Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Гончарова Ирина Ивановна

Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова.  Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроке. Конспект содержит большой фактический, цитатный материал, схемы и таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornyy_konspekt_po_tvorchestvu_chehova.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект  на тему:

«Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»

  1. Родовое гнездо. Таганрог.
  1. Таганрог основан Петром 1 в 1698 году на берегу Азовского моря как город-крепость.
  2. После присоединения Крыма к России Таганрог стал богатым купеческим городом
  3. Провинциальный Таганрог славился своим театром
  4. Таганрог связан с именами многих известных людей: Ф.Раневская – актриса, П.Шмидт – революционер, А.Куинджи – художник и другие
  5. Таганрог – родина великого писателя, драматурга, гуманиста

АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА

  1. «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери»

(семья  Чехова)

А.П.Чехов родился 29 января 1860 года в купеческой семье.

  1. Отец и дед были крепостными села Ольховка Воронежской губернии
  2. В 1841 году дед Егор Михайлович Чехов выкупил семью из крепостного состояния
  3. Отец Павел Егорович выбился в люди и завел свое торговое дело
  4. По характеру был деспотичен, но личностью был незаурядной и талантливой: увлекался пением, рисовал, играл на скрипке

  1. Семейство матери также из крепостных
  1. Прадед Герасим Никитич Морозов водил баржи по Волге и Оке
  2. В 1817 году выкупил свою семью на волю
  3. В1833 году дед Яков Михайлович разорился, устроился на работу к генералу Попкову в Таганроге
  4. В1847 г. Яков умер, Попков из милости приютил его жену с дочерьми у себя, устроил сирот в пансион на обучение
  5. Мать Евгения Яковлевна была добрым, душевным человеком, любила театр.

  1. «В детстве у меня не было детства»

(Чехов в родительском доме)

  1. Жила семья трудно. Отец придерживался домостроевского, патриархального воспитания
  2. Кроме учебы сыновья должны были заменять отца в лавке, а по вечерам петь в церковном хоре: «…мы чувствовали себя маленькими каторжниками…» - напишет позднее Чехов
  3. В 1874 году торговля отца становится убыточной
  4. В 1876 году он вынужден признать себя банкротом и бежать от кредиторов в Москву, туда  же переезжает семья
  5. Антон Чехов остается в Таганроге один, чтобы закончить гимназию.

Детство оставляет у писателя тяжелые воспоминания,

но дает богатый материал для будущих произведений:

«Художество», «Святая ночь», «Студент», «Архирей» и др.

  1. «…Выдавливал из себя по каплям раба…»

(обучение в гимназии 1871-1879 г.г.)

  1. Сначала Чехов учится в греческой школе. Учение не идёт.
  2. В 8 лет поступает в Таганрогскую гимназию.

Мужская классическая гимназия была  основана в 1806 году. Давала солидное образование и возможность поступления в любой российский университет.

  1. Заканчивает 8 классов в 1879 году

В гимназии А.П.Чехов проходит тяжёлый путь самовоспитания.

  1. «Медицина – моя законная жена…»

(учеба в Московском университете 1879 – 1884 г.г.)

1879 год. Чехов приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета. Учится у известных профессоров: Склифосовского, Захарьина…

1884 год. Получает диплом и начинает врачебную практику, практикующим врачом он остаётся на протяжении всей жизни.

1884 год. Работает уездным врачом в Воскресенске, заведует больницей в Звенигороде.

1892 год. Во время холерной эпидемии работает земским врачом, обслуживает 25 деревень.

Врачебная практика даёт огромный материал для литературного творчества А.П.Чехова  («Беглец», Хирургия», Мёртвое тело», «На вскрытии», Сирена»)

  1. «Говорить коротко о длинных вещах»   (начало творчества 1880 – 1886 г.г.)

 Раннее творчество Чехова

  1. Начал писать еще в Таганроге, издавал собственные рукописные журналы «Заика», «Зритель»
  2. 1880 год – в № 9-10 журнала «Стрекоза» напечатан первый рассказ
  3. Начинается сотрудничество в юмористических изданиях – «Зрителе», «Будильнике», «Москве», «Спутнике», «Сверчке», «Осколках» и других
  4. Печатается под смешными псевдонимами: Антоша Чехонте, Антонсон, Балдастов,

      Брат моего брата, Человек без  

      селезенки, Шампанский-всего более 40

  1. 1883 год – впервые подписался своим полным именем
  1. 1884 год – сборник театральных рассказов «Сказки Мельпомены»
  2. 1886 год – сборник «Пестрые рассказы» завершает ранний этап творчества Чехова

Особенности раннего творчества:

  1. «Смех до слез»: юмор Чехова оригинален и отличен от классической литературной традиции: это не «смех сквозь слезы», а «смех до слез» («Хирургия», «Лошадиная фамилия»)
  2. «Краткость – сестра таланта»: рассказам Чехова присущ лаконизм, автор овладел умением «говорить коротко о длинных вещах»
  3. «Мелочи жизни»: выхватывая емкие художественные детали бытовой жизни, придает образам обобщенно-символический смысл («Папаша», «Хамелеон»)
  4. «Мелюзга»: комически обыгрывает традиционно драматические темы русской литературы, показывает не «маленького», а «мелкого» человека («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» )

7. «Никто не понимал так ясно и так тонко, как Чехов, трагизм мелочей жизни…»

(перелом в творчестве 1886 - 1890 г.г)

Веселый и радостный смех Чехова сменяется драматическими интонациями

  1. Цикл рассказов о внезапном прозрении человека под влиянием драматических испытаний – «ГОРЕ», «ТОСКА»
  2. Тема мотыльковой, ускользающей красоты и поиски путей обновления жизни –«РАССКАЗ ГОСПОЖИ NN»
  3. Тема народа как будущего России – «ОН ПОНЯЛ», «ЕГЕРЬ», «СВИРЕЛЬ»
  4. Детская тема, опирающаяся на традиции Толстого, мудрая наивность восприятия мира – «ДОМА», «МАЛЬЧИКИ», «ВАНЬКА ЖУКОВ»

Художественным итогом творчества 80-х годов стала повесть «СТЕПЬ» -

  1. предчувствие перемен
  2. таинственное ожидание счастья,
  3. торжество оптимизма: вера в торжество правды, добра и красоты

  1. «Быть может пригодятся и мои цифры»

(путешествие на Сахалин – 1890 год)

1890 год. Постоянное стремление Чехова к полезной общественной деятельности побудило писателя пуститься в далёкое и трудное путешествие на самый край русской земли, остров-тюрьму - Сахалин.

Цель поездки: рассказать правду о «месте невыносимых страданий, на какие только способен человек», место, где «мы сгноили в тюрьмах миллионы людей».

Маршрут путешествия:

  1. Из Ярославля по Волге до Казани
  2. По Каме до Перми
  3. По железной дороге до Тюмени
  4. 4500 верст на лошадях в тарантасе

Подвижничество Чехова – настоящий подвиг.

  1. Произвёл перепись населения, составил более 10 тысяч статистических карточек.
  2. Собрал документальный материал о труде и быте каторжников и местных жителей.
  3. Посещал тюрьмы, изучал их состояние.
  4. Систематизировал свои впечатления в документальной книге «Остров Сахалин».

Это раздумья о несправедливом устройстве общества

  1. «Берегите в себе человека!»

(Мелиховский период в жизни Чехова 1892 – 1898 г.г.)

В 1892 году Чехов покупает небольшое имение Мелихово. Этот период -  продолжение активной литературной и общественной деятельности Чехова.

 


Литературная деятельность:



«Палата №6» - вершина реализма в творчестве Чехова



«Маленькая трилогия» - исследование трёх основ человеческой жизни



«Ионыч» - показывает омертвление человеческой души.



«Деревенский цикл» произведений – раскрывает тему неблагополучия коренных основ русской жизни.













Общественная деятельность:



  1. Открывает на свои средства медпункт.


  1. Строит три школы для крестьянских детей.


  1. Строит колокольню и пожарный сарай для крестьян.


  1. Участвует в прокладке дороги на Лопасню .


  1. Добивается открытия почты и телеграфа на станции.


  1. Организует посадку 1000 вишнёвых деревьев. Засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.


  1. Хлопочет о создании общественной библиотеки в Таганроге, жертвует туда более двух тысяч книг.

За всей этой деятельностью просматривается человеческое кредо самого автора:

«Не успокаивайтесь, успокоить себя не давайте!

Пока мы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Берегите в себе человека!»

9. «Пусть на сцене все будет также сложно и вместе с тем так просто, как в жизни (драматургия Чехова)

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                             

11. «Правда и красота…всегда составляли главное в человеческой жизни…»

(последние годы жизни Чехова)

1898 год - А.П.Чехов приобретает участок земли в Ялте и строит дом, куда после продажи имения в Мелихово в 1899 году перебирается на постоянное жительство.

Продолжает вести активную общественную жизнь:

  1. Избирается в попечительный совет женской гимназии
  2. Работает в Попечительстве приезжих больных
  3. Жертвует деньги на строительство школы в Мухолатке
  4. Хлопочет об устройстве первой биологической станции

      1900 год – Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, но в 1902  

      году, проявляя гражданскую солидарность, выходит из ее рядов из-за несогласия исключения    

      из ее рядов М.Горького.

  1. Широк круг общения Чехова в Ялте: писатели – Толстой, Бунин, Горький, Короленко, театральная труппа МХТ, гастролирующая в Крыму.

      25 мая 1901 - устраивается личная жизнь писателя: Антон Павлович Чехов обвенчался с  

      Ольгой Леонардовной Книпер, ведущей актрисой МХТ, первой исполнительницей ролей в  

      чеховских пьесах.

  1. Несмотря на мучительные боли, продолжал писать, встречаться с людьми, помогать всем, кто к нему обращался.

      1901 год – написана и поставлена пьеса «Три сестры»

      1903 год –написана последняя пьеса «Вишневый сад»

  1. 17 января 1904 г. в день рождения Чехова состоялась премьера «Вишневого сада». МХАТ чествовал в первый и последний раз своего любимого автора в связи                     с 25-летием его литературной деятельности.
  2. Появление Чехова в зале после 3-его действия вызвало гром аплодисментов.
  3. Среди зрителей находились А. Белый, В. Брюсов, М. Горький, С. Рахманинов, Ф.Шаляпин.

      В мае 1904 из-за усиления болезни Чехов вместе с женой уезжает в Германию на лечение

      (1) 15 июля  1904 года  в Баденвейлере Чехов скончался.

12. Вся жизнь и творчество Антона Павловича Чехова –

 призыв к духовному освобождению человека:


  1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.




  1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть




  1. Желание служить благу должно, непременно, быть


потребностью души, условием личного счастья…





  1. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!


Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!





  1. Берегите в себе человека!

1854

Павел Егорович и Евгения Яковлевна обвенчались

воспитали шестерых детей, которые все были одаренными и высокообразовнными  людьми.

Иван

(1861-1922)

известный педагог

Антон

(1860-1904)

врач

писатель драматург

Николай

(1858-1889)

художник 

Александр

(1855-1913)

литератор

лингвист 

Мария

(1863-1957)

художница

Михаил

(1868-1836)

писатель

юрист

А.П.Чехов и  МХТ. «Чайка»

  1. «9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день. Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер
  2. Так состоялось знакомство Чехова с деятелями Московского Художественного театра                                и началось плодотворное сотрудничество.
  3. В.И.Немирович-Данченко обратился к Чехову с просьбой о постановке его пьесы «Чайка», которая впервые была поставлена в 1896 году в Александрийском театре Петербурга и потерпела провал.                                                                                                                                «Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты – единственный современный писатель, который представляет интерес для театра с образцовым репертуаром», -               писал Чехову  Немирович-Данченко.
  4. Успех пьесы был поистине колоссальный. В.И. Немирович-Данченко телеграфировал Чехову:                 «Мы сумасшедшие от счастья».            
  5. Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!»   А «Чайка» дала новую жизнь театру.

С тех пор эмблема театра - чайка, широко раскинувшая крылья, изображенная на занавесе.

Первая постановка. «Иванов»

  1. Чехов увлекался драматургией на протяжении всей своей писательской жизни.                    

Драма для него стала жанром, синтезирующим все мотивы его повестей и рассказов.

  1. 19 ноября 1887 года с постановки пьесы «Иванов» в московском театре Ф.А. Корша    начинается официальная драматургическая деятельность Чехова.
  2. В герое пьесы многие русские интеллигенты увидели себя.                                                    Главный герой, прежде увлеченный служению обществу,                                                           постепенно растерял свои душевные силы и остался без цели.
  3. Спектакль имел успех, хотя и пестрый.

Значение драматургии Чехова

Чехов открыл новую эпоху в русской и мировой драматургии:

  1. заложил основы «новой драмы»,
  2. создал «театр философского настроения»

Особенности «новой драмы»

  1. отсутствие ключевого события, присущего классической драме
  2. полифонизм  драм Чехова: нет главного героя,

нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных

  1. «подводное течение», «подтекст» чеховских драм:

герои раскрываются не в действиях, а в раздумиях и переживаниях,

поэтому автор использует «случайные» реплики персонажей,

диалог героев рвется, ломается и путается в посторонних мелочах

  1. поэтика речи героев, создающая целостность настроения драмы
  2. отсутствие развязки и финальной морали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова", 11 класс вечерней школы

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова" составлена на основе материалов учебника по литературе для 10 класса, часть 2, под редакцией Ю.В.Лебедева. Данная зачётная работа позволяет пров...

Материалы к теме "Жизнь и творчество А. П. Чехова"

Представлены материалы для самостоятельной работы учащихся. Тексты позволяют глубоко проникнуть в творчество Антона Павловича Чехова, не ограничиваясь программными произведениями....

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Антона Павловича Чехова. 9 класс

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Антона Павловича Чехова...

Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова

Презентация, содержащая иллюстрационный и информативный материал о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова...