Урок - исследование: «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Непейпива Наталья Леонидовна

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Это может быть и урок - творческий отчет, и урок - ролевая игра, и урок-исследование, и урок-дискуссия и др. Эффективность подобных уроков во многом зависит от подготовленности и продуманности круга вопросов, выносимых для обсуждения. Большое значение имеет подготовительный этап работы, который предусматривает знакомство учащихся с дополнительной литературой, проведение консультаций, распределение ролей участников.

Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, дают положительную мотивацию к изучению предмета. Проблемно-мотивационную среду создаю разными приемами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой. С этими моментами можно ознакомиться в моей разработке: «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_7klass_gorkiy.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока - исследования: «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Оборудование урока:

текст автобиографической повести А.М. Горького “Детство”,

портрет А.М. Горького; иллюстрации , мультимедийная  презентация.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Теме детства посвящали свои произведения и многие известные вам писатели.        

  1. Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.        
  1. Л.Н. Толстой “Детство”

  1. И.А. Бунин “Цифры”

  1. В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”

  1. В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.

В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким.  О нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом его детстве вы прочитали повесть, которая так и называется «Детство». В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и  появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.        

2.Формулировка темы урока и цели.(формулируются вместе с детьми)

 «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство»

Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека.

3.Словарная работа.

  1. Свинцовые мерзости - о неприглядных сторонах жизни.
  2. Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное.
  3. Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с  целью выделить какой-либо особо важный признак.
  4. Конфликт - это схватка между персонажами художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами.
  5. Пороки - 1) безнравственные черты характера  2) поступки, противоречащие общепринятой морали.
  6. Кластер - элементы со схожими характеристиками, собранные в одну группу.

4.Проверка на знание текста. В викторину можно включить такие вопросы и задания: Кто и по какому поводу кричал: «По миру пущу!..»? Как вы понимаете это выражение? На кого смотрел дедушка искоса и говорил: «Экой подхалим!»? Кто произносил следующие слова: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»? О ком идет речь «Схватившись за ухо обожженными пальцами, смешно прыгая, кричал – чье дело, басурмане»? О ком идет речь «Мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать»? Кто, страшно визжа, тонко и противно кричал: «Не буду-у…Ведь я же сказал про скатерть…»? Перечислите домочадцев семьи Кашириных.

5. Анализ повести А.М. Горького “Детство”.

А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

  1. Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?
  2. Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?
  3. Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?
  4. Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.

  1. Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных(Ссора дядьев с дедом). Докажите текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта. На что обращает внимание читателя автор?

Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев,  показывает,  как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.

  1. История с наперстком.
  2. Порка детей.
  3. Донос Саши на Алешу.
  4. Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя  текст  произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души.

  1. Отношение к женщинам и детям?

Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности - с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство. Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша дяди Якова, рабски покорным и безвольным  сын дяди Михаила.

  1. Что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?
  2. Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? (Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»)
  3. Что же ожесточило деда?

На анализе причин следует остановиться несколько подробнее. Испив до дна горькую чашу бурлака, испытав унижения и побои, дед наконец выбился в люди, стал хозяином. Но жестокая мораль капитализма, погоня за копейкой, постоянная боязнь лишиться красильни породила в нем дух собственника, озлобленность, недоверие к людям. Каширин постепенно терял все лучшее, что было в нем от народа, противопоставив себя людям труда.( Желательно зачитать отдельные строки из тринадцатой главы, рассказывающие о дальнейшей судьбе деда, когда он, разорившись, теряет остатки человеческого облика.)

  1. Отношение к Цыганку?
  2. Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»?

 В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе. «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».

  1. Как Алеша относится к уличным забавам мальчишек?

Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его. 

КЛАСТЕР

                

Выводы:

Мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни, которые тяжёлым грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной яме”.

  1. А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Автор на этот вопрос отвечает так: “ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.

  1. Что по этому поводу думаете вы?
  2. Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?

Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.

  1. Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?
  2. Что в его характере для этого есть?

В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.

6. Готовимся к ГИА по литературе

Ссора дядьев с дедом.

  1. Охарактеризуйте сущность конфликта, возникшего в данном эпизоде. Какие свойства натуры проявились у каждого из персонажей?
  1. Типичные сцены каширинской жизни.
  2.  Семейная драка из-за собственности.
  3.  Звероподобный облик дерущихся братьев.
  4.  Одержимы духом стяжательства (страсть к приобретательству, жадность к деньгам).

Характеристика каждого из участников ссоры.

Домашнее задание:

  1. Ответ на поставленный вопрос.
  2. Прокомментировать кластер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по повести М. Горького "Детство" в 7 классе.

Представлен материал по проведению уроков по повести М. Горького "Детство" в виде тематического плана и опорных схем, с которыми работают одновременно учитель и ученики. Такая форма помогает выстроить...

Презентация к уроку по повести М. Горького " Детство"

Презентация  к уроку по теме " Яркое , здоровое, творческое в русской жизни. Образы бабушки, Цыганка, Хорошего Дела" в повести М, Горького " Детство"...

конспект урока литературы для 7 класса на тему "...Точно мне содрали кожу с сердца.." (по повести М.Горького "Детство")

АННОТАЦИЯ ·         Данный урок представляет собой объяснение нового материала. Урок направлен на развитие познавательной активности учащихся. Он развивает...

Становление юной души (по повести М. Горького «Детство»). Урок литературы в 7 Б классе.

Урок-обобщение по повести М.Горького "Детство" (избранные главы)  в 7 Б классе...

Урок по повести М.Горького "Детство"

Роль портрета литературного героя в идейно-композиционном замысле литературного произведения....

Презентация к уроку по повести М. Горького "Детство" "Свинцовые мерзости жизни"

В презентации рассматривается очень важный вопрос о формировании человека в сложной, тяжелой жизненной ситуации....