Компетентностно – ориентированное задание по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Ерофеева Ирина Алексеевна

                                                                                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz_po_literature.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно – ориентированное задание по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Стимул:

Лишние люди

   Министерство энергетики и ЖКК озаботилось проблемой почти литературной — чиновники собираются найти всех «лишних людей», которые живут в квартирах без регистрации и избегают платы за услуги ЖКХ по нормативу.

     Речь идет о проекте по выявлению незарегистрированных жителей в тех квартирах, где не установлены приборы учета. Людей в таких квартирах может быть прописано немного, а жить — хоть целым табором. В идеале каждый лишний человек должен зарегистрироваться в управляющей компании, чтобы его учитывали при расчете коммунальных платежей.

- о каких «лишнях людях» идет речь в этом тексте? (лиди без регистрации, избегающие платы за услуги ЖКХ)

- кто такие эти «лишние люди»? (тип людей, не умеющих найти применения своим силам и способностям в общественной жизни)

- какова связь (и можно ли вести речь об этой связи) «лишних людей» из этого отрывка с «лишними людьми» из русской литературы?

Задачная формулировка: в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» противопоставлены 2 типа людей. Охарактеризуйте каждый из них.

(В данной таблице приводится модельный ответ).

Позиции для характеристики

1 тип людей

2 тип людей

1.Перечислите персонажей романа, являющимися представителями  каждого типа.

Онегин

Ленский

Провинциальное дворянство.  Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.

2.Оперируя цитатами либо примерами из текста, назовите особенности внешности и поведения  таких людей.

Онегин находится в зрелом возрасе (на момент дуэли ему 26 лет). Он одет «как денди лондонский», то есть продчеркнуто изысканно, но в то же время небрежно. Онегин часто достает брегет (часы, очень дороги) и смотрит время. Он следит за временем, его ему не хватает.

Ленский: он «красавец», носит «кудри черные до плеч»;  юн, ему нет ещё и 18 лет. 

Дядя Онегина: «Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».

Мать Татьяны: «Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».

Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных интересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.

3.Найдите в тексте цитаты, характеризующих внутренний мир, состояние души и человеческие ценности каждого типа.

Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей-он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.

Нет: рано чувства в нем остыли

Ему наскучил света шум.

И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»

Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал.

4.Охарактеризуйте отношение каждого типа к дружбе. Подтвердите цитатой.

Онегин, хотя по-своему и привязан к юному соседу, вначале общается с ним «от делать нечего», ведь ему еще в Петербурге «друзья и дружба надоели».

Полярно противоположны герои и во взглядах на любовь. Для Онегина это чувство не страсть, а лишь развлечение, флирт. Свет убил веру в возможность высокой любви. Резко противопоставлены угаснувшим страстям Онегина восторженные чувства Ленского — любовь, освещенная поэтическим воображением, возвышенными мечтами, пламенным восторгом.

Для Ленского дружба — одна из потребностей его натуры. Вера в дружескую преданность, культ дружеской верности для него незыблемы.

5.Охарактеризуйте отношение каждого типа к светскому обществу. Подтвердите цитатой.

Утомлен и разочарован светом, разочарован в нем, отчетливо увидев всю его лживость, искусственность и пустоту.

Ленский светской жизни не знает совсем.

Две столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Герои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.

          

6. К какому типу людей Вы можете отнести себя? Обоснуйте свой ответ 2 и аргументируйте его.

Источник информации – роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и статья от 23 марта 2013 года «Лишние люди»

Использование КОЗ на литературе позволяет решить следующие задачи:

  1. мотивировать детей на внимательное прочтение текста и решение актуальной для них нравственной задачи;
  2. создать условия для вдумчивого чтения, когда истина рождается в диалоге с писателем, диалоге с друзьями (если организовать работу в парах или группах), в диалоге с учителем (когда  включается постпроизвольное внимание и возникает дискуссия), в диалоге с самим собой (если произведение стало откровением);
  3. понять уровень развитости предметных и ключевых компетентностей и увидеть пути их дальнейшего совершенствования;
  4. формировать нравственного человека  с устоявшимися мировоззренческими установками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Образы Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация по теме "Образы Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...