«Толстовские традиции в литературе XX века о войне»
проект по литературе (11 класс) по теме

Банцерова Лариса Анатольевна

Данная работа представляет собой исследование истоков изображения Великой Отечественной войны в литературе XX века, «главным героем» которой, как и в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого, является «правда».

Целью проекта является рассмотрение толстовских традиций в литературе XX века о Великой Отечественной войне.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. проанализировать жизнь и творчество Л.Н.Толстого в период с 1852 года по 1869 год;
  2. познакомиться с работами Бочарова С.Г., Опульской Л.Д., Краснова Г.,  Ермилова В. - известных литературоведов, изучить критические статьи Чернышевского Н.Г., Тургенева И.С., Страхова Н.Н. с целью ознакомления с различными суждениями и концепциями творчества Л.Н.Толстого, чтобы сориентироваться и определить собственную позицию по изучению поставленной цели;
  3. познакомиться с жизнью и творчеством В.Некрасова, В.Быкова, Б.Васильева;
  4. рассмотреть толстовские традиции русской военной прозы в творчестве В.Некрасова, В.Быкова, Б. Васильева.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat2.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Толстовские традиции в литературе XX века о войне».

                                                             

                                                              Банцерова Лариса Анатольевна,

                                                учитель русского языка

                                                                                             и литературы

ГБОУ СОШ №589

Оглавление

        Введение……………………………………………………………..  стр. 1

  1. Толстовская концепция войны…………………………………. стр. 3
  2. «Правда» о войне в творчестве Л.Н.Толстого и в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»…………………………. стр. 6

        3. Проблема нравственного выбора героя на войне                                                          

              по произведениям В.Быкова «Сотников» и Б. Васильева «В списках

              не значился» ……………………………………………………... стр. 13

  1. Заключение ……………………………………………………… стр. 18

Литература ………………………………………………………….. стр. 19

             

               

- 1 -

Введение

        Предлагаемый проект носит название «Толстовские традиции в литературе XX века о войне».

        Данная работа представляет собой исследование истоков изображения Великой Отечественной войны в литературе XX века, «главным героем» которой, как и в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого, является «правда».

        Эта тема проекта была выбрана не случайно.

        Во-первых, она актуальна с точки зрения современности и носит воспитательный характер. Сегодня Россия переживает сложные времена: идёт процесс переустройства общества, порой небезболезненный для самого человека. Но, как и во все эпохи, вопрос долга и чести гражданина перед Отечеством являлся и является одним из важных.

        Во-вторых, в наше время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ и светлой печали о миллионах погибших. В День Победы мы особенно остро ощущаем цену завоёванной свободы русским солдатом и проникаемся горьким сознанием того, как велика эта цена. Время неумолимо. Вместе с людьми уходят живые подробности тех горьких дней. Как мало осталось тех, кто без страха шёл по выжженной огнём земле навстречу врагу, навстречу смерти, зная, что если он умрёт, то умрёт за Родину! Поэтому о высокой степени нравственности, мужестве, стойкости, патриотизме русского солдата-труженика на войне пойдёт речь в данной работе.

        В-третьих, выбор темы проекта «Толстовские традиции в литературе XX века о войне» обусловлен и с философской точки зрения: «в толстовском повествовании понятие «война» означает не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение»[1]. И эта проблема занимает главенствующее место не только в обществе, но и в каждом из нас. Поэтому основная идея данной работы состоит в том, чтобы донести до каждого человека, что не разъединение, а единение избавит народы от воин и других видов самоистребления.

        Основная часть реферата состоит из трёх разделов. В первом разделе представлена толстовская концепция войны. Во втором разделе подробно рассматриваются толстовские традиции в изображении войны в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которая с момента публикации в журнале «Знамя» в 1946 году оказала огромное влияние на литературную и общественную жизнь страны. Она стала примером, образцом психологического осмысления минувших событий. Читатели увидели в повести великое испытание, описанное достоверно и честно, столкнулись со всей бесчеловечностью, жестокостью войны.

- 2 -

Благодаря «окопной правды» В.Некрасова литература периода «оттепели» получила мощный импульс для создания новых произведений о войне.

        Так на рубеже 50-60 годов XX века образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». В литературу пришли вчерашние лейтенанты Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Богомолов, В. Быков, Б.Васильев, юные годы которых совпали с годами войны. «Лейтенантская проза», продолжая традиции повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», отстаивала своё право на отказ от показной героики и панорамного изображения военных событий. «Не нужно много говорить о том, - подчёркивал В.Быков, - какую роль тогда играли и героизм, и патриотизм. Но разве только они определяли социальную значимость личности, поставленной нередко в обстоятельства выбора между жизнью и смертью». Поэтому в третьем разделе реферата даётся психологический анализ поведения человека на войне на примере литературы XX века о Великой Отечественной войне.

        Таким образом, целью работы является рассмотрение толстовских традиций в литературе XX века о Великой Отечественной войне.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. проанализировать жизнь и творчество Л.Н.Толстого в период с 1852 года по 1869 год;
  2. познакомиться с работами Бочарова С.Г., Опульской Л.Д., Краснова Г.,  Ермилова В. - известных литературоведов, изучить критические статьи Чернышевского Н.Г., Тургенева И.С., Страхова Н.Н. с целью ознакомления с различными суждениями и концепциями творчества Л.Н.Толстого, чтобы сориентироваться и определить собственную позицию по изучению поставленной цели;
  3. познакомиться с жизнью и творчеством В.Некрасова, В.Быкова, Б.Васильева;
  4. рассмотреть толстовские традиции русской военной прозы в творчестве В.Некрасова, В.Быкова, Б. Васильева.

        

- 3 -

1. Толстовская концепция войны

        Для Л.Н.Толстого война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»[2]. Современники оспаривали это мнение писателя, ссылаясь на то, что человечество в своей истории гораздо более воевало, чем пребывало в мире. Но слова Толстого означают, что «человечество, по сути, ещё недостаточно человечно, если незнакомые люди, часто добродушные, не имеющие ничего один против другого, некой иррациональной силой принуждаются друг друга убивать»[3].

        Чтобы сказать «правду о войне», реалистически изобразив перипетии сражения, с глубоким проникновением показать психологию человека на войне, писатель должен был сам многое пережить, хорошо знать войну не по книжным источникам, а по личным наблюдениям.

        Таким писателем и был Л.Н.Толстой. Служение родине было одним из основных моральных принципов молодого писателя, первым правилом его жизни: «Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству», «Слава служебная, основанная на пользе отечества»[4]. Эти принципы не расходились у Толстого с делом. В годы Крымской войны он принимал активное участие в героической обороне Севастополя (1854-1855гг.). Толстой побывал на всех участках Крымского театра военных действий, участвовал во многих боевых операциях, сражался в составе артиллерийской бригады на самом ответственном и опасном месте обороны Севастополя – Четвёртом бастионе, проявляя мужество, храбрость со всеми остальными защитниками города.  

        Военную хронику обороны Севастополя Л.Н.Толстой с гениальной художественной силой и беспощадной правдивостью показал в «Севастопольских рассказах», окончательно сорвав с войны литературные романтические покровы. «Правда о войне» – вот, что составляет основу военных рассказов. Эта правда означает, что люди сами повинны в своих страданиях, они сами совершают зло, потому что изменяют своему христианскому долгу («Не убий») под влиянием маленьких и больших, частных и общих тщеславных эгоистических побуждений. Во всех очерках идёт отрицание войны как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе.

Так в рассказе «Севастополь в декабре» мы видим мёртвые тела, окровавленные носилки, перевязочные пункты, где «несчастные толкались и мокли в крови друг друга», госпитали с «отвратительно ужасным запахом», операционные залы с докторами и ранеными, у которых «сухой открытый рот с трудом выпускает хрипящее дыхание; голубые оловянные глаза

- 4 -

закачены кверху».

У Толстого, как правило, миру социальной дисгармонии противостоит гармоничная природа. Так рассказ «Севастополь в мае» заканчивается потрясающей картиной: мальчик рвёт цветы в «роковой долине», а затем в страхе бежит «от страшного, безголового трупа». Эта картина, воссоздавая ужас, жестокость войны, вместе с тем утверждает  «радость, любовь, счастье» мира.

У Толстого мир отрицает войну, потому что содержание и потребность        

мира – труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны – разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Страшный итог Бородинского сражения рисуется в картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мёртвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах…на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семёновского»[5].

        Подчёркивая жестокость войны, Толстой отрицает не всякую войну. В романе «Война и мир», описывая кровопролитие войны 1812 года, автор утверждает её необходимость. Толстой изображает войну как патриотическую борьбу всего русского народа против иноземных захватчиков. Главные черты русского национального характера с полной силой раскрылись именно в этот период. Беззаветная вера в победу и любовь к Родине поднимали народ на борьбу против врага, и «каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас, и лежало в наших отцах…делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».[6] По Толстому, чувство патриотизма - это когда «всем народом навалиться хотят»[7], это без громких слов, без эффектных подвигов, но все вместе: и солдаты, и офицеры, и главнокомандующий встают на защиту Родины. Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой». Единство русских людей, основанное на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней, помогло одержать победу в Бородинском сражении. Французское войско «должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны»[8]. Патриотический дух русской армии перед Бородинским сражением Толстой передал в изображении простой и безыскусной сосредоточенности чувства на том, что решается судьба Москвы, судьба Отечества. На предстоящее сражение солдаты смотрят как на общенародное дело. При изображении самого сражения Толстой раскрывает бодрость «духа» солдата и в солдатском юморе, и в чувстве

- 5 -

товарищества, и в сознании общности дела, и в моральной и физической стойкости. Патриотический дух и нравственная сила русской армии принесли ей ту победу, которая выражается не в захвате вражеских знамён, в бегстве противника, в захвате его позиции (ничего этого не было, напротив, русская армия вынуждена была оставить Москву), а ту нравственную победу, в которой Толстой усмотрел перелом в войне. Он первым в русской литературе с художественной силой раскрыл роль морального фактора на войне. «Сражение выиграет тот, кто твёрдо решил его выиграть…И…мы выиграем сражение!»[9] - словами Андрея Болконского, главного героя романа «Война и мир», Толстой подтверждает идею «духа защитника» Отечества.  Как никто другой Толстой сумел необыкновенно сильно и впечатляюще нарисовать облик, психологию народного коллектива, участвующего в исторических событиях. Объезжая русские войска в канун Бородинского сражения, Пьер «понял…весь смысл и всё значение этой войны и предстоящего сражения. Он понял ту скрытую…теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти»[10]. Мужество, решимость, воодушевление превращаются в великую силу и раскрываются в смелых поступках людей, самоотверженно защищающих родную землю. Патриотическое чувство главенствует над всеми другими чувствами. Сила  его потому столь велика, что «чувство любви к родине» идёт из глубины души, овладевая всем существом человека. Это ещё раз подчёркивает идею Толстого о том, что истинным патриотизмом обладают простые люди, солдаты и офицеры, самозабвенно исполняющие свой долг, не рассуждающие ни об опасности, ни о личных выгодах. Их военная доблесть сопряжена с самоотверженностью.  

        Главным человеком на войне для Толстого был русский солдат, определяющей силой которого становится такое понятие, как «дух защитника», вбирающий в себя патриотизм и героизм простых людей. Толстой видел героизм русского человека не в эффектных поступках, а в спокойном, хладнокровном исполнении своих обязанностей солдата-труженика на войне. Он склоняется «перед этим молчаливым, бессознательным величием, твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством» русского народа.  

        

        

        

- 6 -

2. «Правда» о войне в творчестве Л.Н.Толстого и в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»

        В данной части проекта рассматриваются толстовские традиции русской военной прозы в творчестве В.Некрасова, писателя XX века, пришедшего в мирную жизнь в числе поколения фронтовиков с гордо расправленными плечами и уверенным взглядом победителя, не побоявшегося сказать жестокую правду о Великой Отечественной войне в повести «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного автора, провоевавшего в сапёрном батальоне под Сталинградом все «дни и ночи» его обороны, участвовавшего во всех тех страшных и непосильных боях, которые вела наша армия под этим городом с осени 1942 года.

Во время войны В.Некрасов в полной мере познал, что такое смертельная опасность и военная доблесть, как переживается страх быть убитым и в чём заключается храбрость, побеждающая и уничтожающая этот страх. Он увидел, что облик войны бесчеловечен, но и то, что в сражениях испытываются нравственные качества борющихся сторон и проступают главные черты национального характера.

        И Л.Н.Толстой в «Севастопольских рассказах», и В.Некрасов «В окопах Сталинграда» стремились не только художественно воплотить  личные воспоминания о войне, но и попытались психологически мотивировать поступки человека на войне, исследовать нравственно-философские истоки подвига защитника Отечества.

        Продолжая толстовские традиции в литературе XX века о войне, Некрасов в своей повести главным героем определяет «правду», как и Толстой в военных рассказах.

        «Репортажи» Толстого в «Севастопольских рассказах» и Некрасова в повести «В окопах Сталинграда» посвящены не какому-то особенному интересному событию в обороне городов, а изображению военных будней, каждодневного тяжкого, изматывающего труда солдат и офицеров. Взгляд на войну у обоих авторов не из окна, а с «чёрного хода», о чём Толстой предупреждает в своих рассказах: «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем…а…в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, смерти…»[11].

        Два разных голоса звучат в их произведениях, иногда мешая, но больше помогая друг другу. Один – за родину, за русских солдат; другой – против войны и её ужасов.

        Так в «Севастопольских рассказах» мы видим, как «сотни людей с проклятиями и молитвами на пересохших устах – ползли, ворочались и стонали…между трупами на цветущей долине».[12]

- 7 -

Столь же правдивые картины войны мы видим в романе «Война и мир».  Поле Аустерлицкого сражения напоминает севастопольское: «На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять – пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползали по два, по три вместе и слышались неприятные…крики и стоны».[13]

Как и Толстой, В.Некрасов в своей повести «В окопах Сталинграда» не щадит своего читателя, показывая неизбежную на войне смерть не героической, не романтической, а страшной в своей простоте и обыденности.

Вот умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: « - Я…товарищ лейт… - Он уже не говорит, а хрипит. Одна нога подогнулась, он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрываются от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет ещё что-то сказать, но понять уже ничего нельзя. Весь напрягся, он хочет приподняться и вдруг сразу обмякает. Губа перестаёт дрожать».[14] Никаких комментариев к этой сцене автор не даёт, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой.

         Со страниц произведений Л.Н.Толстого и В.Некрасова не сходят смерть, кровь, мёртвые тела, как бы подтверждая тем самым, что война ненормальное, противоестественное состояние, противное человеческой природе.

        К смерти нельзя привыкнуть, сделав человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной. По этому поводу Некрасов пишет: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас–смерть».[15] Такую деталь нельзя выдумать, её нужно увидеть и ужаснуться!

        Вот в этой-то кажущейся простоте и заключена «правда» о войне, о человеке на войне.

        Достоверность изображаемых событий в «Севастопольских рассказах» Толстого и повести Некрасова достигается тем, что повествование ведётся от первого лица: писатели чаще всего употребляют глаголы настоящего времени. Читатель видит события глазами героев, становится как бы участником действия, вовлекается в него, идёт шаг за шагом рядом с героями. Особенность авторского повествования рассказов и повести ещё и в особом стиле – чётком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия и небольшим количеством местоимений. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Представлены будни войны, её «нудная тягомотина», нет романтической приподнятости.

- 8 -

Толстой описывает осаждённый Севастополь – госпиталь и бастионы, базар и трактир…У читателя возникает впечатление могучего потока повседневного быта, жизни, страданий и смерти этого разнообразного люда.

В изображении солдатского быта у Некрасова нет ни тени ложного пафоса. Люди устают, раздражаются, мешают друг другу. Человек ведь не рождается солдатом или офицером, многим недостаёт умения, выносливости, сноровки. Война изображена буднично: «Едва протерев глаза, покашливая от утренней папиросы, вылезаем мы из своих землянок и, сощурившись, следим за первой десяткой немецких самолётов. Она определит весь день. По ней мы узнаём, какой у немцев по расписанию квадрат, где сегодня земля будет дрожать, как студень, где солнца не будет видно из-за дыма и пыли, на каком участке всю ночь будут хоронить убитых, ремонтировать повреждённые пулемёты и пушки, копать новые щели и землянки взамен исчезнувших, стёртых с лица земли.

Когда цепочка проплывает над нашей головой, мы облегчённо вздыхаем, скидываем рубашки и поливаем друг другу воду на руки из котелков.

Когда же передний, не долетев ещё до нас, начинает сваливаться на правое крыло, мы забиваемся в щели, ругаемся, смотрим на часы – господи боже мой, до вечера ещё целых четырнадцать часов! – и, скосив глаза, считаем свистящие над головой бомбы».[16]

        Героем «окопной правды» Некрасова и произведений о войне Толстого является русский народ, представленный солдатами, матросами, офицерами, выполняющими свой воинский долг – долг защитника Отечества.

Героизм русского народа Толстой видит не в эффективных поступках, а в спокойном, хладнокровном исполнении своих обязанностей: фурштатский солдатик ведёт поить гнедую тройку и «спокойно мурлыкает себе что-то под нос» («Севастополь в декабре месяце»); погребной спокойно утаптывает ногами землю, не обращая внимания на разрывающиеся бомбы («Севастополь в августе 1855 года»); раненый матрос краснеет, смущается, извиняется за женщину, рассказывающую посетителям о его воинском подвиге («Севастополь в декабре месяце»); люди естественно жалуются на грязь, обходят лужи, обедают в трактире, разговаривают, курят – делают всё, что им нужно или положено делать, как будто они не на войне, а «в Туле или Саранске».

        В.Некрасов, следуя Толстому, не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит не показной, ежедневный подвиг солдат и офицеров: Георгий Акимович, связной батальона, ищет порыв провода, несмотря на разорвавшийся снаряд в шагах двадцати от него. «Он только слегка наклонился и тут же обмотал повреждённое место и потом ещё проверил весь провод на участке вокруг

- 9 -

места разрыва»[17];  Лисагор, командир сапёрного взвода, с несколькими бойцами роет траншеи на открытой, обстреливаемой местности; Максимов поддерживает в роте «какую-то ровную, даже немного юмористическую атмосферу. Шутит, смеётся, стихи какие-то сочиняет, рассказывает забавные истории»[18].Главный герой повести Керженцев, восхищаясь смелостью комдива, вспоминает, когда тот « летом где-то под Касторной выводил дивизию из окружения с винтовкой в руках в первых рядах».

        У Некрасова люди на войне не только совершают подвиги, но и выполняют тяжёлую работу. Бойцы «долбят кирками твёрдый, как камень, грунт». Им приходится быть то землекопами, то плотниками, то печниками. Но ни один солдат не говорит о своих подвигах, а «просто и истинно» делает «то великое дело, которое спасло Россию».

        Героизм этих людей, по мысли авторов, как раз в отсутствии осознанности своего героизма, в какой-то «стыдливости перед собственным достоинством», в «простоте и упрямстве», составляющем главную черту русского характера. «Чувство пылкой любви к отечеству, восставшее и вылившееся из несчастий России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных, а энтузиазм, возбуждённый войной, оставит навсегда в них характер самопожертвования и благородства»,[19]- утверждает Л.Н.Толстой, и с ним соглашается В.Некрасов.

Говоря о «всепобеждающей силе непокорности» русского народа, приведшей к победе над фашизмом, В.Некрасов ссылается на толстовское определение – «скрытая теплота патриотизма». Эту всенародную черту русского характера Некрасов видит и в песне про «Днипро и журавлей», которую поют солдаты, и в тех простых словах Георгия Акимовича о земле, «жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих». «Скрытая , потому что о ней уже не говорят, как не говорят о воздухе, без которого мы не можем жить. Она в каждом из нас, в каждом нашем поступке, каждой мысли, каждом слове, в каждой интонации, с которой оно произнесено. Это что-то – спокойная, без фраз и лишних слов, вера в победу, вера в правоту защищаемого тобой дела».[20]

В этом и заключается толстовское понимание патриотизма с естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой». Вот такое единство русских людей, основанное на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней, способствовало победе и в Бородинском сражении 1812 года, и в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Всё это, по Толстому, «убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага». Высокий патриотический дух и

- 10 -

нравственная сила русской армии принесли победу народу, который вот уже более 60 лет не знает глобальных военных потрясений.

        Конечно, война для всех – большая беда, несчастье. Но в то же время на ней люди проявляют истинную, нравственную суть, «она (война) - как   лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный»[21]. Война  выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни.

        Толстой в военных рассказах и в романе «Война и мир» разоблачает духовную пустоту и низменное тщеславие, трусость и карьеризм представителей «высшего общества» - подполковника Нефёдова, ротмистра Праскухина, адъютанта Калугина, Жеркова, Берга, Долохова, Бориса Друбецкого и других. И, наоборот, преклоняется перед героизмом, мужеством, стойкостью русских солдат и лучших представителей офицерства – Тушина, Тимохина, Денисова и других.

     И в  повести Некрасова одни оказываются трусами и приспособленцами, как Астафьев и Калужский, которые думают только о том, как самим уцелеть в жестокой мясорубке, как устроится в тылу, чтобы не попасть на передовую; карьеристами, как Абросимов, который считает, что если поставлена задача, то её надо выполнить, несмотря на любые потери, кладя людей под губительный огонь пулемётов, а другие становятся твёрже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи – терпимее, как разведчик Чумак.

        Кто бы ни вошёл в повесть «В окопах Сталинграда», какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, все они проходят через толстовскую «диалектику души». В.Некрасов обязательно испытывает своего героя на смелость, глядя на него глазами Керженцева, главного героя повести. Например, с раздражением думает Керженцев об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, розовые ногти. Имя Иполлит напоминает толстовского Иполлита Курагина. Такого же недалёкого и самоуверенного. Раненный в ягодицы Астафьев просит Керженцева прихватить при случае трофейный фотоаппарат и часики. Этим он напоминает и Берга, который рыскал по городу в поисках «шифоньерочки» в то время, когда русские войска оставляли Москву. И то, что могло выглядеть забавным, выглядит противным, вызывает неприязнь.

Некрасов и Толстой не вдаются в анализ. Не пытаются установить взаимосвязи. Им достаточно фактов, проявлений. Всё решает поведение в бою. Этот признак освещает человека, определяет тон, каким говорится о нём в повести.

        Доброжелательный, даже нежный тон звучит в описании Валеги, маленького, выносливого, «как ишачок», неулыбчивого алтайца, ординарца Керженцева: «Маленький, круглоголовый мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, завернувшись в одну плащ-палатку….Привык я к тебе, лопоухому,

- 11 -

чертовски привык…Нет, не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее».[22]

        Толстой же в романе «Война и мир» поэтизируя подвиг Тушина, усмотрел «великое» в «маленьком человеке, с слабыми, неловкими движениями», которому, по мнению Андрея Болконского, «успехом» Шенграбенского сражения «мы обязаны более всего». Лёгкость, с какой Тушин ведёт бой, только кажущаяся. Состояние сна, рисующего ему причудливые картины, означает высшее напряжение всех сил души капитана.    

Рисуя своих любимых героев, В.Некрасов использует один очень распространённый художественный приём Толстого: наделяет героев ничем не замечательной внешностью, подчёркивая этим красоту и богатство их духовной жизни.

Так Фербер, долговязый, сутулый, в короткой, по колено шинели, в очках, чувствует музыку; Застенчивый Карнаухов тайно пишет стихи, зачитывается Джеком Лондоном; Валега – малограмотный человек, «…читает по слогам, и ,спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину…он будет драться до последнего патрона. А  кончатся патроны – кулаками, зубами…Вот это и есть русский человек».[23]

Таковы командиры батальонов Ширяев и сам Керженцев, главный герой повести. Эти люди делают всё возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, но выполнить свой долг.

 Так из противоречий, из сочетания «малого» и «великого», скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины.

Не случайно Виктор Некрасов ориентировался в своём творчестве на военные рассказы Льва Толстого, который не верил, что одна личность или группа людей в состоянии определить ход истории. Но и Толстой, и его последователь сознавали, что история – это не хаос, не случайный клубок обстоятельств. У неё свои законы. И один из них – закон победы той армии, чей дух выше, чья ярость сильнее. Не с красивыми словами на устах, а устало и буднично одолевают врага русские солдаты в романе «Война и мир» Толстого и в повести Некрасова.

Подводя итог, хочется отметить, что В.Некрасов ранее других писателей-фронтовиков раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Его повесть свободна от казённого оптимизма, ура-патриотизма, его герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты, с таким же чувством написана повесть «В окопах Сталинграда». Василь Быков пишет об этом так: «Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности, в среде,

- 12 -

менее всего для неё уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем».[24] 

- 13 -

3. Проблема нравственного выбор героя на войне по произведениям В.Быкова «Сотников» и Б.Васильева «В списках не значился»

        Тема Великой Отечественной войны не уходила с годами из русской советской литературы. Новое осмысление военной темы приходится на период «оттепели».

        В освоении темы войны большую роль сыграло поколение писателей, юные годы которых совпали с годами сражений: Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Богомолов, В.Быков, Б.Васильев. Именно Они образовали целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». «Лейтенантская проза» продолжала традиции повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Подобно известной фразе «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», писатели фронтового поколения определили роль повести Некрасова в своей творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских окопов». Авторы-фронтовики, как сказал Твардовский, «видели пот и кровь войны на своих гимнастёрках», «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили». Они выступали против идеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов. Их «били» за мелкий масштаб, за слишком острые нравственные конфликты, за «правду». Одна, и самая главная «правда» в том, что, вопреки сталинизму, народ оказался состоятельным в противоборстве с коричневой чумой.

        Поэтому ведущей темой литературы «лейтенантов» становится тема «человека на войне». Следуя толстовским традициям, в своих произведениях авторы пытались психологически мотивировать поступки человека на войне, исследовать нравственно-философские истоки подвига.

        Одним из признанных мастеров военной психологической прозы является В.Быков. Он вошёл в литературу со своей темой – простой, рядовой человек в трагических обстоятельствах войны.

        Сюжет повести «Сотников» прост. Зима 1942 года… Партизанский отряд, обременённый женщинами, детьми, ранеными, окружён. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое – Сотников и Рыбак. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от задания, но он вызвался идти. Сотников и Рыбак попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценой предательства остаётся жить.

Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. В создании образов главных героев большую роль играет не только развитие действия, но и психологический анализ, который был использован Л.Н.Толстым в «Севастопольских рассказах» и в романе «Война и мир» для подробного

- 14 -

рассмотрения внутреннего мира своих героев. Следуя принципу психологического анализа, В.Быков сложные душевные состояния своих героев раскладывает на элементы и тем самым объясняет: «Почему, будучи больным, слабым, Сотников пошёл на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они с Рыбаком оказались в руках врагов, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака. Почему же Рыбак пошёл на сделку со злом, хотя люто ненавидел немцев? Чем руководствовался этот человек, принимая решения в мундире полицая помогать своим? Предатель он или просто слабый человек?» Ради решения этих вопросов В.Быков приближает внутренний мир своих героев к читателю, ограничивая круг действующих лиц и время развития событий.

В.Быков не даёт подробной внешней характеристики своим героям, ограничиваясь в описании только тем, что Рыбак – смелый, энергичный, здоровый боец до войны три года прослужил старшиной роты; Сотников – бывший учитель, скромный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, да к тому же он болен. На первый взгляд Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но это только на первый взгляд. Следуя В.Некрасову,  В.Быков считает, что война – это «особый проявитель» человеческих характеров, поэтому ставит своих героев в критическую ситуацию выбора жизни или чести. Пафос такой ситуации, по мнению В.Быкова, заключается в героическом сопротивлении обстоятельствам, в требовании сохранить человеческое достоинство  при непомерных душевных и физических перегрузках.

Анализируя характер Рыбака и Сотникова, В.Быков приходит к выводу, что истоки предательства одного и подвига другого уходят далеко в детство. Ещё Л.Н.Толстой в повести «Детство» отмечал, что детство как нравственный ориентир, по которому, вольно или невольно, осознанно или неосознанно мы сверяем всё своё последующее присутствие на земле.

Рыбак в мирное время всегда шёл на мелкие жизненные уловки.

Ложь отцу в детстве стала для Сотникова уроком мук совести. Всепрощающий, «малодушный кивок отца болезненной царапиной остался саднить в его душе» всю жизнь. И Сотников ни разу больше не солгал ни отцу, никому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза.

Характеры героев проявляются медленно. Больной, раненный в ногу, Сотников становится настоящей обузой для здорового Рыбак. Но Рыбак терпимо относится к положению своего товарища. Ситуация меняется после их ареста. Каждый занимает в ряду жертв своё место: Рыбак совершает сделку с совестью, становится на путь предательства только во имя спасения собственной жизни; Сотников погибает, оставаясь верным своим нравственным принципам, гражданскому долгу.

Что же случилось с Рыбаком? Как и в детстве, Рыбак ухитряется найти какой-нибудь выход из сложившейся ситуации: он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский

- 15 -

отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии». Рыбак ещё не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен: служа в армии в мирное время, а затем, находясь в партизанском отряде, Рыбак добросовестно нес все тяготы военной жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь – эти категории не тревожили его душу. Он смел, когда за его спиной стоят свои. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации. Во время пыток терял сознания, но ничего не сказал. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достаётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу». Он, конечно, хотел бы умереть в бою, а не от рук этих «выродков», но это стало для него невозможным. Единственное, что ему оставалось – определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я – партизан, остальные тут ни при чём». Долг перед людьми, как главнейшее проявление собственного «я» - вот на что обращает внимание автор. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь – единственная реальная ценность. Используя внутренний монолог как один из приёмов психологического изображения героя, В.Быков как бы «подслушивает» мысли Сотникова во всей их естественности, объясняя,  почему же Сотников отправляется на задание, будучи больным. Гражданский долг, совесть и честь не позволили его герою переложить смертельно опасное задание на плечи других. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, вдруг представший во сне перед казнью в лице его отца – героя гражданской войны. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе людей мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на земле.

Рыбак не одолел судьбы «заплутавшегося на войне человека». Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Писатель оставил ему возможность покаяния, возможность, которую чаще даёт человеку Бог.

Повесть В. Быкова «Сотников» гораздо шире её военной тематики, ибо зло в мире многолико, и подобные конфликты, ситуации возникают

- 16 -

ежедневно. Автор повести убежден: пошел на временные компромиссы со злом, «увяз коготок – всей птичке пропасть». А главное – не всегда в жизни есть спасительный выход, и нужно достойно принять свой крест.

Другой замечательный писатель Б.Васильев, как и В.Быков, прежде чем взять в руки перо, сам прошёл фронтовые «огни и воды». И, разумеется, война оказалась одной из главных тем его творчества. В своём произведении «В списках не значился» Б.Васильев воссоздал образ коллектива, защитника Брестской крепости. Кто они, эти герои, сдержавшие продвижение основных сил противника в глубь нашей страны в июне 1941 года? Многие из них были немногим старше нас. Им, защитникам Брестской крепости, посвятил свой роман «В списках не значился» Б.Васильев.

Основная тема романа – люди на войне и их характеры. Несмотря на колоссальное превосходство противника, гарнизон крепости сражался в блокаде, стоял непоколебимо дни и ночи. Даже фашисты были потрясены мужеством, силой духа воинов пограничной твердыни. Каждый из героев Брестской крепости заслуживает внимания и уважения, но хочется остановиться на образе старшины, которого главный герой романа лейтенант Плужников нашёл в одном из отсеков.

Старшина Селешенный был ранен в позвоночник и уже не мог шевелить ногами, но кое-как ползал ещё. Каждое утро делал зарядку, упорно цеплялся за жизнь. С каждым днём у него всё больше мертвели ноги, но он не желал сдаваться, с боем уступал смерти каждый миллиметр своего тела. Какую надо было иметь силу воли, чтобы удерживать остатки жизни в уже мертвеющем теле! Старшина жил всё это время потому, что на груди у него было знамя полка. Умирая, он передал знамя лейтенанту и завещал: «Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя – Родины нашей эта честь. Не запятнай, лейтенант». И Плужников сдержал свою клятву.

С первых страниц романа молодой лейтенант завоёвывает наши сердца. Уже в первом бою он повёл себя как настоящий командир. В его характере сплелись вместе нравственная чистота и воля. С остервенением бросается он в атаку и перед собой видит только одну задачу – бить немцев, пока в жилах течёт кровь. Так сражался не только он, так сражались все люди в крепости, несмотря на то, что не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Река была рядом, но дорога к ней стоила жизни. Немецкое командование предлагало сдаться, сложить оружие, а в ответ получало неистовое сопротивление защитников Брестской крепости. Тогда немцы предприняли психологическую атаку: стали заводить русские песни. Крепость слушала их, беззвучно рыдая у амбразур, а из-под развалин хриплыми голосами люди пели «Интернационал». «Они пели громко, так громко, как не пели никогда в жизни. Они кричали свой гимн, и этот гимн был ответом сразу на все немецкие предложения».

Красная Армия уходила на восток….А здесь, в руинах Брестской крепости, не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками,

- 17 -

оттесненные в подвалы насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды – пулемётам! И вот в живых только один – Плужников, герой книги Б.Васильева «В списках не значился». Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы сказать фашистам последние, сокровенные слова: «Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?» Плужников выходит из развалин героем, когда узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Он не имел права сложить оружие, пока фашисты шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву. Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. «Я русский солдат», - ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках. Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное – жил и умер её солдатом, остановив врага на русской версте...

«Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью. Чаще – суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо – значит, надо! – логика тех, для кого подвиг – до конца выполненный долг», - так считает Б.Василев и его герои. Выбрать свою версту и не отступить не на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины, её историей, тревогами, заботами…

- 18 -

Заключение

        Таким образом, потрясающие своим реализмом картины войны, созданные художником слова Л.Н.Толстым в «Севастопольских рассказах» и в романе «Война и мир», нашли отражение на страницах советской литературы о Великой Отечественной войне.

        Если поставить вопрос о том, в чём заключается главная поэтическая идея, пафос произведений Толстого о войне, - то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общение и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Два эпиграфа могли бы быть поставлены к творчеству Толстого: «Да здравствует весь мир!» - слова приветствия, которыми так радостно обмениваются друг с другом крестьянин-австриец и молодой русский офицер Николай Ростов из романа «Война и мир» в светлое утро, когда, кажется, весь мир сияет счастьем; и другой эпиграф: «Зло есть разобщение людей» - слова одной из статей Толстого. Таковы две стороны единой и постоянной художественной мысли писателя.

        Злу разобщения Толстой противопоставил свой идеал единения людей, связанный с миром. Такова основная мысль толстовской концепции войны, которая проходит сквозной нитью через творчество писателей-фронтовиков. Основу их произведений о войне составила кровавая правда, которую авторы видели своими глазами, которую сами осознали. Они показали «войну без блеска, угрюмую, тяжёлую, честную войну», о чём свидетельствует анализ произведений, приведённый в реферате. В своё время Толстым было открыто такое понятие, как «дух защитника», которое включает патриотизм, героизм, мужество, стойкость русского солдата-труженика на войне. Это понятие с большей силой получило развитие в литературе о Великой Отечественной войне. Так, читая повесть В.Некрасова, чувствуешь веру автора в русского человека, солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за неё жизнь.

        Нравственное превосходство русского солдата над врагом и Л.Н.Толстой, и В.Некрасов, и Б.Васильев, и В.Быков видят в патриотизме с естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой», которое заключено в единстве русских людей, основанном на ненависти к врагам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней.

        


[1] Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение,1987.

[2]  Толстой Л.Н. «Воина и мир» (т.III, ч. I, гл. I ). - М.: Издательство Эксмо,2003

[3]  Лесскис Г. Лев Толстой. 1852 -1869. М.: ОГИ, 2000.

[4]  Толстой Л.Н. Мои воспоминания. М., 1975.

[5] Толстой Л.Н. «Война и мир» (т.3, ч.2, гл. XXXIX). – М.: Издательство Эксмо,2003

[6] Толстой Л.Н. «Война и мир» (т.4, ч.3, гл. XIX). – М.: Издательство Эксмо,2003

[7] Толстой Л.Н. «Война и мир» (т.3, ч.2, гл.XX). – М.: Издательство Эксмо,2003

[8] Толстой Л.Н. «Война и мир» (т.3, ч.3, гл. XXXIX). – М.: Издательство Эксмо,2003

[9] Толстой Л.Н. «Война и мир» (т.3, ч.2, гл. XXV). – М.: Издательство Эксмо,2003

[10] Там же

[11] Толстой Л.Н. Повести и рассказы / Севастополь в декабре месяце. – М.: Московский рабочий,1980

[12] Толстой Л.Н. Повести и рассказы / Севастополь в мае. – М.: Московский рабочий,1980

[13]Толстой Л.Н. «Война и мир» (т.1, ч.3, гл.XVIII). – М.: Издательство Эксмо,2003

[14] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.1, гл.6). – М.: Советский писатель,1952

[15] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.1, гл.16). – М.: Советский писатель,1952

[16] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.2, гл.1). – М.: Советский писатель,1952

[17] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.1, гл.16). – М.: Советский писатель,1952

[18] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.2, гл.8). – М.: Советский писатель,1952

[19] Толстой Л.Н. Мои воспоминания. – М,1975

[20] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.1, гл.16). – М.: Советский писатель, 1952

[21] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.1, гл10). – М.: советский писатель,1952

[22] Там же

[23] Некрасов В. «В окопах Сталинграда» (ч.1, гл.10). – М.: Советский писатель,1952

[24] Гордович К.Д. История Отечественной литературы XX века. – Санкт-Петербург: Издательство

СпецЛит,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Место христианской традиции в произведениях русской литературы ХIХ века

Доклад на методическом объединении. В докладе говорится о значении христианской традиции при изучении литературы, о месте и роли церкви в Российской империи....

Урок литературы в 11 классе по теме "Новое о войне в литературе XX века"

Урок с применением технологии обучения в сотрудничестве построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...