Веков связующая нить
методическая разработка по литературе по теме

Шарунова Галина Владимировна

Внеклассное мероприятию ко Дню славянской культуры и письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vekov_svyazuyushchaya_nit.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Веков связующая нить

 Цель:

  1. Воспитывать чувство гордости за свой народ любовь к Родине.

Задачи:

  1. Формирование познавательного интереса к истории России.
  2. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.
  3. Формировать умения и навыки инсценировать стихи и декламировать их.

Презентация «Широка страна моя родная»

На фоне кадров голос Бояна

БОЯН О светло светлая и украсно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими, реками и кладезями месточтимыми, горами крутыми, холмами  высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разновельможными многими –всего еси исполнена земля русская.

Послушайте, люди добрые, повесть минувших лет – откуда пошли люди русские и слава о них по всей земле.

Видеофильм

БОЯН. И был у славян славный князь Олег, любимец богов.

СЦЕНКА. Князь с дружинниками выходит. Навстречу ему кудесник.

КНЯЗЬ.

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

 И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня,

В награду любого возьмёшь ты коня.

КУДЕСНИК.

 Волхвы не боятся могучих владык;

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни ж ты ныне слово моё:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твое;

Трой щит на вратах Цареграда…

(Пауза)

Но примешь ты смерть от коня своего…

Звучит колокольный звон. Выходит Ярославна, стоит с платочком в руках, прижимает руки к груди, напряженно вглядываясь в даль.

БОЯН.
Ты кого ждешь, Ярославна?

ЯРОСЛАВНА.

Жду князя любимого, земли Русской защитника.

Полечу кукушкой по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые его раны

На могучем его теле….

О. ветер. ветрило!

Зачем, господин, мое веселье по ковылю

Ты развеял?!
Светлое и трижды светлое солнце!

Всем ты тепло и прекрасно.

Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи

На воинов моего лады?

Полечу кукушкой по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые его раны

На могучем его теле….

БОЯН. (Кланяется Ярославне, прижимая руки к груди)

Не кручинься, Ярославна, еще будет Боян песни слагать во славу войска Игорева.

ДРУЖИННИК

Вышла в поле русских сила,

Поле стягами укрыла,

Стяги, словно маки, рдеют,

А мечи, как искры, тлеют, -

Вышла в поле русских сила,

Вольных братьев не душила,

Бедняков не разоряла,

Злые орды отбивала,

Как щитами, русских сила

Степи перегородила…

Даже слабый знак единый,

Даже тень их дел доныне

Страшны вражеской гордыне…

БОЯН.

За землю Русскую сложили свои головы воины князя Игоря в Диком поле , на реке Каяле, у Дона великого. За землю Русскую вышли на поле Куликово  воины князя Дмитрия у реки Непрядвы, меж Доном и Днепром.

(Выходят князья. Встают плечом к плечу в центре).

КНЯЗЬ 1

Река раскинулась. течет, грустит лениво

        И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

        В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

        Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

        Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

        В твоей тоске, о, Русь!

КНЯЗЬ 2

: Их четырнадцать было князей
- - - - - - - - - - - - - -белозёрских,
Я пятнадцатый с ними,
Вот стрелой пробитое сердце
И моё забытое имя.
И стою я в полку засадном
Вольный воин, как терний сильный.
КНЯЗЬ 3

Сотоварищи мои рядом,
Нету только ещё России.
Нет России с песней державной
С моря синя до море синя,
Ни тесовой, ни златоглавой,
Нет ещё на земле России.
Есть земель вековая обида,
Есть рабы, восставшие к мести
Чем так жить – лучше быть убиту,
князь 4

А для нас это дело чести.
Всё сомнут лохматые кони,
По степи помчат на аркане,
Но на нас наткнётся погоня,
Ну а мы отступать не станем.
Конь мой гривой мотает рыжей,
Прыщут тучей на солнце стрелы,
Кычут коршуны, кружит крыжень
А какое до них нам дело!
Как орда Мамая качнётся,
Как мы ляжем костьми на поле, -
Так Россия с нас и начнётся
И вовек не кончится боле.

Князь 5          

Мы – будем! Хотите ли, не хотите, мы будем жить, будем строить, рожать детей и сеять зерно.

Мы будем окать и акать назло нашим недругам, мы еще созовем добрых гостей со свего света, и никто не уйдет с русского пира несыт.

Мы – будем, покуда небеса не свернуться как прочитанный свиток! А до тех пор наши колодцы не пересохнут, наши колокола не умолкнут! Мы еще покажем миру слова Любви, и это будет наше окончательное слово!

(Фоном звучит колокольный звон)

(В это время выходят ополченцы под предводительством Минина и Пожарского,

Напевают   песню «Черный ворон»)

ОПОЛЧЕНЕЦ 1

Сгинь ты, туча-невзгодье ненастное,

Выглянь, божье солнышко красное!

(Выходит Минин)

МИНИН.

Где ты, славянов храбрых сила! 
Проснись, восстань, российска мочь!
Москва в плену, Москва уныла, 
Как мрачная осення ночь, —

Восстала! всё восколебалось! 
И князь, и ратай, стар и млад — 
Всё в крепку броню ополчалось! 
Перуном возблистал булат! 

Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать!?

ОПОЛЧЕНЦЫ кричат «Ура»! звучит «Славься» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»

Выходит  ПЕТР I

Воины! Вот и пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное, за род свой, за православную веру и церковь. Не должна вас наипаче смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами доказали своими победами над ним. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего.

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор - и враг бежит. 


(На сцене сидит солдаты, одетые в форму 1812 года. Звучит песня на стихи М. Ю. Лермонтова «Бородино», песня прекращается с появлением  Кутузова. Звучит троекратное «Ура!»)

КУТУЗОВ.

Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге, отбиты везде, за что я  благодарю Бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра мы погоним его из священной русской земли.

ХОР. Ура! Ура! Ура!

КУТУЗОВ.

А… Чудесный, бесподобый русский народ! Бесподобный народ!

Все уходят. Колокольный звон нарастает. Тишина. Постепенно выходят на сцену люди в костюмах предвоенного временм. Кто-то читает книку, кто-то качает ребенка, разговаривают, танцуют. Звучит тревожный набат. (видеоряд и аудиозапись начала войны. Мальчики на сцене встают в два ряда, в руках винтовки.

СОЛДАТ 1.

Мужайся, Россия. Это испытание будет для тебя самым страшным.

 ДЕВОЧКА.

По земле поземкой жаркий чад.

Стонет небо, стон проходит небом!

Облака, как лебеди, кричат

Над сожженным хлебом.

(Падает на колени, громко, почти кричит, обращаясь к залу)

Хлеб дотла, и все село дотла.

Горе? Нет... Какое ж это горе...

Полплетня осталось от села,

Полплетня на взгорье.

Облака кричат. Кричат весь день!..

И один под теми облаками

Я трясу, трясу, трясу плетень

Черными руками.

СОЛДАТ 2 Это была чудовищная война, жестокая, бессмысленная. Более 20 миллионов человек погибло в этой войне.

ДЕВОЧКА 1

И названа она – Великая_ война за Отечество, за Родину, за землю Русскую.

СОЛДАТ  3

 В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Почти в каждой семье есть свои герои.

ДЕВОЧКА2

Что же заставляло людей идти в бой под смертельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнем, работать в тыле и ждать, ждать, ждать?..

СОЛДАТ 4

Ответ прост – это великое слово «Любовь» - к своему дому, к своему городу, к России, к детям и их будущему.

СОЛДАТ 5 У каждого русского в сердце живет память Куликова поля: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

(На сцену выходят все участники инсценировки.)

Участник 1

Россия! 
     Не искать иного слова,
 
     Иной судьбы на целом свете нет.
 
     Ты вся —
 
     Сплошное поле Куликово
 
     На протяженье многих сотен лег.
 
     
 
   Участник 2

  Россия! 
     Зарождалось это слово
 
     В звучании разбуженных мечей,
 
     В трудах голубоглазого Рублева
 
     И в тишине
 
     Предгрозовых ночей!..
 
    
 
     На поле боя вымирали росы,
 
     На пепелищах
 
     Пели топоры.
 
     Мы все прощали —
 
     Мы, великороссы,
 
     Всегда великодушны и добры.
 
     
 
     Участник 3Россия!
 
     Прозвучало это слово,
 
     Вписав в бессмертье наши имена,
 
     От льдов Невы —
 
     До поля Куликова,
 
     От Куликова —
 
     До Бородина!
 

(Начинает звучать песня Тухманова «Мир дому твоему» В руках у участников флажки России, шары, цветы. Все подпевают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по английскому языку и истории по теме: “И никогда не оборвётся веков связующая нить…” в 8 классе.

Урок проведен с целью обобщения и закрепления знаний по теме "Эпоха Петра I", развития у детей коммуникативныъх и интеллектуальных навыков. Нестандартная форма урока позволила вызвать интерес к изучае...

Интегрированный урок (английский язык - история) в 8 классе на тему : “И никогда не оборвётся веков связующая нить…”

Цели урока:Повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы.Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убеди...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

Веков связующая нить

Статья: Веков связующая нитьСегодня частично утрачено значение слов – культура, семья, традиция… Идеалы, которые нам сегодня навязывают,  калечат сознание подростков, разрушают общественную морал...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"

Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм",   повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и...

Сценарий праздника Дня семьи "Веков связующая нить"

Данный сценарий может быть использован при проведении Дня семьи, любви и верности, а также основная его часть в День матери или 8 марта....

Программа "ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 5-6 классах  в рамках ФГОС.    Особенность данной программы состоит в интеграции пяти предметов:  изо, музыки...