Рабочая программа по литературе для 5 класса
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена по учебнику под редакцией Г.С. Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_5_klassa.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________________

М.А. Рябова


Протокол № ____

«___»_______2012 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР


_______________

И.Н.Кафтанюк

 

«___»_______2012 г.

«Утверждено»

Руководитель

МБОУ «Гимназия №36»


_______________

Т.П.Матлина

Приказ № ____

«___»_______2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «ЛИТЕРАТУРА»

5 класс

Базовый уровень

Учитель: Ильина Н.С.,

первая квалификационная

категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от

«___»_______2012 г.

2012-2013 учебный год


I. Пояснительная записка

Статус документа

Планирование составлено на основе:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (составители: Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М., Дрофа, 2007 год).

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Под редакцией Г.С.Меркина – Москва, «Русское слово», 2008.

Учебник.

Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин и др. ―Москва, «Русское слово», 2011.

Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

II. Требования к уровню подготовки учащихся

за курс литературы 5 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

III. Содержание тем учебного курса

Введение - 1 ч.

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Из  мифологии – 2 ч.

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.                

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний.        

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Из  устного  народного  творчества - 6 ч.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказки народов России. «Падчерица».

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.        

Из  древнерусской  литературы - 1 ч.

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора);

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. 

Басни  народов  мира - 1 ч.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.        

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская  басня - 5 ч.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».        

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.        

Для  заучивания наизусть. И.А. Крылов. Басня — на выбор.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. 

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни

Из литературы XIX века -25 ч.

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».

Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.                        

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; рассказ о герое; словесное рисование.

Для  заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Поэзия XIX века  о  родной  природе

А.А. Фет.  «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..».  И.З. Суриков.   «В ночном».                

Для  заучивания наизусть

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

        

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. История и литература; любовь к родине, верность долгу.        

Для  заучивания наизусть. М.Ю. Лермонтов.  «Бородино» (отрывок).

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись 

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, классное сочинение, составление кадров кинофильма (мультфильма).        

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Развитие  речи. Классное сочинение                        

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».                        

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).        

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, классное сочинение, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.        

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка ».        .

Для  заучивания наизусть. Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.        

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).        

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая нравственная основа в человеке.. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.        

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: классное сочинение, различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

                        

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».        

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.        

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Из  литературы XX века -16 ч.

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

        

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.        

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

                        

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места    (Петербург,    Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие стихотворения.        .

Теория литературы: антитеза

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Для  заучивания наизусть. А.А. Блок. «Летний вечер».        

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, классное сочинение.

Для  заучивания наизусть. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.        

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка, образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.        

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.        

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.        

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.        

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Н.Н.НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), инсценированное чтение.        

Родная природа в произведениях писателей XX  века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби» (отрывок).                

Для  заучивания наизусть. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

        

Из  зарубежной  литературы - 11 ч.

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).        

Развитие речи: различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»        

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.        

Развитие речи: различные виды пересказов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе.. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.         

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа.        

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.        

Развитие речи: составление плана,  устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).        

Развитие речи: различные виды пересказов, устный портрет героя.        

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).                        

Итоговый  урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

IV. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Из мифологии

2

Из устного народного творчества

6

1

1

Из древнерусской литературы

1

Басни народов мира

1

Русская басня

5

1

Из литературы XIX века.

25

2

2

Из литературы XX века.

16

3

1

Из зарубежной литературы

11

1

ИТОГО

68

7

5

V. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Тип урока

Цели урока

Теория литературы

Материалы

Введение (1 ч.)

1.







Введение.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

Урок-беседа

Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; дать представление о том, как устроена книга; помочь осмыслить духовную значимость слова, осознать его роль в жизни человека, воспитывать интерес к чтению, выявить уровень литературного развития учащихся.

Сюжет, тема, идея, образ

Искусство создания книги. Книга в иллюстрациях художников

Из мифологии (2 ч.)

2

Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп».

Комбинированный

Познакомить с понятием «миф», с особенностями античных мифов.

Миф, мифология, легенда, предание, Миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Изобразительное искусство

3

Гомер. «Одиссея».  «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Урок изучения нового материала

Приобщить учащихся к богатствам мировой литературы; познакомить школьников с образом Гомера; определить особенности гомеровской поэзии.

Мифологический персонаж

Фольклор в регионе, мультимедийная презентация «Жанры фольклора»

Из устного народного творчества (6 ч.)

4

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Загадки.

Комбинированный

Познакомить с понятием «фольклор». Раскрыть его художественные особенности, показать его роль в жизни и культуре человека. Закрепить знания о художественных отличиях жанров фольклора. Учить   различать пословицы и поговорки.

Пословицы, поговорки, загадки, иносказание, антитеза, антонимы

Сборники пословиц и поговорок

5

Типы сказок, их особенности. Волшебная сказка «Царевна-лягушка», её сюжет и художественный мир.

Комбинированный

Дать представление о сказке как жанре,  познакомить с волшебной сказкой.

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Иллюстрации Билибина

 6

Нравственная проблематика сказки «Царевна-лягушка».

Комбинированный

Учить анализировать проблематику сказки, составлять план.

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Мультимедийная презентация «Царевна-лягушка»

7

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Сказки народов России. «Падчерица».

Комбинированный

Учить пересказывать сказку, делать выводы.

Бытовая сказка, сюжет, сказочная лексика

Изобразительное искусство

8

Внеклассное чтение. Татарские народные сказки. «Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается».

Урок-исследование

Помочь учащимся осмыслить идейное содержание сказки,

 продолжить работу по совершенствованию умений анализировать сказку.

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Сказка в музыке и кино, аудиозапись

9

Развитие речи. Обучающее сочинение «Мои любимые народные сказки».

Урок развития речи

Учить анализировать сказку по  предложенной схеме.

Сказочные герои, идея, тема

Из древнерусской литературы (1 ч.)

10

Из «Повести временных лет». Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской  литературы.

Урок изучения нового материала

Дать представление о  древнерусской литературе.

Древнерусская литература, летопись

История России, мультимедийная презентация «Повесть временных лет»

Басни народов мира (1 ч.)

11

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград».

Урок изучения нового материала

Дать представление о басне как жанре.

Басня, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория

Иллюстрации художников, мультимедийная презентация «Эзоп»

Русская басня (5 ч.)

12

Басни В.К.Тредиаковского, М.В. Ломоносова и А.П.Сумарокова.

Урок-беседа

Учить выразительно читать басни, анализировать.

Бродячие сюжеты в баснях, баснописец

Иллюстрации художников

13

А.И.Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к книге. Басня «Ворона и Лисица».

Урок изучения нового материала

Познакомить с творчеством баснописца и его баснями, учить чтению наизусть.

Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира

Иллюстрации художников к басням Крылова

14

А.И.Крылов. Басни «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне.

Урок-практикум

Учить выразительно читать басни, анализировать, познакомить со  своеобразием басен Крылова.

Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира

Иллюстрации художников к басням Крылова

15

Развитие речи. Конкурс на лучшее инсценирование басни.

Урок развития речи

Учить инсценировать басню.

Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира

Мультимедийная презентация «Басни Крылова»

16

Русская басня 20 века. С. Михалков. Басни  «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Урок изучения нового материала

Познакомить с творчеством баснописца и его баснями, учить чтению наизусть.

Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира

Иллюстрации художников

Из литературы XIX века (25 ч.)

17

А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне».

Комбинированный

Познакомить с фактами биографии Пушкина, ввести в мир пушкинской сказки, развивать речь и воображение.

Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства, риторическое обращение

Репродукции портретов Пушкина,

мультимедийные презентации «Семья поэта», «Няня Пушкина», иллюстрации художников

18

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи.

Урок изучения нового материала

Познакомить с содержанием сказки, с ее основными образами, учить давать характеристику героям.

Жанр волшебной литературной сказки, фольклорные элементы, тропы

Сказки Пушкина в кино и иллюстрациях художников

19

Литературная сказка и её отличие от  фольклорной. Добро и зло в «Сказке…». Отношение автора к героям.

Урок-беседа

Познакомить с отличием литературной сказки от фольклорной, с авторским отношением к героям.

Жанр литературной сказки и её отличие от фольклорной, сказочные элементы, портрет, пейзаж, ритм

Мультимедийная презентация «Сказка о мёртвой царевне»

20

«Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы.

Богатство выразительных средств.

Комбинированный

Познакомить с сюжетом и героями поэмы, показать нравственную красоту героев, стремление к добру.

Ритм, рифма, эпитет

Мультимедийная презентация «Руслан и Людмила»

21

Образ природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Стихотворная и прозаическая речь, рифма, ритм.

Урок-беседа

Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи, учить анализировать стихотворение.

Пейзаж, лирический персонаж, образ, композиция, ритм, рифма, эпитет

Аудиозапись

22

Родная природа в произведениях поэтов 19 века.

Комбинированный

Выработать навыки анализа стихотворного произведения, формировать умения сравнивать произведения разных поэтов.

Пейзаж, система художественных образов, тропы

Иллюстрации художников

23

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.

«Бородино». История создания стихотворения.

Урок изучения нового материала

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, с композицией стихотворения, воспитывать уважение к прошлому России.

Творческая биография

Мультимедийная презентация «Портреты М.Лермонтова»

24

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения «Бородино».

Комбинированный

Осмысление содержания, художественный анализ текста.

Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры

Мультимедийная презентация «Бородино»

25

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством». Знакомство с героями.

Урок изучения нового материала

Дать представление о личности Гоголя, познакомить с героями повести.

Жанр повести, тема, сюжет  

Мультимедийная презентация «Н.Гоголь»

26

«Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.

Комбинированный

Учить давать речевую характеристику, определять авторскую позицию.

Национальная самобытность, мифологические и фольклорные мотивы, система персонажей, речевая характеристика, портрет, авторская позиция

Мультимедийная презентация «Ночь перед Рождеством», экранизация повести

27

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». 

Урок-беседа

Учить находить элементы фантастического и реального в повести.

Фантастика

Мультимедийная презентация «Ночь перед Рождеством», экранизация повести

28

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Урок внеклассного чтения

Показать особенности повествования и описания, знакомство с героями.

Жанр повести, тема, сюжет  

Сборник повестей Н.В.Гоголя  «Вечера на хуторе близ Диканьки»

29

И. С. Тургенев. Детские впечатления писателя. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

Урок изучения нового материала

Познакомить с биографическими данными писателя, героями рассказа.

Автобиографическая основа рассказа

Портреты писателя

30

«Муму». Герасим и его окружение.

Комбинированный

Выработать навыки анализа художественного произведения.

Тема, проблема, художественные образы, эпизод, композиция, сюжет, пейзаж, портрет

Мультимедийная презентация «Муму», экранизация рассказа

31

Развитие речи. Обучающее сочинение по рассказу Тургенева. «Образ Герасима».

Урок развития речи

Подготовка к сочинению, развитие устной и письменной речи, формирование умений писать сочинение на заданную тему.

Эпизод, роль эпизода в произведении, приёмы создания образа

32

Герасим и Муму. Финал рассказа. Смысл названия.

Урок-беседа

Познакомить с художественным своеобразием писателя.

Тема, характеристика героев, смысл названия

Иллюстрации художников

33

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

Урок изучения нового материала

Учитьсопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор.

Стихотворение в прозе, язык художествен-

ного произведения

Иллюстрации художников

34

Н. А. Некрасов. Детство и юность поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.

Урок изучения нового материала

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, углубить навыки анализа лирического стихотворения.

Строфа, повествователь и автор, эпитет, сравнение

Мультимедийная презентация «Н. Некрасов»

35

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.

Комбинированный

Углубить навыки анализа лирического стихотворения.

Композиция, художественные образы, тропы

Иллюстрации художников

36

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. «Кавказский пленник». Творческая история.

Урок изучения нового материала

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, с историей создания рассказа.

Творческая биография

Портреты писателя, мультимедийная презентация «Ясная Поляна»

37

Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы.

Комбинированный

Учить анализировать проблематику произведения.

Мультимедийная презентация «Кавказский пленник»

38

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям.

Урок-исследование

Научить сравнивать факты, события, явления.

Сравнительная характеристика

Иллюстрации художников

39

Развитие речи.

Подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Урок развития речи

Совершенствовать умения писать сочинение на основе сравнительной характеристики.

Сочинение - рассуждение

40

А. П. Чехов.

Детство и юность  писателя. «Злоумышленник», «Пересолил». Приёмы создания характеров. Жанровое своеобразие рассказов.

Урок изучения нового материала

Дать обзор жизни и творчества писателя, познакомить с жанровым своеобразием рассказов.

Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа, антитеза, метафора, градация

Мультимедийная презентация «А.Чехов»

41

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

Урок внеклассного чтения

Продолжить формирование представления о юморе в литературном произведении.

Жанр рассказа, юмор, сатира, деталь, антитеза, сюжет

Иллюстрации художников

Из литературы XX века (16 ч.)

42

Краткие сведения об И.А.Бунине. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

Урок изучения нового материала

Учить анализировать поэтический текст, определять тему.

Композиция, художественные образы, тропы

Мультимедийная презентация «И.Бунин»

43

И.А. Бунин. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

Комбинированный

Познакомить с рассказом, учить анализировать приемы реализации темы.

Тема, приёмы реализации темы

Иллюстрации художников

44

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Проблематика рассказа. Роль эпизода.

Урок изучения нового материала

Познакомить с личностью писателя, с рассказом, учить анализировать эпизод, составлять характеристику героя.

Тема, проблема, деталь, эпизод, образ

Иллюстрации художников

45

А. И. Куприн. Творческая биография. «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Комбинированный

Познакомить с личностью писателя, с рассказом, учить анализировать прозаический текст.

Творческая биография

Мультимедийная презентация «А.Куприн»

46

Внеклассное чтение. Сила добра в рассказе Куприна «Чудесный доктор».

Урок внеклассного чтения

Познакомить с рассказом писателя, проанализировать его проблематику.

Рассказ, сюжет, проблематика

Сборник рассказов Куприна

47

А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Художественное своеобразие стихотворений.

Урок-беседа

Познакомить с личностью поэта, с художественным своеобразием его стихотворений.

Образная система, антитеза, творческая биография, ключевые слова

Мультимедийная презентация «Блок в Шахматово»

48

С. А. Есенин. Детские годы. Единство человека и природы в лирике поэта.

Комбинированный

Познакомить со стихотворениями Есенина, показать средства поэтического изображения родной природы в стихотворениях поэта.

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Мультимедийная презентация «С. Есенин»

49

Развитие речи. Обучение анализу лирического произведения.

Урок развития речи

Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа.

Художественный образ, мотив, звукообраз

Иллюстрации художников

50

А.П. Платонов.

Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка.

Урок изучения нового материала

Познакомить с рассказом, раскрыть духовный мир героя, показать быль и фантастику в рассказе.

Рассказ, сюжет, фантастика, персонаж

Мультимедийная презентация «А.Плато-

нов»

51

П. П. Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказе.

Урок изучения нового материала

Познакомить со сказом, составить характеристику героя.

Сказ, герой повествования, афоризм

Мультимедийная презентация «П.Бажов»

52

Приёмы создания художественного образа в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок».

Комбинированный

Учить применять различные виды пересказа текста, использовать способ синонимической замены.

Сказ, герой повествования, афоризм

 Иллюстрации художников

53

Н.Н.Носов Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Три охотника»: тема, система образов.

Урок изучения нового материала

Познакомить с творчеством писателя, с его рассказом, определить основные черты героев.

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

54

Е.Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта.

Юмористическое и лирическое в рассказе.

Урок изучения нового материала

Учить выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр.

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

55

Развитие речи. Поэты XX века о родной природе.

Урок развития речи

Познакомить с произведениями поэтов 20 века, содействовать поэтическому восприятию окружающего мира.

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Иллюстрации художников

56

Развитие речи.

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о природе.

Урок развития речи

Учить выразительному чтению стихотворений.

Интонация, логическое ударение

57

В мире художественного слова В.И. Белова. «Весенняя ночь». Судьба малой родины в прозе Распутина.

 « Век живи – век люби».

Урок изучения нового материала

Познакомить с прозаическими произведениями о природе, учить анализировать прозаический текст.

Эпитет, метафора, сравнение

Из зарубежной литературы (11 ч.)

58

Д.Дефо. Краткие сведения о писателе.

«Робинзон Крузо» (отрывок).

Урок изучения нового материала

Познакомить с личностью писателя, его   произведением.

Приключенческий роман, притча, путешествие

Мультимедийная презентация «Робинзон Крузо»

59

Сюжетные линии в произведении «Робинзон Крузо». Характеристика персонажей и

жанра.

Комбинированный

Учить находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр.

Иллюстрации художников

60

Х. К. Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Комбинированный

Познакомить с детством писателя, идейным содержанием сказки «Соловей».

Жанр авторской волшебной сказки, проблематика, эпизод, автор

Мультимедийная презентация «Снежная королева»

61

Внеклассное чтение. Любимые сказки Андерсена.

Урок внеклассного чтения

Продолжить знакомство с творчеством писателя, учить различным видам пересказа.

Жанр авторской волшебной сказки, проблематика

Сборники сказок Андерсена

62

М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

Урок изучения нового материала

Познакомить с личностью писателя, его приключенческим романом.

Автобиографические мотивы, юмор, приключенческий роман

Мультимедийная презентация «Марк Твен»

63

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Средства создания образа.

Комбинированный

Дать характеристику героев.

Персонаж, средства создания образа

Иллюстрации художников

64

Ж. Рони-старший. «Борьба за огонь». Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Урок изучения нового материала

Познакомить с главами из повести, учить давать сравнительную характеристику героев.

Жанр повести, литературный герой

Иллюстрации художников

65

Д. Лондон Краткие сведения о писателе.  

Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

Урок изучения нового материала

Дать представление о творчестве американского писателя, познакомить с героями произведений писателя, с «людьми Севера», воспитывать стремление к добру, смелости, мужеству.

Идейный замысел произведения, портрет героя

Мультимедийная презентация «Д.Лондон»

66

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги» (отрывок).

Урок изучения нового материала

Познакомить с личностью писательницы, с отрывком из произведения, дать характеристику героя.

Характеристика героя

Иллюстрации художников

67

Обобщающее тестирование за курс 5 класса.

Урок контроля

Проверить знания учащихся.

Тест

68

Путешествие в мир книги.  Рекомендации для летнего чтения.

Урок-беседа

Познакомить учащихся со списком литературы для летнего чтения.

Список литературы

VI. Средства контроля

Плановые контрольные работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

Уроки развития речи

2

-

3

2

7

Сочинения

1

-

2

-

3

Уроки внеклассного чтения

1

1

2

1

5

Обобщающий тест

5 класс

1 вариант

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

Баллада, загадка, песня, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, легенда, поговорка.

3. Соотнесите сказки с их авторами.

"Спящая царевна"                                                         П. П. Бажов

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"        В.А.Жуковский

"Аленький цветочек"                                                      А.С. Пушкин

"Каменный цветок"                                                        С.Т.Аксаков

4. В какой литературной сказке природа помогает девочке - героине?

5. Из какого произведения и какого писателя взят этот пейзаж?

"...он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так веяло с теплых полей, чувствовал, как ветер, летевший ему навстречу,  ветер с родины, - ласково ударял ему в лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в себе несчетные звезды, светившие на его пути..."

Какие художественные средства использованы в нем (подчеркните и надпишите).

6. Кто автор этих строк, как называется это произведение? К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?

Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

а) завязка;

б) кульминация;

в) экспозиция;

г) развязка.

7. Костылин попал в плен:

а) вместе с Жилиным;

б) отдельно от него;

в) он не попал в плен.

8. Узнай словесный портрет.

" Она была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она то резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту"

9. Когда Васютка понял, что заблудился?

а) когда побежал за глухарем;

б) когда увидел муху в сетях паука;

в) когда увидел кедровку.

10. Кто автор этих строк, как называется это стихотворение? Определи способ рифмовки.

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Аленушка сидит.

а) парная;

б) перекрестная;

в) кольцевая.

11. Сколько раз Робинзон Крузо плавал на корабль?

12. Почему Том хотел получить Библию? Как он этого достиг?

2 вариант

1. Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт;

б) летописец;

в) певец - сказатель;

г) народ.

2. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие;                                         г) биографические;

б) волшебные;                                                  д) исторические;

в) социально - бытовые;                                  е) о животных.

3. Соотнесите сказки с их авторами.                    

"Малахитовая шкатулка"                                   П.П. Бажов

"Спящая царевна"                                             С. Я. Маршак

"Черная курица, или Подземные жители"       В.А. Жуковский    

"Двенадцать месяцев"                                      А.Погорельский  

4. В какой литературной сказке герой выдерживает два испытания, но не смог выполнить третье?

5. Из какого произведения и какого писателя взят этот отрывок?

"...Погода стояла самая осенняя. Мчались куда - то мохнатые тучи, чуть не задевая вершины деревьев; шумел и качался лес, в небе раздавались тяжелые крики птиц, тронувшихся на юг. Ему теперь любая погода нипочем. В резиновых сапогах и брезентовой куртке, он держался рядом с отцом, приноравливаясь к его шагу..."

Какие художественные средства использованы в нем (подчеркните и напишите).

6. Кто автор этих строк, как называется это произведение? К какому композиционному элементу относятся приведенные ниже строки?

Вот затрещали барабаны

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

а) завязка;

б) кульминация;

в) экспозиция;

г) развязка.

7. Жилин и Костылин оказались одни, потому что:

а) они и поехали вдвоем;

б) других всех убили;

в) обоз шел медленно, они не хотели ждать.

8. Узнай словесный портрет.

"А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик...Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент".

9. По каким признакам Васютка определил, что выходит к воде?

а) по затесям;

б) на его пути стала попадаться трава;

в) по крикам птиц.

10. Кто автор этих строк, как называется это стихотворение? Определи способ рифмовки.

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,

Тихая царевна Несмеяна -

Родина неяркая моя!

а) парная;

б) перекрестная"

в) кольцевая.

11. Сколько лет провел Робинзон Крузо на необитаемом острове?

12. Что случилось с яблоком и пряником Тома  во время успешной покраски забора?

VII. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004.

2.  Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2008.

3.  Г. Меркин, Б. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс». – М., 2007.

4. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2011.

5. Н. Ванюшева. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.

6. С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.

7.  Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. – М., 1991.

8. Н.М. Скорина. Поурочные планы по литературе для 5 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2004.

9. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

10. ЦОРы Сети Интернет.

11.  Мультимедийные презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литература, 5 класс

Рабочая программа. Литература, 5 класс...

Рабочая программа. Литература, 6 класс

Рабочая программа. Литература, 6 класс...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...