Беседа-размышление по рассказу-сказке «Щедрое дерево» (Шел Сильверстейн, перевод с английского.)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Фёдорова Лидия Богдановна

 

Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.

1.     Используя художественный  текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.

2.     Усвоив смысл жизненно-важных слов-понятий (язык, речь, слово, чувство, настроение, дружба, мудрость, гуманный и др.), обращаем мысль маленького человека внутрь себя: «Я – человек! НО…какой?»

3.     Проанализировав текст, «породить чувство», «оставить в душе след», «запасть в душу».

4.     Через анализ текста учить детей выражать своё мнение, используя выражения, речевые конструкции с эмоционально-оценочной лексикой.

5.     Развивать речь и творческое воображение детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokvneklassnogochteniyav7.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.

Учитель русского языка и литературы КСОШ №1 Фёдорова Лидия Богдановна.

Беседа-размышление по рассказу-сказке «Щедрое дерево» (Шел Сильверстейн, перевод с английского.)

Цель урока.

  1. Используя художественный  текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.
  2. Усвоив смысл жизненно-важных слов-понятий (язык, речь, слово, чувство, настроение, дружба, мудрость, гуманный и др.), обращаем мысль маленького человека внутрь себя: «Я – человек! НО…какой?»
  3. Проанализировав текст, «породить чувство», «оставить в душе след», «запасть в душу».
  4. Через анализ текста учить детей выражать своё мнение, используя выражения, речевые конструкции с эмоционально-оценочной лексикой.
  5. Развивать речь и творческое воображение детей.

  1. Вступление. Флэш-ролик ко Дню Матери.
  2.  Подготовительная работа. Вопросы:

      - Ребята, какой замечательный праздник отмечает наша страна в конце ноября?

             (День Матери.)

     - Да, действительно, в конце ноября стало традицией отмечать день Матери – праздник всех мам. А какие они, наши мамы? На что они способны ради своих детей?              (Дети дают определения.)

    Учитель обобщает ответы детей:

- Да, мамы – это воплощение безграничной любви, доброты, ласки, душевной щедрости, способности пожертвовать своей жизнью ради своего ребёнка. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рассказ-сказку английского писателя Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево». Тексты у вас на партах. Вы позволите мне прочесть вам текст самой?                                                       (СЛАЙД 1)

           Чтение текста учителем.

  1. Первичное осмысление текста.

    Учитель предлагает обменяться своими мыслями и чувствами, полученными от услышанного текста. (Можно использовать заготовки-распечатки с эмоционально-оценочной лексикой).

YI.   Работа со словарным материалом. Слова-карточки разложены на партах. Они должны помочь описать характер героев и их действия (поступки).

Задание. Внимательно рассмотрите все слова на карточке. Постарайтесь определить, отталкиваясь от семантики слова, их знак (+ или -). А теперь представьте, что каждое из этих слов  превратилось в «слово-магнит», имеющее способность притягивать, присоединять. Исходим из того, что слово – живое, очеловеченное, по принципу  «доброе к доброму, т. е. + к +, а – к -. Все ли из данных слов способны притянуть к себе слово «яблоня» и слово «мальчик». Письменно в тетрадях расписать слова в 2 столбика. (Эту работу можно делать в парах, можно воспользоваться «Добрым толковым словариком», который есть у каждого в тетради.)

ВОПРОСЫ.  

- Какие из данных слов-понятий можно отнести к характеристике только яблони, а какие – только мальчика? Объясните свой вывод.

 - Какие слова-понятия объединяют и яблоню, и мальчика? Докажите.

V.  Работа с текстом. Составление плана рассказа.

Задание. Посмотрите внимательно на текст. Подумайте, на сколько частей-эпизодов можно было бы разделить этот текст? Как это легко сделать даже по внешнему виду текста?     (Каждая часть заканчивается словами «И яблоня была счастлива…»)

Вопрос. О чём повествует каждый эпизод?    (Этапы взросления мальчика: детство, юность, зрелость, старость.)

Здесь уместно было бы вспомнить стихотворение Евгения Евтушенко «Метаморфозы»  (читает заранее подготовленный ученик.)

Задание. Обратите внимание на заголовок рассказа. Что он выражает: тему или основную мысль, а может быть то и другое. (Повторить: что такое тема и основная мысль произведения.)

Вопрос.  –Так какова же основная мысль текста? Что автор хочет нам сказать? Чтобы легче было ответить на этот вопрос, ещё раз напоминаю, что такое «щедрость».                                                                        (СЛАЙД 2)

 - Есть ли в тексте предложения, в которых формулируется основная мысль? (Нет.)

 - Значит, надо попробовать самим сформулировать, что же автор хотел сказать нам, читателям.

 - Кто же истинный счастливец в этом рассказе?

 - Чьё счастье оказывалось сиюминутным, а чьё было постоянным?

- Пусть вам помогут ответить на вопросы мудрые цитаты-высказывания великих людей.                                                                                  (СЛАЙД 3)

ВЫВОД (по основной мысли текста). Автор показал нам возможность верности и бескорыстия в дружбе. Умение сопереживать, зависимость совершаемых поступков от собственного «я».

Обратите внимание на ещё одно высказывание Л. Мартынова.            (СЛАЙД 4)

Подходит ли оно к идее нашего рассказа?

VI. Творческое задание: сочинение- миниатюра. «Какие советы-пожелания вы хотели бы дать мальчику?».                                                                       (Слайд 5)

VII. Итог урока (рефлексия).                                                       (Слайд 6)

        Сегодня на уроке я понял…..

                                          почувствовал….

                                          узнал……

VIII. Домашнее задание:                                           (Слайд 7)

Заключительное слово учителя.

Спасибо всем за сегодняшний урок. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. (Слайд 8) А в заключение урока я хотела бы вам пожелать найти в жизни настоящего друга, ту руку, на которую можно было бы опереться всегда, которая стала бы поддержкой и опорой для вас. Но я бы очень хотела, чтобы  и ваша рука была готова всегда прийти на помощь тому, кто в этом нуждается!                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская с элементами технологии РКМ по рассказу Шэла Сильверстейна "Щедрое дерево"

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Шэла Сильверстейна, урок -мастерская с использованием элементов ТРКМ. Современные школьники мало читают, заинтересовать чтением становится труднее. Мате...

Беседа-размышление "Я,ты,мы"

Тема:  Беседа-размышление «Я, Ты, Мы»Цель:  Воспитание у учащихся чувства терпимости по отношению к другим людям, уважения их прав и индивидуальности, традиций, истории, культуры.Задач...

Беседа-размышление "Я,ты,мы"

Тема:  Беседа-размышление «Я, Ты, Мы»Цель:  Воспитание у учащихся чувства терпимости по отношению к другим людям, уважения их прав и индивидуальности, традиций, истории, культуры.Задач...

Беседа - размышление: «Добро и зло - твой нравственный выбор».

Цель:- содействие формированию у ребят ценностных ориентаций, умения формулировать личностную нравственную позицию.Задачи:- содействовать формированию у ребят этических представлений, знаний о категор...

Беседа-размышление «Курение — фактор риска»

Цели:•                     привитие потребности в здоровом образе жизни;•...

Тема воспитательного мероприятия «О доброте, верности, любви ко всему живому» /беседа-размышление/ в 6 классе

Цель: Осмысление нравственных проблем, воспитание личности духовно – нравственной, умеющей сострадать, любить всё живое, умеющей отвечать за себя, своих близких....