Рабочая программа для 8 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Программа предназначена для работы  по учебнику под ред. Г. И. Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma_po_literature_dlya_8_klassa.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ в 2004 году, и программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького. (4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.)

Программа рассчитана на использование учебника Беленького Г.И. Литература. 8 класс. В 2-х частях.

Программа отражает обязательный минимум содержания литературы как учебного предмета, установленный Министерства образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного: времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 8 классе будут:

•        осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

•        формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

•        формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

•        формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и                                                                                                                                                                                                                     оценки литературно-художественных произведений.

•        освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

•        развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

•        воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•        усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•        овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур,   выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

   Программа для 8 класса  построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства).  Сверхзадача курса в  8 классе   - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

           Основой изучения  литературы  остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем,  8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

          Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

         Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение — прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в юнце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного изучения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот; решать вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.

В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.  

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Формы и средства контроля.

  1. Ежедневная проверка домашнего задания
  2. Тестовые работы с использованием ЦОРа
  3. Уроки-зачеты по поэтическим произведениям (М.Ю. Лермонтов, И.А. Бунин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов).
  4. Домашние и классные сочинения (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», по произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри», по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», по рассказу Л.Н. Толстого «После бала», по произведению А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (избранные главы).

II. Содержание тем учебного курса.

Введение. (2 ч.)

Образное отражение  жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как  искусство слова. Другие виды искусства.

   

  1. Устное народное творчество. Народные песни. (3ч.+1ч.)

Исторические песни

Для чтения и бесед

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие  (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные» и другие. Лирические  песни как  жанр народной поэзии. Выражение в них  «горя или радости сердца».

Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Для чтения и бесед

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море – священный Байкал…» Д.П. Давыдов, «Среди долины ровныя…» А.Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И.И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек…» А.А. Дельвига).

Для чтения и бесед

К.Г. Паустовский.    «Колотый сахар»; В.С. Высоцкий.  «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».

  1. Русская старина (3 ч. )

А. Н. Толстой.

Для чтения и бесед

«Земля оттич и дедич».

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Для чтения и бесед

«Жития преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский - подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Жития протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила  и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о  Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык). Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин», «Повесть о Петре и Февронии».

3. Литература XIX века. (28ч.+2ч.)

А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль  в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм  пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед

«Метель».

Для самостоятельного чтения

А.С. Пушкин.  «Повести Белкина», стихотворения; М.И. Цветаева.  «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы, Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри».  «Мцыри – любимы идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль  вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии.  Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.  Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и в кино.

Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения

«Женитьба».

И.С. Тургенев.  Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»; скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

«Хаджи Мурат», «За что?», «Люцерн».

4. Литература конца XIX  -  начала XX века. (8 ч. + 3 ч.)

В.Г. Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчика, его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения

«Мгновение».

И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...»,  «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький – убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед

«Заветы отца».

Для самостоятельного чтения

Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-ленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти».

5.Литература   XX   века   (12 ч.)

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Одинокий дуб»,  «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).  Композиция рассказа ( роль «ленинградских страниц»). Емкость художественного слова.  Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и изображение писателя (ср. «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие произведения.

А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы  «Переправа»,  «О награде», «Гармонь», «Два солдата»,  «Кто стрелял?»,  «Смерть и воин»,   «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А.Т. Твардовский.   «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Я убит под Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война…», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов.   «Ранние журавли».

В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дядя Ермолай».

«Солнце, старик и девушка».  Подвиг или равнодушие  героя?

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения

«Космос, нервная система  и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Жеребенок и другие стихотворения.

6.  Из зарубежной литературы  (6 ч.)

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир.  Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Трагедия как жанр драматургии.

М. Де. Сервантес.  Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дон Кихот»  (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

  1. Повторение изученного (3 ч.)

Художественная литература, ее особенности и значение. Урок обобщающего повторения. Произведение художественной литературы как художественное единство

Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Художественная речь

Повторение сведений о художественной и стихотворной речи по статьям и заданиям учебника-хрестоматии.

 

III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 8 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
  2. роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
  3. основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
  4. некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
  5. средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  6. родо-жанровые  особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. использовать элементы  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  2. определять  сущностные характеристики  изучаемого объекта, самостоятельно  выбирать  критерии  для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
  3.  проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять  основной информации от второстепенной;
  4.  развернуто обосновывать суждения, давать определения;
  5.  выбирать  вид  чтения в соответствии с поставленной целью;
  6. владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
  7.    характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
  8.    выявлять авторское отношение к изображаемому;
  9.    пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
  10.     писать сочинения-рассуждения на доступную тему,  работать над отзывом  о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Беленький Г.И. Литература. 8 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2011. – Ч.1 383 с., Ч.2 271 с.
  2. Беленький Г. И., Хренова О. М. Литература. 8 класс. Дополнительные материалы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011. – 271 с.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  4. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011. – 127 с.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. / Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. – 64 с.

Список литературы

  1. 100 русских поэтов. / Составитель М. Засецкая. – СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000. – 368 с.
  2. История русской литературы. ХIХ век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва:  Владос, 2001. Ч. 1 288с. , Ч.2 256 с.
  3. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001. - 224с.
  4. Ольшевская Л.А.  Литература Древней Руси и 18 века.-  Москва: Новая школа,  2006. - 328 с.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / Гл. ред. М. Д. Аксёнова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – М.: Аванта+, 2004. – 672 с.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.

Дополнительная учебная  литература

  1. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005. - 301 с
  2. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004. - 224 с.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 8 класс. -  М.: Вако, 2007. – 512 с.
  4. Лейфман  И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003. – 176 с.
  5. Мердес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002. – 104 с.
  6. Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком. -  Москва: Русское слово, 2006. - 240 с.

Перечень средств ИКТ

  1. Диск «Лермонтов М.Ю.  Великий поэт прекрасной Родины».
  2. Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».
  3. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
  4. Диск «Пушкин А.С. Произведения».
  5. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  6. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
  7. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
  8. Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития»
  9. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  10. Диск «Устное народное творчество».
  11. Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс.
  12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

V. Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса.

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Введение. (2 ч.)

1 (1)

Искусство слова. Отличие художественной литературы от научной. Художественный образ.

2 (2)

Отличие художественной литературы от других видов искусства. Условность искусства.

Устное народное творчество. Народные песни. (3ч.+1ч.)

3 (1)

Устное народное творчество. Народные песни. Исторические песни.

4 (2)

Народные песни. Лирические песни

5 (3)

Авторы и собиратели народных песен. К. Г. Паустовский «Колотый сахар».

6 В (4)

Из сборников авторских песен. В. Высоцкий. Б. Окуджава.

Русская старина (3 ч. )

7 (1)

Русская старина. А. Толстой «Земля «оттич и дедич»». Люди древней Руси. «Житие преподобного Сергия Радонежского».

8 (2)

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (отрывки). «Житие Аввакума, им самим написанное» (отрывки)

9 (3)

«Житие Аввакума, им самим написанное» (отрывки).

Литература XIX века. (28ч.+2ч.)

10 (1)

А. С. Пушкин. О писателе. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании.

11 (2)

«Капитанская дочка». Главы I–II. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни»

12 (3)

«Капитанская дочка». Главы III–V. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни»

13 (4)

«Капитанская дочка». Главы VI–XII. «Сильное и благое потрясение»

14 (5)

«Капитанская дочка». Главы II, VI–XII. «Сильное и благое потрясение»

15 (6)

«Капитанская дочка». Главы VI–XII. «Сильное и благое потрясение»

16 (7)

«Капитанская дочка». Главы XIII–XIV. «В конце восстания. Финал»

17Р (8)

«Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел в повести. Русские писатели о творчестве Пушкина. Подготовка к сочинению

18В (9)

Другие страницы прозы Пушкина. «Метель»

19В (10)

Пушкин «Метель». М. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»

20 (11)

М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь»

21 (12)

М. Ю. Лермонтов. «Завещание». Художественный образ в лирике

22 (13)

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

23 (14)

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

24 (15)

«Мцыри» и устное творчество грузинского народа. Тема и идея художественного произведения

25 (16)

Н.В.Гоголь. Великий сатирик о себе, о театре. Гоголь читает «Ревизора». «Ревизор». Предварительные замечания.

26 (17)

«Ревизор». Действие первое. «Порядки в уездном городе»

27 (18)

«Ревизор». Анализ Действия второго

28 (19)

«Ревизор». Действие третье

29 (20)

«Ревизор». Действие четвертое

30 (21)

«Ревизор» Действие пятое

31 (22)

«Ревизор». Конфликт и сюжет художественного произведения

32 (23)

Персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Образы городничего и Хлестакова

33Р (24)

Тема и идея комедии. Правда жизни и художественный вымысел в комедии. Общественное и литературное значение комедии. Язык комедии. Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор»

34 (25)

И. С. Тургенев. Поборник идей доброты и гуманности. К истории создания повести «Ася».

35 (26)

«Ася». Образ Аси. «Тайный психологизм» Тургенева

36 (27)

«Ася». Образ господина Н.Н. в повести

37 (28)

«Ася». Итоги изучения повести. Высказывания критиков о ней

38 (29)

Л. Н. Толстой – художник, мыслитель, человек. Рассказ «После бала». История создания рассказа

39 (30)

Анализ рассказа «После бала». Роль композиции произведения в раскрытии его идейно-художественного смысла. Л. Н. Толстой о смысле жизни.

Литература конца XIX  -  начала XX века. (8 ч. + 3 ч.)

40 (1)

В. Г. Короленко. Человек с большим и сильным сердцем. Очерк «Парадокс»

41 (2)

Очерки «Парадокс», «Огоньки», «Мгновение». Русские писатели о Короленко.

42В (3)

Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

43 (4)

И. А. Бунин. О писателе. Лирика

44 (5)

И. А. Бунин. Лирика. Рассказ «Сверчок»

45 (6)

И. А. Бунин – прозаик. Анализ рассказа «Сверчок». Образ главного героя рассказа

46 (7)

М. Горький. Певец света. «Песня о Соколе»

47 (8)

Анализ «Песни о Соколе»

48В (9)

М. Горький. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».

49 (10)

А. Грин. О писателе. «Голос и глаз». «Победитель»

50В (11)

А. Грин. «Алые паруса».

Литература   XX   века   (12 ч.)

51 (1)

Н. А. Заболоцкий. О поэте. Лирика. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли»

52 (2)

Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться!..», «Некрасивая девочка» и др.

53 (3)

К. Г. Паустовский. Мастер слова. Рассказ «Телеграмма»

54 (4)

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Тема матери в литературе

55 (5)

А. Т. Твардовский. Поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Глава «Переправа»

56 (6)

«Василий Теркин» (главы из поэмы). «О награде». «Гармонь». «Два солдата»

57 (7)

«Василий Теркин» (главы из поэмы). «Кто стрелял?». «Смерть и воин»

58 (8)

«Василий Теркин» (главы из поэмы). «От автора». Современники о поэме Твардовского

59 (9)

В. М. Шукшин. О писателе. «Дядя Ермолай». «Солнце, старик и девушка»

60 (10)

Рассказ «Микроскоп». Особенности героев и рассказов В. М. Шукшина

61 (11)

Н. М. Рубцов. «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога»

62 (12)

Н. М. Рубцов. Лирика. «Журавли», «Посвящение другу». «До конца…».

Из зарубежной литературы  (3 ч.)

63 (1)

Уильям Шекспир. О драматурге. О театре времен Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта»

64 (2)

«Ромео и Джульетта»

65 (3)

М. Де. Сервантес.  «Дон Кихот»  

Повторение изученного (3 ч.)

66 (1)

Художественная литература, ее особенности и значение. Урок обобщающего повторения

67 (2)

Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения.

68 (3)

Повторение сведений о художественной и стихотворной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс английский язык к учебнику Биболетовой М. З.

Тематическое планирование составлено на основе примерной программы основного (общего) образования по английскому языку М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, включающей в себя компонент государст...

Рабочая программа для 5 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Данная программа может быть использована при работе по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа для 6 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Данная программа может быть использоваана учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа для 7 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Данная программа разработана и может быть использована учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа для 9 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Программа предназначена для  работы по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа 6 класс русский язык. По учебнику Поповой М.К. для якутских школ

Рабочая программа состоит из Содержания учебной программы, распределение часов, календарно-тематического планирования ...

Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....