Факультативное занятие по литературе в 8 классе «В мире русской литературы»
элективный курс по литературе (8 класс) по теме

Землина Надежда Васильевна

Пояснительная записка.

 

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Факультативный курс «В мире русской литературы»  для  учащихся 8 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных , гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературного подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

 

Основное внимание на занятиях факультатива уделяется специфическим особенностям художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Воспитание вдумчивого читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено лишь на уроках. Современный ученик сталкивается с самой разнообразной культурной информацией, которая воздействует на его читательские интересы, часто определяет круг и характер внеклассного чтения. Занятия предлагаемого факультатива расширяют представления школьников о литературе как искусстве, помогают осознать, привести в систему все разнообразные впечатления подростков, сделать правильные выводы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_lit-re_8_kl.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» ГОСУДАРСТВЕННÖЙ РЫТЪЯ (СМЕНАÖН) ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультативное занятие по литературе в 8 классе

«В мире русской литературы»

                                                                                 

Автор-составитель : Землина Н.В.,

 учитель русского языка и литературы

Г. Ухта-2013

Пояснительная записка.

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Факультативный курс «В мире русской литературы»  для  учащихся 8 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных , гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературного подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  1. улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  2. видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  3. соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
  4. анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  5. соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Основное внимание на занятиях факультатива уделяется специфическим особенностям художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Воспитание вдумчивого читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено лишь на уроках. Современный ученик сталкивается с самой разнообразной культурной информацией, которая воздействует на его читательские интересы, часто определяет круг и характер внеклассного чтения. Занятия предлагаемого факультатива расширяют представления школьников о литературе как искусстве, помогают осознать, привести в систему все разнообразные впечатления подростков, сделать правильные выводы.

Программа факультативного курса «В мире русской литературы» состоит из 5 разделов.

Раздел 1.

Литературные образы. (9ч)

Введение. (1 ч)

Литература как искусство слова. (1 ч)

Художественный образ. Типы художественных образов.

Заглавный образ. (1 ч)

Мастерская слова: изобразительно-выразительные средства языка      (тропы и фигуры). (3 ч)

Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С.Пушкина, С.А.Есенина, А.В. Кольцова). (2 ч)

Творческая мастерская – защита проектов «Моё любимое произведение об осени (зиме, весне, лете)». (1 ч)

Раздел 2.

Сила мечты.  (7 ч)

Произведения  К.Г.Паустовского и А.С.Грина, поэтичные, тонкие, изящные, обладают удивительной притягательной силой. Едва начинаешь читать их, на душе становится тепло и светло, о чём-то мечтается. Это нужно человеческой душе, и особенно детям, чтобы мир им виделся не только циничным, приземлённым и рациональным, но и духовным, полным неожиданных открытий, ожидания добра, верой в то, что чудеса можно творить своими руками.

Вопросы о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.

Литературный ряд: К.Г.Паустовский  «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками», «Музыка Верди», «Старый повар»; А.С.Грин «Алые паруса».

Творческая мастерская – сочинение-размышление «Нужна ли юности романтика?» (1 ч)

Раздел 3.

Научиться любить,  научиться  прощать,  научиться  делать добро. (8ч)

Проблемы формирования личности подростка в литературе. Значимость художественных образов, созданных писателями. Аналитическое чтение.

Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».

Творческая мастерская – диспут «Что мне нравится и что не нравится в повестях о моих ровесниках?» (1 ч)

Раздел 4.

Грозные годы войны. (7ч)

Мастерство писателей и поэтов в создании образов литературных героев. «Образ времени». (1 ч)

А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста. (4 ч)

Поэты родного края  о Великой Отечественной войне. (1 ч)

Читательская конференция «Строки, добытые в боях». (1 ч)

Раздел 5.

Современные писатели о главном. (3ч)

Литературный процесс на современном этапе: традиции и новаторство.

Что волнует современного писателя?

Литературный ряд: В. Солоухин «Камешки на ладони»; В. Крупин «Живая вода».

Творческая мастерская «Что волнует современного читателя?» (1 ч)

Литература.

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
  3. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Литература в школе /Подбор статей, 2002-2009 г.г.
  5. Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
  7. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2002-2009 г.г.
  8. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
  9. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Игра -викторина для 6 класса "В мире русской литературы"

Игра содержит вопросы по нескольким разделам, предназначена для учащихся 6 класса...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века.  Т...

Литературная викторина «В мире русской литературы»

Разработка адресована, прежде всего, учителям русского языка и литературы. Подобную игру можно проводить во втором семестре учебного года, когда некоторый материал по дисциплине пройден студентами....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....