Главные вкладки

    «Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
    план-конспект урока по литературе на тему

    Ковалева Светлана Васильевна

     

    «Василий Теркин» - это лучшее

    из всего написанного о войне на войне»

                                               (К.Симонов)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkr_urok_tvardovskiy.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок. Учитель Ковалева С.В.

    Тема «Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

    «Василий Теркин» - это лучшее

    из всего написанного о войне на войне»

    (К.Симонов)

    Ход урока

    1.Вступительное слово учителя:

    А) на фоне фотографии А.Т.Твардовского

    Посмотрите на портрет А.Т.Твардовского, загляните в его глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», - говорят о таких глазах в народе. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, что несла война.

    Еще во время финской кампании пришло к поэту «ощущение великой трудности войны» и её трагизма. Выходец из смоленских крестьян он хорошо понимал мысли и чаяния, душу простого солдата.

    Ученик - Твардовский « В сентябре 1939 года я был мобилизован как рядовой Красной Армии и участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию. В начале войны в Финляндии я получил назначение в газету Ленинградского военного округа «На страже Родины» на должность писателя в звании батальонного комиссара. Будучи батальонным комиссаром, я то и дело ставил себя на место рядового красноармейца и испытывал чувство прямо-таки нежности ко всем этим людям, из которых многим не возвратиться домой. На одном из митингов перед решительным наступлением на сильно укрепленную полосу дотов «линии Маннергейма» я сказал несколько неказенных и, может быть, неуставных слов о том, что родина знает, какие подвиги совершают бойцы и какие видят трудности. Во время этого выступления несколько сидевших в полутьме землянки бородатых людей плакали – нервы у всех были в перенапряжении. Люди только вчера вернулись «оттуда» и знали, что нужно идти обратно туда, знали, что вряд ли кому вернуться.

    Здесь на Карельском перешейке, изрезанном озерами и протоками, лесными каменистыми тропами, в условиях суровой зимы и трудной войны, в среде простых людей, ежечасно выполнявших нечеловечески трудную и смертельно опасную работу, произошло мое открытие  нового мира – открытие, без которого невозможно было бы создание поэмы «Василий Теркин»

    «Люди, с которыми за эти месяцы довелось встретиться, и все, что довелось увидеть, сделали из меня почти совсем другого человека. Короче говоря, мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне» об этом я писал М.Исаковскому.

    А между тем жизнь внесла свои коррективы. Снова страшная година пришла на мою землю. На фронт я ушел на второй день войны.

    Я мечтал о сущем чуде:

    Чтоб от выдумки моей

    На войне живущим людям

    Было, может быть теплей…»

    Ученик. Читает главу «От автора».

    II. Беседа по главам поэмы

    Запись в тетради:

    В центре поэмы стоит образ Теркина, композиционно объединяющий отдельные главы произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Запишите сами: ( мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора)

    Из биографии А.Т.Твардовского мы знаем, что над поэмой он работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался.

    Фамилия Теркин созвучна слову «тереть»

    фразеологизм «Тертый калач» - побывал в переделках.

    Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Поэма «Василий Теркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название

    ??? Что помогают понять названия глав поэмы??? (анализ содержания).

    Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» …. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

    Обратим внимание, что II глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне не только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колесах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша –небо, хата – ель, корни жмут под ребра»

    Ученик. «На привале». (отрывок)

    Каким Вася Теркин предстает в начале поэмы? (немудрящий, простак - балагур,, считающий, что лучшее место в армии – это «повара в пехоте» глава «На привале»)

     Нужен был такой человек на войне? Да. Он с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

    Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Василий задумывался как молодой боец – парень. Это определение насыщается эмоционально-психологической характеристикой: добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой! Жизнестойкость его удивительна. Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки. Конечно, такие люди были необходимы на войне.

    Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне. Автор воспевает землянку, солдатскую шинель.

    Чтение отрывка  из главы «Перед боем»

    Все товарищи уснули,

    А меня не гнет ко сну.

    Дай-ка лучше в карауле

    На крылечке прикорну.

    Взял шинель, да, по присловью,

    Смастерил себе постель,

    Что под низ, и в изголовье,

    И наверх, - и все – шинель.

    Эх, суконная, казенная,

    Военная шинель,

    У костра в лесу прожженная,

    Отменная шинель.

    Знаменитая, пробитая

    В бою огнем врага

    Да  своей рукой зашитая,- кому не дорога!

    Упадешь ли, как подкошенный,

    Пораненный наш брат,

    На шинели той поношенной

    Снесут тебя в санбат.

    А убьют – так тело мертвое

    Твое с другими в ряд

    Той шинелкою потертою

    Укроют – спи, солдат!

    Спи, солдат, при жизни краткой

    Ни в дороге, ни в дому

    Не пришлось поспать порядком

    Ни с женой, ни одному…

    Каким настроением пронизана глава «Переправа»?

    Трагическое ощущение вызывают уже первые строки

     «Кому память, кому слава,

    кому темная вода,-

    ни приметы, ни следа.

    Давайте проследим, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы?

    ( Трагизм происходящего подчеркивает пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена…», эпитет «след кровавый» и , наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе 4 раза повторяются слова «Переправа, переправа», причем их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор усиливает ощущение трагичности ситуации, делит главу на  смысловые фрагменты, приводя к кульминации,

    Переправа, переправа!

    Пушки бьют в кромешной мгле.

    Бой идет святой и правый,

    Смертный бой не ради славы,

    Ради жизни на земле.

    Эти слова привносят уже другое настроение – звучит надежда на благоприятный исход битвы; хоть она и трагична, но этот бой…Ради жизни на земле», и потому могут быть оправданы любые потери.

    Но ведь жизнь человеку дается один только раз, можно так ею распоряжаться? Не лучше ли остаться в тылу, (как делали некоторые, можно было дезертировать как Андрей из повести Распутина «Живи и помни») Что по этому поводу говорит А.Т.Твардовский?

    -Чтение главы «О войне»

    «Солдат войны не выбирает»

    Судьба главного героя поэмы – это  судьба  солдата, одного из тех, кто вынес на плечах всю тяжесть войны, и это становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

    Человек на войне не может быть одинок. Это против человеческих правил, поэтому  нельзя не вспомнить и  о фронтовой дружбе. Какая глава повествует об этом?

    Глава «Теркин ранен» заканчивается гимном военному братству. (чтение отрывка).

     С какой новой стороны предстает Теркин в главе «Гармонь».

     В этой главе поэт снова воспевает то, без чего нельзя прожить на войне человеку. Это музыка, в частности музыкальный инструмент, гармонь.

    В Теркине проявилась природная тонкость, деликатность, тактичность (история осиротевшей гармони). Вместе с тем мы осознаем его как яркую талантливую личность. Отрывок из главы «Гармонь»:

    … И опять долой перчатку…

    Где жена и где тот дом.!

      Плясуны на пару пара

          С места кинулися вдруг.

               Задышал морозным паром,

           Разогрелся тесный круг.

    …частушки :

    Распроклятая Германия

    Затеяла войну.

    Взяли милого, хорошего –

    Оставили одну!

    Меня любит автоматчик,

    пулеметчик и пилот.

    За того пойду я замуж,

    Кто фашиста крепче бьет.

    Скоро с ёлочки иголочки

    На землю упадет.

    Скоро нам с тобой, подружка,

    По винтовочке дадут.

    И на фронте и в труде

    Наш народ – герой везде!

    Кто на нивах, кто в бою –

    Все за Родину свою!

    _ Веселей кружитесь, дамы!

    На носки не наступать!

     Да! умел воевать, умел и отдыхать человек на войне.

    «Мастак», так говорят о нем танкисты, которые отдали гармонь Теркину. Подберем синонимы – мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист; человек талантливый: талантлив наш народ)

    Учитель: Солдат, человек на войне, неприхотлив, приспосабливается к любым обстоятельствам. Непривычно  было оказаться после дымных окопов на недельном отдыхе: «Теркин на отдыхе»

    …Самолично, безраздельно

    Занимать кровать свою,

    Спать в сухом тепле постельном,

    Спать в одном белье нательном,

    Как положено в раю.

    …как тоскует о постели

    на войне солдат живой!

    Что ж не спится в самом деле?

    Не укрыться ль с головой? (стр.125-126)

    А пока - в пути, в теплушке,

    В тесноте любой избушки,

     В блиндаже иль погребушке,

    Где нам случай приведет, -

    Лучше нет, как без хлопот,

     Без перины, без подушки,

    Примостясь плотней друг к дружке,

    Отдохнуть. А там – вперед.

    Прототипом Василия Теркин стал весь русский народ. Не случайно в главе «Теркин-Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он собирательный образ.

    Василий Теркин - обобщенный, но вместе с тем индивидуализированный образ.

    «Мать – земля моя родная,

    Вся смоленская родня,

    Ты прости, за что-не знаю,

    Только ты прости меня!

    Не в плену тебя жестоком,

    По дороге фронтовой,

    А в родном тылу глубоком

    Оставляет Теркин твой.

    Минул срок годины горькой,

     Не воротится назад…

    _Что ж ты, брат, Василий Теркин,

    Плачешь вроде?

    -Виноват…

    Ничто человеческое ни чуждо Теркину, не чужды ему и слезы, слезы горя и слезы радости.

    Книга «населена» множеством эпизодических героев: дед - солдат, воевавший во время I мировой войны, и бабка, жена его, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных…

    Край известный до куста.

    Но глядит  - не та дорога,

    Местность будто бы не та.

    Вот и взгорье, вот и речка,

    Глушь, буоьян солдату в рост,

    Да на столбике дощечка:

    Мол, деревня Красный Мост.

    И нашлись, что были живы,

    И скажи ему спроста

    Все по правде, что служивый – достоверный сирота.

    У дощечки на развилке,

    Сняв пилотку, наш солдат

    Постоял, как на могилке,

     И пора ему назад.

    И подворье покидая,

    За войной спеша скорей,

    Что он думал, не гадаю,

     Что он нес в душе своей…

    Но бездомный и безродный,

    Воротившись в батальон,

     Ел солдат свой суп холодный

    После всех, и плакал он.

     На краю сухой канавы,

    С горькой, детской дрожью рта,

    Плакал, сидя с ложкой в правой,

    С хлебом в левой, - сирота.

    Плакал, может быть о сыне,

    О жене, о чем ином,

    О себе, что знал: отныне

    Плакать некому о нем.

    Должен был солдат и в горе

    Закусить и отдохнуть,

    Потому, друзья, что вскоре

    Ждал его далекий путь.

     

    Ученица: Василий Теркин шуткой скрашивает трудный час солдатской службы, но шутка в его устах – лишь внешнее выражение характера, очень самобытного, и очень серьезного. Как бы следуя традиции русских сказок и былин, Твардовский говорит о своем герое в подчеркнуто скромных тонах. Внешность героя – самая обыденная, он не красив, не высок, не статен. Мне кажется,  для того чтобы придать Василию Теркину всеобщий всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Но за этой обыденной внешностью стоит человек, обладающий подлинным героизмом, подчас требующим напряжения всех физических и душевных сил.

    Когда я готовилась к уроку, то нашла интересные мысли литературоведа Тарасенкова. Он говорит: «С полным правом к Василию Теркину можно было бы применить слова, сказанные Дмитрием Фурмановым о Чапаеве:

    « Многие были и храбрей его, и умней, и талантливей…но имена этих «многих» забыты, а Чапаев живет и будет долго-долго жить в народной молве, ибо он коренной  сын этой среды и к тому же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характерам»

    Разумеется, между Теркиным и Чапаевым много различий: Теркин – лицо вымышленное, Чапаев – реальное; Теркин – один из миллионов, Чапаев – военачальник, полководец. Кроме того, Теркин действует в годы ВОВ, а это иные исторические, социальные и бытовые условия. Но, на мой взгляд, роднит их собирательность, роднит то, что оба они воплощают народное представление о героизме, о том, как должен вести себя человек на войне.

    ---Ну что ж, подведем итог:

    Так какой он - человек на войне?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми  Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского  «Василий Теркин», посвященный 65 - ой г...

    Тест по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

    Данный тест предназначен для уроков литературы в 8 классе с целью проверки усвоения обучающимися текста поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин"...

    Обобщающий урок по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

    Урок обобщающего повторения, цель которого подвести итоги изучения поэмы, систематизация литературоведческих понятий, развитие творческих способностей, самостоятельности и наблюдательности....

    Образ главного героя в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

    Презентация по теме "Образ главного героя в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"...

    Методическая разработка на тему : Стилистические возможности личных и притяжательных местоимений в поэме А.Т.Твардовского " Василий Теркин"

    Раскрытие стилистических возможностей личных и притяжательных местоимений в поэме "Василий Теркин",показ с их помощью  , что участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов было н...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

    Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....

    Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

    Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...