Конспект урока по литературе в 6-м классе на тему "Судьба героя" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Рокунова Ольга Николаевна

Урок по литературе для 6-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin_dubrovskiy.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема урока  «Судьба героя» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)       Сопоставление чернового плана и композиции романа

      Цель урока: 

          1.  Раскрыть идейное содержание произведения А.С. Пушкина «Дубровский».

       2. Выявить основной конфликт произведения.

       3. Развивать навыки анализа художественного произведения

           и творческие способности учеников.

      4. Воспитывать нравственные качества, внимательное отношение

 к  художественному слову.

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина,      иллюстрации к произведению, компьютер, мультимедийный

проектор, кинофрагменты фильма «Дубровский» (режиссер

 Вячecлaв Hикифopoв).

                                                                Ход урока

          1. Организационный момент.

          2. Вступительное слово учителя.

Ваше мнение о прочитанном  романе? Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь? Какие эпизоды романа запомнились особенно ярко?

Задумывались ли вы о названии произведения? Удачно ли оно?

3.Постановка проблемного вопроса:  

Почему заглавие – фамилия? К какому Дубровскому относится: к отцу или сыну?

Давайте попробуем разобраться, и поможет нам в это фильм Вячecлaва Hикифopoва, созданный по мотивам романа А.С. Пушкина.

4. Работа по сопоставлению текста с киноэкранизацией.

Смотрим начало фильма.

Почему именно такое начало фильма предлагает нам режиссер? Кто этот мальчик?

Фрагмент «Ссора друзей».

В чем вы увидели расхождение с текстом? Как вы думаете, почему Дубровский в разговоре с Троекуровым спокойно сидит на стуле?

Фрагмент «Сцена суда».

Обратите внимание, как на экране показано поведение в этой сцене Троекурова (его роль исполняет Владимир Самойлов) и старика Дубровского (его роль исполняет Кирилл Лавров)? В какой момент Троекуров стал раскаиваться в зашедшей столь далеко шутке? Сумел ли режиссер показать этот перелом в сознании помещика? В каком эпизоде повести более подробно показано изменение отношения Троекурова к старику Дубровскому?

Как вы думаете, почему в текст повести Пушкин ввел подлинный документ – копию решения суда по тяжбе между подполковником Крюковым и поручиком Муратовым, рассматривавшейся в Козловском уезде в октябре 1832 года (автор только изменил имена). В фильме полного текста нет. Почему? Что изменило бы в фильме введение текста этого решения суда?

Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой. 

Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.

Было

Окончательный вариант

Все пришли в ужас.

- Караул! караул, - закричали члены. Дубровский заревел диким голосом:

-Как! не почитать церковь Божию, - прочь, хамово племя…

Все пришли в ужас. «Как! не почитать церковь Божию! прочь хамово племя!»

Троекуров отправился в Покровское, втайне мучимый совестью и не вполне насладившись удовлетворением своей ненавистью.

Он в тот же день отправился в Покровское.

       

   Использовал ли автор экранизации поиски писателя?

Достоин ли сын своего отца?                                                          

Фрагмент «Пожар в Кистеневке».

Как режиссер показал верность крестьян Дубровскому (его роль исполняет Михаил Ефремов)? Сумел ли раскрыть ненависть крестьян к приказным? Почему Пушкину важен был эпизод спасения кошки?

Задание. Проанализируйте набросок плана повести: «Приезд Суда – Ночной пожар (от людей без участия Дубровского). Архип убивает суд – Дубровский и его виновные люди скрываются». Как изменился замысел автора? Как в экранизации отражен первоначальный набросок?

Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой.  

Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.

Было

Окончательный вариант

Красный дым вился над кровлею. Жалобный вопль раздался, и приказные показались в окнах, стараясь их выломать и призывая на помощь.

Красный дым вился над кровлею. Стекла затрещали, сыпались. Пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «Горим. Помогите, помогите…»

  В сию минуту приказные показались в окнах, стараясь выломать двойные рамы.

Искры поднялись столбом, и вопли утихли.

Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

Использовал ли эту авторскую правку создатель экранизации?

Фрагмент «Дефорж и медведь».

 Это самый важный эпизод повести, так как именно он стал поворотным в отношениях Владимира и Маши. Как показано во фрагменте спокойствие и мужество Дефоржа-Дубровского? Как передано изумление Троекурова? Как Дефорж расправился с дворовыми, втолкнувшими его к медведю? Почему возник этот эпизод в фильме?

Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой.  

Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.

Было

Окончательный вариант

Медведь повалился мертв. К(ирила) П(етрович) видел в щелку, как…

    Потом, обратясь к Дефоржу, сказал: Каков молодец! Молодец.

Медведь повалился…Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки.

   …потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил».

Она видела мертвого медведя и Дефоржа, гордо стоящего над ним.

Она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним...

   

     Объясните смысл внесенных Пушкиным изменений. Отражена ли эта правка в экранизации?

     Почему за «шуткой» Троекурова наблюдают все гости? Зачем понадобилось «щелку» превратить в большое зарешеченное окно?

Фрагмент «Ограбление Спицина».

—  Пушкин  с самого начала работы над повестью задумал эту сцену: «У помещика праздник. Сосед ограбленный. Шкатулка».

—  В фильме Спицына (его роль исполняет Виктор Павлов) втаскивают в комнату лакеи, Владимир случайно обнаруживает сумку с деньгами, а Спицын умоляет Дефоржа вернуть деньги. Есть ли в повести основания для такого рода добавлений? Соответствует ли поведение Дубровского в этой сцене характеру пушкинского героя? Почему именно так показана сцена ограбления?

Фрагмент «Вы свободны».

Данный эпизод был задуман ещё при составлении плана повести: «Карета в лесу. Команда, сражение, рана». В конечном тексте Пушкин отказался от описания сражения: «Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила её..».

 Как ведут себя в экранизации герои? Проследите, как актеры исполняют свои роли (князя Верейского – Анатолий Ромашин, а Марью Кириловну – Марина Зудина)?

—  В тексте повести сказано: «Над ними засверкали ножи». Как показан этот эпизод в фильме?

Работа в группах: задание по наблюдению за авторской правкой. 

Проследите за исправлениями, сделанными Пушкиным в описании деталей эпизода.

Было

Окончательный вариант

Он подал им знак и сказал им несколько слов, они подняли его

Он успел сказать им несколько слов, они посадили его верхом…

Как этот эпизод показан в фильме?

Было

Окончательный вариант

Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите меня.

 Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Какой оттенок изменение одного слова внесло в смысл всей сцены? Как изменен этот текст в фильме? Согласны ли вы с такой правкой сценариста?

Финальная сцена фильма.

Сравните начало и конец фильма. Есть ли между ними связь? Если бы вы были режиссерами, как бы закончили фильм вы?

    Итак, вернемся к названию произведения. Кому, на ваш взгляд, автор оказал честь заглавием романа: отцу или сыну?

5. Рефлексия.

  Как бы ни был нам дорог старик Дубровский, «настоящий герой» романа – всё-таки Владимир Дубровский. На это указывает сам Александр Сергеевич Пушкин: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (3 глава)

 Режиссер   назвал свой фильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Как вы думаете, соответствует ли оно содержанию фильма? В чем состоит благородство разбойника Дубровского?  Может быть,  кто-то предложит иное заглавие?

 Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Почему же при всех этих качествах герой ни в чем не добивается успеха? Почему он не смог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами? Размышление над этими вопросами приводит класс к выводу о том, что желания героя постоянно сталкивались с законами общества, которые Владимир Дубровский при всех его доблестях победить не мог.

— Как вы думаете, нуждается ли роман в продолжении?

6. Домашнее задание. Сочинение «Что сталось с Владимиром Дубровским?» (домысливание судьбы героя повести А.С.Пушкина «Дубровский»). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".

Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...

Конспекты уроков по литературе за курс 8 класса

Здесь представлены различные уроки по литературе для 8 класса....

План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"

Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" ....

Конспект урока по литературе в 6-Б классе II отделение. Внеклассное чтение по повести Э.Портер «Поллианна».

Урок литературы в 6 классе для детей с нарушениями слуха.Итоговый урок по повести Э.Портер "Поллианна", на котором дети решают какие уроки преподала им главная героиня повеси....

Конспект урока по литературе в 10-м классе

Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии....

Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"

Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;              2) способствовать развитию речи учащихс...