Литературное чтение
план-конспект урока по литературе по теме

 

Литературное чтение. 2 класс УМК «Перспективная начальная школа». Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания рассказа. М. Пришвин «Разговор деревьев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания рассказа. М. Пришвин «Разговор деревьев».

Тип урока: ОНЗ

Планируемые результаты

Предметные:

  1. познакомить учащихся с творчеством писателя;
  2. развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
  3. находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
  4. аргументировать своё мнение.

Личностные:

  1. воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни;
  2. умение слышать и слушать друг друга;
  3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
  4. формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Метапредметные.

Познавательные УУД:

1) Общеучебные:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. структуирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  5. смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста ;
  6. формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

2) Логические универсальные действия:

  1. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. построение логической цепи рассуждений;
  4. доказательства;
  5. выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в рассказе.

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умений работать в группах;
  2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;
  3. уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  1. формировать умение определять цель деятельности на уроке;
  2. принимать и сохранять учебную задачу;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. адекватно воспринимать оценку учителя;
  5. формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» (часть 2) 2 класс Н.А. Чуракова, мультимедийная презентация, MP3 запись «Шум леса»,  разноцветные жетоны, точка.

Основные понятия, используемые на уроке: текст, тема, идея, олицетворение, сравнение.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.  

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активна,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие сыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверсниками.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами

 сделаем маленькое открытие. Мы познакомимся с вами с новым писателем – М. М. Пришвиным.

Задание №1.

На слайдах появляются изображения Михаила Михайловича Пришвина.

Вопрос: «Что вы можете сказать об этом человеке?»

Наводящие вопросы:

  1. Какими чертами характера он может обладать М.М. Пришвин? (Ответы учеников)
  2. Предположите, кем он может работать? (Ответы учеников)
  3. Чем может увлекаться М.М. Пришвин? (Ответы учеников)

Задание №2.

Учитель перечисляет названия рассказов Пришвина: «Лесной хозяин», «Птицы под снегом», «Разговор птиц и деревьев», «Лягушонок», «Ёж» и др.

Вопрос. Какая тема объединяет эти рассказы? (Тема природы).

Учитель: Но открою Вам маленькую тайну, что Михаил Михайлович Пришвин не просто описывают  природу как в учебнике «Окружающий мир», а показывает её с необычной стороны, по-особенному. Вы хотите узнать как?

Познавательные УУД:

  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  2. формирование умения извлекать информацию из иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  1. умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Личностные УУД:

  1. умение замечать интересные события в повседневной жизни.
  2. Формирование границ собственного «знания» и «незнания».

3. Совместное открытие знаний

Класс делится на три группы по рядам. От каждой группы выходит один ученик и вытягивает из  любознательного сундучка загадку. Ученики по очереди читают загадку своей группе. Группа озвучивает отгадку.

Загадка №1.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ: Дерево

Загадка №2.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево

Загадка№3.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Ответ: Дерево

Отгадка появляется на слайде.

А теперь, ребята, перейдём к рассказу Михаила Михаиловича Пришвина. Откройте учебник на странице 118. Прочитайте как называется рассказ.

Ребята, с вашей точки зрения, как могут разговаривать деревья? А о чём они могут говорить?

Учитель читает рассказ. Фоновая музыка «Шум леса».

Работа с текстом рассказа.

Вопрос №1. О каком времени года повествует писатель? Докажите.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд )

Вопрос №2. Ребята ответьте мне на вопрос, а деревья относятся к живой или не живой природе? Почему вы так думаете?

Вопрос №3. А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе?  А для этого ёще раз перечитаем рассказ. Читать будем по одному предложению.  Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые.

Ученик читает.

«Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля».

Ученик читает.

«И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками».

Вопрос № 4. Какие слова-действия использует М.М. Пришвин при описании деревьев?

А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения)

Признаки человека

дерево


дуб

плакучая


стройная

ива

могучий

берёза


Учитель: А теперь я хочу Вас немножко отвлечь. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Знакома ли Вам эта картина? Может быть кто-нибудь помнит её название. А с чем можно сравнить цветы пижмы? (С рябиной).

В рассказе Пришвина тоже есть сравнение. Давайте его найдем.

Вопрос № 5. Найдите в тексте предложение и прочитайте его.

Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой.

Вопрос № 6. Какие 2 предмета сравниваются между собой? А почему?

Вопрос № 7. В рассказе автор пишет «Мы звуками перекликаемся». Кто это «мы»?

Вопрос № 8. А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (При помощи аромата.)

Вопрос №9. Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек?

Вопрос № 10. А вы помните мальчика, который совершенно не умел фантазировать?  Ему бы понравился этот рассказ? Почему?

Познавательные УУД:

  1. поиск и выделение необходимой информации;
  2. смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
  1. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  2. анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умений работать в группах;
  2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;

Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные УУД:

  1. умение слышать и слушать друг друга;
  2. оценка своих поступков.

4. Применение нового знания

Ребята, мне очень интересно узнать, а вы поэты?

Наблюдательны ли вы?

А для этого я Вам предлагаю разгадать загадки.

Разгадывание кроссворда: (работа в парах), а затем фронтальная. И выявление ключевой темы рассказов Михаила Пришвина - ПРИРОДА.

Вывод: Очень важно быть наблюдательными и уметь фантазировать.


Личностные УУД:

  1. умение слышать и слушать друг друга;
  2. ориентация на выполнения моральных норм.

Познавательные УУД:

  1. структуирование знаний;
  2. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умений работать в группах;
  2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками.

Регулятивные УУД:

  1. адекватно воспринимать оценку учителя;

5. Рефлексия.

–– Подведем итог нашей беседы.


– Поставим “точку” в конце урока.

На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:

Красный – если вам на уроке было интересно;

Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;

Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно.

(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).


Мы поставили точку только в изучении рассказа «Разговор деревьев», но М.М.Пришвина очень много и других детских рассказов, которые Вам будет очень интересно прочитать.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

В понедельник вновь за дело.

Регулятивные УУД:

  1. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Приложение №1

Кроссворд

Задание: Разгадай загадки и заполни кроссворд.

№1

Вот свершилась злая доля,

Было дерево когда-то,

А теперь тут круглый столик

И за ним сидят опята.

№2

Неизвестно, где живёт.

Налетит – деревья гнёт.

Засвестит – по речке дрожь.

Озорник, и не уймешь.

№3

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

№4

Белоствольные красавицы

Дружно стали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.


№5

В лесах, в горах

На всех языках

Каждое слово

Повторить готово.

№6

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.

№7

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса  "Чтение (Литературное чтение)". Цель программы - обучение чтению и развитие речи детей с лёгкой умственно...

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...