План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k.d._ushinskiy_slepaya_loshad.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке К.Д.  Ушинского «Слепая лошадь».

Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:

  1. Вызов. Конструирование предлагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики.
  2. Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?»
  3.  Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.

Цель урока:

  • формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии;
  • формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника;
  • формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их;
  • формирование умения планировать свою деятельность

Ход урока. Стадия вызова.

Сначала на доске и в тетрадях должно появиться слово «Догони – Ветра»  без сообщения имени автора и названия урока.

Учитель дает задание: «Запишите ассоциативный ряд к слову «Догони – Ветра».

Ответы учеников: птица, лошадь, бабочка, стрекоза.

 Учитель дает задание: «Подберите эпитеты к слову «Догони – Ветра».

Ответы учеников: быстрый, смелый, стремительный.

Такое начало урока нравится учащимся.  Ассоциативный ряд выстраивается легко. Важно подчеркнуть, что это существо сказочное.

Стадия осмысления содержания

Читаем первый отрывок.

Давно, когда не только нас, но и наших дедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом.

Уседом был очень богат и жил роскошно. Сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра - так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Оказывается, «Догони-Ветер» - лошадь.  Вы правильно угадали. Какими качествами обладал этот сказочный персонаж?  «Быстрый, смелый, стремительный».  

Читаем второй отрывок.

 Случилось купцу в одну из своих поездок проезжать на своем любимом коне через темный лес. Дело было под вечер, лес был темен и густ.

Вдруг из-за кустов выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, с топорами и ножами в руках, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони – Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь ……..вперед, своею сильную грудью ………                на землю двух дерзких злодеев,……..     Под ногами третьего,……..   как вихрь. Догони - Ветер, чуя погоню, …….,как стрела.

Через полчаса Уседом уже  въезжал в родимую Винету на своем добром коне.

Учитель дает задание: «На месте пропусков записать слова, обозначающие действия».

Ученики читают глаголы, обозначающие стремительные действия. Затем сопоставляем с авторским вариантом «рванулся, опрокинул, смял, помчался».

 Учитель дает задание: « Напишите продолжение сказки, как купец позаботился о своем коне». Затем сопоставляем с авторским вариантом. Читаем третий отрывок.  

Слезая с лошади, купец тут же торжественно обещал: что бы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени. С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, ослабел на ноги и наконец ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

 Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось нерасчетливо давать слепой лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота.

Учитель дает задание: «Читаем следующий отрывок, подчеркиваем слова, которые вызвали возмущение, жалость. Почему?».

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами. Наступила ночь, пошел снег, спать  на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела.   Такое  собрание народа  для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на  которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина - и удивились, увидя посреди площади бедного коня - слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Заранее подготовленный ученик сообщает,  что такое «вече». ВЕЧЕ – народное собрание на Руси в 10 – начало 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с древними землями. Состояло из узко сословного круга бояр и зажиточных людей. academic.ru/dic.nsf/russian_history/

Учитель дает задание: «Работаем в группах. Представим, что «вече» - это ваша группа, какое решение примете?» Ответы учеников в группах: 1. Вылечить больную лошадь. 2. Определить в теплую конюшню. 3. Кормить отборным овсом. 4.Поить ключевою водой. 5. Назначить специального конюха, который следил бы за решением «вече».

Затем обращаемся к авторскому варианту сказки. Читаем четвертый отрывок.

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вещевой площади…            

Прочитав авторский вариант сказки, ученики радуются, что их гуманное решение совпало с вариантом К.Д. Ушинского.

Учитель дает задание: «Озаглавьте сказку». Сопоставляем с авторским вариантом.  Учитель задает вопрос: «Чему учит сказка?»

Рефлексия. Выберите себе начало предложения и продолжите его. На уроке я догадался (понял, узнал, обнаружил, смог)…

Похвалите себя или кого-нибудь другого за что-либо на уроке.  

Варианты домашнего задания. 1. Подберите эпиграф к сказке, используйте пословицы, крылатые фразы. 2. Напишите отзыв на сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...