МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ «Специфика работы концертмейстера по предмету «Хоровое дирижирование»
методическая разработка на тему

Охрименко Анастасия Николаевна

Работа будет полезна преподавателям и концертмейстерам ДШИ и ДМШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.soobshchenie_konts.ohrimenko.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМОДЕДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

___________________________________________________________

ФИЛИАЛ «ДОМОДЕДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ  СООБЩЕНИЕ

«Специфика работы концертмейстера

по предмету «Хоровое дирижирование»

Выполнила:

концертмейстер I категории

Охрименко А.Н.

Зачитан на заседании фортепианного отдела

на базе филиала

«Домодедовская детская хоровая школа»

МБУДО ДДШИ

02.11.2015г.

г.Домодедово

2015г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМОДЕДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

___________________________________________________________

ФИЛИАЛ «ДОМОДЕДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ  СООБЩЕНИЕ

«Специфика работы концертмейстера

по предмету «Хоровое дирижирование»

Выполнила:

концертмейстер I категории

Охрименко А.Н.

Зачитан на заседании фортепианной секции

Домодедовского ТМО на базе

МБУДО ДДШИ

05.11.2015г.

г.Домодедово

2015г.

В  рамках хорового обучения учащихся  в  музыкальных, хоровых, школах искусств, следует отметить исключительное значение «музыкально-исполнительского содружества» ученика-дирижера и концертмейстера в классе хорового дирижирования. Исключительность эта продиктована качественно иными особенностями функций концертмейстера в хоровом классе, которые отличают его деятельность от работы концертмейстера с представителями других исполнительских специальностей. Сложность  заключается еще и в том, что знания и практические навыки концертмейстер получает самостоятельно, непосредственно в хоровом классе. В этом случае,  особая значимость в формировании квалифицированного специалиста принадлежит педагогам-хоровикам, коллегам-концертмейстерам и, конечно, личностным профессиональным качествам. Отсюда и особая актуальность задачи освещения вопроса о специфичности функций работы концертмейстера данного профиля.

Связь данной проблемы с важными практическими задачами мы видим в той существенной роли концертмейстера в классе хорового дирижирования в процессе становления творческого профессионализма хормейстера. Проблемы эти вызваны недостатком методической литературы о роли и месте концертмейстера в классе хорового дирижирования. В исследованиях, посвященных хоровому исполнительскому искусству, мы не находим достаточного внимания к исполнительской деятельности концертмейстера (а ведь и от него зависит качественное образование и воспитание учащихся). Вместе с тем, существует достаточно обучающих пособий по чтению хоровых партитур (авторы : И. Полтавцев, М. Святозарова,  С.Казачков, Н. Шелков, А. Коломиец, В.Пащенко, Б.Тевлин). Данные издания позволяют глубоко разобраться в содержании и строении хоровой партитуры. Такими вопросами являются, например, ознакомление с содержанием литературного текста, определение типа и вида хора, способа партитурного изложения, а также гармонический анализ и рассмотрение фактуры произведения. Однако, ответов на вопросы, которые бы касались именно специфической деятельности концертмейстера в классе хорового дирижирования, где речь бы шла о «музыкально-исполнительском содружестве» мы не находим.

Особая исполнительская природа деятельности концертмейстера хорового класса заключается в исключительных условиях (отличных от других), когда роль хора, на котором по логике вещей и следовало бы обучать дирижированию, выполняет концертмейстер. Учащиеся не имеют возможности пользоваться хором как инструментом для своей личной подготовительной работы. Таким инструментом выступает фортепиано, точнее концертмейстер, который должен уметь играть «по руке», т.е. следовать указаниям дирижера так, как это делает профессиональный хор. Следует учитывать, что звук фортепиано –  условный звук, воображаемый хор или оркестр. Фортепиано – не цель дирижирования, а переходная ступень к воображаемому звуку. На это указывает С.Казачков: «Основная трудность в том, что задача связать слух ученика с его жестами, движениями и техническими приемами совершается не в реальных условиях обратной связи с хором (хор – дирижер), а в искусственных условиях (дирижер – концертмейстер)». В своем видении особенностей реального обучения дирижированию под фортепиано, Казачков обращает внимание на то, что ученик, ориентируясь на воображаемую им звучность хора, управляет реальным исполнением концертмейстера на фортепиано.

Дирижер, руководствуясь в своих действиях внутренним слышанием некоего идеального замысла, должен слышать реальный результат дирижирования, чтобы иметь возможность исправить последнее для соответствия реального – задуманному. При этом устанавливается прямая и обратная связь. С. Казачков подчеркивает: «… дирижер должен обладать способностью и умением делать слышимое видимым и видимое слышимым».

Музыкальные образы, слышимые дирижером, рожденные его воображением и внутренним слухом, становятся видимыми хору через дирижерский жест. Возникающий пластический образ вызывает у исполнителей слышание, адекватное дирижерскому. Увлеченный замыслом дирижера хор создает реальную звучность в соответствии с замыслом дирижера. Для осуществления своего влияния на расстоянии дирижер пользуется жестом, мимикой, взглядом, положением головы, корпуса, которые дают возможность прочесть его чувства. Жестикуляционная сторона обладает особой смысловой наполненностью. У других музыкантов жест, движение – следствие музыкальной экспрессии, а у дирижера – источник. Ведь для него жест – единица исполнительской экспрессии. Содержание музыки является источником определенных двигательных приемов, музыкально осмысленных движений, необходимых в дирижерской практике. Жест дирижера должен не следовать за музыкой, не иллюстрировать ее, а воздействовать на исполнение. К. Пигров, указывая на возможности фортепиано, отмечает: «Клавишные инструменты способствуют развитию гармонического строя, наилучшему осознанию метроритмической стороны. С их помощью можно воспроизвести полную партитуру изучаемого произведения и до некоторой степени создать представление о звучании его в хоре» .

Естественно, что звучание хора далеко не совпадает с фортепианным, т.к. хор подает аккорды акустически чисто (в натуральном строе), а фортепиано в темперации, и тембр хора не совпадает с тембром фортепиано. Кроме того, хор требует несколько другой организации внимания, более обостренного контакта, нежели концертмейстер, необходима также поправка на дыхание, в хоре оно имеет свои особенности, существует специфика и в показе штрихов. Кроме того, динамика фортепиано, в сравнении с хором, крайне ограничена и, если можно так выразиться, принципиально различна. Например, не может быть иных динамических изменений одного звука кроме sf и diminuendo; также понятно, что фортепиано не имеет такого богатства регистровых красок, как хор с его политембровой природой.

Однако, выразительные качества фортепиано, его собственные краски, педали, туше, артикуляционное разнообразие, звуковая мощь, широта диапазона – всё это служит вместе с хором общему делу воплощения художественного замысла. Казачков, характеризуя исключительные возможности фортепиано, ссылается на высказывания Бузони об «исключительном динамическом диапазоне фортепиано, о его способности подражать другим инструментам»; Г. Нейгауза: «… на рояле воплощаются чувственные и конкретные звуковые образы, все реальные многообразные тембры и краски человеческого голоса и всех на свете инструментов» и др.

Выдающийся хоровой дирижер Н. М. Данилин особенное значение придавал умению концертмейстера  играть партитуру на фортепиано «по-хоровому». Это означает, что хоровую партитуру надо исполнять на фортепиано, соблюдая, в частности, необходимые для певцов цезуры, возобновляя в положенных местах дыхание; звучание басового голоса должно преобладать. В своей  работе Данилин особенно требовал передачи на фортепиано вокальной связности звука. Учил он также играть специфическим, дирижерским приемом извлечения звука, как делал это сам. Если в технике игры на фортепиано воспитывается постоянная свобода всего тела, то при исполнении хоровой партитуры, наряду с разрешением этой задачи, внешний облик играющего должен ярко выявлять различные степени мышечного напряжения, в соответствии с музыкальным содержанием произведения. Любая особенность звучания находила зрительное выражение, и было это живым отражением музыки в своеобразной и яркой форме.

 Ф. Я. Лапидус, выдающийся концертмейстер, долгие годы была постоянным спутником и помощником К. К. Пигрова и хора Одесской консерватории. В своем видении мастерства концертмейстера она подчеркивает, что концертмейстер не только в условиях концертного выступления (или на экзамене), но и в процессе повседневной работы выступает как исполнитель. Действительно, когда ученик, ориентируясь на воображаемую им звучность хора, управляет реальным исполнением концертмейстера на фортепиано, то игра концертмейстера зависит от дирижирования ученика. «…Когда концертмейстер становится в условия ансамбля с дирижером и перед обязанностью следовать за управлением, исполнение попадает в прямую зависимость от дирижирующего», – на это указывает и С. Казачков.

Концертмейстер не имеет права механически повторять с учащимся  музыкальные эпизоды. В зависимости от качества дирижерского показа должно меняться и звучание фортепиано. Учащийся будет не только механически запоминать движения рук, но и соотносить эти движения со звучанием. В этом привлекательность этой работы, но в этом и ее трудность. Важным моментом является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения, потому что, как уже отмечалось, главным на уроках дирижирования является процесс обучения.

Таким образом, концертмейстер не может играть так, как слышит и понимает музыку он сам, а только так как слышит и понимает музыку учащийся. Ведь ученику сложно заметить допущенные ошибки в дирижировании, если они не будут точно отражены в исполнении концертмейстера.

Хочется также указать на преодоление чисто технических трудностей  игры концертмейстера: правильное исполнение теноровой партии (на октаву вверх); овладение навыком «аранжировки», когда нужно упростить до клавирно-целесообразного объема фактуру вокально-хорового произведения, уметь подключать в хоровые паузы музыку фортепианного сопровождения. Отмечу, также невозможность звучания на фортепиано педальных хоровых длительностей, а отсюда невозможность досконально точно воспроизвести звучание хоровой партитуры. Эти трудности заставляют концертмейстера исполнять ее с небольшими отступлениями: с повторениями залигованных нот, разложением больших длительностей на мелкие, и др.

На основании вышеизложенного,  следуют выводы: исполнительский процесс разделяется на постижение и воплощение, при котором концертмейстер играет важную роль на этапе изучения и постижения хорового произведения. Повседневная работа в  классе – это изучение музыкального произведения с главной видимой целью исполнить его. Таким образом, дирижерское управление игрой концертмейстера, с одной стороны, дает учащемуся ценнейший опыт, который поможет ему в дальнейшем в формировании и становлении знаний  и умений, с другой стороны, позволяет выявить особые возможности фортепиано и фортепианной игры, углубить представление о задачах пианиста как концертмейстера.


Библиография.

1.Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско – хоровом отделении. //Державинские чтения. Искусствоведение. – Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.  

2.Живов Л. Подготовка концертмейстеров – аккомпаниаторов в музыкальном училище. // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.  

3.Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором. // Музыка в школе.-2001.-№5.  

4.Люблинский А.П. теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972.  

5.Осипова А.С. О специфике работы концертмейстера в классе хорового дирижирования. // Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение. Тамбов : издательство ТГУ, 1998.  

6.Урываева С. Заметки о работе концертмейстера – пианиста в ДМШ // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов. – Л.: издательство ЛОЛГК, 1986.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по хоровому дирижированию для 1 класса Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково

Здесь я описываю свою рабочую программу, в которой я описываю актуальность этой работы, цели, задачи. учебно-методическое планирование....

Открытый урок "Взаимодействие преподавателя и концертмейстера по предмету "Основы хорового дирижирования"

В конспекте содержится информация: цели  и  задачи урока, вступительное слово концертмейстера, конспект урока (в виде таблицы), анализ урока....

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование - это подведение итогов первого года обучения в музыкальной школе. Обучающиеся обязательно выполняют дан...

«Особенности содержания и способов преподавания предмета «Хоровое сольфеджио» в условиях работы с дошкольниками»

Все вы знаете, что проблема музыкального воспитания дошкольников становится особо актуальной в наше время. Все мы замечаем снижение общего уровня музыкальной культуры нашего общества. Ведь именно в де...

Методические рекомендации для студентов по дисциплине "Хоровое дирижирование"

В методических рекомендациях дана характеристика и технические приемы выполнения основных штрихов (legato, non legato, staccato, marcato) в классе хорового дирижирования. Для совершенствования шт...

Вокальная работа с детской хоровой аудиторией и организация хорового процесса.

Особое место  занимает организация хоров в отделениях дополнительного образования детей на базе школ. Концепция построения ОДОД обращает внимание на интеграцию учебной и внеучебной деятельности с...

Рабочая программа по математике и информатике 53.02.06. Хоровое дирижирование

1.1 Область применения программы.Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии  с ФГОС СПО  по специальности 53.02.06. Х...