Урок по повести М.Горького "Детство"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Роль портрета литературного героя в идейно-композиционном замысле литературного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы 7 класс.

Тема урока «Роль портрета литературного героя в идейно-композиционном замысле литературного произведения» (по повести М.Горького «Детство»)

Цели и задачи  урока:

  1. Продолжить отработку навыков анализа литературного текста.
  2. Формирование читательского и речевого опыта, призванного стать основой для создания описания внешности человека.
  3. Показать способность портрета не только передавать особенности внешнего облика героя, но и отражать движения его души, восприятие жизни, отношение к окружающим.
  4. Обучение описанию внешности человека.

Материалы к уроку, оформление доски:

  1. На доске иллюстрация к повести М.Горького «Детство»
  2. В течение урока начертить таблицу, которую учащиеся заполнят.

Предварительное задание классу:

Перечитать первые 3 главы повести.

  1. Организационный момент.
  2. Учитель:

- Сегодня мы поговорим о событиях, которые описаны в первой главе повести. Перескажите кратко содержание главы.

Ответы учащихся.

Учитель:

- Кто из героев этой главы произвел на Алешу, героя повести, самое сильное впечатление? (Бабушка)

- Почему именно бабушка? (Алеша увидел в ней что-то особенное)

- А что увидел Алеша в бабушке? Попробуем дать ответ на этот вопрос.

- Давайте еще раз перечитаем отрывки, в которых дано описание бабушки, ваша задача найти ключевые слова, т.е. на какие особенности манеры поведения героини обращает внимание автор (как бабушка говорила, улыбалась, двигалась).

Для удобства предлагаю составить вспомогательную таблицу.

Ключевые слова

Развитие темы

Говорила

Особенно выпевая слова; яркие, ласковые сочные слова, похожие на цветы

Улыбалась

Зрачки, темные, как вишни, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом; улыбка весело обнажала белые крепкие зубы; лицо казалось молодым и светлым; светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом

Двигалась

Легко и ловко, хотя была сутула, почти горбатая, очень полная

- Давайте проанализирует изобразительные средства, с помощью которых автор рассказывает читателю о бабушке.

- Какие средства выразительности мы нашли? (эпитеты, сравнения, антитезы).

- Остановимся на сравнениях. Первое сравнение: слова сравниваются с цветами. Какую речь мы называем яркой, сочной? Как говорила бабушка? (речь была образная, выразительная, использовала шутки, прибаутки).

- Второе сравнение о глазах. Зрачки как вишни. Автор нам не пояснил это сравнение. Почему именно вишни? (темные блестящие ягоды, в них светятся и озорство, и радость жизни, и лукавство)

- Важную роль в создании образа бабушки играют противопоставления – «несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым»; «вся она – темная,  но светилась изнутри»; «она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась ловко». 

- Какова роль этих противопоставлений? (позволяют выделить наиболее характерные особенности героини – природную грацию, красоту и молодость души, любовь к жизни).

- Какова роль эпитетов? Найдите эпитеты,  которые помогаю создать портрет бабушки: (говорила, выпевая слова; ласковые, яркие, сочные слова; приятные свет; молодое и светлое лицо; неугасимый, веселый и теплый свет; и др.)

- Подумайте, какие черты характера, свойства души, и особенности поведения они подчеркивают?

- Была ли бабушка красива? (красота не внешняя, а внутренняя).

- Важную роль в художественном тексте играют однокоренные и повторяющиеся слова. Найдите их и подумайте, какую нагрузку несут эти слова? (слова имеют положительную семантику – улыбка, улыбаться; веселый, весело; свет, светлый, светилась). Есть, правда, исключение. Прилагательному темный противопоставлено прилагательное светлый. Объяснение смысла этого противопоставления мы найдем в абзаце, который следует за описанием бабушки. Найдите и прочитайте этот отрывок.

Ученик читает отрывок.

Вывод:

- Портрет бабушки не только передает особенности ее внешности и характера, не только раскрывает красоту и силу ее души, не только показывает отношение к ней внука, но, что самое главное, помогает понять, какую роль сыграла бабушка в жизни Алеша.  Автор говорит, что он «будто спал, спрятанный в темноте», а бабушка «вывела на свет…стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу». Именно поэтому первый человек, о котором вспоминает Алеша, - это бабушка.

- Мы с вами сейчас работали с фактическим материалом, который отобрал автор, для реализации своего замысла.

Я предлагаю вам выступить в роли писателя. М. Горький не приводит в повести развернутого портрета деда Каширина, останавливаясь лишь на отдельных, разбросанных по главам деталях. Давайте проведем аналогичную работу, чтобы составить свой текст.

- Горький пишет, что Алеша испытывает по отношению к деду «опасливое любопытство». Как вы понимаете смысл этих слов? Какие особенности его внешнего облика замечает Алеша?

- Что значит «сухонький старичок»? Как ходил дед? Как он был одет? Как вы понимаете слово одеяние? Почему Горький использует это слово? Кого напоминал дед всем своим обликом? Какие глаза были у деда? Как он смотрел? Подберите эпитеты для описания его взгляда. С чем можно сравнить такой взгляд, такие глаза? Что испытывает человек, на которого так смотрят?

- как говорил дед? Какой голос был у него? Какими были его слова? Подберите эпитеты для их характеристики. Слова бабушки Горький сравнивает с цветами. А с чем можно сравнить слова деда? Почему?

- Давайте весь  материал соберем в  таблицу, а последний столбик вы заполните сами.

Ключевые слова

Цитаты из текста

Материал, добавленный учениками

Облик деда

Сухонький старичок, в черном одеянии, с птичьим носом, весь он складный, точеный, острый; дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем; его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым чище и красивей сыновей.

Похож на ворона; маленький, черные полы сюртука развевались на ветру, как крылья; нос острый, похож на клюв

Смотрел

Зеленые глазки; дед следил за мной умными и зоркими зелеными глазами; мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз

Смотрел внимательно; пристально; угрюмо; насмешливо. Глаза злые; колючие, холодные. От его взгляда мурашки бежали по спине; хотелось убежать

Говорил

Он со всеми говорил насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого; было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно

Слова злые, ядовитые, обижали, больно жалили; говорил, громко взвизгивая; отрывисто

Отношение Алеши к деду

Я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его; мне казалось, что дед злой;  рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушел, ласково простясь со мной, знал, что дедушка не страшен

Не любил, боялся и ненавидел; присматривался к деду; видел в нем что-то новое, враждебное, опасное

- Теперь я предлагаю вам составить портрет деда, но помните, что использовать средства выразительности необходимо очень экономно, применяя самые удачные сравнения, эпитеты.

Учащиеся пишут сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...