Главные вкладки

    Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Глазина Елена Александровна

    Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2-y_urok_voyna_i_mir.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Принципы изображения Толстым великосветского общества.

    Цели урока: 1) Показать, что Толстой отрицает нормы жизни высшего света:  за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие, карьеризм «сливок общества».

    2) Показать неоднородность этого общества, наличие в нём людей, которым претит такая жизнь.

    3) Нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

    Ход урока.

    1. Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями аристократической среды: фрейлина Шерер, князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

    2. Чтение разговора хозяйки салона с князем Василием (выпустить кое-что).

    Словарь. Виконт – дворянский титул, средний между бароном и графом (во Франции, Англии)

    Жабо – кружевные или кисейные оборки у воротника мужской сорочки, модные в 18 веке.

    Узурпатор лицо, незаконно захватившее в свои руки власть или присвоившее себе какие-либо чужие права на что-либо.

    Аббат – название католического священника.

    - Можно ли на основании только этого отрывка уже говорить об отношении Толстого к данным героям? Да, отрицательно к ним относится. Не показал объективно ни одного плохого поступка героев, все внимательны друг к другу. Думают и говорят об интересах России и мировой политике.

         В то же время Толстой показывает, насколько всё в них фальшиво. Идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия.

    Отрицательное отношение Толстого к этим людям проявляется:

    1. в постоянном подчёркивании разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни.
    2. в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо.

    Внешне в салоне изящество движений, светский такт, высокие политические интересы, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость;

    А на деле – неискренность, позёрство, фальшь, расчётливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие.

    - Найдите детали. 1) А. Павловна говорит: «Праздники и фейерверки становятся несносны, когда «нравственно» страдаешь».

    Сама, будучи больной, собирает вечер.

    2) обряд приветствия некому ненужной тётушки

    3) «Прежде всего скажите, как ваше здоровье. Милый друг? Успокойте меня, -сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка».

    4) особая манера поведения: не принято искренне говорить о том, что интересно. (Князь Василий, кн. Друбецкая)

    5) Метафорическое сравнение салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (сравнение резко отрицательное, оценочное)

    3. - Найдите эпитеты и сравнения в описаниях героев, в которых проявляется отрицательное отношение Толстого к этим героям. 1) Плоское лицо князя Василия.

         2) Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»… сначала виконта, потом аббата. «Как хороший метрдотель подаёт как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне», «виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью» 

     Таким образом, мы сделали наблюдения над одной из самых важных черт романа – отрицанием Толстым норм фальшивой и корыстолюбивой жизни светского общества.

    1. Свои ли в великосветской гостиной князь Андрей и Пьер, если судить только по портретам и манере поведения героев?
    1. Гл. 2, 3. найдите портреты Андрея и Пьера, выделяя ведущие черты их внешности.

    А) Пьер – умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд.

    Б) гримаса скуки на красивом лице кн. Андрея (гл.3) Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их здесь появления чувствуется конфликт Пьера и кн. Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне», и относилась к нему со страхом.

    2) Манера поведения. Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он – инородное тело в великосветской гостиной (гл. 3) Князь Андрей говорит о нём Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».

    3) Чем отличается князь Андрей от Пьера на первых стр –х романа? 

    О князе Андрее нельзя сказать решительно. Что он во всём чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. У него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо-неприятно». Он-то для всех свой. Они для него – чужие.

    Рядом со своим старшим другом Пьер расплывчат, рыхл, наивен и нерешителен. Кн. Андрей – человек действия. Он и от Пьера требует действия, когда заставляет его скорее решиться сделать карьеру.»Ну что, , ты решился. Наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – Можете представить. Я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

    4) Зачем кн. Андрей едет на войну? Гл 5 -  «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Вслушаемся в эту фразу. Жизнь должна быть в нём, а не он должен соответствовать этой жизни. Он не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой. И здесь он видит пример Наполеона, (гл. 6, стр.    Следуя этому примеру, кн. Андрей рвёт все путы. Он говорит Пьеру:

    В этих словах к. Андрея звучит и отрицательное отношение к светскому обществу.

    4. Особенности портрета у Толстого.

    1. Естественность первого знакомства с героем через его внешность («как в жизни»)
    2. глубокое психологическое наполнение.
    3. Выражение через него смены чувств и настроений.
    4. Выделение 1 – 2 постоянных признаков – примет (светлое выражение плоского лица у кн. Василия;

    восторженная, как бы приклеенная улыбка А. П.;

    хорошенькая,  с черневшими усиками губка княгини Лизы;

    умный и робкий взгляд Пьера;

    большие лучистые глаза Марьи.

    1. Политические споры в гостиной (чтение учителем)

    Обсуждение вопроса об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского. Здесь этот вопрос превратился в милый светский анекдот, который все находят прелестным. (стр.

    - Когда в этот разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, А. П. этого не допускает. Гл. 4: «Революция была великое дело» - Пьер произносит слова в защиту Наполеона. (прогрессивно настроен)

    -Реакция салона на слова Пьера? Привёл всех в ужас, и только кн. Андрей поддерживает его (слова о величии Наполеона). (гл. 4) – А. П.:

    Разные голоса: 

    Прекрасно осведомлён о Наполеоне Кн. Андрей Б., он цитирует наполеоновские высказывания

       Так раскрывается политическая реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства,

    а свобода и равенство считаются громкими словами. (1 гл. – слова А. П. «нужно задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея»).

    1. Каким эпизодом завершается вечер в салоне А. П. Шерер? Глупым анекдотом Ипполита, которые все встретили как светскую любезность.

    1. С какой целью вводит Толстой французский язык?  Характеристика знати с её антинациональной ориентацией, отрыв от народа. Простым использованием то русского, то фр. языков Толстой определяет своё отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он много лет провёл за границей и более привык к нему там, Толстой приводит только по–русски. Реплики Андрея Болконского  тоже приведены, в основном по-русски, за исключением 2-х случаев: когда он входит в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона .

    Q u e lbe belle pessonne! – говорил об Элен «каждый». И тут же по-русски:

    - «Очень хороша», - сказал Князь Андрей

    «Очень», - сказал Пьер. (гл. 3)

        Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский, а позже нем. яз.

    8. Нормы жизни молодых представителей высшего общества.

    1) На чём основана дружба Пьера и к. Андрея? На общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, к. Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.  

    Д. з. 1.

          

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Принципы радиосвязи"

    Презентация к уроку "Принципы радиосвязи". Используется при объяснении нового материала....

    Конспект урока "Принципы кодирование изображения" 8 класс

    Представлен конспект урока информатики  в 8 классе  по теме "Принципы кодирования изображения"( Базовый учебник  Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Б...

    Урок литературы в 10 классе "Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)"

    Открытый урок по литературе с использованием элементов критического мышления....

    Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

    Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

    Задания для групповой работы на уроках литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. Война и мир. Изображение в романе войны 1812 года. Истинный патриотизм в изображении Толстого".

    Групповая работа на уроках литературы способствует формированию умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач, формированию умений свобод...

    Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)

    На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию ...