"Японская поэзия"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок носит интегративный характер. Содержит материал об особенностях культуры, литературы, географического положения Японии. Учит ребят видеть своеобразие хокку, отражение в японской поэзии черт национального характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon yaponskaya_poeziya.zip2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бурова Лариса Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Нечаевской ООШ Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.

Семинар по литературе в 7 классе «Японская поэзия»

Цели:

1.Воспитание уважения, интереса к чужой культуре и её ценностям.

2.Развитие умения прослеживать взаимосвязь культуры, литературы с историей, географией страны.

3.Дать понятие «хокку», акцентировав внимание на особенностях японской поэзии.

4.Развитие поэтических способностей, эстетического чувства.

5.Презентация

Оборудование:

1.Карта Японии.

2.Иллюстрации детей «Японские мотивы».

3.Фото Японии из журналов, рисунки по теме.

4.Выставка книг:

В. Овчинников «Ветка сакуры»

В.Пронников «Японцы»

В. Цветов «Пятнадцатый камень сада  Рёандзи»

Справочник «Япония»

Энциклопедия «Искусство стран Востока»

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

На уроках литературы мы с вами всегда затрагиваем темы национального характера и культуры, в большей степени мы говорим о русском характере и культуре России. Но сегодня мы попытаемся проследить взаимосвязь и взаимозависимость географических особенностей и национального характера, экономики и культуры, истории и искусства страны, о которой все больше и больше говорят в мире - страны восходящего солнца, как её окрестили журналисты, - Японии. Эта, казалось бы, далекая и непохожая на Россию страна поможет взглянуть и на наши проблемы по-новому. Мы сейчас часто говорим о трудностях, тяжелой жизни в России, ищем пути выхода из кризисной ситуации, решаем, по какому пути развития нам идти: американскому, западноевропейскому или восточному. Но и Япония, одна из самых развитых и благополучных стран 21 века, тоже когда-то переживала трудные времена и успешно возродилась.

2. Новая тема. Объяснение учителя.

Япония расположена на четырех крупных и 4 тысячах мелких островов. Крупные острова - Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку. Омывается государство Японским морем, Тихим океаном, Восточно-китайским морем. Столица - Токио (обращение к карте). Символ Японии - гора Фудзияма. Повышенная сейсмоопасность, землетрясения, вулканы, цунами, тайфуны выработали в японском характере ряд черт:

-коллективизм, поскольку выжить в суровых условиях можно только сообща;

-терпение и самообладание перед природными катаклизмами, ударами судьбы;

-мужество;

-нетребовательность в отношении жизненных условий, выносливость;

-практичность и расчетливость;

-эстетизм и любовь к природе;

-гостеприимство и вежливость;

-сдержанность чувств;

-бережливость и практичность;

-патриотизм и национальная гордость.

Природные условия повлияли на архитектуру Японии, сделав главными её особенностями сейсмоустойчивость и простоту дизайна. В жилище японцев мало мебели, передвижные перегородки и ширмы, на полу циновки, где едят и спят, окна из бумаги, немного вещей.

Природа Японии скудна, не отличается разнообразием, подвергается разрушениям под воздействием всевозможных стихий - все это выработало у японцев особую, трепетную любовь к природе, бережность к её богатству, чувство поклонения перед ней. В японских традициях сформировались эстетические понятия: ханами-любование цветами (даже в самом скромном жилище вы найдете горшочек с цветком), цукими - любование луной, юкими - любование снегом. Весной все японцы отправляются любоваться сакурой, а осенью - кленом. Около каждого дома японцев - сад. Природа дает символы, отражающиеся в живописи и литературе: горы- жилище богов, сосна - долголетие, бамбук - стойкость, слива - жизнерадостность.

Природу, по мнению японцев, надо прочувствовать, погрузившись в её состояние. А в этом помогает тишина. У японцев есть ритуал слушания тишины (японская загадка: все слышали звук от хлопка двумя руками, а что будет, если вы сделаете это одной рукой - услышите тишину). Основные религии в Японии - буддизм и конфуцианство. Отсюда такие черты японцев, как почитание родителей, соблюдение чести семьи, безграничная любовь к детям, трудолюбие, приветливость (японцы никогда не говорят «нет»), уважение к людям. Это отражается в чайной церемонии и национальных видах борьбы: сумо, дзюдо, каратэ.

Интересно сравнить русскую и японскую бытовую культуру. Входя в дом, мы снимаем шапку, японцы - ботинки; мы ценим персональную ответственность, японцы - коллективную; ругая ребенка, русская мать скажет: «Из дома не выйдешь», японская - «В дом не войдешь»; объясняясь в любви, мы бросаемся в объятья, японцы поворачиваются спиной друг к другу; строгая, мы ведем рубанок от себя, японцы - к себе. А вот некоторые японские пословицы, отражающие мировоззрение японцев.

Выступление ребят по теме «Японские пословицы».

1)Лучше быть бедным, но счастливым, чем богатым, но несчастным.

2)Ножевая рана заживет, оскорбление - нет.

3)Человек, который прощает, не глуп. Глупец тот, кто не может простить.

4)Мудрый человек скромно делает свое дело. Он не хвастает своими достижениями.

5)Материальные ценности не приносят удовлетворения, удовлетворение приходит от осознания достигнутой цели.

6)Пришла беда - полагайся на себя.

7)В дом, где смеются, приходит счастье.

8)Гнев твой-враг твой.

9)И мудрец из тысячи раз один раз да ошибается.

10)Прощай другим, но не прощай себе.

11)Эгоист всегда недоволен.

Удаленность от материков, то есть изолированность, сформировала оригинальное японское искусство, для которого характерны:

-простота

-естественность

-недосказанность -любование невидимым

-минимализм

-одушевление природы, вещей.

Эти черты мы найдем и в классической японской поэзии. Уже в 8 веке была составлена первая в истории страны поэтическая антология. Поводом для создания стихотворения могла послужить любая ситуация, раздумье, впечатление. В раннем Средневековье появились законы, которые сохраняются в японской поэзии до сих пор:

1)Отсутствие рифмы и определенного места для ударного слога;

2)Определенное количество строчек (3) и слогов (5+7+5=17);

3)Гармония звуковой и ритмической организации трехстишия.

Хокку - это лирическое стихотворение о природе, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Жизнь природы и человека показана в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Японские стихи отмечают что-то необычное в предметах. Эти лирические произведения построены на выразительные детали. Хокку нельзя быстро читать; чтобы воспринять импульс, посланный поэтом, их надо читать медленно, медитативно. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение. В хокку - вся природа Японии, исконный уклад её жизни, обычаи и верования, труд и праздники японского народа в их самых характерных, живых подробностях. Вот почему хокку любят, знают наизусть и сочиняют до сих пор.

3. Чтение хокку.

Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч! (Мукан Керай)

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах... (Хаттори Рансэцу)

Звезды в небесах,

О, какие крупные!

О, как высоко! (Эса Сехаку)

Падавший с вечера снег

 Утром в дождь обратился.

Это вина весны! (Сугняма Сампу)

Смолк осенний вихрь.

Все, что от него осталось, -

Дальний шум волны. (Икэниси Гонсуй)

Видели все на свете

Мои глаза - и вернулись

К вам белые хризантемы. (Косуги Иссе)

4. Анализ хокку.

1) Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел. (Ранран)

Вопросы:

-Где находится автор?

-Какое у него настроение?

-Почему автор говорит: «зонт прошелестел», а не прошел человек?

-Какую картину вы представляете, читая хокку?

Унылая осень. Одинокий человек стоит у окна в ожидании, но к нему никто не пришел. Видны только зонты, скрывающие фигуры людей.

2) Больше некому стало

Делать дырки в бумаге окон,

Но как холодно в доме. (Тиё)

Вопросы:

-Что такое «бумага окон»?

-Кто мог делать дырки в бумажных окнах?

-Почему некому теперь делать дырки?

-Почему окна целы, а в доме холодно?

Дырки в бумажных окнах делает ребенок, значит, его не стало, поэтому в душе поэта холод. Действительно, поэтесса Тиё написала это стихотворение после смерти маленького сына.

3) Какая грусть!

В маленькой клетке подвешен

Плененный сверчок. (Басё)

Для японца ясно, что речь идет об осени: осенними вечерами на уличных лотках продает клетки с поющими насекомыми: сверчками и цикадами. Горожане покупают их и держат дома, чтобы слушать голоса осени. И грусть в стихотворении вызвана ощущением осени. В хокку говорят о времени года символично, называя предметы и явления, связанные в сознании японцев с определенным сезоном. Зима - это зимняя слива, снег, черный цвет. Весна - пение лягушек, пионы, дожди, деревья в цвету, ива в пуху. Лето - лотос, соловей, кукушка. Осень- желтые листья, хризантемы, ветер, поющие насекомые. Осень- любимое время года японцев, так как очень красива и длится дольше других сезонов.

4) Старый пруд...

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск тишины. (Басё)

В этом стихотворении соединяются элементы вечного и мгновенного: старый пруд вечен, но чтобы проникнуться сознанием его вечности, необходим некий мгновенный сдвиг, то есть прыжок лягушки. Это и рождает момент постижения. Мы видим 2 элемента хокку- нескончаемое, вечное и сиюминутное, мгновенное. До конца понять хокку, как говорят сами японцы, можно, только находясь в состоянии озарения. Поэт Нанимару сказал: «Кто хочет понять Басё до конца, должен отправиться в иной мир, повидать Учителя и справить его самого».

5)На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер. (Басё)

Миниатюра Басё создает настроение: образ ворона, высохшая ветка, надвигающиеся сумерки, поздняя осень. Здесь мы сталкиваемся с ваби, ориентирующим художника на скупость мазков и красок. Как и монохромный пейзаж, миниатюра Басё несколькими словами создает впечатление тишины и спокойствие сумерек, а также какого-то напряженного ожидания. Прилив вдохновения позволил поэту в обыкновенном вороне, сидящем на ветке, увидеть нечто, обладающее вселенским смыслом.

6)За ночь вьюнок обвился

Вокруг бадьи моего колодца.

У соседа воды возьму. (Басё)

Обратите внимание, в этом стихотворении выразилась национальная черта японцев - бережное отношение к природе. Вьюнок живой, красивый. Сорвать его - значит убить, погубить. Поэтому, чтобы сохранить жизнь цветка, за водой надо идти к соседу.

7)Белый волос упал.

Под моим изголовьем

 Не смолкает сверчок.

Белый волос - седой, упал - пришла старость. Образ сверчка ассоциируется с осенью. А осень в природе ассоциируется с осенью в жизни, поэтому стихотворение проникнуто печалью.

5. Творчество Мацую Басё (1644 - 1694 )

Сообщение учащихся: «Басё - сын учителя каллиграфии, с детства был другом княжеского сына, большого любителя поэзии, начал рано писать стихи. После смерти своего господина принял постриг. Поэт был бродячим монахом, создал свою школу поэтов, которых учил так: поэзия создается из самых простых вещей, но вмещает целый мир. Он говорил: «Учись у сосны быть сосной!» Поэт призывает почувствовать особенности характера того, что ты описываешь. В своих стихах Басё наблюдателен, он чутко вглядывается в мир природы, он бережно относится к любому её созданию.»

Чтение хокку учениками.

Праздник Нового года

 Но печален я, вспоминая

Долгий вечер осенний.

Проталина в снегу.

А в ней - светло-лиловый

Спаржи стебелек.

Все волнения, всю печаль

Твоего смятенного сердца

Гибкой иве отдай.

Весеннее утро.

Над каждым холмом безымянным

Прозрачная дымка.

О проснись, проснись!

Стань товарищем моим,

Спящий мотылек!

Слово скажу-

 Леденеют губы.

 Осенний вихрь!

На луну загляделись.

Наконец-то мы можем вздохнуть! –

 Мимолетная тучка.

Через 10 лет после смерти Басё его ученик напишет: «Прошло уже 10 лет, а кажется - вчера его не стало».

6. Творчество Кобаяси Исса (1763 -1827)

Сообщение ученика: «Поэт родился в горной деревне в семье крестьянина. Мать его умерла, когда он был ребенком. Мачеха обращалась с ним жестоко, поэтому он в 14 лет ушел в люди. Долгие годы боролся с нуждой. Только на склоне лет он получил наследство и смог жить в достатке, много странствовал, оставил богатое поэтическое наследие: более б тысяч хокку, дневники, шуточные стихи.

Чтение хокку учениками.

Вот выплыла луна,

И каждый мелкий кустик

На праздник приглашен.

В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И на полях трава.

Стоял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звезд.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

По дороге не ссорьтесь,

Помогайте друг другу, как братья,

 Перелетные птицы!

Ах, не топчи траву!

Там светляки сияли

Вчера ночной порой.

Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

 Грустная кукушка?

Наша жизнь - росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - все же.

7.Обобщение.

Задание: сформулируйте общие принципы построения хокку.

Принципы:

-ассоциации, связанные с временем года, традициями японцев;

-скрытые сравнения;

-отсутствие главных смысловых слов, что делает хокку загадкой;

-наличие скрытого смысла;

-скрытое переживание поэта (внешняя сдержанность при внутреннем волнении).

8.Вывод.

Заключительное слово учителя: «Я надеюсь, что мы приоткрыли дверь в удивительный мир страны восходящего солнца и огнедышащих гор. Быть может, кому-то посчастливится увидеть все, о чем мы здесь рассказали. Благополучие нашей страны в наших руках, а у японцев следует поучиться трудолюбию, самоуважению, поклонению красоте, любви к природе.

9.Д/з - сочинить и оформить хокку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы в 7 классе "Японская поэзия"

Презентация "Японская поэзия" поможет разнообразить урок литературы. В ней содержится иллюстративный материал, дающий представление о Японии и её поэзии....

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Презентация "Хокку как жанр японской поэзии".

Презентация  «Хокку как жанр японской поэзии» используется на уроке литературы в 7 классе. Её просмотр дает возможность учащимся познакомиться с культурой Японии, узнать, как появились хокку, в ч...

«Всматривайтесь… и увидите» (знакомство с японской поэзией)

Урок внеклассного чтения в 7-м классе. На этом уроке учащиеся познакомятся с особенностями японской культуры, японской литературы. На уроке применяется метод сопоставительного анализа, который поможе...

Японская поэзия

Цикл уроков (3) по японской классической поэзии с использование проектной технологии + презентация...

презентация к уроку литературы в 7 классе "Японская поэзия"

В презентации представлены понятия хокку и танка, биографические сведения о поэтах....

Своеобразие японской поэзии

В презентации рассказывается об особенностях построения и замысла хокку, даны задания ученикам продолжить хокку, а также представлены детские работы по данной теме....