Главные вкладки

    Л. Толстой. "Война и мир" 1-й урок Место романа в общественной жизни и литературы 60-х г.г.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Глазина Елена Александровна

    Конспект урока по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Место романа в общественной жизни и литературе 60-х гг 19 в."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Место романа в общественной жизни  литературе 60-х г.г. Проблематика и смысл заглавия романа.

    Цели урока: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

    Метод урока: лекция с конспектированием основных положений.

                                                    «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от

    крика новорождённого

     ребёнка до последней

    вспышки чувства

     умирающего старика,

    все горести  и радости,

     доступные человеку, –

     всё есть в этой картине!»

    Критик Н. Страхов.

    Ход урока.

    1.  Ведение тетрадей для накопления и обобщения материала. Распределить страницы в соответствии с темами:
    1. Аристократическая верхушка общества, правительство и чиновно- бюрократические круги как воплощение идеи разобщённости, жизни для себя (семьи Курагиных, Друбецких, А. П. Шерер, Берг, государственные деятели: Александр 1, Сперанский, Аракчеев, Растопчин).
    2. Семейно-бытовой уклад, общественное положение и высокие нравственные принципы, определяющие жизнь в дворянских семьях Ростовых и Болконских.
    3. Поиски смысла жизни (жизни для людей), нравственные искания передовой дворянской интеллигенции. Образы князя Андрея и Пьера Безухова.
    4.  Представления Толстого о красоте и добре, воплощение идеалов автора в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи.
    5. Толстовское понимание истории, роли отдельной личности и народных масс: - красота подвига народа на войне; - изображение Кутузова как народного полководца; - развенчание кумира в образе Наполеона.
    6. Проявление разобщённости нации во взаимоотношениях между дворянами и крестьянами, стремление к её преодолению. (одна стр.)

    Том, часть, глава. Например: т.1. . 2, гл. 3.  Нравственное возрождение, «оживление» князя Андрея в армии. Где он нашёл возможность быть полезным. Запись может быть и в форме цитаты.

    Сделанные в последовательности текста, эти записи становятся основой для будущего сочинения.

     2. Цель всего изучения: понять, как Толстой относился к войне, какой смысл вкладывает в понятие «мир», какие нормы жизни он отрицает, какие утверждает.

        Определив для своего романа границы с 1805 г.  через 1812 к 1820. Толстой тем самым нашёл эпоху, на его взгляд, сходную с современной, с 60-ми годами.

         Всё было неблагополучно в начале 19 века. 1805 год – год стыда и позора России в войне с Наполеоном и во внутренних делах.

         Но вслед за ним пришёл 1812 год, год общенародной «победы России, когда всё, как казалось Толстому, «устроилось», все внутренние противоречия разрешились благополучно. Хотя затем возникли новые.

        Толстой стремился для людей своего времени найти возможности избавиться о  глубокого неблагополучия в жизни. Писатель верил. Что победа 1812 г. была результатом всеобщих усилий, что «единение всех», действия всем «миром» принесли мир людям, победный мир России.

         1812 год нужен был Толстому как урок настоящему.

         Такова была позиция писателя по отношению к современности, существенно отличавшаяся от революционно-демократической.

         Сознавая ведущую роль простого народа, Толстой ещё сохранил веру и в «господское» сословие и искал для него пути сближения с народом. Да и понимание характера народа у Толстого не во всём совпадало с революционно-демократическим.

    1. Смысл названия романа. Рисуя начало 19 века, Толстой исследует жизнь разных слоёв и групп общества со своих позиций 60-х г.г. Одни нормы в жизни он утверждает, другие отрицает, сопоставляя хорошее и дурное, с его точки зрения, «войну2 и «мир» и в прямом и переносном смысле. Толстой всегда на первый план ставил «учительную», проповедническую функцию литературы.

    1.     Заглавие романа образно передаёт его смысл.

      «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

    Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

    Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

    Мир –  это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.

    Мир – это ближайшее окружение, которое носит человек с собой, где бы он ни находился, вроде поэтического мира Наташи, вроде особого «мира» капитана Тушина, грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи.

    Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».

    Мир – это братство людей, независимо от национальных и  классовых различий.

    Мир – это жизнь.

         «Война» - не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

    Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчёркивает это: «Она сняла перчатки в завоёванной позиции расположилась в кресле».

         Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.

          Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

    4. Герои. Заложенная в названии романа антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.     Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр 1) – «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

    1. Композиция романа. В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

    1. Если в романах других писателей большую роль играли в композиции образов экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстаёт всегда в настоящем времени. История их жизни даётся вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов – его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.

    1. Жанр. Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга – как Библия.

    «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выпазить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Н. Толстой)

         Н. Страхов: «…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и быль семейная».

         И. С. Тургенев: оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов».

         В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

         «Романные» признаки:

    А) развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности;

    Б) взаимодействие среды с характером героя,

    В) развитие этого характера.

        Признаки эпопеи:

    А) тема (эпоха больших исторических событий);

    Б) идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом и его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм;

    В) сложность композиции;

    Г) стремление автора к национально-историческому обобщению.

        Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, создавалась художественная правда.

        Следовательно, это роман-эпопея.

    1. Исторический комментарий к тому 1. (Характер эпохи, отражённый в романе)

    В 1 томе действие разворачивается в 1805 г., острое и противоречивое время. Когда решались судьбы не только отдельной страны, но и мира. М/н обстановка в Европе была ознаменована Наполеоновскими войнами. Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов  (после французской революции конца 18 века), потом из освободительных они превратились в захватнические.

         Роман начинается со слов А. П. Шерер: гл. 1, с. 3. об итальянских городах Генуе и Луке, которые стали поместьями семьи Бонапарта, так как в июле 1805 г. Наполеон захватил их и отдал во владение своей сестре Элизе и её мужу Баччиокки. Атмосфера войны и несправедливости врываются в роман с первой сроки.

        Произошли изменения в судьбе и характере самого Наполеона.

    1. В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине – острове Корсика – фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.
    2. В 1793 г. в Тулоне, портовом г. на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и осуществил его.
    3. Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне.
    4. В 1795 произошло восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города.
    5. В 1796 г. он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошёл по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем – отборные австрийские войска.
    6. Во Франции был встречен как национальный герой.
    7. После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний.
    8. Затем  - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост 1-го консула (с 1799 г.)
    9. В 1804 (18 брюмера - 9-10 ноября– об этой дате вспоминают в салоне. С. 19) провозгласил себя императором Франции. «Бог дал мне корону, горе тому, кто ей тронет»,- цитирует по-французски Князь Андрей речь Наполеона при коронации в Милане (гл.4, стр. 17).А незадолго до коронации совершил ещё одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.
    10. После 1804 г. Наполеон был уже далеко не прогрессивной личностью, но за ним стояла его революционная и военная слава. Всё это продолжало привлекать к нему молодых людей. Героя и великого государственного деятеля видит в нём князь Андрей, как революционера ценит его Пьер. Пьер говорит, что народ вручил Наполеону власть, чтобы тот избавил его от  Бурбонов (гл. 4, стр. 18 - 19)
    11. Другие, наоборот, видели в нём лишь «гидру революции», «злодея и убийцу» и незаконного короля (так оценивает Наполеона близкая ко двору А. П. Шерер. С. 5, гл. 1)
    12. Выдвинутый революцией и уничтоживший её завоевания, он готовит войну с главным врагом – Англией.
    13. В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Пруссией, Австрией и Россией. В Лондоне в 1805 г. велись переговоры, на которые от России бы послан в качестве посредника Новосильцев. Но во время переговоров Наполеон захватил Геную и Луку, давая тем самым ясно понять, что не отказывается от своей политики. Новосильцев, не доехав до Лондона, повернул обратно, послав в Петербург депешу, о которой по-французски рассказывает князь Василий Курагин: «стр. 4/1, гл. 1»
    14. И вот почему состоится  праздник английского посланника – Россия выступила на стороне Англии и Австрии при нейтралитете Пруссии, но отношения у союзников сложные, недоверчивые. На этот праздник и торопится князь Василий с дочерью Элен.
    15.  Английские, австрийские и русские объединённые войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу. Так начинается война 1805 – 1807 г.г.
    16. Военные действия России против Франции были вызваны прежде всего боязнью царского правительства перед распространением «революционной заразы». (Задавить гидру революции и спасти Европу призывают в салоне Шерер, повторяя мнение высших кругов). Эмигранты, подобные аббату Морио и виконту Мортемару, наводнили Россию. Ожидая, когда же будет восстановлена во Франции власть законного короля; Второй причиной была борьба с захватнической политикой Наполеона. Это была естественная, справедливая цель. Таким образом, подлинный характер войны был противоречивым. В дальнейшем станет ясно, как к ней относился Толстой.

       

    1. Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам)

    1. Д. з.  1) Пересказ лекции и материала учебника с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"

    Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...

    Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...

    Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".

    Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....

    Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

    Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

    Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

    Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

    Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

    Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

    Урок литературы в 5 классе «Только жизнь невозместима…» (Антон Рубинштейн) (По отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

    Цели и задачи урока:  ·        – помочь учащимся разобраться в отношении Л. Толстого к войне как величайшей трагедии на примере судеб героев романа; обсудить во...