Кейс для урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Размазня."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Кейс (пакет материалов) для урока литературы разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по программе В.Я.Коровиной.Применение кейс-технологии  на уроке позволяет сделать его ярким, интересным для ребят и реализовать принцип компетентностного подхода в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_a.p.chehov._razmaznya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Размазня

                                                                                                                А.П. Чехов

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

 — Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

 — По сорока...

 — Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати... Ну-с, прожили вы два месяца...

 — Два месяца я пять дней...

 — Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

 Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

 — Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль. Верно?

 Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

 — Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... Бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки… Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

 — Я не брала! — шепнула Юлия Васильевна.

 — Но у меня записано!

 — Ну, пусть... хорошо.

 — Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...

 Оба глаза наполнились слезами... На длинном, хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

 — Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

 — Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

 И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

 — Мегсi, — прошептала она.

 Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

 — За что же мегсi? — спросил я.

 — За деньги...

 — Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мегсi?

 — В других местах мне и вовсе не давали...

 — Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

 Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

 Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Прочитайте текст, познакомьтесь с дополнительным материалом, и это поможет Вам сформулировать проблему, затронутую автором в рассказе  «Размазня».

Обсудите со своими товарищами ответы на вопросы:

– Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?

 – Заметили ли вы, что он только притворяется  бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Найдите в тексте слова и выражения , которые помогают это увидеть.

 – Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?

– Как вы понимаете  определение, данное человеку, –«размазня»?

 – Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?

 – Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера. А что еще? Подумайте над последней репликой рассказа.

Придумайте аналогичную ситуацию из современной жизни. Опишите её.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как бы Вы поступили в данной ситуации? Предложите разные варианты.

 Дополнительные материалы

 …Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь.

                       

                                А.П.Чехов

                                                                     Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...

                                                                                                      А.П.Чехов

         Дата создания рассказа «Размазня» - 1883 год, опубликован в  юмористическом журнале «Осколки», 1883, № 8,  под псевдонимом А. Чехонте.

           Сюжет рассказа  основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой.

         

           В  этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В «Размазне» он говорит не только о гувернантках,  но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню».

Словарная работа

     РАЗМАЗНЯ́, размазни, род. мн. размазней, жен. (разг.). 1. Вязкая, полужидкая каша.

|| перен. Жидкая грязь (прост.). На улице размазня после дождя.

|| перен. Нечто неопределенное, неясно выраженное (разг.  пренебр.). «Ненавидел всякую размазню чувств.» Достоевский.

2. перен. Вялый, нерешительный человек (разг.  пренебр.). «Мы… и в том числе, разумеется, я первый - были порядочной размазней и трухой.» Данилевский.

          Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок,  мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка,  теленок,  тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.

       ГУВЕРНАНТКА (фр. gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).

       СЮРТУК.  (простореч. устар.)  (фр. surtout-широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.

Merci  ( франц.) – благодарю.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Кейс к уроку литературы "Какой из тебя директор?"

Кейс к уроку литературы "Какой из тебя директор?" Можно использовать на уроке литературы при изучении произведения В. Г. Распутина "Уроки французского"•Просмотр отрывка из кин...