Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Методическая разработка: исследовательская деятельность  обучающихся в процессе анализа художественного текста.

Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.

 

«Самый умышленный и отвлечённый…»

 

Тема урока: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание».

Цель урока:

создание условий для формирования у обучающихся целостной картины видения Петербурга как одного из центральных «персонажей» романа.

Задачи урока

  1. Образовательная: выявить средства создания  в романе образа города.
  2.  Развивающая: на основе литературоведческого анализа и работы с художественным текстом выявить воздействие города на духовный мир героев романа.

3.      Воспитательная: воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Ведущая технология: исследовательская деятельность (в процессе анализа художественного текста).

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: коллективная, групповая, парная.

ИКТ сопровождение: презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11111urok_10_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: исследовательская деятельность  обучающихся в процессе анализа художественного текста.

Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.

«Самый умышленный и отвлечённый…»

Тема урока: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание».

Цель урока:

создание условий для формирования у обучающихся целостной картины видения Петербурга как одного из центральных «персонажей» романа.

Задачи урока

  1. Образовательная: выявить средства создания  в романе образа города.
  2.  Развивающая: на основе литературоведческого анализа и работы с художественным текстом выявить воздействие города на духовный мир героев романа.
  3. Воспитательная: воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Ведущая технология: исследовательская деятельность (в процессе анализа художественного текста).

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: коллективная, групповая, парная.

ИКТ сопровождение: презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент: согласование темы и целей урока с обучающимися; запись темы и эпиграфа; работа с эпиграфом; формулировка проблемы: какой он и «кто», Петербург Достоевского?

2. Беседа: выявление первичных впечатлений по прочтении  романа.

  1. Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
  2. Кто главные герои произведения?
  3. Современники Достоевского  называли  роман «Преступление и наказание» ,как и талант писателя в целом, «болезненно жестоким».  Согласны ли вы с подобной оценкой?
  4. Какое впечатление произвёл на вас Петербург, изображённый в романе?
  5. Каким вы увидели город Достоевского в литературном контексте его предшественников: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова?

3. Реализация группового домашнего задания: краткие сообщения о Петербурге Пушкина, Гоголя, Некрасова (с привлечением литературного материала).

Индивидуальное домашнее задание: Петербург в творчестве и произведениях Ф.М. Достоевского (в ходе сообщения обучающиеся записывают, а затем обсуждают цитаты о городе)

4. Задание классу: чьё видение города наиболее перекликается с образом, воссозданным  в романе? (Краткий письменный ответ; возможна работа в паре; обмен мнениями)

5. Работа с текстом романа. « Путешествие в эпоху. Петербург Достоевского»

(с опорой на материалы презентации; работа с литературным материалом).

Каков же он, Петербург Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев  “Преступления и наказания”?  Эти вопросы станут сегодня основными в процессе погружения в эпоху. Кто же Вы, Петербург? (Выдвижение гипотез, заполнение кластера, например: фон, городская декорация, витрина города, живое существо, персонаж, герой, соучастник преступлений и т.п.).  

6. Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?

Возможные вопросы к обучающимся:

  1. какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?
  2. для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?

Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение. Какое? Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и особая «атмосфера», дух; и сцены уличной жизни, и интерьеры, и особая роль цвета. Чтобы  восстановить целостную картину, увидеть и «почувствовать» образ города, совершим виртуальное путешествие (работа с презентацией; смотрим, обсуждаем, обмениваемся впечатлением, собираем рабочие материалы).

7. Самостоятельный «осмотр» города на страницах романа (работа в группах).

Самостоятельная работа обучающихся заполнение таблицы - описание города. По окончании работы - обмен материалом (10–12 минут).


Средства создания образа

Лексический ряд; ключевые слова; опорная лексика; впечатления, ассоциативный ряд

1.

 

Пейзаж, цвет

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворы домов Сенной площади”.

Вызывает чувство омерзения, общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения и т.п.

2.

Сцены уличной жизни

– ребенок, распевающий “Хуторок”;

– пьяная девочка на бульваре;

– сцена с утопленницей;

– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее;

-«известные заведения», всякий сброд и т.п.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

3.

Интерьеры

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.

Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.

Комната Сони - “уродливый сарай”.

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

Дворы-колодцы, чёрные лестницы, кабаки и распивочные.

8. Выводы по теме урока.

Какой же он и «кто», Петербург Достоевского?

Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать;  город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского – это город одиночества и забвения…

Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно «быть» и так трудно «быть» человеком.

Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?

9. Написание эссе; чтение, взаимооценка.

10. Подведение итогов, самооценка удовлетворённости работой на уроке.

Конспект урока литературы в 11 классе.

Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.

«…Один из последних лучей какого-то чудного русского дня».

Тема урока: творческий портрет И.А.Бунина.

Цель урока: создание комфортных условий для вовлечения каждого обучающегося в процесс творческого взаимодействия на уроке, самореализации и личностного успеха.

Задачи урока:

1)образовательная: умение отбирать материал по конкретной теме ( используя и собственный материал, полученный в ходе самостоятельно- поисковой деятельности при подготовке  к уроку, в том числе с использованием ИКТ);

2) развивающая: развивать навыки аналитического и творческого мышления, монологической и письменной речи;

3) воспитательная: воспитывать эстетический и художественный вкус; готовность к сотрудничеству, желание творчества.

Ведущая технология: интерактивная.

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: работа в ротационных парах и группах.

ИКТ сопровождение: презентация к уроку.

Ход урока.

1.Создание комфортного эмоционального настроя ( возможно прослушивание небольшого музыкального фрагмента по выбору учителя или обучающихся); согласование темы и цели урока. Ознакомление с содержанием  урока ( презентация, 1 слайд).

2. Реализация домашнего задания: чтение стихотворения  И.А.Бунина или пересказ фрагмента прозы с обоснованием собственного выбора. Выбор ключевой метафоры, позволяющей представить специфику мировосприятия художника слова.

Задание для обучающихся: записать свои мысли и впечатления- «наброски» к будущему портрету. Обменяться впечатлениями в паре (группе).

3.Реализация индивидуального домашнего задания ( группа «лингвистов- теоретиков»): жанр портретного очерка, особенности литературного «портрета». Особенности жанра эссе.

Задание для обучающихся: сформулировать в виде гипотезы идею ( для чего) и содержание (о чём) собственной работы - «Мой Бунин» ( название рабочее, условное. Впоследствии обучающимся предложено дать своё название «портрету»).

4. Работа с портретом писателя: записать свои впечатления от визуального знакомства. Обмен мнениями и впечатлениями. ( В ходе всей работы и просмотра презентации обучающиеся записывают в тетрадь наиболее для себя важное, понравившееся, интересное, накапливая материал для будущей письменной работы).

5. Детство и юность художника слова (слайды презентации).     Вопрос для размышлений на основе увиденного: что , возможно, повлияло на формирование личности И.А.Бунина, его мировосприятие, эстетику, философию?  Какие темы ( гипотеза) не мог не осветить Бунин в своём творчестве? (На данном этапе « подключаем» и самостоятельно добытые знания обучающихся).

6.Начало литературной деятельности ( просмотр слайдов). Обсуждение новой информации.

7.« Это всё о России» -выявление авторской концепции России, русской деревни.

8. «Я написал лучшую свою книгу». Тема и философия любви в творчестве Бунина. Варианты ответа на проблемный вопрос: почему «Тёмные аллеи»- лучшая книга автора?

9. Работа с последними слайдами презентации: «Вдали от России» -последние годы жизни великого художника слова.

10. Рефлексия: письменная работа в жанре и стиле эссе (с прочтением в классе в конце урока). Обучающиеся сами выбирают название, которое должно быть связано с содержанием и стилем работы. Написание работы возможно индивидуальное, в паре, в малой группе.

11. Подведение итогов: отметить в виде символического знака, рисунка своё настроение в конце урока .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...

Формирование УУД в процессе анализа художественного текста на уроках литературы

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...

Методическая разработка (Специфика функционирования имен собственных в художественном тексте.)

Имена собственные в художественном тексте играют важнейшую роль при рассмотрении идиостиля. Сам интерес рассмотрения этой темы обусловлен рядом причин. Онимы оценивается как идея, а имя в художественн...