Конспект урока "Принципы кодирование изображения" 8 класс
план-конспект урока информатики и икт (8 класс) на тему

Представлен конспект урока информатики  в 8 классе  по теме "Принципы кодирования изображения"( Базовый учебник  Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. . Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010)

Цели и задачи урока:

- обучающие:

познакомить учащихся с понятиями кода пикселя, палитры, RGB- кодировки, формулой К = 2b ; закрепить понятие пикселя, растровой сетки, основные принципы кодирования изображения, показать способы решения простейших задач с использованием технологической карты.

показать как создавать в палитре графического редактора GIMP дополнительные цвета и использовать их при создании цветного изображения;

-развивающие:

развивать внимание, зрительную память, воображение, сенсорную сферуточность и тонкость различения цвета, формы, положения объектов в пространстве, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии при работе с технологической карте, продолжить формирование умения взаимодействовать в паре;

-воспитательные:

воспитание аккуратности, добросовестности, самостоятельности в работе, коммуникативных умений при работе в парах

Тип урока комбинированный

Формы работы учащихся

  • фронтальная

  • индивидуальна

  • парная

  1. Необходимое техническое оборудование:

компьютеры, экран, проектор, ПО GIMP , цифровые образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_maslova_o.g._s_isp._cor.zip18.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Принципы кодирования изображения

ФИО (полностью)

Маслова Оксана Григорьевна

Место работы

МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8 класс

Тема и номер урока в теме

Принципы кодирования изображения, 3 урок в теме «Графическая информация и компьютер»

Базовый учебник

Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. . Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010

  1. Цели и  задачи   урока:

- обучающие:

 познакомить учащихся с понятиями  кода пикселя, палитры, RGB- кодировки, формулой   К = 2b ; закрепить понятие пикселя, растровой сетки,  основные принципы кодирования изображения, показать способы решения простейших задач с использованием технологической карты.

показать как создавать в палитре графического редактора GIMP дополнительные цвета  и использовать их  при создании цветного изображения;

-развивающие:

 развивать внимание, зрительную память, воображение, сенсорную сферу – точность и тонкость различения цвета, формы,  положения объектов в пространстве, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии при работе с технологической карте, продолжить формирование умения взаимодействовать в паре;

-воспитательные:

 воспитание аккуратности,  добросовестности, самостоятельности в работе, коммуникативных умений при работе в парах

9. Тип урока  комбинированный

  1. Формы работы учащихся
  1. фронтальная
  2. индивидуальна
  3. парная
  1. Необходимое техническое оборудование:

 компьютеры, экран, проектор, ПО GIMP , цифровые образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru 

12. Продолжительность урока  - 45 минут

Структура и ход  урока

1. Организационный (Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания)

Учитель:

Компьютерная графика – одна из самых интересных и одновременно самых сложных разделов современной информатики.  Половина пути нами уже пройдена, мы многое знаем, сегодня начнется самое интересное. Дело в том, что компьютерная графика – это не только рисование на компьютере, но и решение задач.

2. Проверка домашнего задания

По тексту учебника   §19 требовалось заполнить таблицу:

Технические устройства компьютерной графики

Название устройства

Назначение устройства

Монитор

Видеопамять видеокарты

Дисплейный процессор видеокарты

( Проходя по рядам, учитель  проверяет факт заполнения таблицы уч-ся. При затруднениях зачитывается  правильный ответ )

3. Всесторонняя проверка знаний

Учитель:

Занимаем места за компьютером, работаем парами. С собой берем тетрадь и ручку. Открываем файл   Кроссворд.xls , находящийся в папке  ЗАДАНИЕ. Вводим ответы с клавиатуры  в каждую клетку 1 букву.   1 вариант работает со  словами  по вертикали,  2 вариант - по горизонтали. (Распределение учеников по вариантам).

По окончании работы – на экране высвечиваются заполненные поля с правильными ответами. Проверяем ответы товарища.

Критерии оценивания (Оценка выставляется в рабочую карту урока)

3 правильных ответа – оценка«5»

2 правильных ответа – оценка«4»  

1 правильный ответ –  оценка«3»

4. Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний

Учитель:

В современном мире изобретено  множество устройств, о  которых раньше человечество   только  мечтало. Реальность богаче вымысла. Хочу предложить вам небольшую  экскурсию  в область устройств ввода  графической информации,  не  упомянутых в  учебнике, но встречаемых нами  повсеместно.   Задание: внимательно прослушать  информацию и ответить на вопрос «Какое устройство вам понравилось и почему?»

 Как же  такие  разные устройства работают с  графической информацией и ничего не путают? В чем секрет? (Примерный ответ: все эти устройства используют универсальный  компьютерный язык – все изображения  при вводе преобразуются в 0 и 1)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, которые нам предстоит рассмотреть

 (Учащиеся предполагают.)

Тема урока: «Принципы кодирования изображения»

Вопросы: (появляются  на слайде)

  1. Принцип формирования цвета пикселя на экране.
  2. Связь между количеством цветов в палитре и количеством  битов  для кодирования одного пикселя (формула)

5. Усвоение новых знаний

(На экране  демонстрируется  интерактивная презентация, по ходу которой учащиеся производят записи в тетради)

6. Закрепление новых знаний. 

Учитель:

А теперь попробуем применить полученные знания. Ваша работа будет проходить в  2 этапа:

1 этап (работа в парах)

Вам предлагается технологическая карта для решения задач. Вы должны разобраться в готовом, подробно описанном решении  первой задачи и аналогично решить следующие, осуществляя подробные записи в тетради. Ответ ОБЯЗАТЕЛЕН!!!   На работу отводится 8 мин.

Критерий оценивания работы: (оценку ставим в рабочую карту урока)

Решено и оформлено в тетради 3 задачи (№2, № 3 б, в)  -  оценка «5»

Решено и оформлено в тетради 2 задачи ( из  №2, № 3 б, в)  -  оценка «4»

Решено и оформлено в тетради 1 задачи ( из №2, № 3 б, в)  -  оценка «3»

Задача

Комментарий и решение

1. Для кодирования синего цвета используется код 001. Сколько цветов содержит палитра?

Определим, сколько бит содержит код пикселя:

0   0  1

Получили – 3 бита. Подставим в формулу  К = 2b

К=2b=23= 2х2х2=8 цветов.

Ответ: палитра содержит 8 цветов.

2. Аналогично рассуждая, решите задачу:

Для кодирования розового  цвета используется код 0101. Сколько цветов содержит палитра?

Ответ:  палитра содержит  …..      цветов.

3. Сколько битов видеопамяти  на один пиксель потребуется для хранения:

а)  4-цветного изображения?

б) 8-цветного изображения?

в) 16-цветного изображения?

а) К=4 . Подставим значение в формулу  К = 2b .

Получим 4 = 2b. Методом подбора найдем, что 4= 2х2, то есть  2 надо возвести во 2-ую степень. Значит, b=2 .

Ответ: для хранения 4-цветного изображения потребуется 2 бита видеопамяти  на один пиксель.

б)

в)

2 этап (индивидуальная работа на компьютере  по инструкции)

Критерий оценивания работы (оценку ставим в рабочую карту урока)

Если  внесено более половины дополнительных цветов  в палитру  оценка «4»

Если работа выполнена полностью  - оценка «5»

Рабочие карты сдаются учителю.

7. Информация  о д/з

Индивидуальная карточка для каждого уч-ся (примерное содержание)

1. Ответьте письменно на вопрос:

Что обозначает   b  в  формуле К = 2b?

2. Решите задачи:

А) Сколько цветов будет в палитре, если каждый базовый цвет кодировать в 5 бит?

Б) В палитре содержится 64 цвета. Сколько  бит потребуется для кодирования одного пикселя?

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный

1. Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797

Обращает внимание учащихся на объем изученного и оставшегося  учебного материала.

Знакомятся в общих чертах с предстоящей работой на уроке.

2

2

Проверка домашнего задания

Проходя по рядам, проверяет факт заполнения таблицы уч-ся

Показывают работу, зачитывает ответы в случае затруднения одноклассников

3

3

Всесторонняя проверка знаний.

2. Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125762)

Наблюдает, консультирует.

Отгадывает кроссворд, проверяет ответы товарища по образцу, вносит оценку в рабочую карту урока

5

4

Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний.

  1. 3. Устройства ввода информации  графической  информации

Демонстрирует выборочно слайды ,описывающие работу современных устройств ввода граф. информации

Слушают, рассматривают, опираются на субъектный опыт, отвечают на вопросы

5

5

Усвоение новых знаний

4. Кодирование цвета (N 125759

Демонстрирует, объясняет

Слушают, рассматривают, делают записи

10

6

Закрепление новых знаний.

А) решение задач

Б) практическая работа на компьютере

б) Практическое задание N10 (N 125784)

Консультирует, помогает.

А) решают задачи в парах по образцу в технологической карте

Б) выполняют практическую работу на компьютере по инструкции

А)8

Б)12

7

Информация  о д/з

Раздает листочки с заданиями

Вкладывают листочки в дневник

1


Приложение к плану-конспекту урока

Принципы кодирования изображения

информатика и Икт

8 класс

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797

презентация

 Схема  в виде слайда презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dbb6722f-b729-42e3-a599-3717f28ba804/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0& 

2

Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер"

 (N 125762)

Интерактивное задание

Интерактивный кроссворд

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75320/

3

  1. Устройства ввода   графической информации

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Иллюстрация, интерактивная модель

http://fcior.edu.ru/card/13291/ustroystva-vvoda-informacii.html

4

Кодирование цвета (N 125759

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

 Интерактивная презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8fb82fac-7d62-4350-aaf9-84466348b112/9_24.swf

5

Практическое задание N10 (N 125784)

Индивидуальное задание на работу с конструктором цветов, встроенным в графический редактор

Текст с индивидуальным заданием для учащихся

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aad60cf0-54ce-4afa-a112-02a3bfe1a90b/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кодирование информации"

Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...

Конспект урока "Кодирование информации"

Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...

Конспект урока "Кодирование информации"

Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...

Конспект урока «Кодирование информации» 5 кл.

Конспект урока «Кодирование информации» предназначен для учителей информатики, преподающих в 5-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено повторение пройденного материала и изучени...

Конспект урока "Кодирование информации"

Методическая разработка по теме "Кодирование инфоормации"...

Конспект урока "Кодирование информации" 5 класс

      Урок  «Кодирование информации»  проводился в рамках изучения в пятом классе  темы «Человек и информация»....

Конспект урока "Кодирование графической информации. Мой компьютерный герой", 6 класс

Конспект урока "Кодирование графической информатики. Мой компьютерный герой", информатика 6 класс, Босова Л....