Главные вкладки

    Программа элективного курса "Литература Алтая 20 века"
    рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

    Максимова Лариса Владимировна

    Рабочая программа элективного курса составлена для учащихся 11 класса и знакомит с богатейшей литературой Алтая 20 века

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc114 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа

    Программа элективного курса

    «Литература Алтайского края

    XX века»

    Автор программы: учитель русского

     языка и литературы высшей категории  

    Л.В. Максимова

    Дружба, 2012 г.

    Пояснительная записка

    Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они обязательны для старшеклассников и обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов.

    Курс знакомит учащихся с литературой Алтайского края XX века. Это гармонично дополнит курс русской литературы XX века, изучаемой на уроках литературы в 11 классе.

    Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
             Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству  алтайских писателей XX века, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации.

     Программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, дополняет базовый уровень и является важным компонентов изучения  литературы родного края для старшеклассников.

    Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо. К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что "поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека". Они помогают, и возгореться " искрами любви к Отечеству". Вот почему необходимо изучать литературу родного края, использовать местный материал в воспитании и обучении школьников.

    Цели и задачи данного курса:

    1. Воспитывать любовь к родному краю;

    2. Ознакомить старшеклассников с  авторами и произведениями художественной литературы, прославившие Алтайскую землю; иметь региональные литературные знания  о местном фольклоре, о литературной жизни родного края;

    3. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

    4. Развивать познавательный интерес школьников к изучению литературы родного края, творческие способности учащихся;

    5. Формировать нравственные, эстетические, патриотические качества личности, взгляды и убеждения.

    6. Развивать Межпредметные связи истории, литературы, живописи, архитектуры, музыки, что будет способствовать эстетическому воспитанию учащихся;

    7. Формировать навыки исследовательской работы путем поиска информации в Интернете, дополнительной литературе, наблюдения за текстом произведения на практических занятиях.

    Учащиеся должны уметь:

    1. анализировать действия героев, давать им характеристику;

    2. анализировать эпизод и интерпретировать художественное произведение;

    3. выявлять авторскую позицию;

     4. писать  отзывы на прочитанные произведения;

    5. сопоставлять литературные произведения;

    6.определять род и жанр произведения;

    7. создавать проект в ходе поисковой и исследовательской работы;

    8. уметь четко и грамотно выступать перед аудиторией.

    Программа по элективному курсу изучения литературы Алтайского края рассчитана на  34 часа, т.е. 1 час в неделю в течение учебного года.

    Срок реализации рабочей учебной программы: 2012-2013 учебный год.

    Программа предусматривает использование и применение информационных технологий в творческих мастерских:

    1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация.


    2. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

    3. Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере.

    Формы и методы контроля:

    Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

    домашние задания:  

    1. разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ);

    2. подготовка сообщений по теме;

    3. выполнение упражнений практического, творческого  и     исследовательского характера;

    4. участие в олимпиаде, в конференции;

    5. защита мини -  рефератов;

    6. защита проектов;

    7. написание сочинений.

    В ходе курса учащиеся готовят проекты по творчеству отдельных авторов. Презентация проектов состоится на заключительных занятиях.

    Также запланированы экскурсии по литературным местам Алтайского края.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1 год обучения- 34 часа

    1. Вводное занятие (1 час) Алтай – наша родина. Беседа о знаменитых людях Алтая
    2. Подвижники и исследователи фольклора Алтая – С.И.Гуляев и А.А.Мисюрев (2 часа)
    3. Г. Гуркин – поэт, художник, человек (1 час)
    4. Виталий Бианки. Произведения для детей (1 час)
    5. В. Шишков Жизнь и творчество писателя. Сборник путевых очерков «По Чуйскому тракту» и рассказов «Чуйские были». (1 час)
    6. Николай Чебаевский. Жизненный т творческий путь  Повесть «Клад-озеро», главы из повести «Страшная Мария», «Если любишь…»  - роман о сельской молодежи. Тема дружбы, любви, верности гражданскому долгу.( 2 часа)
    7. Николай Дворцов  Повесть «Мы живем на Алтае» ( 1 час)
    8. Лев Квин.  Творчество   «Мальчишечьи тайны», «Озорники», «Привет, Йошка!»,  «Икс, Игрек, Зет»  и «Мы, которые оболтусы» (1 час)
    9. Василий Нечунаев – лауреат Шукшинской премии. «Небывалый самолет», «Сказка о заводной лягушке», «Бабушкин клубок»(1 час)
    10. Владимир Свинцов  «Олежкины каникулы», «Мой друг Сенька», «Лопоухий бес», «Мама Вася» ( 1 час)
    11.  Юрий Козлов «Есть над Чуей рекою дорога»( 1971) ( 1 час)
    12. Марк Юдалевич Страницы биографии. (обзор творчества)Стихи. «Лебеди зимуют на Алтае». Поэма «Крутояры» ( 1 час)
    13.  Георгий Егоров ( писатель-фронтовик)  «Книга о разведчиках»
    14. Виктор Сидоров. Первая его книга «Тайна белого камня», сборник рассказов «Озеро, которого не было»
    15.  Творчество алтайских поэтов Л.Мерзликина, Н. Черкасова и Г. Панова (3 часа)
    16.   Иван Кудинов – автор повести о великом русском художнике Шишкине «Сосны, освещенные солнцем» (1 час)
    17.    Евгений Гущин  Сборник рассказов «Чепин, убивший орла»   ( 1969) (1 час)
    18.  В.М.Шукшин и В.Я. Золотухин – писатели, режиссёры, актёры

     (3 часа)  

    18. Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова,  Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова,  Ольга Петрова-Шпакович (2 часа)

    19.  А.П. Соболев – писатель из Смоленского. Рассказы  Повести «Безумству храбрых…», «Грозовая степь» Романы «Награде не подлежит» (1978), «Якорей не бросать» (1984). ( 2 часа)

    20. Создание проектов, рефератов и исследовательских работ

    ( 6 часов)

                               

    Планирование элективного курса в 11 классе

    «Литература Алтайского края »

    № урока


    Тема занятия


    Виды и формы работы

    1.

    Введение. Алтай – наша родина. Знаменитые люди Алтая

    Фронтальный опрос, Лекция учителя

    2.

    С.И.Гуляев(1805- 1888)– подвижник сибирской науки. Из фольклорных записей С.И.Гуляева

    Лекция

    3.

    А.А.Мисюрев( 1909-1973) – исследователь фольклора. Предания и сказы старых горнорабочих на алтайских рудниках

    Лекция, индивидуальные задания, работа с лексикой

    3

    Г. Гуркин – личность поэта

    Лекция , представление индивидуальных работ

    4.

    Рассказы В. Бианки.( 1824-1959) Произведения для детей.

    Обзорная лекция, индивидуальные задания

    5.

    Вячеслав Шишков (1873—1945) Сборник путевых очерков «По Чуйскому тракту» и рассказов «Чуйские были».

    Лекция

    6

    Николай Чебаевский (1917-1989) Повесть «Клад-озеро», главы из повести «Страшная Мария»

    Лекция, анализ эпизодов

    7

    Николай Чебаевский.  «Если любишь…»  - роман о сельской молодежи. Тема дружбы, любви, верности гражданскому долгу.

    Лекция, анализ эпизодов

    8.

    Николай Дворцов (1917—1985) Повесть «Мы живем на Алтае»

    Лекция

    9.

    Лев Квин  (1922—1996) «Мальчишечьи тайны», «Озорники», «Привет, Йошка!», «Икс, Игрек, Зет» и «Мы, которые оболтусы»

    Индивидуальные задания

    10.

    Василий Нечунаев – лауреат Шукшинской премии. (р. 04.04.1939) «Небывалый самолет», «Сказка о заводной лягушке», «Бабушкин клубок»

    Лекция, индивидуальные задания

    11.

    Владимир Свинцов (1938-2008) «Олежкины каникулы», «Мой друг Сенька», «Лопоухий бес», «Мама Вася»

    Лекция, представление выполненных в группах хзаданий

    12.

    Юрий Козлов «Есть над Чуей рекою дорога»( 1971)

    Индивидуальные сообщения

    13

    Марк Юдалевич (р.1918) Страницы биографии. (обзор творчества)

    Стихи. «Лебеди зимуют на Алтае». Поэма «Крутояры»

    Индивидуальные задания, выразительное чтение и анализ стихов

    14.

    Георгий Егоров ( писатель-фронтовик)  «Книга о разведчиках»

    Лекция

    15

    Виктор Сидоров. Первая его книга «Тайна белого камня», сборник рассказов «Озеро, которого не было»

    Лекция, индивидуальные сообщения

    15.

    Леонид Мерзликин. (1935-1995)– поэт, критик, рецензент, переводчик. Лирика «Таисья» (1967), «Лада», (1970), «Ивушка» (1973), «Проталинка»; Лирические поэмы «Купава», «Таисья»

    Лекция, анализ и выразительное чтение стихов, индивидуальные выступления

    16.

    Николай Черкасов  Поэтические сборники «Отава», «Ковыли», «Утро», «Грани», «Милая родина»

    Лекция, выразительное чтение, анализ и обсуждение

    17.

    Геннадий Панов. Лирика

    Лекция, индивидуальные задания, выразительное чтение и анализ стихов

    18.

    Иван Кудинов – автор повести о великом русском художнике Шишкине «Сосны, освещенные солнцем»

    Лекция

    19.

    Евгений Гущин «Чепин, убивший орла»   ( 1969)

    Индивидуальные сообщения

    20.

    В М.Шукшин (1929—1974)  Рассказы

    21.

    В.М.Шукшин «До третьих петухов», «Любавины», «Степан Разин»

    Лекция, работа с лексикой

    22.

    Шукшинские чтения. Экскурсия на родину В.М.Шукшина в с. Сростки

    Экскурсия

    23.

    В. Золотухин. Повесть «На Исток- речушку детства моего» «О корнях человека, о его родине», «Моя малая родина». ( обзорные уроки)

    Лекция, индивидуальные задания

    25.

    Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова,  Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова,  Ольга Петрова-Шпакович (Лекция учителя. Обзор)

    Индивидуальные сообщения

    26.

    А.П. Соболев (1926–1986) Рассказы  Повести «Безумству храбрых…», «Грозовая степь» Романы «Награде не подлежит» (1978), «Якорей не бросать» (1984).

    Лекция

    27.

    Экскурсия в с. Смоленское. Посещение дома-музея писателя-фронтовика А.П. Соболева.

    Экскурсия

    28.

    Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова,  Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова,  Ольга Петрова-Шпакович (Лекция учителя. Обзор)

    Индивидуальные задания, выразительное чтение и анализ стихов

    29.

    Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова,  Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова,  Ольга Петрова-Шпакович (Лекция учителя. Обзор)

    Индивидуальные задания, выступление докладчиков (защита рефератов)

    30.

    Презентация проектов.

    Презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов

    31.

    Презентация проектов.

    Презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов

    32

    Р.Р. Творческая работа по курсу

    Письменная работа

    33.

    Р.Р.Творческая работа по курсу

    Письменная работа

    34.

    Подведение итогов курса «Литература Алтая».

    Групповая дискуссия

    Литература

    1. Хрестоматия «Писатели Алтая»

    2. Сборник «Земля моя, Алтай»

    3. Альманах «Алтай»

    4. Хрестоматия по литературе Алтая

    4. Хрестоматия произведений алтайских поэтов и писателей

    Произведения алтайских поэтов и писателей: С. Гуляева, Н. Ядринцева, В. Шишкова, М. Юдалевича, П. Старцева, А. Сотникова, В. Золотухина, В. Свинцова, Л. Квина, В. Бианки, Г. Панова, Л. Мерзликина, В. Шукшина и др.

    5. Интернет – ресурсы

    legendy_i_mify_altaya..ppt

    lsmerzlikin.ppt

    poety_altaya.doc

    bianki_o_zhizni_i_tvorchestve_pisatelya_pna.ppt

    zhizn-ishukshina.html

    poety_i_pisateli_altayskogo_kraya.rar

    http://altapress.ru

    levkvin.narod.ru

    images.yandex.ru

    publ.lib.ru›Архив http://pisatel.air-door.ru/?cmd=about

    http://pisatel.air-door.ru/?cmd=lib&author=kudinov&id=vzlet.pdf&type=pdf

    http://pisatel.air-door.ru/?cmd=lit&id=shuk

    http://www.ap.altairegion.ru/249-01/7.html

    http://ivmamontov.narod.ru/HTMLs/part.2_40.html

    www.akunb.altlib.ru/LiteraryMap/...dex.html

    http://intershop.net.ru/page.php?ID=17&tmpID=6317

     http://altai-photo.ru/publ/iskusstva/choros_gurkin_zhivopis_iii/5-1-0-120

    http://www.ap.altairegion.ru/015-02/6.html

     http://www.ap.altairegion.ru/033-02/3.html

    Приложение

     

    Разработанные презентации  к урокам

    1. Гуляев Степан Иванович
    2. Жизнь и творчество В.М.  Шукшина
    3. По литературным местам Алтая
    4. В. Я. Золотухин – актёр, писатель, человек
    5. Творчество Виталия Бианки
    6. Николай Чебаевский
    7. Вячеслав Шишков
    8. Алтайскому краю- 75
    9. Алтай
    10.  Алтайские поэты и писатели
    11.  Легенды и мифы Алтая
    12.  Лев Квин («Везёт же людям»)
    13.  И. П.Кудинов
    14.  В. Сидоров


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»

    В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...

    Программа элективного курса История и культура Алтая 5 класс

    Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования»,  Барнаул: АКИПКРО, 2006. ...

    Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.

    Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...

    ИСКУССТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ XVII-XX ВЕКОВ. Программа элективного курса по английскому языку

    Данный курс представляет собой пособие по страноведению для учащихся 10 классов общеобразовательных  школ. Элективный курс составлен по материалам справочных и энциклопедических изданий.Эл...

    Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"

    Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

    Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...