20 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского | 1 | 1 | 24 | ||||||||||
33 | 4.21 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | 25 | |||||||||||
34 | 4.22 | Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений. Анализ двух писем | 1 | 1 | 30 | ||||||||||
35 | 4.23 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.Подготовка к проекту | 1 | 1 | 1декабрь | ||||||||||
36 | 4.24 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм в романе | 1 | 2 | Проект икт | ||||||||||
37 | 4.25 | Пушкинский роман в зеркале критики(В.Г.Белинский,Д.И.Писарев и др) | 1 | 1 | 7 | ||||||||||
38 | 4.26 | Р.р. подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» | 1 | соч | 8 | ||||||||||
39 | 4.27 | «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | 1 | 9 | ||||||||||
40 | 4.28 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | 1 | 14 | Инд.сообщение | |||||||||
39 | 4.29 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. | 1 | 1 | 15 | ||||||||||
40 | 4.30 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | 1 | 16 | презентация | |||||||||
41 | 4.31 | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | 1 | 21 | ||||||||||
42 | 4.32 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 2 1 | 1 | 22 | ||||||||||
43-44 | 4.33 4.34 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 2 | 2 | 23 28 | ||||||||||
45 46 | 4.35 4.36 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 2 | 2 | 12.18.янв | ||||||||||
47 | 4.37 | Повесть «Фаталист иее философско-композиционное значение | 1 | 1 | 19.01 | ||||||||||
48 | 4.38 | Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина | 1 | 1 | 20.01 | ||||||||||
49 | 4.39 | Споры о романтизме и реализме романа\ Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского | 1 | 1 | 25.01 | ||||||||||
50 | 4.40 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | 1 | 26.01 | ||||||||||
51 | 54.41 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | 1 | 1 | 27.01 | икт | |||||||||
52 | 4.42 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | 1 | 1.02 | ||||||||||
53 54 | 4.43 4.44 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 2 | 2 | 2.02 3.02 | ||||||||||
55 | 4.45 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода | 1 | 1 | 8.02 | ||||||||||
56 57 | 4.46 4.47 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 2 | соч | 9.02 10.02 | ||||||||||
58 59 | 4.48 4.49 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | 2 | 2 | 15.02 16.02 | ||||||||||
60 61 | 4.50 4.51 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира | 2 | 2 | 17.0222.02 | икт | |||||||||
62 | 4.52 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» | 1 | 1 | 23.02 | ||||||||||
63 | 4.53 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 1 | 1 | 24.02 | икт | |||||||||
64-65 | 4.54 4.55 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». | 2 | 2 | 29.02 1.03 | икт | |||||||||
66 | 4.56 | Р.р.подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев произведений русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). | 1 | соч | 2.03 | ||||||||||
67 68 | 4.57 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | 1 | 7.03 9.03 | ||||||||||
69 | 4.59 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | 1 | 10.03 | ||||||||||
70 | 4.60 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | 1 | 14.03 | икт | |||||||||
71 | 4.61 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 1 | 1 | 15.03 | икт | |||||||||
72 | 4.62 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | 1 | 16.03 | ||||||||||
73 | 4.63 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | 1 | 21.03 | ||||||||||
74 | 4.64 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | 1 | 22.03 | ||||||||||
75-76 | 4.65 4.66 | РР подготовка к сочинению Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 2 | 1 | Дом соч | 23.03 | |||||||||
77 78 | 4.67 4.68 | Русская поэзия Серебряного века. | 2 | 2 | 4.04 5.04 | альбом | |||||||||
79 | 4.69 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | 1 | 1 | 6.04 | ||||||||||
80 | 4.70 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | 1 | 1 | 11.04 | ||||||||||
81 82 | 4.71 4.72 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе,человеке. | 2 | 2 | 12.04 13.04 | икт | |||||||||
83 84 | 4.73 4.74 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | 2 | 2 | 18.04 19.04 | ||||||||||
85 | 4.75 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | 1 | 20.04 | ||||||||||
86 | 4.76 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | 1 | 25.04 | ||||||||||
87 88 | 4.77 4.78 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 2 | 2 | 26.04 | альбом | |||||||||
89 | 4.79 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 1 | 1 | 27.04 | ||||||||||
90 91 | 4.80 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | 1 | 1 | 2.05 2.05 | ||||||||||
92 93 | 4.81 4.82 | РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | 2 | 3.05 4.05 | ||||||||||
Из зарубежной литературы ( 6ч. ) | |||||||||||||||
94 | 4.83 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» | 1 | 1 | 10.05 | ||||||||||
95 | 4.84 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | 1 | 11.05 | ||||||||||
96-98 | 4.85 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | 2 | 2 | 12.05 17.05 18.05 | ||||||||||
99 | 4.86 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | 1 | 1 | 19.05 | ||||||||||
100 | 4.87 | Обобщающее повторение . мое восприятие литературы 19века. | 1 | 1 | 21.05 | икт | |||||||||
101-103 | 4.88 4.90 | Проект по зарубежной литературе.Зачетные занятия | 3 | 3 | 22.05 23.0525.05 |
Сочинений-7
Контрольных работ-3
Зачетов-2
Проектов-3
Практическая часть
сочинения
1 Сочинение по «Слову о полку Игореве»-
2 Сочинение «Литература 18века в восприятии современного человека» 3. Классное сочинение по комедии «Горе от ума» 4. Сочинение по роману «Евгений Онегин» 5.Сочинение по роману Н.В.Гоголя «Мертвые души» 6. Сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев произведений русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). 7. Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века
Проекты
1.Урок-проект по комедии «Готе от ума»
2.Проект «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм в романе
3.Проект по зарубежной литературе
Контрольные работы (тестирование)
1.Контрольная работа по романтической лирике начала 19в, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
2.Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
3.Контрольная работа по русской лирике ХХ века
Источники информации и средства обучения
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2009
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
5. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
6. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2008.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Программа с пояснительной запиской,УМК....
Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....
Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...
Рабочая программа по литературе 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
Данная рабочая программа рассчитана на двухчасовое изучение литературы в 8 классе...
Рабочая программа по литературе 5 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Ли...
Рабочая программа по литературе 7 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений &la...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений &la...