Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»
методическая разработка

Меренков Александр Викторович

Методическая разработка

«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_spetsifika_raboty_kontsertmeystera.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»

Разработал

концертмейстер

Меренков Александр Викторович

г.Ярцево

2018 г

Народная музыка, народная мелодия – истинный источник и неисчерпаемая сокровищница музыки, неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора), выражение глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него. Иначе говоря, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия.

Сложившееся, на данный момент, положение в социальной сфере, в культуре отношений, культуре быта в обществе, в том числе и среди детей и подростков, приводит к весьма неутешительным выводам. В инновационный XXI век, когда компьютер стал основополагающим жизненным фактором, когда компьютерными технологиями владеет каждый ребёнок, начинаешь понимать, что мы теряем что-то очень важное. Самая высокая техника никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения, непосредственного присутствия при рождении музыкальных звуков, возможности наблюдать, как эти звуки складываются в музыку, как выстраивается шаг за шагом, и начинает сверкать различными гранями тот или иной шедевр. С этой точки зрения, начинает настораживать обилие всевозможных фонограмм, так называемых «минусовок», в больших концертах разного уровня, более того, и в конкурсных выступлениях солистов «народников».

В настоящее время в области народно - музыкального искусства успешно работают тысячи специалистов - исполнителей, дирижеров, педагогов, методистов, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров. Нельзя недооценивать роль концертмейстера в работе коллектива и солиста. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и баянист в художественном смысле являются целостным музыкальным организмом. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания, а с другой стороны это одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора.

Концертмейстера можно с уверенности назвать педагогом-психологом ведь в его работе с фольклорным ансамблем ему необходимы: психологическая настройка дружественности, сопереживания, пристального и трепетного внимания к детям, вплоть до полного слияния с ними, именно в этом случае создаётся подлинно высокое качество ансамбля. Так называемое «аккомпаниаторское чутьё», это не просто синхронно и динамически следовать за ансамблем или солистом, но способность почувствовать и выразить музыкальный замысел исполняемого произведения. Концертмейстер в своей работе обязан учитывать индивидуальные вокальные данные обучающихся, возрастную группу, и соответственно этому регулировать весь динамический план.

Современный баянист - эрудированный, образованный музыкант, воспитанный на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Однако, между сольным, оркестровым исполнительством и трудом концертмейстера, наряду с большим количеством схожих аспектов, существуют и принципиальные различия. Воплощение композиторского замысла в реальном звучании инструмента - это самая важная, ответственная и трудная проблема для любого музыканта. Здесь соединяются все задачи исполнительского искусства - от глубокого изучения текста, содержания, формы и стиля произведения, тщательного отбора необходимых звуковыразительных и технических средств, через кропотливое воплощение намеченной интерпретации в повседневной шлифовке до концертного исполнения перед слушателями.

Одна из главных особенностей творчества концертмейстера - воплощение не единоличное, а в союзе: руководитель творческого объединения – ансамбль (солист) - концертмейстер. Было бы неверно говорить о том, что концертмейстер выполняет только лишь механическое озвучивание исполняемой в ансамбле песни, заполняет паузу у солистов. Наравне с руководителем, концертмейстер проникается его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи.

В работе с народным ансамблем концертмейстеру нередко приходится создавать народную обработку произведения, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные напевы, быть всегда мобилизованным и быстрее всех реагировать на всевозможные «внезапные ситуации». Концертмейстер должен уметь по необходимости сменить тональность, подхватить коллектив с любого фрагмента песни, напомнить детям слова на сцене, если они их забыли.

Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке.

Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на 4 этапа:

1) работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят : музыкальный слух музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее.

2) индивидуальная работа над партией аккомпанементавключающая: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных технических приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.

3) работа с солистом – предполагает безупречное владение баянной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени. 

4) рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

Прежде всего, концертмейстер должен осознать, что он является посредником между педагогом-вокалистом и обучающимся и не имеет права вмешиваться в сугубо вокальные, так сказать, «узко технологические» вопросы. Длительный период пребывания в вокальном классе вырабатывает у концертмейстера так называемый вокальный слух. Это умение проанализировать, в чём заключается ровность звуковедения (особенно при смене регистров), и напомнить певцу вокальные установки педагога. Слух концертмейстера должен фиксировать различные параметры вокальной партии: манеру подачи звука, то есть близость вокальной позиции, моменты звуковысотности – в одном случае; внимание к ритму, поэтическому тексту артикуляции и дикции вокалиста – в другом случае.

Проводя занятие в классе, концертмейстер не только готовит обучающегося к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент выступления на эстраде (или экзамене) он является творческим партнёром солиста. В период подготовки произведения исполнитель и баянист совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики.

Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходится работать над разучиванием фольклорного ансамбля. Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания всех голосов требуют от баяниста тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.

В работе с фольклорной группой на концертмейстере лежит обязанность не только установления ансамбля, но и помощи певцам в изучении ими своей партии, в достижении точной интонации, в правильном формировании фразы, в наиболее выразительной передаче слов текста через интонации композитора.

Создавая при изучении нотного произведения вместе с фольклорной группой исполнительскую форму, концертмейстер наравне с исполнителями должен проникать в драматургию поэтического текста, находить его певческое выражение.

Основной художественной целью аккомпанирования является достижение общего ансамбля. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных намерений обоих партнёров – солиста или фольклорной группой, баянистом – и одновременно пониманием каждым из них своих функций в воплощении содержания произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ «Специфика работы концертмейстера по предмету «Хоровое дирижирование»

Работа будет полезна преподавателям и концертмейстерам ДШИ и ДМШ...

Методическая разработка "Особенности работы концертмейстера с вокалистами в ДМШ"

Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность....

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с хоровыми коллективами»

Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности....

методический доклад "Специфика работы концертмейстера"

методический доклад "Специфика работы концертмейстера"...

Специфика работы концертмейстера-вокалиста в ДШИ и ДМШ

Данная методическая работа занесена в банк данных ВДШИ им. А.С. Даргомыжского...