Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Светлана Александровна Серебренникова

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь,привить любовь к истории своей страны, показать с помощью интеграции связь литературы с историей,географией,краеведением,музыкой,живописью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoy_konkurs_integrirovannyh_urokov.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс интегрированных уроков  «Урок+»

Номинация конкурса: межсистемная интеграция. Урок-путешествие.  

Образовательное учреждение: школа-интернат № 1.

Населённый пункт, район: г.Томск. Ленинский район.

Ф.И.О. учителей: Серебренникова С.А. , Зайцева О.Л.

Название интегрированных предметов: литература, история, география.

Продолжительность занятия: два урока.

Тема занятия, класс; «…Что движет солнце и светила?» 7 класс

Цель: раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Развивать навыки применения текстовой ассоциации как приём интерпретации в тексте.    

Задачи:  1.Обучающая: углубить знания учащихся по теме ( используется интеграция история- география- краеведение- литература- музыка),  вырабатывать навыки выразительного чтения и анализа текста, обогащать  словарный запас учащихся.

2. Развивающая: развитие устной речи учащихся, формирование процесса мышления, памяти.

3. Воспитательная: привить любовь к прошлому (истории) своей страны, показать с помощью интеграции связь литературы с историей, географией, краеведением, музыкой, живописью.  

Оборудование:

портреты жён декабристов, репродукции картин «Восстание на Сенатской площади», «Казнь декабристов», «Острог, где были заключены декабристы», диск с «Лунной сонатой» Бетховина, карта России, мел, доска, тетради, цветные карандаши, карточки с заданием, учебники, текст.

Ход занятия

1.Оргмомент.

2.Знакомство с темой, целью урока. План урока записан на доске, учащиеся его будут писать поэтапно. 

План урока

  1. Историческая основа поэмы  Н.А. Некрасова «Русские женщины».
  2. Из Петербурга в Сибирь.
  3. «Я к Вам пишу …»
  4. Несколько слов о поэте.
  5. Рассуждаем над поэмой Н.А. Некрасова «Русские женщины».
  6. Тестирование.  

3. Работа над осмыслением темы урока.

Задание: Расставьте цифры по значимости слов в теме урока, объясняя свой ответ.

«…Что(1) движет(2) солнце и светила (3)? (1)»

 Тема  урока содержит проблемный вопрос, к которому мы вернёмся в конце урока.

4.Запишите в тетрадь пункт плана № 1.

Вопрос учителя к учащимся.

  1. Какое историческое событие произошло в России 14 декабря 1825года?
  2. Выступления  трёх учеников с домашним индивидуальным заданием на историческую тему: 1) эпоха; 2) восстание, требование  декабристов; 3) судьба декабристов.
  3. Используем при рассказе репродукции вышеуказанных картин, портреты декабристов.

5.Запишите в тетрадь пункт плана № 2. Географическая часть урока.

Слово учителю географии Зайцевой О.Л.

Учитель обращает внимание детей на физическую  карту России на доске и эту же карту в географических  атласах за 8 класс, лежащих на каждой парте. Учитель ореинтирует  ребят по карте указывая на особенности географической территории России. Учитель  просит учеников найти на карте города Санкт-Петербург, Иркутск, проследить какие географические объекты  расположены   по маршруту Санкт-Петербург - Иркутск. Ученики называют формы поверхности (Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Западный и Восточный Саян), также замечают, что на пути  встречается много  крупных и мелких  рек (Свирь, Кама, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара). Ученики отмечают , что рядом с городом Иркутск  расположено  озеро Байкал).

Учитель  с помощью линейки  предлагает по прямой замерить расстояние от г. Санкт- Петербурга до г. Иркутска, затем с помощью масштаба карты перевести сантиметры в километры. Получилось расстояние, которое бы проехали декабристы и их жены  в ссылку без природных препятствий. Ученикам предлагается подумать  и сделать вывод, ответить на вопрос: «Сколько надо было мужества, настойчивости женщинам из богатых, обеспеченных семей проехать эти тысячи километров ,огромное количество природных препятствий ,по бездорожью, чтобы поддержать  и помочь своим мужьям?». Учитель  предлагает  с помощью обыкновенной нити, разложив ее на карте по  руслу рек Обь, Енисей, Ангара замерить длину их и вычислить, используя масштаб, действительную длину рек.

Все эти измерения дают представления ученикам о действительных  масштабах поступков  жен декабристов, т.к. транспортом в то время были  в основном конные экипажи. В литературных произведениях говорится о верстах , поэтому ученикам предлагается перевести  км в версты с помощью математических действий.(1 верста-1,06 км, по поэме под конвоем человек идет 4 версты, от Иркутска до Нерчинска по поэме расстояние равно 800 верст)

Обращая внимание на большие расстояния, которые проехали жены декабристов, чтобы находиться рядом с мужьями,  нужно еще обратить внимание на суровый климат. Для этого ученикам предлагается  открыть климатическую карту атласа России, найти  город Иркутск  и  выписать характеристику  климата около города (ср. температуру зимой и летом ,количество осадков)

В завершении работы по карте  ученики в произвольной форме, под руководством учителя географии, делятся впечатлениями об полученных  измерениях по физической карте. Делают выводы.

Краеведение: ученикам  учитель географии предлагает поговорить о роли декабристского движения  в городе Томске. Предлагается вопрос: «Какие улицы города Томска в своих названиях запечатлели память о декабристах?» (Иркутский тракт, пл. Батенкова)

Ученик готовил сообщение о декабристе Батенькове  Гаврииле  Степановиче., который  сначала был назначен из Санкт-Петербурга на должность управляющего, вновь   созданного Сибирского округа путей сообщения, т.к. в 1817 году закончил институт путей сообщения в г. Санкт- Петербург.. В городе Томске ему стоит памятник на пл. Батенькова. (сообщение рассчитано на 2-3 мин) (М.И. Черусов, В.А. Соловьева. Наш город родной. Новосибирск. Запаздно - Сибирское книжное издательство. 1982)

 Вывод к исторической и географической части делает учитель литературы Серебренникова С.А.

В 1826 году декабристы были сосланы за участие в восстании 1825г. в Сибирь на каторжные работы. Вскоре за многими из них добровольно  последовали их жёны: А.Г. Муравьёва, Е.И. Трубецкая, М.Н.Волконская, А.В. Розен и другие (на доску проектируются  портреты жён декабристов).

Герцен писал о них впоследствии: « Жёны, сосланные в каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под ещё страшнейший гнёт тамошней полиции».

Вопросы и задание учителя к учащимся, запись в тетрадь  3 пункта плана.  

  1. Ребята, вспомните, пожалуйста, при изучении биографии какого русского поэта мы говорили о восстании декабристов?
  2. Что именно связывает Пушкина с декабристами?
  3. Выразительное чтение наизусть учеником стихотворения  «Во глубине сибирских руд», написанное в 1827г.

6.Жёны декабристов и Пушкин.

Слово учителю литературы.

Поэзия для Пушкина была конечным исходом его бесконечных встреч, увлечений,   любви. М.Н. Волконская вспоминает: « Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем… поэт шёл за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от неё, кончилось тем, что я промочила ноги… Пушкин  нашёл, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи: мне было тогда лишь 15 лет».

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Позже в «Бахчисарайском фонтане» он сказал:

её очи

яснее дня

Темнее ночи.

Женщина М.Н. Волконская не претендует даже намёком на отведённую ей биографами роль «единственной» «утаённой» любви Пушкина, хотя вспоминает, что и она в ряду всех тех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми поэт встречался и в которых как поэт был влюблён, что и она дала повод для прелестных стихов. Умница Волконская точно поняла сущность: « В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что  видел».

Вспомните, что входит в эпистолярный жанр литературы?

Ответ: изданные письма частного характера, совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.

Учащийся  пересказывает вступление к письму А.Г. Муравьёвой своему мужу из книги «…Что движет солнце и светила?»

Ученица выразительно читает письмо А.Г. Муравьёвой на музыкальном фоне «Лунная соната» Бетховина при свечах в костюме 19 века. (Е. Богат. «…Что движет солнце и светила?» Новосибирск. Запаздно - Сибирское книжное издательство. 1981)

  1. Запись в тетрадь пункт плана № 4.

Сообщение ученицы краткой  биографической справки о Некрасове, задание классу:

Законспектировать сообщение, некоторые работы будут оценены.

Задание: какие произведения Некрасова Вам известны? Прочитайте несколько строчек из его произведений.

  1. Запись в тетрадь 5 пункта плана.

На доске написано определение поэмы. Записать определение в тетрадь, подчеркнуть ключевые слова.

Поэма - одно из видов лиро-эпических произведений, для которых характерна сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Задание : докажите, что «Русские женщины» по жанру является поэмой. Дать определение композиции.

Поэма «Русские женщины» напечатана в 1872- 1873 г.г. в журнале «Отечественные записки», по композиции состоит из двух частей. (« Княгиня Трубецкая», «Княгиня М.Н.Волконская» - прочитать самостоятельно).

В классе будем анализировать 1часть поэмы. Княгиня Трубецкая последовала в 1826г. за сосланным мужем-декабристом Сергеем Петровичем Трубецким в Сибирь, где и умерла в 1853г.

Задание: перескажите  кратко фабулу 1 части поэмы.

Вопросы: 

1. Лёгок ли был путь княгини Трубецкой?

2. Какие трудности пришлось преодолеть княгине на пути в Сибирь и на   каторге? Докажите цитатами из текста. Обращайте внимание на художественные средства.

Задание: проверка  письменного домашнего задания. Выписать из толкового словаря С.И. Ожегова значения слов: солнце и светило.

Вопрос: в каком значении могут употребляться эти слова?

Задание: назовите подходящие к теме урока значения слов солнце и светило.

Итак, как можно ответить на вопрос: 

  1. «Что движет солнце и светила?»

Ответ – любовь.

Задание:  возьмите цветные карандаши и запишите слово любовь. Составьте парадигму на основе ассоциативных связей.

Любовь - долг, чувство, подвиг, преданность, верность и т.д.

Вывод к уроку:

Дорогие ребята! Мы закончили с вами беседу по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». При этом мы много говорили о том историческом событии, которое называют восстанием декабристов и которое послужило началом целой эпохе. Мы решили с вами, что то, что сделали жёны декабристов, можно назвать подвигом. Читать поэму Некрасова было интересно, и самое главное, я думаю, у многих появилось желание побольше узнать о самом восстании декабристов, о судьбах его участников, об эпохе в целом.

 Уже два столетия эти вопросы интересуют многих историков, литераторов и режиссёров в том числе. В 1975г. режиссёр Владимир Мотыль снял фильм, который назвал строчкой из стихотворения А.С. Пушкина «Звезда пленительного счастья». Этот фильм я рекомендуя вам посмотреть.  

  1. Тестирование по сборнику тестов по литературе 5-11кл. (Москва «Олимп». Издательство Аст 2001г.)
  2. Задаётся дифференцированное домашнее задание: прочитать 2 часть поэмы «Княгиня М.Н. Волконская». Обдумать материал к письменной работе: страничка дневника Трубецкой или Волконской. Для слабо успевающих учащихся задание №4 в учебнике литературы под редакцией В.Я. Коровиной.
  3. Итог урока: поблагодарить учащихся за урок, комментирование оценок, выборочная проверка рабочих тетрадей по литературе с целью проверки конспектирования, сдача работ с тестированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"

Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...

Интегрированный урок- путешествие по Байкалу «Действия с дробными числами» Математика 6 класс

Данный урок-обобщение по теме "Действия с дробными числами" представляет собой  путешествие по озеру Байкал, где математические задачи сопровождаются увлекательными материалами....

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок "Путешествие в сказку" (2 класс)

Данный урок является заключительным в разделе «Wir kennen einige Figuren deutscher Bücher». Данный урок является интегрированным: объединены такие предметы как немецкий язык, музыка, литература, изобр...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии.Тип урока: Интегрированный.Форма: Урок-путешествие.Цели урока:·         Повторить содержание важнейших понятий ...

Интегрированный урок-путешествие "Химическая география чудес природы"

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.Следует разделять традиционный и современный уроки.Традиционный урок решает о...