Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"
план-конспект по мхк по теме

Санькова Светлана Александровна

Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVII). Познакомит с историческим и батальным жанром в живописи, народной песней о героях, с изделиями народных мастеров косторезов. Приобщит учащихся к истории России, воспитает  у них патриотические чувства.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_skvoz_taezhnye_debri_.doc83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санькова Светлана Александровна

Учитель музыки и МХК

СОШ № 13, г. Нерюнгри РС(Я)

Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству  в 3 классе (по системе Л. В. Занкова)

Тема урока «Сквозь таежные дебри»

Цели урока:

  1. Включить воображение детей, помочь им погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVII)
  2. Показать мужество и целеустремленность первопроходцев, отправлявшихся в путь не ради наживы.
  3. С помощью музыки и художественных приемов создать образы героев, сложные природные условия, в которых происходили открытия.
  4. Познакомить с историческим и батальным жанром в живописи, народной песней о героях, с изделиями народных мастеров косторезов.
  5. Приобщать учащихся к истории России, воспитывать у них патриотические чувства.
  6. Развивать интерес учащихся к окружающему, способствовать формированию у них целостной картины мира.
  7. С помощью дискуссии способствовать развитию логических умений- сравнивать, анализировать обобщать, оценивать
  8. Обрабатывать навыки работы с контурной картой.    

Опережающее задание группам:

  1. Собрать материалы и подготовить задания по темам:
  2. 1 группа - «Животный мир тайги»
  3. 2 группа - «Животный мир тундры»
  4. 3 группа - «На чём плавали на Руси»
  5. 4 группа - «Жилища народов Севера»
  6. На контурных картах отметить моря и острова Северного Ледовитого океана, реки Сибири.

Оборудование:

  1. Физическая карта мира.
  2. Физическая карта России.
  3. Таблицы:
  4. «Первопроходцы»
  5. «Жилища народов Севера»
  6. «Русские судна»
  7. «Население Сибири»
  8. Портреты Ермака, С. Дежнёва
  9. Макеты: «русская изба», «Балаган»
  10. Картины:
  11. В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»,
  12. Л.С. Котляров «Семён Дежнёв огибает Чукотский полуостров»
  13.  Схема: Результаты походов первопроходцев    

План ведения урока:

  1. Что такое география? Кто такие первопроходцы?
  2. Приглашение к путешествию.
  3. Постановка проблемы.
  4. Выборы средства передвижения. Песня.
  5. Историческая деталь. Россия к концу XVI в.
  6. Что такое Сибирь?
  7. Историческая деталь. Поход Ермака в Сибирь.
  8. Картина В.И.Сурикова «покорение Сибири Ермаком»
  9. Создание образа Ермака Тимофеевича.

          а) Беседа по иллюстрации учебника.

          б) Народная песня «Смерть Ермака»

  1. Историческая деталь. Результат похода Ермака (1581-1582)
  2. Работа с картой «Населения Сибири»
  3. Историческая деталь. Казак Семен Дежнев.
  4. Поход Семена Дежнева.
  1. а)  Начало похода
  2. б)  Создание образа стихии.

      в)Картина Л.С. Котлярова «Семен Дежнев огибает Чукотский                   полуостров»

      г)  Завершение похода

      д)  Работа с контурной картой.

  1. Память о первопроходцах живет в народе.
  2. Подведение итогов урока. Результаты путешествий.
  3. Высказывание М.В.Ломоносова.
  4. Итоговое слово учителя.
  5. Возвращение из путешествия. Песня.

У. - Ребята на уроках «окружающего мира» нам помогает наука «География». А что такое география? (Описание земли). Чтобы описать землю, что еще необходимо? (необходимо путешествовать, наблюдать, исследовать)

    - Кто такие путешественники, землепроходцы, мореходы? (Работа со схемой)

 – Знаете, у меня неожиданно оказался этот предмет! (Показываю старинную бутылку закрытую пробкой), Вы не покажите что это такое? (предположение детей).(Учащиеся открывают бутылку, достают послание)

   - Это послание нужно разгадать. (Здесь зашифровано приглашение к путешествию, время, место и цель)

  - Куда же нас приглашают? (В Сибирь)

( Постановка проблемы): - Мы должны выяснить:

  а) Зачем русские землепроходцы и мореходы отправлялись в Сибирь;

С какой целью осваивали новые земли?

  б) Какие трудности преодолевали?

  в) Каких результатов добились?

 - На чем же мы отправляемся в путь вслед за отважными предками? (На корабле). Сообщения учащихся (с показом изображений судов). (Большие корабли в русском государстве строить не могли. По рекам плавали на стругах - плоскодонных лодках, с парусом и веслами, с заостренным носом и кармой, Такой маленький парусный кораблик назывался ладья. Садились русские войны на ладьи свои скорые распускали паруса полотняные. С парусом - то лучше! Новгородцы плавающие по северным рекам называли свою ладью ушкуй. Русскому человеку отваги не занимать! Северные поморы плавали среди льдов на «кочах» - ходких, одномачтовых судах).  

«Подумай друг, а может быть

Не надо в море торопиться?

На берегу спокойней жить,

 И что на месте не сидится!

Смотри какой гудит прибой

угрюмы небеса

И все ж, друзья не поминайте лихом-

Поднимаем паруса!»

Дети поют песню Муз И. Дунаевского «Веселый ветер"

Историческая деталь.

- Что собой представляло Российское государство к концу XVI века? Её территория ограничивалась только Восточной Европой: от Белого до Каспийского моря, от Чудского озера до Уральских гор. Как тогда назывались уральские горы? («Камень», «Большой камень», «Каменный пояс». Правил в России царь Иван Грозный).

 - Как называется территория от Уральских гор и до самого Тихого океана? (Сибирь)

- Что вы знаете о Сибири? (дети рассказывают о тайге, дебрях, болотах, разнообразии животного мира, суровом климате)

 Историческая деталь.  

- В какой части света расположена Сибирь? (В Азии). Сибирским царством называлось татарское владение на реке Иртыше, впадающей в Обь. С XVI века началось присоединение к Руси азиатских земель. Первым был организован поход за Урал дружины казаков во главе  с Ермаком. Вдоль скалистых берегов уральской реки Чусовой поплыли на восток струги Ермака. Он был храбрым войнам. Казацкая дружина перешла через горы Урала в Сибирь. У сибирского Хана Кучума было большое войско, но казаки разрубили его.

 Знакомство с картиной В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

- Какие картины помогают нам узнать историю, своё прошлое? (Исторические).

- Художественные произведения помогают глубже понять события истории, ярче представить себе героев, о которых говорит история.

Обратитесь к картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1895).

- Как вы думаете, какой эпизод показан на картине?

- Что мы видим на переднем плане?

- Какие художественные приемы помогают художнику передать силу и мощь, храбрость русского народа.

Полотно изображает борьбу Ермака с татарским ханом Кучумом, который, собрав разноплеменное войско грабил и уничтожал русские города, дойдя почти до Урала. Василий Иванович Суриков для достижения большей достоверности и точности в своей будущей картине объездил многие города Сибири, Кубани, Дона, изучал исторический материал, делал наброски.

В картине показал эпизод битвы отряда Ермака с татарами. Две стихии встречаются - так сам художник охарактеризовал замысел своего произведения. Казачья флотилия резко противопоставляется хаотичной массе вразброд отступающих татар. Бой еще в разгаре, но победа русских предрешена. Лишенная единства татарская рать не может противостоять хорошо организованному, спаянному чувством преданности своей Родине русскому войску. На переднем плане ясно видны фигуры отдельных русских воинов с волевыми, решительными, мужественными лицами. Изображенный на полотне решающий бой поражает своей грандиозностью. Ощущение движения валящих сторон на встречу друг другу усиливают и стремительно мчащаяся по крутому берегу татарская конница и начавшаяся паника в стане врагов, и беспокойная рябь вод Иртыша.

Теплая золотисто-зеленовато-коричневая гамма, оживленная яркими пятнами одежд, вспышками от ружейных выстрелов, убедительно передаёт Суровую, неприветливую красоту Сибирской природы, картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - это восторженный гимн мужеству, героизму, храбрости русского народа.

Создание образа Ермака Тимофеевича.

   а) Беседа по иллюстрации учебника, Летописцы представляют «сего казака- крепкотелым, осанистым широкоплечим. Он был роста среднего, имел плоское лицо, быстрые глаза и черную бороду, чёрные и кудрявые волосы».

- Ермак изображен на фоне суровой сибирской природы в момент предельного эмоционального напряжения, внутренней борьбы. Строгая фигура, суровое лицо, напряжение пальцев сжимающих рукоять сабли. Герой задумался о жизни своего народа, о его судьбе и той роли, которая выпала на его долю. Сдержанные краски подчёркивают важность изображаемого сюжета, сильного мужественного характера.

- Ермак погиб в водах Иртыша.

Историческая песня – сюжетный жанр. Сюжет сводиться к одному событию или даже эпизоду.

Предмет исторической песни – конкретные действия, события и лица. Историческая песня – повествование о прошлом. Действующие лица не былинные герои и не простые люди бытовых лирический песен и баллад, а известные исторические деятели (Иван Грозный, Степан Разин, Ермак).

Песни о Ермаке были популярны среди донских казаков. В них Ермак изображен казачьим атаманом, который заботится о казаках,  «Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани». А вот исторической песни совершенно не отразили такое важное событие, как завоевание Ермаком Сибири. Послушайте народную песню «Ревела буря, гром гремел…», на слова К. Рылеева.  

- Русский поэт в своём стихотворении «Смерть Ермака» создал образ Ермака Тимофеевича, это стихотворение стало популярной в народе.

Исполняют учителя

 Историческая деталь.

- Результаты похода Ермака были закреплены присылкой сюда отрядов стрельцов и основанием первых русских городов в Сибири Тюмени и Тобольска. (Учащиеся на контурной карте отмечают Обь, Иртыш, Тобольск). Доступ для русск5их переселенцев в Сибирь был открыт. В XVII веке поток русских первопроходцев неудержимо устремился в Сибирь. Новгородцы и поморы на добычу пушного зверя, а военные отряды снаряженные боярами собирали дань с обитавших там племен. Существовало два пути в Сибирь: сухопутный через Камень к притокам нижней Оби и морской, которым ходили на  промысел морского зверя в устье Оби и Енисея.

 Работа с картой

- Назовите народы,  проживающие на территории Сибири. (Ханты, манси, эвенки, тувинцы, буряты, якуты, эвены, юкагиры, нанайцы, чукчи, коряки, ительмены, нифхи, дауры).

- Чем они занимались?

- В чем жили?  (Дети рассказывают о жилищах Северных народов:

Яранга - переносное, круглое в плане жилище кочевых чукчей и коряков, части эвенков и юкагиров. Остров и коническая кровля из шестов, покрытая шкурами оленей. Сохраняется в Оленеводческих бригадах.

Чум - русское название переносного жилища народов севера России. Конический остров из шестов покрывался оленьими шкурами корой или берестой.)

- Охотники промышляли добычей пушного зверя. (Дети рассказывают о песце, соболе).

- А чукчи и эскимосы пасут стада оленей и легких лодках отважно выходят в море, где много моржей и тюленей. (Дети рассказывают об этих животных).

- Моржовые клыки достигают порой 80 см. их обработкой занимались мастера косторезы.

Якутские и Чукотские косторезы являются прославленными мастерами настольной декоративной скульптуры. Такие замечательные мастера-косторезы как В. Амосов, Н. Пестерев, С. Петров снискали мировую славу создавая анималистическую скульптуру, декоративно бытовые предметы. Якутские косторезы посвящали свои произведения историческим событиям, изображениям сцен праздника Иссыах, изображениям северных оленей, оленьи упряжки, сцены охоты.

(Просмотр иллюстраций)

 Историческая деталь.

Сибирская зима суровее, длиннее. В тайге нет ни селений, ни дорог. Одни звериные тропы, по которым пробираются охотники. Но в борьбе с суровой природой человек знакомится, становится мужественнее, выносливее.

Храбрейшим  среди храбрых и самым удачливым был Семен Иванович Дежнев. Бывший помор свою судьбу связал с казачьей службой сначала в столице Сибири Тобольске, затем в Енисейском остроге. А когда был основан Ленский острог- перебрался туда. Вы догадались, что Ленский острог и есть город Якутск, столица нашей Республики Саха. 27 апреля мы отметили 375 лет со дня вхождения Якутии в состав России. А тогда это была небольшая крепость срубленная из дерева. Дежнев участвовал в нескольких походах для сбора ясака- подати, которую покорённые народы платили мехами, Дежнев побывал в реках бассейна Лены на реке Яне, Индигирки и Колыме. (Работа с картой).

В 1647 году приказчик одного московского купца помор Федор Попов начал организовывать промысловую экспедицию. Целью её были поиски на востоке моржовых лежбищ и якобы, богатых Соболями берегов реки Анадырь (Работа с картой) Дежнев был назначен ответственным сборщиком ясака.

- Как вы думаете когда было удобнее выходить в северное море? (дети рассуждают)

а) В июле 1648 года от устья реки Колыма (стрелками обозначаю начало маршрута), пошли на восток, как говорили тогда «На встречу солнцу» семь кочей. На всех было около 90 человек. Дежнев и Попов помещались на различных судах. Два коча вскоре разбились о льды во время бури. Буря нагнала льды. На коче Дежнева был силач Митяй. Встал он на носу коча и длинным шестом распихивал льдины. Но скоро коч попал в западню. Со всех сторон на него надвигались уже не льдины, а целые ледяные поля. Уперся Митяй изо всех сил, налег, а шест сунулся да и выпрямился вдруг. Митяя выбросило на лед. А что же коч? Лопнул как орех и пошел ко дну? Нет! Льды сходились но им не за что было зацепится- борта у кочей закруглены и , когда ледяные поля сошлись кочи оказались на льдинах. Подняли паруса, заскользили по льду и плюхнулись в воду, как тюлени, Умные кораблики!

В Чукотском море во время бури пропали два других коча.

б) Создание образа «Стихии». Художник Л.С Котляров в своей картине «Семен Державин огибает Чукотский полуостров» создал образы смелых первопроходцев.

- Какие образы перед нами?

- Как их изобразил художник?

- какие чувства вызывает это произведение?

Как выразительно художник изобразил разбушевавшуюся стихию!

Русский композитор Н. А. Римский – Корсаков в своем произведении «Океан» из симфонической сюиты «Шехеразада», тоже  изобразил бушующий океан, но только звуками. Он использовал различные оркестровые эффекты. В музыке мы слышим подражание всплеску волн, легкой зыби. Композитор словно рисует музыку красками, как плывет по волнам корабль, который устоял в борьбе со стихией.

Слушают фрагмент  «Океан» Н. А. Римского - Корсакова

в) В сентябре кочи вошли в пролив картина Л.С.Котлярова «Семен Державин огибает Чукотский полуостров». Сентябрь 1648 года. Два русских судна только что оставили за собой Чукотское море Северно-Ледовитого океана и огибают северно-восточный мыс Чукотского полуострова и всей Азии (мыс Дежнева). Они находятся в проливе отделяющим Азию от Африки и вступают в северное окраинное море Тихого океана (Дети следят по карте). Суда, так называемые кочи, небольшие, однопалубные, одномачтовые, ходящие под веслами, а при прямом ветре - под прямым парусом, сшитым из оленьих шкур. На переднем плане - коч С. Державина. На заднем плане коч организатора всей экспедиции Федора Попова.

г) Завершение похода.

Моряки еще не подозревали, что они совершили великое открытие- пролив между двумя континентами. А в западной Европе еще долго спорили,  соединяется ли азиатский материк с американским или отделен морем. Об открытии Дежнева и его товарищей на Западе ничего не знали. Донесение Дежнева попало в Якутский архив и было обнаружено только спустя 90 лет. А ведь прав был М.В. Ломоносов, великий русский учёный написал: «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнет в Америку держава».

Отважным путешественникам, которые преодолели бесчисленные трудности, лишения и опасности, добивались сокращения «белых пятен» на карте, были чужды корыстные цели наживы, но именно в этих целях использовались эти открытия.

Дежнев завершил экспедицию с одним кочем, остальные разбились или пропали без вести. После неудачной попытки начать торговлю с обитателями Чукотки сильнейший шторм выбросил коч  Дежнева на берег за Анадырь реку. Из 90 человек осталось 25. Претерпев голод, холод и всякие лишения попали на Анадырь 12 человек. Кое как прожили там зиму, построили лодки и летом 1649 г. Поднялись в верх по реке. Дежнев не оставлял мысли о «моржовом зубе» и поиски его завершились открытием богатейшего лежбища. Казак доставил в Москву в царскую казну 289 пудов моржовых клыков на сумму 17340 рублей серебром. А царь его пожаловал деньгами и сукном на сумму 126 рублей 20 копеек и званием атамана. В Сибири атаман Дежнев служил еще и вернулся в Москву с Соболиной казной и умер там в 1673 году.

д) Работа с картой.

- Нанесите маршрут похода Дежнева на своих контурных картах в рабочей тетради, Обозначьте мыс Дежнева, Напишите название пролива между Азией и Америкой. (Берингов пролив), пользуйтесь картой учебника ст.170

 Память о первопроходцах Ермаке и Дежневе осталась в народе. Сейчас по северному морскому пути в Сибирь и на Дальний восток идут караваны судов, а прокладывают дорогу среди льдов - ледоколы.

(Сообщения учащихся)

- Ледокол устроен так чтобы бороться со льдами. Нос у него как гигантский утюг- чтобы лёд колоть. Сперва он вонзится в льдину, а потом весь корабль на неё своей тушей навалится. Лед трещит, колется, словно яичная скорлупа.

- Ледокол Ермак называют дедушкой русского ледокольного флота. Славный путь прошел этот ледокол, вышедший в своё первое плаванье в 1899 году. Много на его счету спасенных судов, затёртых льдами. В войну «Ермак» участвовал в героической обороне Ленинграда. Сейчас это судно- музей.

- Откройте ст.171 и прочитайте еще об одном ледоколе - «Дежнев»

 Подведение итогов. Возвращаемся к проблеме урока. (Дети рассуждают и подводят итоги)

Результаты путешествий: расширение границ государства, открытие и заселение новых земель, налаживание торговых и дипломатических отношений, расширение знаний об окружающем мире, использование богатств Сибири.

 М. В. Ломоносов сказал в XVIII веке: «Российское могущество прирастать будет Сибирью  и Северным океаном.»

Сбылось ли его предсказание? (Учащиеся высказывают свои мысли).

Учитель: Присоединение Сибири к России имело огромное значение не только для русского народа, но и для народов Сибири. Включение их в состав государства с более развитой экономикой, с более высокой культурой создало условия для ускоренного хозяйственного, социального и культурного развития этих народов. Все народы Сибири и русский народ- стали народными братьями.

Мы возвращаемся из нашего долгого путешествия, готовые к новым свершениям.

Звучит песня из кинофильма «Дети капитана Гранта».

Литература

  1. В. Ф. Антонов Книга для чтения по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Москва «Просвещение» 1984 г.
  2. Сивцова А. И, Мостахов С. Е., Дмитриева З. М. География Якутской АССР г. Якутск 1984 г.
  3. В. С. Виргинский Очерки истории науки и техники XVI- XIX веков. Москва «Просвещение» 1984 г.
  4. И. П. Мотдович, Ю. М. Покопцев «Методическое руководство к картинам», «Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи».
  5. Н. А. Максимов «За страницами учебника географии» Москва «Просвещение» 1984 г.
  6. А. Ликум «Всё обо всём» Популярная энциклопедия для детей. «Народная песня» Москва 1996 г.
  7. В. Бахревский «Семён Дежнев» Издательство «Малыш» Москва 1984 г.
  8. К. Рылеев Сборник стихов. Издательство «Советская Россия» Москва 1977 г.
  9. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир 3-4 классы (1-4)» Методические пояснения к курсу Москва 2002 г.  
  10.  А. Новиков Прибой «Шторм на море» Хрестоматия по Физической географии под редакцией Н. А. Максимова издательство «Просвещение» 1980 г.

 

           

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"

12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Интегрированный урок - путешествие с элементами внеклассной работы в 5 классах по теме: "Заимствованные слова."

Развитие интереса к предметам: "Русский язык", "Английский язык"через интеграцию предметов: русский язык, английский язык, георграфия, краеведение....

Интегрированный урок для детей 7-10 лет (изобразительное искусство, литература, окружающий мир) «КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»

Материал содержит план интегрированного  урока для детей 7-10 лет(изобразительное искусство, литература, окружающий мир)  по теме: «Сказочные виды транспорта», презентацию.Матери...

Интегрированный урок окружающего мира и математике. 3 класс

Интегрированый урок по окружающему миру и математике 3 класс....

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...