Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Колбасова Елена Васильевна

 

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и идеи произведения.

Задачи:

Создать условия, при которых учащиеся:

•        самостоятельно и охотно приобретают информацию из разных источников: из интернета (по ссылкам) и текста притчи и повести, структурируют её согласно задаче;

•        учатся пользоваться приобретенной информацией  для решения познавательных (роль детали, авторский замысел, идея произведения), исследовательских (проверка гипотезы) и практических (создание презентации) задач;

•        приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

•        развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, построения гипотез, сбора информации, наблюдения, проведения сопоставления, анализа, обобщения);

•        развивают системное мышление;

•        развивают рефлексивные умения и речь.

Тип проекта:

  1. По характеру деятельности учащихся: практико-ориентированный, исследовательский
  2. По комплексности: монопроект (реализуются в рамках одного учебного предмета, одной области знаний).  
  3. По характеру контактов:  внутриклассный.
  4. по продолжительности: минипроект.

Цели проекта:

 1). Практическая: создание презентации к уроку по теме «Притча о блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель»)

2). Исследовательская: в ходе сопоставления  библейской истории с историей Дуни проверить  гипотезу (идея произведения раскрывается через  историю блудного сына, чтобы читатель сопоставил две истории и самостоятельно сделал вывод), выявить общее и различное, сделать вывод и определить  идею произведения.

Роль учителя:  максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка.

Тип деятельности учащегося:

Практическая деятельность:работа с Интернет-ресурсами, создание слайда к презентации в программе  PowerPoint.

Исследовательская деятельность: работа с текстом, мыслительные операции (сопоставление, анализ, сравнение, обобщение).

 Формируемые компетентности:         

Личностные:     Мотивация к исследовательской деятельности; умение планировать и достигать результата; уважительное отношение к другому мнению, способность к рефлексии.

Метапредметные:

Коммуникативная: понимание задания,  умение договариваться, работая в группе, составлять выступление для презентации

Информационная: умение отбирать и структурировать информацию

Ценностно-смысловая: умение видеть нравственный смысл притчи и повести, определение важности выбора и ответственности в жизни человека, ответ на вопрос: возможно ли быть счастливым, сделав несчастным самого близкого человека?

Общекультурные:        осознание отношений «дети-родители» как одной из культурологических, духовно- нравственных основ жизни человечества,   основы семейных традиций;

Учебно-познавательные: организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Предметные:

Умение проводить сопоставительный анализ текста; умение выявлять роль  детали в произведении и авторский замысел, посредством раскрытия авторского замысла подходить к идее произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Лист  группы 1

Планирование  работы

Основополагающий вопрос: С какой целью А. С. Пушкин подробно описывает картинки, иллюстрирующие притчу, в интерьере комнаты Самсона Вырина

Вопрос (проблема): Выделить основные этапы истории «блудного сына» в «Притче о блудном сыне»

Цель: Создать слайд  «История жизни блудного сына»

Задачи: 1).Выбрать 4 иллюстрации, пользуясь ссылками.

2) Выбрать строки из притчи, соответствующие этим  иллюстрациям

3) Разместить иллюстрации на слайде,  под каждой иллюстрацией  -соответствующий текст

Что использовать

Презентация «Трежа хант» со ссылками на необходимый документ;

компьютер.

Какую консультацию и у кого можно получить

Как копировать картинки и текст  на слайд, как корректировать (по размеру, цвету и т.п.) – у учителя и консультантов по ИКТ

Руководитель группы (фамилия)

Иллюстраторы  (фамилии)

Исследователи текста  (фамилии)


Самооценка работы:

Что знали,  умели______________________________________________________


 

Что было трудно______________________________________________________


Чему научились_____________________________________________________________

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Тема блудного сына в контексте повест и А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Цель урока :   Выявление идейно-тематического своеобразия повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» в процессе работы с текстомЗадачи:    Обучающие: рассмотреть нравственные про...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...


 

Комментарии

Колбасова Елена Васильевна

Видеоролик урока представлен в разделе методических разработок.