“Стихия, которая ворвалась в судьбы людей”(по повести А.С. Пушкина «Метель»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок проводится по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.  В ходе урока с помощью стратегии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)“Шесть шляп мышления” будут обобщены  сведения, полученные в процессе обсуждения повести, проанализированы сюжет повести и проблемная ситуация, лежащая в его основе,  ; сформирована  коммуникативная  компетенция  учащихся, умение работать в группах, развитие  критического  мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_shlyapam.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы  Измалкина Татьяна Витальевна

  Место работы:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тучковская  средняя общеобразовательная  школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

143130  Московская область , Рузский район, Восточный микрорайон, дом 15

Название работы: конспект урока по литературе по повести А С Пушкина «Метель»

Тема урока:  

“Стихия, которая ворвалась в судьбы людей”(по повести А.С. Пушкина «Метель»)

Год выполнения: 2013.

Цель урока:

Образовательная:

 Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

Совершенствовать умение   анализировать тексты.

Развивающая:

Актуализировать личностный  интерес  учащихся к изучению

 творчества А С  Пушкина.

Развивать умение  систематизировать материал.

Развивать мышление, устную и   письменную речь учащихся.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся самостоятельность, коммуникабельность.

Пояснение:  Занятие проводится по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.  В ходе урока с помощью стратегии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)“Шесть шляп мышления” будут обобщены  сведения, полученные в процессе обсуждения повести, проанализированы сюжет повести и проблемная ситуация, лежащая в его основе,  ; сформирована  коммуникативная  компетенция  учащихся, умение работать в группах, развитие  критического  мышления

Оборудование: Цветные шляпы (6 – белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя), имеющие символическое значение, , иллюстрации к повести, портрет Пушкина, карточки с вопросами .

                                                    Ход урока

I. I Стадия вхождения в атмосферу, создание позитивного настроя   

1  Игра «Имена-качества»

-Ребята, давайте  перед началом урока создадим добрую, позитивную обстановку . Назовите свое имя и положительное качество на первую букву  вашего имени.

     (ребята по заданию учителя называют свое имя и положительное качество на первую букву         имени)

- А теперь выразите пожелания друг другу.

2  Сообщение учителем темы  урока и краткой истории написания повести.

Учитель: Итак, сегодня  мы  познакомимся с   повестью  А С Пушкина «Метель» .

Осень 1830 года АС Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Отрезанный карантином из-за вспыхнувшей холеры, Пушкин был вынужден задержаться здесь. Осень всегда вызывала у Пушкина прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не  пишется , как  осенью в деревне»,- говорил он часто. А С Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца .В это время он написал повесть «Метель».

                                               

II. Особенности шести разных способов мышления представлены путем выразительного чтения по ролям  “Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях” (автор перевода с английского психолог Т. Зинкевич-Евстигнеев.

(Выразительное чтение притчи о старом Шляпнике по ролям.)

Герои: 6 мальчиков и автор.

Автор: Жил-был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.

1-й сын: “Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах”.

2-й сын: “А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму”.

3-й сын: “Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо”.

4-й сын: “Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду заметен в толпе”.

5-й сын: “Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте”.

6-й сын: “Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание.

Автор: Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.

1-й сын (белая шляпа): Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.

2-й сын (черная шляпа): Я же все происходящее вокруг стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике. И от этого стал угрюмым и недовольным.

3-й сын (красная шляпа): Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.

4-й сын (желтая шляпа): Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.

5-й сын (зеленая шляпа): Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.

6-й сын (синяя шляпа): Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.

III. Распределение заданий по группам. Учащиеся  каждой группы получают задание , обсуждают  предложенный вопрос и записывают  ответ , опорные слова, тезисы.

1. Белая шляпа .

- Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев .Как автор относится к своим героям? Из чего это видно? ( докажите цитатами текста)

2. Черная шляпа .

Прочитайте сцену метели .Подумайте, какую роль сыграл этот эпизод в жизни героев?

Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Желтая шляпа .

Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира?

Как  эти события отразились в судьбах героев?

-Есть ли положительные стороны  в том, что случилось с Марьей Гавриловной и Владимиром? Аргументируйте свой ответ.

4. Красная шляпа .

- Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

Как вы понимаете значение слова ирония ?  В чем вы видите авторскую иронию по отношению к Марье Гавриловне и Владимиру?

5. Зеленая шляпа .

-Как вы думаете, будет ли счастлива Марья Гавриловна? Аргументируйте свой ответ. Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть?

6. Синяя шляпа .

- Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.

IV. Работа учащихся (коллективная по группам) над предложенным вопросом, составление ответа (7-10 мин.).

V. Выступление представителей каждой группы. (Учащиеся других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления).

VI. Заключительное задание для всех учащихся.

Учитель:

-Как вы считаете, эта повесть правдоподобна?

- Какие бы вы вопросы задали Марье Гавриловне и Бурмину в сложившейся ситуации?

-Можно ли считать ,что повесть «Метель» закончилась «просто и счастливо» ?  Почему?

-Как вы думаете, в чем достоинство развязки этой повести?

-Может быть, было бы лучше, если бы автор закончил повесть как –нибудь загадочно?

VII. Итог урока.

Учитель;Выходит , что   стихия(метель ) распорядилась жизнью героев ,наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю.

Домашнее задание:

 Написать мини-сочинение на тему «Как сложится судьба главных героев?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.

Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный,  с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...

: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».

Урок по повести А.С. Пушкина "Метель" в форме аналитической беседы, в ходе которой рассматриваются элементы повести, композиция, характеристика героев, авторская ирония по отношению к двум молодым люд...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки

Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...

Презентация «Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель»

«Погружаясь в вальс метели…»Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музы...

Г.В. Свиридов романс "Метель" к повести А.С. Пушкина "Метель"

Ход урока.Ученик: Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит....