РРабочие программы по литературе 5-9, 10-11 классы
рабочая программа по литературе по теме

Онякова Валентина Николаевна

   Рабочая программа по литературе для 5-9 классов создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Учебного плана ОУ, Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-1 1 классов пол ред. В.Я. Коровиной (2011 г. Просвещение) и регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области под ред. Л.С.Скепнер, Е.И.Вальковой, Н.П.Сидоренко. 

Рабочая учебная программа по литературе  МБОУ «Междуреченская СОШ № 6» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.) и  учебников «Русская литература XIX века. 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_literature.zip138.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа №6»

Рассмотрено

на ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол №

от «__»_______20___г.

Руководитель ШМО


Согласовано

на МС школы.


Протокол №

от «__»_______20___г.

Руководитель МС

___________________

Утверждаю

Директор МБОУ «Междуреченская СОШ №6»



Приказ №

от «__»_______20___г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10-11 КЛАССЫ

                                                               

                                                                                Составила: Онякова Валентина Николаевна

                                                                                 

                                         

                             

п. Междуреченский

2012 год

Пояснительная записка

Статус документа

   Рабочая учебная программа по литературе  МБОУ «Междуреченская СОШ № 6» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.) и  учебников «Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровень» в двух частях (автор  В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2011г.), «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2010г.).

Цели и задачи изучения

   Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

  Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

Место предмета в учебном процессе и его концепция

   Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественное произведение, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

  По типовой программе на изучение литературы в 10-11 классах отводится 204 часа (102 ч. в 10 классе и 102 часа в 11 классе).

Обоснование содержания изучения литературы и отбора
художественных произведений для изучения в школе

  При отборе произведений для изучения учитывалась их высокая художественная ценность, гуманитарная направленность,  позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

   Художественные произведения в рабочей программе представлены в хронологической последовательности от литературы 19 века до новейшего времени, что определяется задачами историко-литературного курса, основы которого были заложены в основной школе. Литература в 10-11 классах направлена на развитие представлений учащихся об историческом развитии литературы, что помогает глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Отличительные особенности рабочей программы

   Отличительной особенностью рабочей программы является то, что перечень произведений для изучения изменён или расширен в соответствии с собственным опытом работы

   Также в рабочую учебную программу включен региональный компонент, представленный произведениями  писателей и поэтов архангельского Севера. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями  литературы архангельского Севера.  На изучение произведений  поэтов и писателей Севера в 10-11 классах очной формы обучения отводится  20 часов (10 часов в 10 классе, 10 часов в 11 классе).

            Цели изучения  литературы Севера:

  1. приобщение к духовным ценностям народа коми;
  2. развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально- культурных ценностей русского Севера;
  3. овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях литературы Севера;
  4. воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой Родины.

         Основные содержательные линии:

  1. знакомство с личностью писателя;
  2. определение художественных особенностей произведений;
  3. установление взаимосвязей теории  литературы Севера с теорией русской литературы.

Сроки реализации рабочей программы

  Программа  должна быть реализована в 2012-2014 годах.

  Программа рассчитана на 204 учебных часа (по 102 часа в 10 и 11 классах).

Формы, методы и технологии обучения

  В процессе обучения используются рецептивная деятельность (чтение и восприятие текста, заучивание наизусть), репродуктивный (осмысление сюжета произведения, событий, характеров) и продуктивный (выразительное чтение, сочинение разных жанров, устное словесное рисование, инсценирование) методы обучения, поисковая и исследовательская деятельность; информационно-коммуникационные  технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

  Главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом.

Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки взаимообучения учащихся

·         уроки творчества

·         уроки-зачеты

·         уроки-творческие отчеты

·         уроки-диалоги

·         уроки-семинары

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

  Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, терминологический диктант, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы,  устный и письменный анализ произведений, подготовка докладов, сообщений, рефератов. Основная форма проверки знаний: сочинения, изложение с элементами сочинения.

Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации
рабочей учебной программы

  Рабочая программа реализуется с помощью учебников: «Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровень» в двух частях (автор  В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2011г.), «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы   В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2010г.).

 Данные учебники соответствуют авторской программе и   рекомендованы Министерством образования России, апробированы учителями литературы МБОУ «Междуреченская СОШ № 6» и имеются в фонде библиотеки школы.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  5. основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  4. определять род и жанр произведения;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  6. выявлять авторскую позицию;
  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебно-тематический план

10 класс

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Региональный компонент

Введение. Русская литература в контексте мировой литературы

2

Литература I половины XIX века.  

А.С.Пушкин

10

2

1

М.Ю.Лермонтов

8

2

Н.В.Гоголь

 5

2

Литература  II половины XIX века 

И.А.Гончаров «Обломов»

5

А.Н.Островский «Гроза»

7

1

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

 7

Поэзия. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

4

Н.А.Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо?»

8

Л.Н.Толстой. «Война и мир»

15

2

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

8

Н.С.Лесков «Очарованный странник»

2

2

А.П.Чехов. Рассказы.  «Вишнёвый сад»

8

2

1

Зарубежная литература XX века

3

Региональный компонент

 

 

 

10

ВСЕГО:

102

8

7

10

    11 класс

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Региональный компонент

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX века.

1

Литература начала XX века. Писатели реалисты XX века.

12

3

2

«Серебряный век» русской поэзии

18

1

Литература 20-х годов XX века

7

Литература 30-х годов XX века

27

3

2

1

Литература великой Отечественной войны

2

Литература 50-90-х годов

23

2

2

6

Литература конца XX – начала XXI века  

8

1

2

Из зарубежной литературы

4

ВСЕГО:

102

 8

7

10

Содержание тем учебного курса

10 класс

Введение (2 часа)

Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры.

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин,   К.Н.Батюшков. Обзор их творчества с обобщением ранее изученного.

А.С.Пушкин (10 ч.)

Жизнь и творчество. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

Романтическая лирика периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»).

Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Странник».

Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…».

Философская лирика. Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

Вн.чт. Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

«Евгений Онегин» (обобщающее повторение). Художественное своеобразие романа. «Онегинская» строфа. Образ автора в романе. Роль лирических отступлений. Белинский о романе «Евгений Онегин»

Рр Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов (8 ч.)

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.  

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Тема жизни и смерти. «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание».

Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу…».

«Герой нашего времени» (обобщающее повторение). Роман Лермонтова в русской критике.

Рр Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Н.В.Гоголь (5 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). «Петербургские повести». Образ «маленького человека». «Невский проспект». Образ Петербурга.

Вн.чт. Повесть «Портрет» (2 ч.)

И.А.Гончаров (5 ч.)

Жизнь и творчество. «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Диалектика характера Обломова.  Авторская позиция и способы ее выражения в романе. «Обломовщина» как общественное явление. Авторская позиция и способы её выражения в романе. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев)

Теория литературы: типичное явление в литературе.

А.Н.Островский (7 ч.)

Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Рр Сочинение по пьесе Островского.

Вн.чт. Весенняя сказка Островского «Снегурочка» Художественный мир пьесы.

Теория литературы: драма, комедия, трагедия (углубление понятий)

И.С.Тургенев (7 ч.)

Жизнь и творчество. История создания романа «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героев. «Отцы» и «дети» в романе. Любовь в романе. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Теория литературы: роман (углубление понятия)

Ф.И.Тютчев (2ч.)

Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид». Человек и история в лирике .И.Тютчева. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…». Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

Теория литературы: лирика (углубление понятия), ода и элегия.

А.А.Фет (2ч.)

Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Даль», «Еще весны душистой нега…». Любовная лирика. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице».

Теория литературы: роман (углубление понятия), композиция лирического стихотворения.

Н.А.Некрасов (8 ч.)

Жизнь и творчество.  Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…». Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…». Тема любви. «Мы с тобой бестолковые люди…»,  «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка».

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Образ крестьян и помещиков в поэме. Тема социального и духовного рабства. Образы народных заступников. Особенности языка поэмы.

Л.Н.Толстой (15ч.)

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.  Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы в романе. Семья Ростовых и семья Болконских. Тема народа в романе.  Кутузов и Наполеон. Проблемы истинного и ложного в романе.

Рр Сочинение по роману «Война и мир».

Теория литературы: роман (углубление понятия), роман-эпопея, внутренний монолог, психологизм художественной прозы.

Ф.М.Достоевский (8ч.)

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова. Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога в романе.

Теория литературы: роман (углубление понятия), нравственно-психологический роман, психологизм в художественном произведении.

Вн.чт. Н.С.Лесков (2ч.)

Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

Теория литературы: сказ, понятие о стилизации.

А.П.Чехов (8ч.)

Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином»,  «Студент», «Дама с собачкой», «Черных монах», «Ионыч». Особенности драматургии. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Символ сада в комедии.

Рр  Сочинение по пьесе «Вишнёвый  сад».

Вн.чт. Рассказ «Ионыч». Тема гибели души в рассказе.

Теория литературы: рассказ (углубление понятия), деталь в художественном произведении; композиция и стилистика пьес, лирическая комедия.

Зарубежная литература (3 ч.)

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г. Ибсен «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль»

Региональный компонент (10ч.)

Ю.П.Казаков (2ч.)

Слово о писателе. Верность своему назначению и исполнению долга перед жизнью в произведениях Ю.Казакова «Северный дневник» и «Поморка».

Н.М.Рубцов (1 ч.)

Изображение мира деревенской жизни в стихотворениях Н.Рубцова «Над вечным покоем», «Прощальная песня», «У размытой дороги»

О.И.Фокина (1 ч.)

Отношение человека к своей малой родине в стихотворениях О.Фокиной.

Ф.А.Абрамов (3ч.)

Слово о писателе. Изображение северной деревни в тетралогии «Братья и сёстры». Проблема распада семейных связей и утраты нравственных начал в жизни человека.

В.Личутин (2ч.)

Связь искусства, жизни и человеческой души в очерке В.Личутина «Душа неизъяснимая». Проблема народной памяти в очерке.

Е.Богданов (1 ч.)

Глубина народного понимания искусства в рассказе Е.Богданова «Тёплое лето».

Произведения для заучивания наизусть:

  1. А.С.Пушкин 3-4 стихотворения по выбору учащихся
  2. М.Ю.Лермонтов 2-3 стихотворения по выбору учащихся.
  3. А.А.Фет «На заре ты её не буди…», Япришёл к тебе с приветом…», «Какая ночь!..», Это утро, радость эта…», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор)
  4. Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей…», «Кому на Руси жить хорошо?» (отрывок на выбор учащегося).
  5. А.Н.Островский «Гроза» (монолог на выбор учащихся)
  6. И.С.Тургенев «Отцы и дети» (отрывки на выбор учащихся).

11 класс

Введение (1ч.)

Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы.

И.А.Бунин  (3ч.)

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. «Чистый понедельник». Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования.

Теория литературы: рассказ (углубление понятия), психологизм пейзажа в литературе.

А.И.Куприн (4ч.)

Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести.

Вн.чт. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Рр Классное  сочинение по творчеству И.Бунина и А.Куприна.

Теория литературы: сюжет и фабула (углубление понятий)

А.М.Горький (6ч.)

Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Три правды в пьесе, ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

Рр Подготовка к сочинению по пьесе «На дне».

Теория литературы: социально-философская драма.

Вн.чт. «Фома Гордеев» или «Мать» (по выбору учащихся)

«Серебряный век» русской поэзии (6ч.)

Русский символизм и его истоки. В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова. Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый и др. Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северина. Домашнее сочинение.

Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

А.А.Блок (5ч.)

Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…»,  «На железной дороге».

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

Теория литературы: лирический цикл, верлибр.

Новокрестьянская лирика (1ч.)

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь  и творчество (обзор).

С.А. Есенин (6ч.)

Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С.А.Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину». Любовная тема в лирике С.А.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст». Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

Рк Образы и картины северной природы в стихотворении С.А.Есенина «Небо ли такое синее…»

Теория литературы: имажинизм.

Литература 20-х годов (3ч.)

Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы. Тема революции и Гражданской войны в прозе и поэзии 20-х годов.

В.В.Маяковский (4ч.)

Жизнь и творчество. Художественные мир ранней лирики поэта.  «А вы  могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся». Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Тема поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока. С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

Теория литературы: футуризм (углубление понятия), тоническое стихосложение, развитие понятий о рифме.

Литература 30-х годов (1ч.)

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих судеб в 30-е годы.

М.А.Булгаков (6ч.)

Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. История создания, проблемы и герои  романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа. Анализ эпизода из романа (по выбору).

Теория литературы: роман (углубление понятия), разнообразие типов романа.

Е.И.Замятин  (2ч.)

Вн.чт. Жизнь и творчество. Роман-антиутопия «Мы».

Рк Черты русского национального характера в главном герое рассказа «Африка»

А.П.Платонов (2ч.)

Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован» (обзор)

Теория литературы: индивидуальный стиль писателя, авторские неологизмы.

А.А.Ахматова (4ч.)

Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…». Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» .

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы: поэма (углубление понятия), сюжетность лирики, лирическое и эпическое в поэме.

М.И.Цветаева (4ч.)

Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

Рр Классное сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой.

Теория литературы: лирический герой (углубление понятия)

М.А.Шолохов (8ч.)

Судьба и творчество.  

Вн.чт. Тема гражданской войны в цикле «Донские рассказы».

«Тихий Дон». Картины Гражданской войны, проблемы и герои романа. Трагедия и судьба Григория Мелехова. Женские судьбы в романе. Художественное своеобразие романа.

Теория литературы: роман-эпопея, художественное время и художественное пространство (углубление понятий).

Рр Подготовка к сочинению по роману «Тихий Дон»

Литература периода Великой Отечественной воны (2ч.): поэзия, проза, драматургия.

Литература второй половины ХХ века (6ч.)

  Поэзия 60-х годов (обзор). Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко). особенности языка, стихосложения.

Рк Развитие мотива неумолимого движения времени в лирике Е.Евтушенко.

Рк  Точность словесного выражения и художественной формы в прозе А.Яшина «Рычаги» и «Угощаю рябиной».

  Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев (произведения по выбору учителя).

Рк Суровая жизнь хлебопашцев и рыбаков и фронтовые будни северян в произведении Н. Жернакова «Фронтовая страда».

Рк  Подвиг северных конвоев (по произведению В.Пикуля «Реквием каравану PQ-17»)

А.Т.Твардовский (2ч.)

Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…». «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

Б.Л.Пастернак (4ч.)

Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!,,», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Роман «Доктор Живаго» (обзор). Его проблематика и своеобразие.

А.И.Солженицын (3ч.)

Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Теория литературы: прототип литературного героя.

Вн.чт. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор)

Вн.чт. В.Т.Шаламов (1ч.)

Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (произведения по выбору учителя).

Теория литературы: новелла.

«Деревенская» проза в современной литературе (7ч.)

В.П.Астафьев (2ч.) Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба».

В.Г.Распутин (2ч.) Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору учителя).

Рк Эстетика труда и северного народного быта в сборнике В.Белова «Плотницкие рассказы.

Рк  История нравственного перерождения человека в повести В.Тендрякова «Поденка – век короткий».

Рр Классное сочинение по произведениям писателей – «деревенщиков».

Современная литература (7 ч.)

«Городская» проза в современной литературе.  Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов «Утиная охота». Проблематика. Конфликт, система образов, композиция пьесы.

И.А.Бродский. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова». «Сонет».

Теория литературы: сонет

Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора. В.Высоцкого, Ю.Кима. Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы  в лирике поэта. «До свидания, мальчики». Стихи о Москве. «Ты течешь, как река. Странное название…».

Теория литературы: литературная песня, романс, бардовская песня.

Рк (2ч.) Тематика и проблематика лирики поэтов-северян старшего поколения: Н.Журавлёва, А.Лёвушкина, В.Ледкова. Современны поэты и писатели Севера.

Литература народов России (1ч.)

Вн.чт. Мустай Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

Литература русского зарубежья (1ч.)

Основные направления и тенденции современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.

Зарубежная литература (4ч.)

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

Теория литературы: парадокс как художественный приём.

Томас Стернз Элиот. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений. Средства создания комического.

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

Эрнест Миллер Хемингуэй. «Старик и море». Духовно-нравственные проблемы повести.

Произведения для заучивания наизусть:

  1. И.А.Бунин 2-3 стихотворения по выбору учащихся.
  2. В.Я Брюсов 1-2 стихотворения по выбору учащихся.
  3. Н.С.Гумилёв 1-2 стихотворения по выбору учащихся.
  4. А.А.Блок «Незнакомка», «Россия», «Ночь,улица, фонарь, аптека…».
  5. В.В.Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!»
  6. С.А.Есенин «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  7. М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня…».
  8. А.А.Ахматова «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».
  9. Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных и исследовательских заданий.

Оценка устных ответов 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения
  3. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  4. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой “5” оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Отметкой “4” оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой “3” оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой “2” оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литератур ной речью.

Отметкой “1” оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений 

В основу оценки сочинения по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  1. правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
  2. соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  3. точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка “5” ставится за сочинение:

 глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается одна - две неточности в содержании.

      Оценка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и  обобщения; логическое и последовательное в изложении содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; допускаются две-три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные и нарушения последовательности выражения мыслей; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки «3».

Список литературы

1 .Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе./Дрофа, 2008.

2. Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области. – Архангельск: АО ИППК РО, 2005;

3. Программа регионального компонента по литературе для 5-11 классов/под ред. Скепнер Л.С., Архангельск: АО ИППК РО, 2007.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Под редакцией В. Я, Коровиной). — М.: Просвещение, 2011.

5. Учебный план МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

6.  Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе: 10 класс, 1 и 2  полугодие - М.: Вако, 2011.

7. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 11 класс, 1 и 2  полугодие - М.: Вако, 2011.

Творческие работы (сочинения)

По творчеству А. Н. Островского

Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)

2.  Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)

3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".

4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)

5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)

По творчеству И. С. Тургенева

Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.

3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)        

4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

        

По творчеству Ф. И. Тютчева

Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)

3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).

5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

По творчеству Н. А. Некрасова

Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

"Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).

Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

Тема женской доли  в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

По творчеству Ф. М. Достоевского

"Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).

«Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)

"Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).

 Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

 В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

        8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

По творчеству Л. Н. Толстого

Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

"В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).

Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)

"Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).

Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)

"Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).

"Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

"Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).

Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.) 

Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").

Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)

18.        Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)        

20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

По творчеству А. П. Чехова

Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.

«Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).

«Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).

«Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)

Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».

К о н т р о л ь н а я     р а б о т а    п о     т е м е

        « Л и т е р а т у р а    в т о р о й    п  о л  о в и н ы    X I X   в е к а »

        ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

А1.        Автор статьи «Луч света в темном царстве»

        А) Н.А.Добролюбов

        Б) Н.Г. Чернышевский

        В) В.Г. Белинский

        Г) Д.И. Писарев

А2.        В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за

        А) Свидригайлова

        Б) Лужина

        В) Разумихина

        Г) Лебезятникова

А3.        Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?

        А) А.П. Чехова

        Б)  Н.В. Гоголя

        В) А.Н. Островского

        Г) А.С. Грибоедова

А4.        Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?

        А) Борис

        Б) Кудряш

        В) Кулигин

        Г) Шапкин

А5.        Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное  в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа

        А) Пьера Безухова

        Б) Андрея Болконского

        В) Платона Каратаева

        Г) Кутузова

А6.        О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда <…> не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?

        А) о Базарове

        Б) об Обломове

        В) о Раскольникове

        Г) о Чацком

А7.        Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является

        А) Тихон

        Б) Борис

        В) Кулигин

        Г) Дикой

А8.        Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».

        А) Соня Мармеладова

        Б)  Катерина Ивановна

        В) кухарка Настасья

        Г) Поленька

А9.        В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит

        А) Ермил Гирин

        Б)  Савелий

        В) Яким Нагой

        Г) Оболт-Оболдуев

А10.        Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

        А) Фенечки

        Б)  Кукшиной

        В) Анны Сергеевны Одинцовой

        Г) Кати Одинцовой

А11.        В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу

        А) Павлуше Веретенникову

        Б) Ермилу Гирину

        В) купцу Алтынникову

        Г) Савелию

А12.        Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?

        А) Соня Мармеладова

        Б)  Разумихин

        В) Лужин

        Г) Свидригайлов

А13.        Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть  есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый  и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две  стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?

        А) Обломова

        Б)  Чичикова

        В) Базарова

        Г) Штольца

Часть 2.

В1.        Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.

В2.        Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».

В3.        Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

В4.        Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?

В5.        Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?

В6.        Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.

Часть 3.

        

Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала  полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий.

С1.1.        Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).

С1.2.        Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?

           Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения.

С2.1.        Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

        - А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и  уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да  что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.

        - Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?

Базаров почесал у себя в затылке.

        - Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я  вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну  что ж? Обняться, что ли?

        Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.

С2.2.        Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердце у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и воли нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

ВАРИАНТ 2.

Часть 1.

А1.        Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал

        А) роман «Преступление и наказание»

        Б) роман «Идиот»

        В) роман «Бедные люди»

        Г) роман «Униженные и оскорбленные»

А2.        О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?

        А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».

        Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

        В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

        Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

А3.        Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым  послужило

        А) ухаживание Базарова за Фенечкой

        Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу

        В) несходство в политических взглядов

        Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками

А4.        Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?

        А) А.Н. Радищев

        Б) Ф.М. Достоевский

        В) А.С. Грибоедов

        Г) М.Е. Салтыков-Щедрин

А5.        Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена

        А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

        Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»

        В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

        Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

 

А6.        Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было

        А) Ермила

        Б) Пахома

        В) Прова

        Г) Митродора

А7.        Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за

          А) Пьера Безухова

        Б) Николая Ростова

        В) Федора Долохова

        Г) Василия Денисова

А8.        Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться

        А) в лесу

        Б)  в церкви

        В) на кладбище

        Г) в театре

А9.        Вину Раскольникова принял на себя

А) маляр Микола

        Б) Лебезятников

        В) Разумихин

        Г) Свидригайлов

А10.        О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?

        А) о Свидригайлове

        Б)  о Раскольникове

        В) о Мармеладове

        Г) о Лебезятникове

А11.        Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль   гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?

        А) Манилова

        Б) Обломова

        В) Чичикова

        Г) Раскольникова

А12.        Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны?  Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под  ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?

        А) Башмачкин

        Б)  Девушкин

        В) Вырин

        Г) Карандышев

А13.        Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался

        А) «Бежин луг»

        Б)  «Хорь и Калиныч»

        В) «Гамлет Щигровского уезда»

        Г) «Бирюк»

Часть 2.

В1.        Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»

В2.        Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.

В3.        Развернутое высказывание одного  лица, не связанное с репликами других лиц.

В4.        Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».

В5.        Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера,   и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

В6.        Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.

Часть 3.

        

Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала  полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий.

С1.1.        Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?

С1.2.        Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

           Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения.

С2.1.        Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

        П и щ и к.        Что на  торгах? Рассказывайте же!

Л ю б о в ь  А н д р е е в н а.        Продан вишневый сад?

Л о п а х и н.    Продан.

Л ю б о в ь  А н д р е е в н а.        Кто купил?

Л о п а х и н.    Я купил.

Пауза.

Любовь  Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

        Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.)  Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.)  Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.

С2.2.        Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

Silentium

                                        Молчи, скрывайся и таи

                                        И чувства и мечты свои –

                                        Пускай в душевной глубине

                                        Встают и заходят оне

                                        Безмолвно, как звезды в ночи, -

                                        Любуйся ими – и молчи.

                                        Как сердцу высказать себя?

                                        Другому как понять тебя?

                                        Поймет ли он, чем ты живешь?

                                        Мысль изреченная есть ложь.

                                        Взрывая, возмутишь ключи, -

                                        Питайся ими – и молчи.

                                        

                                        Лишь жить в себе самом умей –

                                        Есть целый мир в душе твоей

                                        Таинственно-волшебных дум;

                                        Их оглушит наружный шум,

                                        Дневные разгонят лучи, -

                                        Внимай их пенью – и молчи!..

                                                                        1830

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа по литературе для учителей 5-9 классов

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для учителей 5-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Ррабочая программа "Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс"

Рабочая программа внеурочных занятий по подготовке к ОГЭ по обществознанию...