Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Александрова Наталья Борисовна

При изучении литературы 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_literatura_8_klass.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Тема урока

Основные виды деятельности

Формы контроля

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

1 четверть – 18 часов

1.

Введение. Литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, составление тезисов лекции, плана статьи

Тезисы лекции, план статьи учебника

2.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях.

Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темна...», «Вдоль по улице метелица метет...».

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Беседа, выразительное чтение, комментирование художественного текста

Фонохрестоматия

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Чтение, ответы на вопросы, сопоставление преданий и сказок

Выразительное чтение наизусть

Фонохрестоматия

4.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Чтение по ролям, комментирование текста

Составить словарик устаревших слов

Презентация

5.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Выразительное чтение

6.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

Слово о писателе.

Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Чтение, ответы на вопросы, инсценирование

Ответы на вопросы  учебника (письменно)

     7.

Анализ эпизода комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

Особенности анализа эпизода драматического произведения.

Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Комментирование текста, подбор реплик, характеризующих главных персонажей комедии

Письменная речевая характеристика Простаковой, Митрофана, Скотинина

8.

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века»

(на примере 1—2 произведений).

Урок развития речи

Сочинение

9.

И. А. Крылов. Слово о баснописце.

Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Беседа, выразительное чтение

Выразительное чтение басни наизусть

Фонохрестоматия

10.

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения

Анализ басни

11.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте.

Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. 

Тема расширения русских земель.

Образ Ермака Тимофеевича.

Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Понятие о думе. Характерные особенности жанра.

Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.

Практикум. Анализ стихотворения

Выразительнее чтение стихотворения наизусть

Фонохрестоматия

12.

А. С. Пушкин. Слово о поэте.

Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября».

Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворений

Выразительное чтение 1 стихотворения наизусть

Фонохрестоматия, презентация

13.

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах).

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, сжатый пересказ

Ответы на вопросы

14.

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к  Пугачеву народа, дворян и автора.

Беседа, выразительное чтение, комментирование текста художественного произведения

Ответы на вопросы

15.

А. С. Пушкин; «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Беседа, пересказ статьи

16.

Гринев:  путь духовного становления героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Комментирование произведения, анализ художественного текста в сопоставлении с произведением Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Ответы на вопросы

17.

Семья капитана Миронова.

Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.

Чтение глав повести, комментирование художественного текста, анализ текста, сопоставление сцен

Ответы на вопросы

18.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Пересказ, близкий к тексту. «Калмыцкой сказки», выразительное чтение, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения

Ответы на вопросы

2 четверть – 14 часов

19.

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

Сочинение

20.

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система обрезов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Комментирование художественного произведения

Слушание отрывков из оперы

21.

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Урок контроля

Тест

Тест

22.

М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

(с обобщением изученного в 6-7 классах).

Чтение статьи учебника

Составить план поэмы

Фонохрестоматия

23.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой; Воспитание в монастыре.

Романтически-условный историзм поэмы.

Выразительное чтение поэмы и комментирование текста

Составить план характеристики героя

Фонохрестоматия  

24.

Особенности композиции поэмы «Мцыри».

Роль описаний природы в поэме.

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Пересказ эпизода, анализ эпизода (устный)

Анализ эпизода

(письменный)

Тест

25.

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)».

Мцыри как романтический герой.

Природа и человек в поэме «Мцыри».

Анализ текста

Сочинение

26.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе.

Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Исторические произведения в творчестве Гоголя

(с обобщением изученного в 5—7 классах).

Чтение статьи, заочная экскурсия

Ответы на вопросы

Презентация

27.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки «Ревизор» в оценке современников

Чтение статьи, заочная экскурсия

Презентация

28.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Чтение замечаний для господ актеров, ответы на вопросы, анализ текста пьесы

Ответы на вопросы

29.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

Хлестаковщина как нравственное явление.

Пересказ, устное словесное рисование

30.

Особенности композиционной структуры комедии.

Специфика завязки развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

(на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).

Связный рассказ о городничем, комментирование художественного текста

Сочинение

31.

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).

Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Беседа, устное словесное рисование, заочная экскурсия

32.

Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Практикум, комментирование художественного текста

Ответы на вопросы

Просмотр кинофильма

3 четверть – 21 час

33.

М. Е. Салтыков- Шедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Обличение строя, основанного на бесправии народа.

Образы градоначальников.

Средства создания комического в произведении.

Ирония, сатира.

Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Анализ художественного произведения, ответы на вопросы

Презентация

34.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»; Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи, устное словесное рисование

Сочинение

35.

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля

Тест

Тест

36.

Н. С. Л е с к о в.  Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

Развитие понятия о рассказе.

Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Чтение статьи учебника, рассказа, самостоятельное формулирование вопросов по тексту

Составить вопросы по каждой главе

37.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий.

Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Чтение статей учебника, ответы на вопросы, пересказ по плану

Пересказ

Презентация

38.

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала».

Особенности композиции.

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Устное словесное рисование, ответы на вопросы, составление таблицы

Таблица

Тест

39.

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

Комментирование художественного произведения

Ответы на вопросы

40.

Поэзия родной природы в творчестве А, С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А, А. Фета, А. Н. Майкова.

Урок развития речи, чтение статьи, выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение 2 стихотворений наизусть

Фонохрестоматия

41.

А. П. Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

Психологизм рассказа.

Краткий пересказ произведения, чтение статьи

Ответы на опросы

42.

И. А. Бунин. Слово о писателе.

Проблема рассказа «Кавказ».

Мастерство И. А. Бунина-прозаика.

Чтение статьи о писателе,  комментирование художественного текста

Ответы на вопросы

43.

А.И. Куприн. Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Представления о любви и счастье в семье.

Понятие о сюжете и фабуле.

Художественный пересказа фрагмента, комментированное чтение, составление таблицы-характеристики главных героев

таблица

44.

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

Урок развития речи

Сочинение

45.

А. А. Блок. Слово о поэте.

Историческая тема в его творчестве. «Россия».

Образ России и ее территории.

Обучение выразительному чтению.

Урок развития речи, чтение статьи учебника

Выразительное чтение стихотворения наизусть

Фонохрестоматия

46.

С. А Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев» — поэма на историческую тему.

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Анализ фрагментов поэмы, сопоставление с произведениям Пушкина и народными песнями

Анализ текста

47-48.

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи, устное словесное рисование

Сочинение

49.

И. С. Шмелев. Слово о писателе.

«Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству.

Чтение статьи о писателе, пересказ, комментирование художественного текста

Ответы на вопросы

50.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (отрывки).

Сатирическое изображение исторических событий.

Ироническое повествование о прошлом и современности;

Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко «История болезни».

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы, пересказ отрывков

Презентация

51.

М. А. Осоргин. Слово о писателе.

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Анализ художественного текста

Анализ текста

52.

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина.

Урок контроля

Тест

Тест

53.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.

Поэма «Василий Теркин».

Картины фронтовой жизни в поэме.

Тема честного служения Родине.

Восприятие поэмы современниками.

Ответы на вопросы, сообщение о писателе

Составить цитатный план статьи учебника

Фонохрестоматия

4 четверть – 15 часов

54.

Василий Теркин — защитник родной страны.

Новаторский характер образа Василия Теркина.

Правда о войне в поэме Твардовского.

Выразительное чтение, комментирование художественного текста

Анализ главы

55.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

Юмор. Фольклорные мотивы.

Авторские отступления.

Мастерство А. Т. Твардовского в поэме.

Выразительное чтение, составление характеристики героя

Ответы на вопросы

56.

А. П. Платонов. Слово о писателе.

Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок внеклассного чтения, чтение, устное словесное рисование, анализ текста

Ответы на вопросы

57.

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского

(«Катюша», «Враги сожгли родную хату...»),

Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют.. ,»),

А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).

Урок развития речи

Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть

Фонохрестоматия

58.

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Отражение военного времени в рассказе.

Развитие представлений о герое-повествователе.

Пересказ по плану, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения

Ответы на вопросы

59.

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

Урок развития речи

Сочинение

60-61.

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Выразительное чтение  стихотворения наизусть

Фонохрестоматия

62.

У. Шекспир. Слово о писателе.

«Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Чтение, художественный пересказ, сообщение о Шекспире

Ответы на вопросы

Презентация

63.

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...»,

«Увы, мой стих не блещет новизной ...».

Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Выразительное чтение сонетов, ответы на вопросы

Выразительное чтение наизусть 1 сонета

Фонохрестоматия

64-65.

Ж-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены).

Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера.

Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Ответы на вопросы, сопоставление с комедиям Д.И.Фонвизина

Ответы на вопросы

Презентация

66.

Дж. С в и ф т. Слово о писателе.

«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Чтение статьи, ответы на вопросы

пересказ

Презентация

67.

В. С к о т т. Слово о писателе.

«Айвенго» как исторический роман.

Чтение статьи, сравнительный анализ «Айвенго» и «Капитанской дочки»

68.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето.

Урок внеклассного чтения

Список произведений для почтения на каникулах

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г

Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Я Коровиной 6 класс

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 102 часа...