Планирование по литературе 5 класс, программа Ладыгина М.Б.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Афанасьева Виктория Михайловна

Поурочное планирование по литературе 5 класс, программа Ладыгина М.Б. Рассчитана на 3 учебныз часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx82.82 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

Рассмотрено

Кафедра гумм. предметов

Протокол № 1

От «__»_______2012г.

Руководитель кафедры

____________________

Согласовано

«__»_______2012г

Зам директора по УВР

____________________

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2012г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Литература»

для учащихся  5А  класса

Образовательная область: филология

Разработала:

ФИО__Афанасьева В.М.

Учитель русского языка и литературы,

_II_квалификационной категории

2012 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Литература» разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 кл. (Ладыгин М.Б., Есин,др. – М.: Просвещение, 2008), Рекомендованной Министерством Образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

Для учащихся:

  1. Ладыгин М.Б.. Литература 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В2-х ч.ч.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Литература 5 класс: Фонохрестоматия : Электронное учебное пособие на CD – ROM\ Составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
  4. Читательский дневник. Иду в 5 класс. – Саратов: Лицей, 2008

Для учителя:

  1. Аникина С.М. Золотарева И.В. поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.  – М.: ВАКО, 2002.
  3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:Современник, 2000.
  4. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 5 классе: Урок за уроком.- М.: Русское слово, 2003.

 

В 5А 85% учащихся с положительным отношением к школе. Из них 62%  с высокой и хорошей мотивацией. А 26% с внеучебной мотивацией (Толстокорова Ксения, Романов Влад, Данько Артем, Каримуллин Демид, Козлова Наташа). С низкой мотивацией  Долинич Вова. С дезадаптацией 8% (Позднышев Вася, Фаста Саша). Направленность на знания у 55,5% школьников. Средний уровень у 44,5% класса, что свидетельствует о промежуточном положении между знаниями и оценкой.

- Виды  контроля:

- промежуточный:

  1. пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица),
  2. выразительное чтение,
  3. развернутый ответ на вопрос,
  4. составление простого и сложного плана по произведению или отрывку(в том числе цитатного),
  5. составление  сравнительной характеристики  по заданным критериям,
  6. викторины,
  7. игры,
  8. конкурсы,
  9. сочинение синквейнов,
  10. тест.

- итоговый (за полугодие, год):

  1. тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). В учебном плане гимназии на данный предмет выделено 102 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- образную природу словесного искусства;

Краткое содержание программы

  1. Художественный мир
  2. Фантастика и жизнеподобие
  3. Жанр
  4. Жанры фольклора
  5. колядка
  6. обрядовый фольклор
  7. Пословицы
  8. Поговорки (развитие представлений)
  9. Загадки
  10. Народная сказка, классификация
  11. Роды литературы эпос, лирика, драма
  12. Эпос (развитие понятия)
  13. Литературная сказка, классификация
  14. Литературный герой (развитие понятия)
  15. Тема и идея произведения (начальные представления)
  16. Герой-повествователь (развитие понятия)
  17. Портрет как средство характеристики
  18. Баллада (развитие представлений)
  19. Лирический герой (начальные представления)
  20. Двусложные и трехсложные размеры стиха(развитие понятия)
  21. Гипербола(развитие понятия)
  22. Метафора
  23. Эпитет
  24. Олицетворение

Учащиеся должны уметь:

- выразительно и осмысленно читать (в т.ч.наизусть) произведения фольклора и худ.литературы;

-пересказывать эпизоды из худ.произведений;

-создавать иллюстрации к художественным произведениям;

-создавать устные иллюстрации к художественным произведениям;

- создавать портрет героя художественного произведения;

- создавать стилизацию на изученное произведение фольклора и литературы;

- находить примеры для каждого средства художественной выразительности и изобразительности в тексте худ.произведения;

- выразительно читать произведения (или фрагменты);

- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно);

- определять принадлежность произведения к литературному роду;

- называть отличия фольклорного и литературного произведений;

- сравнивать двух героев;

- сопоставлять фольклорную и литературную сказки;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- написать очерк на основе личных впечатлений;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска нужной информации в учебной хрестоматии о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

- написания подробных изложений с сохранением авторского стиля, создания загадки, сказки, очерка;

- выбора произведения для внеклассного чтения.

Произведения для самостоятельного чтения.

  1. Сборники: «Русские народные сказки», «Украинские народные сказки», «Белорусские народные сказки», «Восточнославянские сказки», «Сказки западных славян», «Сказки народов мира».
  2. Баллады о Робин Гуде.
  3. «Эдвард». Шотландская народная баллада. Перевод А.К. Толстого.
  4. «Жан Рено». Французская народная баллада. Перевод Н.С. Гумилева.
  5. «Рико Франко». Испанский народный романс. Перевод В.Я. Брюсова.
  6. «Стрельцы и крестьянин». Русская народная баллада.
  7. «Бродяга». Русская народная баллада.
  8. «Окрасился месяц багрянцем». Русская народная баллада.
  9. «Эолова арфа». Антология баллады.
  10. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»
  11. Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре».
  12. О.М. Сомов. «Сказка о Медведе-Костоломе и об Иване купецком сыне».
  13. Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
  14. Н.С. Лесков. «Час воли Божьей».
  15. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
  16. А.И. Куприн. «Синяя Звезда».
  17. П.П. Бажов. Сказы.
  18. Б.В. Шергин. Сказки.
  19. Ю.К. Олеша. «Три толстяка».
  20. К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб».
  21. В.П. Астафьев. «Белогрудка».
  22. И.К.А. Музеус. Сказки.
  23. X.К. Андерсен. Сказки.
  24. В. Гауф. Сказки.
  25. Новалис. Сказка о Гиацинте и Розочке.
  26. Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик, или Мышиный король».
  27. Н. Готорн. «Снегурочка».
  28. У.М. Теккерей. «Кольцо и роза».
  29. Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
  30. К. Пино. Сказки.
  31. Р.Д. Киплинг. «Маугли», «Просто сказки».
  32. О. Уайльд. «Мальчик-звезда», «Счастливый принц».
  33. Дж. Родари. «Джельсомино в стране лжецов».
  34. Д.Р.Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».
  35. П. Гэллико. «Томасина».
  36. И. Франко. «Вороны и совы».
  37. М.М. Херасков. «Две собаки».
  38. В.А. Озеров. «Волки и овцы».
  39. А.А. Ржевский. «Волк-откупщик».
  40. Д.И. Фонвизин. «Лисица-казнодей».
  41. А.Е. Измайлов. «Крестьянин и кляча».
  42. И.И. Дмитриев. «Муха».
  43. В.Л. Пушкин. «Лев больной и лисица».
  44. И.А. Крылов. Басни.
  45. С.В. Михалков. Басни.
  46. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
  47. И.С. Тургенев. «Стучит».
  48. Н.С. Лесков. «Железная воля».
  49. К.М. Станюкович. «На "Чайке», «Нянька».
  50. И.А. Бунин. «Лапти».
  51. А.П. Чехов. «Радость», «Злой мальчик».
  52. В.А. Гиляровский. «Человек и собака».
  53. Э.А. По. "Украденное письмо".
  54. Э.Т.А. Гофман. «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья».
  55. Н. Готорн. «Великий каменный лик».
  56. Р. Стиль. «История Александра Селькирка».
  57. А.Н. Майков. «Рассказы из русской истории» (для детей и народа).
  58. А.Т. Твардовский. «О русской березе».
  59. Ф.Н. Глинка. «Москва», «Тройка».
  60. И.И. Козлов. «Сон невесты».
  61. А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама...».
  62. А.А. Фет. «Печальная береза», «Заря прощается с землею...».
  63. А.А. Блок. «Вербочки».
  64. И.С. Никитин. «Русь».
  65. Стихи С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского, Н.А. Заболоцкого, Я.В. Смелякова.
  66. Т. Чаттертон. «Прекрасная баллада Милосердия».
  67. В. Скотт. «Замок Смальгольм, или Иванов вечер».
  68. Р. Саути. «Бленгеймский бой».
  69. А. Мицкевич. «Будрыс и его сыновья».
  70. Й. фон Эйхендорф. «Лорелей».
  71. В. Сырокомля. «Ямщик».
  72. В.А. Жуковский. «Эолова арфа».
  73. М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна», «Русалка».
  74. И.И. Козлов. «Венгерский лес».
  75. А.К. Толстой. «Песня о Геральде и Ярославне».
  76. К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака».
  77. Н.С. Гумилев. «У камина».
  78. К.М. Симонов. «Старая солдатская» («Как служил солдат...»).

  1. К. Гоцци. «Король-олень».
  2. А.П. Чехов. «Предложение».
  3. С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
  4. С.В. Михалков. «Смех и слезы».

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

№ урока п/п

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование информационной компетентности

Элемен-ты дополни-тельно го содер-жания

Дата про-ведения

       

План

корр

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

13

Первый урок волшебства.

1. Введение. Жизнь и литература. 2.Образность литературы.

2

1-2

Вводный

Цели и задачи предмета «литература». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе.

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе,роль статей о писателях, воп-росов и заданий к текстам в пони-мании  и осмысле-нии творчества писателей; образную природу сло-весного искусства.

Понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности.

Уметь: пользо-ваться справоч-ным разделом, составлять планы и тезисы прочи-танного, рассказывать о писателях и книгах, прочитан-ных за лето, о героях, давать им оценку; отличать литера-туру как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных худож.произвведений.

Тестиро-вание

«Варяг», русская народная песня литературного происхождения. Взаимодействие фольклора и литературы.

Литературная лаборатория. Как научиться работать с учебной статьей.

1

3

практикум

Знать: приемы конспектирования

Уметь: создавать конспект, план, цитатник.

Читательская лаборатория: «Как составить план учебной статьи».

Второй урок волшебства.

1.Устное народное творчество.

2.Виды произведений устного народного творчества.

2

4-5

Комбиниров.

Фольклор как вид словесности. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Роль общенародного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения. Специфика отражения реальной действительности в фольклоре. Начальное понятие о жанрах. Фольклорные жанры. Образ сказителя в фольклорном произведении.

Знать: что такое фольклор, основные жанры, особенности.

Уметь: определять жанровую принадлежность произведений фольклора, выразительно исполнять наизусть песенки и стишки, создавать собственные произведения.

Национальная специфика формирования народного идеала. Языческие корни в фольклорных произведениях. Христианские основы европейского фольклора. Православная традиция и православная культура в русском фольклоре.

 

1.Понятие об обрядовых песнях.

2. Основные темы обрядовых песен.

2

6-7

Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Роль поэтического слова и ритма в обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности. Значение эпитетов в обрядовой поэзии. Веснянки. Колядки.

Знать, что такое обрядовая поэзия и ее жанры.

Уметь определять жанры произведений и выразительно читать их. Создавать собственные колядки.

1.Английские  детские народные песенки. 2.Русские детские народные песенки.

2

8-9

Понятие детского фольклора и его основные жанры (дразнилки, считалки, прибаутки, скороговорки и др.). Стихи о животных и шуточные произведения детского фольклора. Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыш).

Английские детские песенки.

Русский детский фольклор.

Знать жанры английского и русского детского фольклора. Уметь определять жанры произведений и создавать собственные в заданном жанре.

Тест.

В творческой мастерской: сочиняем народные песенки(коллядка, потешка, считалка, небылица)

1

10

Знать особенности малых жанров народного творчества, уметь создавать произведения.

Творческая работа.

1.Русские народные пословицы и поговорки.

2.Конкурс на наибольшее знание пословиц.

2

11-12

Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Особенности художественной условности. Отражение народного идеала. Жизненная мудрость пословиц и поговорок. Афористичность и значение художественного слова. Национальная культурная традиция в пословицах и поговорках.

Знать, что такое пословица и поговорка, отличие пословицы от поговорки.

Уметь подбирать пословицы и поговорки уместно. Создавать сочинение по данной пословице.

Сочинение по пословице.

В читатель-ской лабора-тории. Как научиться читать текст художественного произ-ведения.

1

13

Знать основные законы чтения текста художественного произведения, худ.средства и приемы, необходимые для создания худ.образности…

Уметь находить все это в произведениях, объяснять роль.

Читательская лаборатория: «Как научиться читать текст художественного произведения».

Вводная контрольная работа.

1

14

Вводная контрольная работа (тест с творческим заданием.)

Знать начальные понятия по литературе, уметь объяснить их на примерах из худ.произведений, создать собственное произведение по заданному началу.

Фольклорная сказка. Классификация.

1

15

Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Начальное понятие о композиции и сюжете сказки. "Бродячие" сюжеты. Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок, значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ сказителя в фольклорной сказке.

Знать, что такое фольклорная сказка, ее отличительные особенности, классификацию фольклорных сказок.

Уметь определять вид фольклорной сказки, находить худ.особенности.

Тест.

1.«Бой на калиновом мосту». Сюжет

2.Противоборство Добра и Зла.

2

16-17

«Бой на Калиновом мосту». Противоборство Добра и Зла в сказке. Сопоставительная характеристика трёх братьев. Народное представление о героическом. Роль сказочных деталей. Патриотический и гуманистический смысл.

Знать содержание произведения, особенности сюжета, героев.

Уметь анализировать худ.мир сказки, давать хар-ку героям., составлять блок-схему.

Блок-схема.

1.«Иван-царевич и серый волк» – русская народная сказка. Сюжет.

2.Герои сказки.

2

18-19

«Иван-царевич и Серый волк». Символика образа Жар-птицы. Образ Ивана-царевича. Тема испытания в сказке. Иван и его братья. Утверждение идеи борьбы за свое счастье. Образ «волшебного помощника» в сказке. Нравственная проблематика сказки.

Знать содержание произведения, особенности сюжета, героев.

Уметь анализировать худ. мир сказки, давать хар-ку героям., составлять блок-схему.

Тест.

1.Сказки братьев Гримм. «Белоснежка». Экологическое звучание сказки.

2.Любимая сказка братьев Гримм.

2

20-21

Из сказок братьев Гримм. «Белоснежка». Семейная проблематика в сказке. Начальное понятие о портрете. Образы Белоснежки, мачехи, гномов. Волшебные предметы в сказке. Тема внешней и внутренней красоты человека.

Знать соодержание сказки, проблематику и тематику, особенности создания портретов в сказке. Уметь анализировать сказку с т.з.особенностей сюжета, худ.мира, героев.

Тест.

Устное словесное рисование.

«Шесть лебедей». Немецкая народная сказка.

1

22

«Шесть лебедей». Особенности построения сказочного мира. Тема испытания героини. Народный идеал в сказке. Гуманистическое звучание сказки.

Знать соодержание сказки, проблематику и тематику, особенности построения худ.мира  сказки. Уметь анализировать сказку с т.з.особенностей сюжета, худ.мира, героев. Определять народный идеал в сказке.

«Лиса и козел». Русская народная сказка о животных. Образы лисы и козла в сказке, их сопоставление. Идейный смысл сказки.

Народная баллада.

1

23

Начальное понятие о жанре баллады. Особенности композиции и сюжета в балладе. Роль диалога. Пейзаж в балладе. Лирическая оценка событий повествователем.

Знать определение жанра, художественные особенности нар.баллады.

Уметь анализировать произведение.

«Ворон к ворону летит». Шотландская народная баллада.

1

24

«Ворон к ворону летит...». Шотландская народная баллада. Смысл построения повествования через диалог воронов. Идейное значение последней строфы. Нравственные оценки в балладе.

Знать содержание произведдения, уметь отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Тест.

Баллады о Робин Гуде.

1

25

«Посещение Робин Гудом Ноттингема». Английская народная «разбойничья» баллада. Национально-патриотический пафос и социальный протест в балладе. Смысл спора Робин Гуда с лесниками. Образы лесников. Мотивировка превращения Робин Гуда в «вольного разбойника».

Знать особенности жанра разбойничьей баллады, содержание баллад о Робин Гуде. Уметь объяснить основную мысль произведения.

Тест.

1.Русские народные баллады – основные черты.

2.«Черный ворон».

 «Аника-воин», «Кочегар» Сюжеты и герои.

2

26-27

«Аника-воин». Русская народная баллада. Образ Аники. Тема смысла человеческой жизни и смерти.

«Черный ворон». Русская народная баллада. Образ солдата. Роль ворона и многозначность этого образа. Патриотическое звучание баллады.

«Кочегар» («Раскинулось море широко...»). Русская городская баллада. Художественные способы создания характеров в балладе. Роль и лирическое звучание зачина и концовки баллады. Значение диалогов. Образ повествователя в балладе. Художественные средства создания эмоционального впечатления.

Знать содержание произведений, тему, проблему, особенности жанра.

Уметь читать выразительно и объяснять смысл произведений, анализировать произведения по жанровой принадлежности, находить худ.средства изобразительности.

Тест.

Читательская лаборатория: «Как научиться отвечать на вопросы».

Третий урок волшебства.

1.Литература как вид искусства.

2.Роды литературы.

2

 28-29

Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературе. Автор и читатель. Начальное понятие о литературных родах (эпос, лирика, лироэпика, драма) и жанрах. Жанры фольклорные и литературные. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей; использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературных произведениях. Авторская позиция и авторский идеал в литературном произведении.

Знать, что такое литература, главное отличие от фольклора, роды и жанры литературы, примеры произведений.

Уметь рассказывать о родах и жанрах литературы.

Письменная работа по теме «Фольклор»

1.Литературная сказка.

2. Авторская и народная сказка.

2

30-31

Отличие литературной сказки от сказки народной. Классификация литературных сказок. Особенности построения художественного мира литературной сказки. Конфликт в литературной сказке и её композиция.

Знать определение понятия литературная сказка, ее главные отличительные черты, что такое конфликт, композиция.

Уметь объяснить отличие литературной сказки от фольклорной.

Тест.

Роль фантастики в сказке В. Гауфа «Карлик Нос».

1

32

В. Гауф. «Карлик Нос». Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. Образ матери Якоба. Начальное понятие об иронии. Роль иронии в сказке.

Знать соодержание сказки, ее тематику, проблематику, героев, что такое ирония, ее роль в сказке.

Уметь пересказывать эпизоды сказки, характеризовать героев.

Превращение как основа сюжета произведения. Фольклорные черты в сказке.

1

33

Фольклорные мотивы и образы в сказке.

Знать фольклорные мотивы и образы в сказке Гауфа.

Уметь отвечать на поставленные вопросы, находить фольклорные черты в сказке.

Пересказ.

Характеры Якоба и Мими. Утверждение силы человеческого духа в сказке.

1

34

Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей.

Знать основную мысль сказки Гауфа.

Уметь характеризовать герое сказки, объяснять их роль в сказке.

Тест, пересказ

Понятие о стихотворной сказке. Фольклорные элементы в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок».

1

35

Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь. Фольклорная традиция и своеобразие литературной сказки П.П. Ершова. Образ повествователя в сказке, особенности ее построения. Принцип разделения сказки на три части.

Знать содержание сказки, ее героев. Тематику  и проблематику сказки.

Уметь объяснять особенности построения сказки, находить фольклорные черты в ней.

Значение образа Конька-горбунка в произведении. Особенности языка сказки.

1

36

Конек-горбунок как «волшебный помощник». Своеобразие языка сказки.

Знать роль образа конька-горбунка, особенности языкм сказки, уметь находить худ.средства создания худ.образов в произведении.

Тест.

Небесное и Подводное царства в сказке. Сопоставление образов Ивана и Ерша. Сатирические и юмористические элементы в сказке.

1

37

Образ Ивана. Своеобразие языка сказки. Начальное понятие о сатире и юморе. Сатирические и юмористические элементы в сказке. Нравственная и социальная проблематика сказки. Система человеческих ценностей в сказке.

Знать своеобразие языка сказки, элементы сатиры и юмора в ней. Уметь  объяснять, в чем нравственная и социальная проблематика сказки.

Развернутый ответ на вопрос.

Р.Р. Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос

1

38

Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки.

Развернутый ответ на вопрос.

Характер царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Как проявляется в сказке авторское отношение к героине.

1

39

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека.

Знать содержание сказки, систему героев, фольклорные основы сказки, элементы фантастики  и реальности в ней, роль волшебных предметов. Уметь проводить анализ сказки, давать характеристику героям, пересказывать эпизоды произведения.

Образ королевича Елисея. Роль образов природы и природных сил в сказке.

1

40

Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Поэтическое мастерство А.С. Пушкина.

Знать роль образов природы в сказке, королевича и богатырей. Уметь анализировать поэтический язык сказки.

Сказка А.С. Пушкина как философская сказка.

1

41

Система человеческих ценностей в сказке.

Тест.

Читательская лаборатория: «Как научиться сопоставлять два произведения».

1

42

Знать алгоритм сопоставления двух произведений. Уметь сопоставлять два произведения.

Читательская лаборатория: «Как научиться сопоставлять два произведения».

Тема любви и красоты в сказке X.К. Андерсена «Дикие лебеди».

1

43

X.К. Андерсен. «Дикие лебеди». Тема любви и красоты в сказке. Христианская основа сказки.

Знать содержание произведения, систему героев, тематику и проблематику. уметь рассуждать над вопросами по сказке.

Тест по содержанию.

1.Сопоставление фольклорной сказки «Шесть лебедей» и литературной «Дикие лебеди».

2.Р/Р Письменная работа по теме: «Сказки».

2

44-45

Сравнение со сказкой «Шесть лебедей». Отличие литературной сказки от фольклорной.

Знать пути сопоставления сказок, уметь сопоставлять фольклорную и литературную сказки.

Анималистическое литературное произведение, его особенности.

1

46

Р.Д. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе». Суть соперничества женщины и кошки, их сопоставление в сказке. Характеры животных в сказке. Начальное представление об анималистическом литературном произведении. Фантастика и реальность в сказке.

Знать особенности анималистической сказки, содержание произведения, уметь сопоставлять героев сказки.

Тест.

Животные и люди в сказке. Смысл названия сказки.

1

47

Человек и природа в сказке. Понятие свободы и ее абсолютной ценности. Философское звучание сказки.

Знать смысл названия сказки, уметь объяснять образы людей и природы в сказке.

Ответ на вопрос.

Тема братской любви в сказке А.Н. Толстого «Иван да Марья».

1

48

А.Н. Толстой. «Иван да Марья». Фольклорные основы сказки. Значение присказки. Тема братской любви. Особенности образа «волшебного помощника» в сказке. Авторская позиция писателя.

Знать содержание сказки, ее фольклорные основы, систему героев. Уметь объяснять авторскую позицию в сказке.

Р.Р. Контрольная творческая работа. Самостоятельное сочинение сказки о животных или о растениях.

1

49

Знать законы создания литературной сказки. Уметь создавать собственную литературную анималистическую сказку.

Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша в сказке Б.В. Шергина «Шиш показывает барину нужду».

1

50

Б.В. Шергин. «Шиш показывает барину нужду». Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша. Язык сказки.

Знать содержание сказки, уметь видеть народные корни современной литературной сказки. Уметь характеризовать язык сказки.

 

В мастерской художника слова. Писатели-сказочники.

Третий урок волшебства(продолжение)

Басня как эпический жанр.

1

51

Басня как эпический жанр. Начальное понятие об аллегории. Иносказание как основа художественного мира басни. Особенности басенной композиции. Роль морали в баснях.

Басни Эзопа и Лафонтена.        

Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов. Создание характеров в баснях.

Характеры Волка и Ягнёнка в басне И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок».

1

52

И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Муха», «Мартышка и очки». Объекты крыловской сатиры. Характеры в баснях И.А. Крылова. Нравственное звучание басен. Мастерство И.А. Крылова-баснописца. патриотическое звучание басни

Патриотическое звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».

1

53

«Волк на псарне». Патриотическое звучание басни.

Р.Р. Выразительное чтение наизусть басен И.А. Крылова.

1

54

Басенная традиция И.А. Крылова в творчестве С.В. Михалкова («Две подруги», «Слон-живописец»).

1

55

Басенная традиция И.А. Крылова в творчестве поэтов XX века.

С.В. Михалков. «Слон-живописец», «Две подруги». Мастерство С.В. Михалкова-баснописца.

В мастерской художника слова. Секреты создания басни.

1

56

В мастерской художника слова. Секреты создания басни.

М.М. Херасков. «Две собаки». В.А. Озеров. «Волки и овцы». А.А. Ржевский. «Волк-откупщик». Д.И. Фонвизин. «Лисица-казнодей». А.Е. Измайлов. «Крестьянин и кляча». И.И. Дмитриев. «Муха». В.Л. Пушкин. «Лев больной и лисица». И.А. Крылов. Басни. С.В. Михалков. Басни.

Новелла как эпический жанр. Особенности построения сюжета в новелле Э.А. По «Лягушонок».

1

57

Новелла как эпический жанр. Отличие новеллы (рассказа) от сказки. Новелла и повесть. Художественный мир новеллы и действительность. Э.А. По. «Лягушонок» («Прыг-Скок»). Особенности построения сюжета.

Тема человеческого достоинства в новелле.

1

58

Тема человеческого достоинства в новелле. Образ повествователя и его значение в новелле. Ирония в новелле.

1.Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» - сюжет.

2. Образы Жилина и Костылина в новелле .

2

59-60

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Основной конфликт новеллы. Принцип контраста при создании характеров Жилина и Костылина. Начальное понятие о категории «характер» в литературе.

Образ Дины и его значение в произведении.

1

61

Место и значение образа Дины.

Нравственные ценности героев новеллы и её героическое звучание

1

62

Нравственные ценности в новелле. Героический пафос новеллы.

Р.Р. Сравнительная характеристика героев. Обучающая работа  

1

63

Р.Р. Читательская лаборатория: «Как пересказать эпизод художественного произведения».

1

64

Читательская лаборатория: «Как пересказать эпизод художественного произведения».

Экипаж парохода в новелле Б. Житкова «Механик Салерно». Начальное представление о «коллективном герое».

1

65

Б.С. Житков. «Механик Салерно». Экипаж парохода и начальное представление о «коллективном герое».

Образы Капитана и Гропани в новелле. Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле.

1

66

Образы Капитана и Гропани. Особенности повествования и образ повествователя. Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле.

Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки в новелле В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

1

67

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Описание таежного быта и его влияние на становление характера Васютки. Место героя в бригаде. Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки.

Тема человека и природы в новелле.

1

68

Изображение Енисея в новелле. Взаимосвязь человека и природы.

Смысл названия и нравственная проблематика произведения.

1

69

Русский характер в новелле.

Р.Р. Контрольное изложение эпизода новеллы с сохранением авторского стиля.

1

70

Анализ контрольного изложения.

Очерк как эпический литературный жанр. Образ корабля в очерке Дж. Конрада «Тремолино».

1

71

Очерк как эпический литературный жанр. Роль повествователя в очерке. Художественный вымысел в очерке.

Дж. Конрад. «Тремолино». Образ корабля в очерке Дж. Конрада. Изображение моря..

Особенности повествования и характер повествователя в очерке.

1

72

Характер повествователя. 

В мастерской художника слова. Писатель-очеркист.

Тема человеческой ответственности в произведении.

1

73

Тема человеческой ответственности. Идейно-эстетическое звучание очерка

Образ повествователя в очерке К.Г. Паустовского «Мещорская сторона».  Художественная роль природы.

1

74

К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона» («Обыкновенная земля», «Бескорыстие»). Художественная роль пейзажа в литературном произведении. Одухотворенность природы. Нравственная ценность эстетического восприятия природы. Патриотизм очерков.

 Р.Р. Обучение написанию очерка на основе личных впечатлений.

1

75

Читательская лаборатория: «Как написать очерк».

В мастерской художника слова. Писатели-очеркисты. Знакомство с образцами жанра новеллы.  Чтение и обсуждение одной из новелл.

1

76

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». И.С. Тургенев. «Стучит». Н.С. Лесков. «Железная воля». К.М. Станюкович. «На "Чайке», «Нянька». И.А. Бунин. «Лапти». А.П. Чехов. «Радость», «Злой мальчик». В.А. Гиляровский. «Человек и собака». Э.А. По. "Украденное письмо". Э.Т.А. Гофман. «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья». Н. Готорн. «Великий каменный лик»).

Четвертый урок волшебства.

Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения.

1

77

Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Начальное понятие о лирическом герое.

Лирика русских поэтов. А.К. Толстой «Коль любить, так без рассудку…», «Край ты мой, родимый край…»,

Читательская лаборатория: «Как научиться выразительно читать лирическое произведение».

Чтение и осмысление стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и др.

1

78

Лирика русских поэтов. А.А. Фет «Облаком волнистым…», «Чудная картина…», А.А. Ахматова «По той дороге, где Донской…», Ю.П. Кузнецов «Завижу ли облако в небе высоком…».

Литературная баллада как эпический жанр. Роль диалога в балладе В.А. Жуковского «Лесной царь».

1

79

Литературная баллада как лироэпический жанр. Виды литературных баллад.

В.А. Жуковский. «Лесной царь». Баллада И.В. Гете как литературная основа баллады В.А. Жуковского. Начальное понятие о художественном переводе. Роль диалога в балладе. Средства создания эмоционального напряжения.

Нравственная и социальная проблематика баллады В.А. Жуковского «Суд божий над епископом».

1

80

В.А. Жуковский. «Суд Божий над епископом». Баллада Р. Саути как основа баллады В.А. Жуковского. Нравственная и социальная проблематика баллады.

Особенности лирической оценки в балладе М.Ю. Лермонтова «Перчатка».

1

81

М.Ю. Лермонтов. «Перчатка». Баллада Ф. Шиллера как основа баллады М.Ю. Лермонтова. Основной конфликт в балладе. Лирическая оценка в балладе.

Баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино» как национально-патриотическая баллада. Историческая основа произведения.

1

82

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады.

Особенности повествования в балладе. Роль диалога в произведении.

1

83

Особенности образа повествователя.

Эпическое и лирическое начала в балладе. Читательская лаборатория: «О чём нам говорят «голоса» персонажей в произведении».

1

84

Мастерство поэта в сочетании эпического и лирического элементов в построении художественного мира произведения.

Читательская лаборатория: «О чём нам говорят «голоса» персонажей в произведении».

Композиция баллады  Д.Б. Кедрина «Зодчие».

1

85

Д.Б. Кедрин. «Зодчие». Историческая баллада XX века. Основной конфликт. Роль лирического повествователя и идейное звучание баллады.

Особенности языка и роль диалога в балладе.

1

86

Особенности языка и роль диалога в балладе.

Сокровища книжных полок. Знакомство  с образцами жанра баллады.  Чтение и обсуждение одной из баллад.

1

87

Т. Чаттертон. «Прекрасная баллада Милосердия». В. Скотт. «Замок Смальгольм, или Иванов вечер». Р. Саути. «Бленгеймский бой». А. Мицкевич. «Будрыс и его сыновья». Й. фон Эйхендорф. «Лорелей». В. Сырокомля. «Ямщик». В.А. Жуковский. «Эолова арфа». М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна», «Русалка». И.И. Козлов. «Венгерский лес». А.К. Толстой. «Песня о Геральде и Ярославне». К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Н.С. Гумилев. «У камина». К.М. Симонов. «Старая солдатская» («Как служил солдат...»

Пятый урок волшебства.

Театр и драма. Анализ списка действующих лиц пьесы Т.Г. Габбе «Город мастеров».

Роль ремарок в произведении.

1

88

Драма как род литературы и ее особенности. Драма и театр. Роль установки на сценическое воплощение драматического произведения. Основные драматические жанры.

Т.Г. Габбе. «Город мастеров, или Сказка о двух Горбунах». Пьеса-сказка. Особенности драматического воплощения сказочного сюжета.

Р.Р. Как правильно читать драматическое произведение по ролям.

1

89

Т.Г. Габбе. «Город мастеров, или Сказка о двух Горбунах». Пьеса-сказка. Особенности драматического воплощения сказочного сюжета.

Художественная роль пролога в пьесе. Образы зверей и их значение в произведении.

Реальность и фантастика в произведении

1

90

Роль «зверей с герба города».

Образ Караколя и средства его создания.

Характер Вероники и роль персонажа в пьесе.

1

91

Тема красоты в пьесе.

Образы двух горбунов в драме. Антитеза как ведущий приём повествования.

1

92

Использование антитезы при создании образов горбунов. Тема красоты в пьесе.

Юмор и сатира в пьесе.

1

93

В мастерской художника слова. Что такое сценарий?

1

94

В мастерской художника слова. Что такое сценарий.

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения».

1

95

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать персонаж литературного произведения».

Р.Р. Контрольное сочинение. Характеристика героя художественного произведения (по выбору ученика).

1

96

Сокровища книжных полок. Знакомство  с образцами драматических произведений. Чтение и обсуждение фрагмента драматического произведения.

1

97

К. Гоцци. «Король-олень». А.П. Чехов. «Предложение». С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». С.В. Михалков. «Смех и слезы»

Рекомендательный список литературы для летнего чтения.

1

98

Резерв.

4

99-102

Итого: контрольные работы – 5, контрольное сочинение – 2, контрольное изложение – 2.

Приложение

 По отрывку узнай произведение и автора.

  1. «И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые, и даже сама Баба-Яга, жалевшая его по его младости. Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды…»
  2. «Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается. Потом и говорит:

- Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне.»

  1. «Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что. Но, к счастью, я вас не слушаюсь.»
  2. «Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар. На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

- Не то лошадь, не то невеста – шут их разберёт! – сказал он и сплюнул.»

  1. «Прошло четыре томительных дня. Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. Что будет, я не знал, но на сердце у меня было тяжело. Меня в жизни никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие.»
  2. «По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах, - ребята, кошки, даже мыши, - всё вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.»

II. Запишите парами место рождения и фамилию писателя.

1)  Воронежская губерния, город Острогожск;                а) Бажов П.П.

2)  город Житомир;                                                              б) Бунин И.А.

3) город Екатеринбург;                                                       в) Есенин С.А.

4) Орловская губерния, хутор Бутырки;                           г) Короленко В.Г.

5) Рязанская губерния, село Константиново.                    д)  Маршак С.Я.

III. По описанию определите и напишите название жанра:

  1. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях. Больше рассказа, но меньше романа.
  2. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и воспроизводящий живую разговорную речь. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
  3. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

IV. Дайте полный ответ на вопросы.

  1. Кто из изученных нами авторов работал в детских журналах «Мурзилка» и «Пионер»?
  2. А кто возглавлял журнал «Новый Робинзон»7
  3. Какие эпизоды рассказа «Тёплый хлеб» делают его похожим на сказку?
  4. С чем в стихотворениях С.Есенина о родине сравнивается отражение луны в воде, седина в бороде отца, старый клён, цвет северных небес?

Ответы

I. 1). И.Бунин «Косцы».

2). П.Бажов   «Медной горы хозяйка».

3). С.Михалков «Двенадцать месяцев».

4). К.Паустовский «Заячьи лапы».

5). В.Короленко «В дурном обществе».

6). К.Паустовский «Тёплый хлеб».

II. 1) – д).

2). – г).

3). – а).

4). – б).

5). – в).

III. 1). Повесть.  2). Сказ.    3). Пьеса.

 

IV. 1). В журналах «Мурзилка» и «Пионер» работал К.Г.Паустовский.

2). В журнале «Новый Робинзон» работал С.Я.МАРШАК.

3). Конь, который вызывает метель. Говорящая сорока. Мороз, шагающий ночью по деревне.

4). «Золотою лягушкой луна распласталась на … воде»;

«словно яблонный цвет, седина у отца разлилась в бороде»;

« головой на меня похож» (с человеком, лирическим героем);

« принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КЛЮЧИ      Баллы - 37

  1. Теория литературы (23 балла)

Устное народное творчество  (до 16 баллов)

1. Назовите жанры фольклора. /Колыбельные песни(1), пестушки(1), потешки(1), заклички(1), приговорки(1), считалки(1), скороговорки(1), поговорки(1), пословицы(1), загадки(1), сказки(1) и каждый последующий правильный ответ (1)/.

2. Что называется сказкой? Какие виды сказок вы знаете? /Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях(1) Различаются сказки: волшебные, бытовые, о животных(1)/.

3. Какие «премудрости» сказки есть у народной сказки? Какую роль они играют? /Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы(1). Они украшают сказку, помогают запомнить, сохраняют напевность(1)/

4.  Чем литературная сказка отличается от народной? /Имеет автора(1)/

Древнерусская литература (3 балла)

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ за каждый правильный ответ (1)

4. Каким веком завершается древнерусская литература?

  1. XIX
  2. XII
  3. XVII

5. Кто были внешние враги для жителей Древней Руси?

  1. половцы и печенеги
  2. французы
  3. казаки

6. Отметьте  жанры древнерусской литературы

  1. рассказ, повесть
  2. летописи, жития
  3. сказка, загадка

Литературоведческие термины (4 балла)

7. Какие виды рифм вы знаете? / Различаются рифмы перекрестные, парные, опоясывающие(1)/.

8. Какие произведения называются юмористическими, а какие сатирическими? /Произведения, в которых смех веселый, добрый, называются юмористическими(1), а те, где смех злой, гневный – сатирическими(1)/.

8.  Что такое БАСНЯ?

  1. Краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл
  2. Жанр русского фольклора
  3. Один из основных жанров древнерусской литературы

II.  Из биографии писателя (5 баллов)

9. Круг научных открытий этого учёного необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология./М.В. Ломоносов (1)/

10. В какой усадьбе прошли детские годы М.Ю.Лермонтова? /Детские годы поэта прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии(1)/.

11. О ком идет речь в данном высказывании: “Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в доме его отца была большая библиотека. Большое влияние оказали на его творчество бабушка и няня”? /Речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине(1)/.

12. Кто из писателей, учась в гимназии, особенно много времени отдавал чтению, увлекался театром и принимал участие в постановке спектаклей, создал книгу повестей, отражавшую украинскую народную жизнь? /Николай Васильевич Гоголь(1)/.

13. Какой поэт отразил в своих произведениях картины подневольного труда и жизни крепостных?     / Н. А. Некрасов(1)/.

III. Расставьте соответствия (за 1 верное соответствие (1) (3 балла)

Антоний Погорельский                        «Attalea princeps»

Всеволод Михайлович Гаршин            «Бородино»

М.Ю. Лермонтов                                    «Чёрная курица, или подземные  жители»

             

 Н.В.Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки ” (3 балла)

14. Какие повести Н.В.Гоголя из “Вечеров …” вы знаете? / «Заколдованное место» (1), «Ночь перед Рождеством» (1) и другие (1)каждая /.

15. Гоголь рассказывает о своих героях:

  1. Сатирически
  2. С юмором
  3. С сарказмом

            И.С.Тургенев “Муму” (3 балла)

16. Как зовут главного героя рассказа И.С.Тургенева “Муму”? /главного героя зовут Герасимом/.(1)

17. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? /он сравнивает его с русским богатырем/.(1)

18. Какое слово нужно вставить, чтобы восстановить текст? (1)

“Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как … растет на плодородной земле…” /необходимо вставить в текст слово “дерево”/.

0-10

11-12

13-19

20-23

«2»

«3»

«4»

«5»

Самостоятельная работа

1. Какое из произведений курса литературы этого года тебе больше всего запомнилось?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему оно тебе запомнилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто главный герой этого произведения? Обоснуй свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как ты относишься к главному герою произведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как автор относится  к своему герою? Обоснуй свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какой момент в развитии действия этого произведения самый напряженный?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему ты отметил именно этот момент действия как самый напряженный?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какова основная мысль запомнившегося тебе произведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Контрольная работа по творчеству

М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

    1. Соотнесите определения с указанными средствами художественной выразительности. 

    1) Сильное преувеличение.

    2) Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

а) сравнение

б) гипербола

    2. Соотнесите фамилию писателей и поэтов с их именем и отчеством.

    1) Лермонтов

    2) Гоголь

    3) Некрасов

    4) Тургенев

а) Иван Сергеевич

б) Николай Васильевич

в) Михаил Юрьевич

г) Николай Алексеевич

    3. Соотнесите название произведения и отрывки из него.

    1) Да, были люди в наше время,

        Могучее, лихое племя:

                   Богатыри – не вы.

    2) «Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю: после того нанимали её у батьки под баштан соседские казаки. Земля славная! И урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго».

    3) Унылый, сумрачный бурлак!

        Каким тебя я в детстве знал,

        Таким и ныне увидал…

    4) Есть женщины в русских селеньях

        С спокойною важностью лиц,

        С красивою силой в движеньях,

        С походкой, со взглядом цариц…

    5) Семья-то большая, да два человека

         Всего мужиков-то: отец мой да я…

    6) «Прошёл ещё год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню…».

а) «Муму»

б) «Бородино»

в) «Крестьянские дети»

г) «На Волге»

д)  «Мороз, Красный нос»

е) «Заколдованное место»

    4. Назовите имения писателей.

    1) Лермонтов

    2) Тургенев

    3) Гоголь

а) Спасское – Лутовиново

б) село Тарханы

в) Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии

    5. Какое историческое событие изображено в стихотворении «Бородино»?

а) Отечественная война 1812 года

б) Великая Отечественная война

в) первая мировая война

    6. Кому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…» (стихотворение «Бородино»)?

    а) старый солдат     б) драгун     в) полковник

    7. Какое средство художественной выразительности используется во фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени»?

    а) метафора     б) сравнение     в) антитеза

    8. Какое любимое занятие было у деда из произведения «Заколдованное место»?

    а) отдыхать

    б) рассказывать байки

    в) послушать разные байки от проезжих

    9. Какой клад достался деду («Заколдованное место»)?

    а) ничего     б) котёл с мусором     в) мешок с золотом

    10. Какая рифмовка используется поэтом в данном отрывке:

              В игре её конный не словит,

              В беде – не сробеет, - спасёт:

              Коня на скаку остановит,

              В горящую избу войдёт!

а) перекрёстная     б) парная     в) кольцевая

    11. Какова идея повести «Муму»?

а) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей

б) противопоставление крепостников и крепостных

в) размышления о необходимости отмены крепостного права

    12. Где происходит действие в повести «Муму»?

а) Петербург     б) Москва     в) Орёл

    13. Каким был по характеру Герасим?

а) общительный     б) добродушный     в) замкнутый

    14. Почему Герасим хотел жениться на Татьяне?

а) было одиноко жить в его каморке

б) полюбил Татьяну

в) было трудно справляться с домашними делами

    15. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодотворной земле», автор использует:

а) гиперболу     б) антитезу     в) сравнение

    16. Чей это портрет: « … женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке»?

    а) барыня     б) Татьяна     в) Любовь Любимова

    17. Определите композиционную часть из повести «Муму»: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».

а) экспозиция     б) кульминация     в) эпилог

    18. Назовите, какого героя нет в повести «Муму»?

а) Капитон     б) барыня     в) Влас     г) Гаврила

    19. Какова тема поэмы «Мороз, Красный нос»?

а) тяжёлая судьба крестьянской женщины

б) тяжёлая судьба крестьянских детей

в) тяжёлая судьба бурлаков

    20. Вставьте пропущенные слова.

    1) Скажи-ка, дядя, ведь недаром

        Москва, спалённая пожаром,

                  _____________ отдана?

а) немцу     б) французу     в) американцу

    2) О Волга!.. _______________ моя!

        Любил ли кто тебя, как я?

а) колыбель     б) любовь     в) мечта

    3) Однажды, в _____________ зимнюю пору

        Я из лесу вышел; был сильный мороз.

а) холодную    б) студёную     в) трескучую

    21. Выписать из приведённого отрывка сравнения, метафоры, эпитеты.

              Тучки небесные, вечные странники!

              Степью лазурною, цепью жемчужною

              Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

              С милого севера в сторону южную.

Сравнения: ___________________________________________

Метафоры: ___________________________________________

Эпитеты: _____________________________________________

Ответы

  1. 1)а;   2)б
  2. 1)в;   2)б;   3)г;   4)а
  3. 1)б;   2)е;   3)г;   4)д;   5)в;   6)а
  4. 1)б;   2)а;   3)в
  5. а
  6. в
  7. б
  8. в
  9. б
  10.  а
  11.  а
  12.  б
  13.  в
  14.  б
  15.  в
  16.  б
  17.  в
  18.  в
  19.  а
  20.  1)б   ; 2)а;   3)б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов

В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе под редакцией Г.И.Беленького .7 класс

Планирование составлено к учебнику 2013 года из расчета 3 часа в неделю.содержит региональный компонент....

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького

Календарно-тематичско планирование уроков литературы в 8 классе (64 часа)...

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького

Календарно-тематическое планирование по программе Г. Беленького 6, 7 класс (64 часа)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Коровиной 8 класс

Материал содержит планирование по литературе по программе Коровоной на 68 часов....