Методическая разработка (Специфика функционирования имен собственных в художественном тексте.)
методическая разработка по литературе (9 класс)

Ялакас Алёна Олеговна

Имена собственные в художественном тексте играют важнейшую роль при рассмотрении идиостиля. Сам интерес рассмотрения этой темы обусловлен рядом причин. Онимы оценивается как идея, а имя в художественном произведении как самовыражение поэта. Выбор имён в тексте произведения зависит от рода, жанра и метода художественного изображения, композиции, темы и идеи автора. В результате у каждого писателя зарождается своё ономастическое поле, которое отражает художественные идеи автора. С помощью онимов создаётся представление о социальном, национальном, возрастном статусе именуемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Ялакас А.О.

Специфика функционирования имен собственных в художественном тексте.

В художественном тексте все имена собственные являются характеризующими. Широкое использование в художественных текстах имён собственных, имеющих мифологическую, сакральную, фольклорную, поэтическую “историю” употребления основывается на возможности взаимодействия наработанных ассоциаций с контекстом. Исследователи указывают на различные свойства имен собственных и отмечают их своеобразие в художественном тексте. А.В.Суперанская считает, что «имена в художественном произведении занимают промежуточное положение между именами реальных и вымышленных предметов, потому что : а) денотаты их конструируются на основе опыта художника, писателя, но не существуют в действительности; б) они создаются по моделям реальных и нереальных предметов с учетом принадлежности их определённому ономастическому полю»[7.С.336].

По мнению М.В.Горбаневского, «имена и названия являются неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ.

В художественном произведении имя собственное указывает на социальный статус персонажа, его национальную принадлежность и, кроме того, обладает определенным историко-культурным ореолом.

Мастерство Чехова, особенности его прозы прекрасно отражены в рассказе «Дом с мезонином» (1896), в котором соединены три темы – тема любви, тема труда и тема народа. Художник, от лица которого ведется повествование, в богатой дворянской усадьбе встречает двух сестер. Младшая, Женя (домашние называют ее Мисюсь), – восприимчивая и впечатлительная натура. Она увлекается чтением книг и за этим занятием может провести целый день. На протяжении всего рассказа Чехов рисует портрет Мисюсь, черты которого очень выразительны: «в будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и в темно-синей юбке», иногда «сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки».

Девушка смотрит на художника своими «большими глазами», а в кульминационной сцене свидания «трогательно прекрасны были ее бледное лицо, тонкая шея, женские руки, ее слабость, праздность, ее книги!».

Женя живет в придуманном ею мире, где свои законы и правила. У людей, которые носят это имя спокойный, ровный и вдумчивый характер, и чеховская героиня легко поддается влиянию. Она проявляет склонность к рукоделию, может часами в одиночестве играть, придумывая разные истории.  Все внимание писателя сосредоточено на раскрытии ее внутреннего мира, а штрихи портрета способствуют этому. Женя еще молода и неопытна, она видит в людях только хорошее: ей нравится художник, но она любит и сестру, являющуюся полной ее противоположностью. Часто Мисюсь повторяет фразу: «Наша Лида замечательный человек!».  Не случаен в данном рассказе и выбор прозвища для Жени – Мисюсь. «Мисюсь» подчеркивает женственность и мягкость характера главной героини. Чехов говорит о ней как о ребенке, ласково, бережно: у нее «худенькое тело», «слабые руки», «тонкие плечи», «печальные глаза». Само прозвище овеяно детскими воспоминаниями: ее называли Мисюсь, потому что она так называла свою гувернантку. «Как трогательно – прекрасны были ее бледное лицо, тонкая шея, тонкое руки, ее слабость, праздность, ее книги! А ум? Я подозревал у нее недюжинный ум, меня восхищала широта ее воззрений», - говорит художник. Не только девическая прелесть, но и человеческое обаяние привлекательно в Мисюсь. Ум ее напряженно работает, она с жадностью читает, думает, и мысли ее серьезны и глубоки. Мисюсь переживает пору, которую чудесно назвал Тютчев - «предрассветной». Она тянется навстречу солнцу, правде, добру. Трогательно-наивная любовь Мисюсь к художнику связана именно с этими стремлениями: «Ей хотелось, чтобы я ввел ее в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором, по ее мнению, я был своим человеком, и она говорила со мной о боге, о вечной жизни, о чудесном».

Сестра Мисюсь, Лида Волчанинова - красивая, умная девушка с решительным характером, твердыми убеждениями - являет собой полную противоположность Жени. Имя Лидия происходит от названия области Малой Азии.  Для тех, кто носит это имя, характерна боязнь сделать что-то не так и услышать упрек в свой адрес. Они стараются держаться ближе к старшим. Лидия довольно энергична, но силы свои тратит в основном на бестолковую суету. Чеховская Лида лечит крестьян, борется против некоего Балагина, захватившего в свои руки весь уезд, собирает деньги для погорельцев. Она учительствует в школе и живет на заработанные деньги. И все же в ней чувствуется какой-то душевный изъян. И тут Чехов показывает сложность жизненных явлений: с одной стороны, Лида - черствый, ограниченный человек, а с другой - решительный, волевой. Она занимается земскими проблемами, всеми силами старается облегчить безрадостное существование крестьян. И в идейную борьбу с Лидией Волчаниновой вступает художник, пытающийся глубже осмыслить жизнь. По-другому видит он цели, стоящие перед интеллигенцией. «По-моему, – говорит главный герой Лидии, - медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки, при существующих условиях, служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья...» [Чехов 1984]. И заканчивается новелла тоскливым возгласом художника: “Мисюсь, где ты?”.

Имя собственное служит одним из важнейших средств воплощения авторского замысла и концентрирует в себе значительный объем информации. Так, в рассказе «Невеста» А.П. Чехов не случайно использует имена, смысл и значение которых помогают глубже проникнуть в суть изображаемых ситуаций. Мать героини рассказа Нади носит имя Нина (возникшее как производное от имени легендарного ассирийского правителя Нина, строителя столицы Ниневии). Этот вариант имени получил значение «царица», и, рассуждая об образе жизни героини, Саша отзывается о ней так: «Мамаша целый день только гуляет, как герцогиня какая-нибудь». Она красива, сильно затягивается в корсет, чтобы выглядеть стройней и моложе. Постоянно подчеркивающейся деталью становится упоминание о том, что у нее «бриллианты на каждом пальце». Когда Надя после долгого отсутствия приезжает домой, её мать, хоть и постаревшая, «все еще по-прежнему затянута, и брильянты блестели у нее на пальцах». Она живет в мире фантастических грез. Саша единственный в этом доме обратит внимание на то, как живут простые труженики, считая это недопустимым. Недаром его имя Александр, пришедшее из греческого языка Александрос (алексо – защищать + анер, андрос – муж, мужчина). Имя жениха Нади Андрей от греческого «мужественный». Однако Надя убедится, что у него нет никаких мужественных качеств. Полученное высшее образование не помогло ему стать личностью, зато он научился говорить и даже признаваться в любви красивыми, но чужими фразами. Жизнь его пуста и бессмысленна. И то, что его имя удваивается таким же отчеством ( таутонимом) , т.е. Андреевич, создает ощущение замкнутого порочного круга, в котором утрачивается способность к саморазвитию и обновлению.

Имя главной героини Надежда, напротив, ассоциируется со словом «надёжда». Надя всегда на пороге перемен, всегда в ожидании нового. У героини рождается и постепенно растет неприязненное чувство к родному дому, к семье, которая воспитывала ее по образцу прежних поколений. Помогает ей в этом Надин друг Саша. В разгар свадебных приготовлений Надя убегает от жениха, ставшего ей неприятным (она почувствовала, как он неумен и фальшив), и от бабушки, властно руководившей ее жизнью, показавшейся ей вдруг невыносимо скучной, и от матери, которая перестала быть для нее эталоном ума и красоты. Она бросает дом и бежит без оглядки, но с радостью и с надеждой. Однако обращают на себя внимание строки в начале рассказа, которые свидетельствуют о том, что в душе Нади уже началось смятение. «Ей хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах, развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, не доступная пониманию слабого, грешного человека. И хотелось почему-то плакать». Бессознательно Надя в самом начале рассказа уже была готова к тому, чтобы желать изменений в своей жизни. В Петербурге она встретила новых людей, узнала нечто важное и серьезное. Саша уже не кажется ей «пророком». Во второй раз, уезжая из дома, Надя окончательно прощается не только со своим родными, городом, но и со своим учителем. «Она ясно сознавала, что жизнь ее перевернута, как хотел того Саша, что она здесь одинокая, чужая, ненужная и что все ей тут не нужно, все прежнее оторвано от нее и исчезло, точно сгорело, и пепел разнесся по ветру. Она вошла в Сашину комнату, постояла тут». «Прощай, милый Саша!» – думала она, и впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная, и эта жизнь, еще неясная, полная тайн, увлекала и манила ее». [Чехов А., 1984].

Таким образом, антропонимы в рассказе А.П. Чехова – это результат антропонимической категоризации, которая отражает общие принципы организации концептосферы онимов в художественном произведении: принципы кодирования смысла имени персонажа, обеспечивающего оптимальную передачу смысловых установок текста, ономастические знания и автора произведения, и читателя, репрезентированные такой категориальной единицей, как «человек». На языковом уровне содержание данной категории объективируется определенными именами художественного произведения – антропонимами.

Список используемой литературы

Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, 1989.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. М.: «Русский язык», 1974.

Попова А.О. Имена собственные на карте России(на примере творчества писателей и поэтов)//Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы международной научно-практической конференции/ гл. ред. Я.С.Яскевич. Минск, 2015.

Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1988.

Щербак А.С. Когнитивный подход к изучению ономастики // Труды VII Международной научно-практической конференции «Проблемы науки и образования в условиях мировой глобализации», посвященной 20-летию Южно-Казахстанского гуманитарного университета им. М. Сапарбаева. Шымкент, 2015.

Чехов А.П. Рассказы. Повести. Пьесы. М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по Моделированию и художественному оформлению прически.

Урок о том, как подобрать прическу с помощью компьютера, что при этом необходимо учитывать. Отражены цели урока, его актуальность....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды», тема "Выполнение наколки юбки"

АннотацияДанная работа рассчитана для изучения педагогами колледжа по специальности модельер – конструктор и возможного применения в  практической деятельности. В методической разработке представ...

Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...

Методическая разработка "Специфика применения Интернет-технологий в процессе обучения детей с задержкой психического развития"

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще  применяемых в специальной педагогике....

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с хоровыми коллективами»

Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности....

Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»...