«Особенности содержания и способов преподавания предмета «Хоровое сольфеджио» в условиях работы с дошкольниками»
методическая разработка на тему

Шах Олеся Станиславовна

Все вы знаете, что проблема музыкального воспитания дошкольников становится особо актуальной в наше время. Все мы замечаем снижение общего уровня музыкальной культуры нашего общества. Ведь именно в детстве закладываются основы музыкальной грамотности, воспитывается слух, способный воспринимать лучшие образцы музыкального искусства, формируются навыки музыкальной деятельности во всех её видах и формах. Осознавая это, многие родители стремятся, как можно раньше обучать детей музыке; в педагогическом сообществе, в свою очередь, определяются новые формы музыкально-образовательной деятельности. Свидетельство тому – появление групп общего музыкального развития (ОМР), центров  эстетического раннего развития и подготовки дошкольников, расширение практики обучения в воскресных школах, детских студиях и т.д. Параллельно осуществляется поиск новых форм занятий, способов их организации, методов и приёмов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

ДОКЛАД

«Особенности содержания и способов преподавания предмета  «Хоровое сольфеджио» в условиях работы с дошкольниками»

Преподаватель  О.С. Шах

28.03.2012г.

Сегодня с вами мы обсудим:

  • Проблему общего уровня музыкальной культуры нашего общества;
  • Поговорим о таком интегративном предмете, как «Хоровое сольфеджио» (вы узнаете, из каких предметов он состоит).
  • Вы узнаете о процессе формирования интонационных навыков дошкольников.
  • Я расскажу вам об игровых музыкальных пособиях для развития дошкольников.
  • Поделюсь опытом работы предмета «Хоровое сольфеджио» с дошкольниками.

Введение.

Все вы знаете, что проблема музыкального воспитания дошкольников становится особо актуальной в наше время. Все мы замечаем снижение общего уровня музыкальной культуры нашего общества. Ведь именно в детстве закладываются основы музыкальной грамотности, воспитывается слух, способный воспринимать лучшие образцы музыкального искусства, формируются навыки музыкальной деятельности во всех её видах и формах. Осознавая это, многие родители стремятся, как можно раньше обучать детей музыке; в педагогическом сообществе, в свою очередь, определяются новые формы музыкально-образовательной деятельности. Свидетельство тому – появление групп общего музыкального развития (ОМР), центров  эстетического раннего развития и подготовки дошкольников, расширение практики обучения в воскресных школах, детских студиях и т.д. Параллельно осуществляется поиск новых форм занятий, способов их организации, методов и приёмов работы.

В связи с этим, идет интенсивное наращивание методик, пособий, что в свою очередь ведет к возникновению интегративных предметов. Например, знакомство с музыкой - дополняется элементами ритмики; музыкальная деятельность сочетается с театрализованной и др. Задачи общего музыкального развития решаются в комплексе с задачами обучения конкретным видам музыкальной деятельности, теоретическая подготовка определяется практической направленностью учебно-воспитательного процесса.

Хоровое сольфеджио как интегративная форма работы.

Предмет «хоровое сольфеджио» полностью отвечает  установкам итегративного предмета. Однако сам процесс преподавания данного предмета на сегодняшний день не обеспечен ни программными материалами, ни методическими пособиями. Педагогический опыт проведения таких занятий весьма ограничен и касается, в основном, специальных – профессионально ориентированных образовательных учреждений. Но и этот опыт показывает, какую практическую пользу может привнести хоровое сольфеджио в процесс музыкального образования.

Каким же должно быть хоровое сольфеджио в условиях работы с дошкольниками?

Проблема взаимоотношений различных предметов музыкального цикла давно волнует как педагогов, так и исполнителей-практиков. Вопрос о межпредметных связях часто обсуждается в методической литературе, постоянно звучит на педагогических советах. В школьной действительности рождаются интересные интегративные формы, демонстрирующие общность задач, содержания и методов преподавания отдельных дисциплин. Одной из таких форм, как вы уже поняли, является хоровое сольфеджио.

Традиционно хор и сольфеджио – два самостоятельных предмета, составляющих основу обучения в музыкальных школах, школах искусств, в учреждениях профессиональной направленности. Что между ними общего? Как и с какой целью, они могут быть объединены? Попытаемся ответить на эти вопросы.

На хоровых занятиях главный вид деятельности, конечно же, пение. Но и на уроках сольфеджио пение занимает ведущее положение. Оно используется как способ развития музыкального слуха, при этом особое внимание уделяется правильному воспроизведению звуковысотных отношений в мелодии. Пение в хоре, в свою очередь, также предполагает точность интонирования. 

Процесс формирования данного качества подразделяется на этапы. Первый этап – установление первоначальной вокально-интонационной координации, то есть развитие самой способности интонировать звуки разной высоты. Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Третий этап – формирования первоначальных навыков сольфеджирования – пения по нотам. Четвертый этап – собственно формирование и развитие ладового чувства – основы вокально-интонационных навыков. На этом этапе формируется не только навык свободного сольфеджирования «с листа», но и взаимосвязанный с ним навык «слышания» лада.

Современные исследования позволяют обозначить шесть этапов становления и развития способности ребенка интонировать мелодию голосом. Первый, начальный этап, характеризуется тем, что интонирование в общепринятом значении этого слова практически отсутствует: ребенок просто проговаривает слова песни в определенном ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенного ему песенного образца. На втором этапе можно уже распознать интонирование одного – двух звуков мелодии, с опорой на которые и пропевается вся песня. На третьем этапе интонируется общее направление движения мелодии. Четвертый этап отличается от предыдущего тем, что на фоне воспроизведения общего направления мелодии появляется достаточно «чистое» интонирование отдельных ее отрезков. На пятом этапе «чисто» интонируется вся мелодия. Эти пять этапов выявлены в условиях пения с фортепианным сопровождением. На шестом этапе необходимость в аккомпанементе отпадает: ребенок относительно верно интонирует мелодический рисунок без сопровождения.

Процесс интонирования зависит от многих факторов, в том числе, от правильного дыхания, умения распределять дыхание по фразам. Во время работы над интонацией происходит развитие внимания, памяти, формирования слухового различия звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Соответственно, объединение сольфеджио и хора позволяет решать многие задачи наиболее эффективно: музыкальные способности, целенаправленно развиваемые путём сольфеджирования, отражаются на качестве певческой деятельности и наоборот, хоровые навыки способствуют точному воспроизведению мелодических отношений, что входит в число задач сольфеджио. И, прежде всего, эти два предмета связывает работа над интонацией, дыханием, вокальными навыками.

Предмет «хоровое сольфеджио» является связующим звеном между комплексной базой обычного учебного курса сольфеджио и практическими требованиями хорового класса. Общность задач хора и сольфеджио определяет и единство путей их решения.    

Предмет хоровое сольфеджио включает в себя формы работы, традиционно используемые на уроках обычного сольфеджио. Это такие формы как собственно сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ. Практическое освоение предмета предусматривает развитие следующих навыков: пение вне тональности, пение в ладу, чтение нотного текста. К этому добавляются хоровые навыки – навык ансамбля, навык хорового строя, а также певческие навыки (певческого дыхания, певческой артикуляции, певческой дикции и др.). Основным методом «Хорового сольфеджио» является сольфеджирование полным составом хора.

Относясь к разряду интегративных дисциплин, хоровое сольфеджио одновременно решает задачи воспитания музыкального слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти учащихся, формирования навыков интонирования и задачи певческого плана – формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков певческой артикуляции и дикции и т.д.

Игровые музыкальные пособия для развития дошкольников.

Значительный интерес вызывают такие работы, как программа:

1. Н. В. Зуевой «Хоровой класс» и ее методическое пособие «Хоровая  игротека» г. Пермь (2003),

2. Методическое пособие Л. Лехина «Путешествие в страну интервалов», 3.«Ритмическая азбука» Т. Сиротиной,

4. «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е. А. Королевой,

5. Разработки интегрированных музыкальных занятий Т. Э.Тютюнниковой в журналах «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»,

6. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах Е. Железновой «Бим-Бом»

7.«Забавное сольфеджио» Л. Абелян
8. «Музыкальные сказки и игры» И. Кошминой,
9. «Воспитание звуком» Т. Рокитянской,
10. «Музыкальный альбом в картинках» И. Домогатской,
11.  Хрестоматии за 1-3 класс  «Хоровое пение» г. Пермь.


Эти  программы,  методические пособия предназначены для занятий с детьми дошкольного возраста. Все они основаны на игровой деятельности, что очень важно, учитывая возрастные особенности этой категории учащихся.

 

1. Методическое пособие Л. Лехина «Путешествие в страну интервалов»

Это учебно-игровое пособие. Цель этого пособия – в игровой и занимательной форме познакомить детей 5-8 лет со всеми диатоническими интервалами и дать основы для их практического применения. Язык, игровая форма подачи материала, красочное оформление пособия рассчитаны на детское восприятие. Все интервалы дети осваивают в игре («Ветерок», «Найди свою пару», «Шпион», «Ходим в гости») или, рассказывая сказки («Кто кого переспорит», «Тритоновая сказка», «Ослик на прогулке»). Игровой принцип подачи материала выбран не случайно. Игра включает ребенка в активный процесс познания музыки, позволяет модулировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Как и музыкальные игры, музыкальные сказки органично вплетаются в урок.

         Пособие состоит из карточек с интервалами, нотными знаками, знаками альтерации, клавиатурой и нотным станом.

Показываю и называю героев пособия.

2. «Ритмическая азбука» Т. Сиротиной – это учебно-методическое пособие, предназначенное для занятий с детьми дошкольного возраста.

Одним из музыкальной деятельности ребенка являются ритмические движения. Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

Это освоение ритмоблоков, изучение длительностей, пауз; игры: «Вопрос-ответ», «Музыкальный разговор», «Звуки громкие и тихие», Импровизации с тактированием, Ритмическое «Эхо», Ритмическое двухголосие, Ритмическое остинато.

3. Ритму слов, слогов, а так же ритмическому тактированию нам помогает «Музыкальный альбом в картинках» И. Домогатской –«Учусь вместе с мамой».

4.  Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах Е. Железновой «Бим-Бом» - это настоящее открытие для нас. С помощью его мы изучаем названия нот с ребятами, играем мелодии на фортепиано, закрепляем октавы, закрепляем интервалы. В этом пособии есть замечательные карточки, которые определяют названия нот, есть веселые песенки, которые мы можем озвучить нотами, сыграть на инструменте, спеть со словами. Этому очень помогают сами карточки (показываю их).

5. Речевые игры (игры с буквами и звуками, игры с именами, скороговорками), упражнения на движения, Ритмические игры, Календарные песни, Озвучивание сказок нам помогает сборник «Воспитание звуком» Т. Рокитянской

6. Н.В. Зуева в своем методическом пособии «Хоровая  игротека» предлагает различные музыкально-дидактические игры (интонационно-слуховые и тембрально-слуховые), музыкально-речевые игры (артикуляционные игры-упражнения, звуковые игры-упражнения, звуковые игры-сказки, скороговорки), ролевые игры, игровые формы работы над песней (инсценирование песни, драматизация песни-сказки, дирижирование, приемы выразительного исполнения).

Игра – это творчески активная деятельность, целиком охватывающая жизненно важные нервно-психические функции ребенка: чувственное восприятие, образно-ассоциативное мышление, эмоции, интеллект, волю, воображение, что делает её мощным средством воспитания и развития. Опора  в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, – влияет на качество усвоения материала. Игровые и наглядные формы работы на уроке позволяют выучить теоретический материал и проконтролировать полученные учащимися знания, незаметно для них самих. Игра, будучи естественной  формой существования ребёнка, является и лучшим способом  развития мотивации к учёбе.

При этом главным видом деятельности остаётся пение. Пение помогает организовать творческие и дидактические игры, способствует развитию мелодического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти. В применении того или иного приема обучения детей пению необходимо исходить из намеченной для себя цели: расширить кругозор детей, их музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания в области музыкальной грамоты и др. Таким образом, хоровое пение и может стать основой сольфеджио. Содержание и методика работы должны носить комплексный характер: используемые на уроках хорового сольфеджио практические задания, дидактические игры, упражнения соединяют в себе элементы сольфеджийных технологий с элементами вокальных распеваний. Вся работа должна строиться с учётом условий и особенностей певческой деятельности.

Проведение  работы с дошкольниками.

Изучая методическую литературу, обобщая опыт работы педагогов, а также опыт собственной педагогической деятельности, все это мне позволило  сделать такие предположения: «Хоровое сольфеджио» может являться действенной формой музыкального образования дошкольников если:

- в содержание занятий будет включена: работа над интонированием, дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией;

- преподавание будет строиться на основе комплексных методов обучения (пение в сочетании с двигательными упражнениями, высотным тактированием, показом с помощью ручных знаков звуковысотных отношений и т.д.);

- работа над песней будет включать в себя анализ ритмических, мелодических особенностей произведения;

- при разучивании произведений будут применяться наглядные пособия;

- процесс работы будет носить творческий характер.

        Я решила провести собственную опытную работу, конечно с помощью наших преподавателей (так же эта работа была частью моего диплома). Опытная работа проводилась на базе МДОУ №1 г. Горнозаводска, с учащимися 1 года обучения. Возрастная группа – 5-6 лет. Продолжительность опытной работы: октябрь – декабрь 2011 г. Суть работы состоит в следующем: внедрение новых подходов при подготовке детей к обучению в «ДШИ» Проведению опытной работы предшествовал продолжительный подготовительный этап с 2009 по 2011 гг. На этом этапе были разработаны:

  • программа – «Хоровое сольфеджио для детей дошкольного возраста»     на 2 года обучения;
  • поурочные планы;
  • дидактический материал.

        Для исходного уровня музыкального и певческого развития детей нами было организовано первоначальное прослушивание, где детям предлагалось выполнить несколько заданий: 1) спеть любую из попевок-распеваний, применяемых на музыкальных занятиях («У кота-воркота», «Дождик», «Василек», «Киска», «Ёжик» и др.); 2) спеть любую знакомую песню без поддержки инструмента. Была проведена первая диагностика, в которой определялась эмоциональная отзывчивость, интонирование, артикуляция, воспроизведение музыкального ритма. Было выяснено, что большинство детей эмоционально реагировали на музыку (что проявлялось в попытке выразительно исполнить ту или иную мелодию). Иногда такая выразительность носила «показной» характер, мало соответствовала характеру исполняемой музыки. Интонирование было неточное, дети правильно воспроизводили высоту звуков в очень ограниченном диапазоне. Преобладала разговорная манера пения (из-за отсутствия певческого опыта и навыков). При этом наблюдалась вялая артикуляция, соответственно, нечёткая дикция. У детей недостаточно было  развито метроритмическое чувство, его необходимо в будущем формировать.

На формирующем этапе в работу по предмету хоровое сольфеджио в теоретический материал входило: освоение детьми название звуков, нотной записи музыкальных звуков. Формирование первичных представлений о мажорном и минорном ладах, регистрах фортепиано, звукоряде, интервалах, аккордах, метроритме. На занятиях использовались различные виды и формы музыкальной деятельности: разучивание  и исполнение песен, инсценировка песен, озвучивание музыкальных сказок. Музыкально-дидактические игры. Музыкально-речевые игры. Интонационные игры. Игровая дыхательная и звуковая гимнастика. Ролевые игры. Приведу пример интонационно слуховой игры «Улитка», с помощью которой мы расширяем певческий диапазон, работаем над интонацией, учим ручные знаки. Действия в этом упражнении определяются сюжетом: дети слушают небольшой рассказ об улитке, которая решила погреться под солнышком на высоком листочке. Запомнить последовательность действий помогают карточки: карточка-картинка большой улитки, а так же восемь маленьких карточек с рисунками, которые соответствуют ручным  жестам – домик улитки, горка, дорожка, улитка посмотрела по сторонам, увидела заборчик, солнышко светит, улитка потянулась и пришла в гости к солнышку. Мы вспоминаем с детьми ручные жесты (жесты из методики Г. Струве), затем пропеваем со словами - «улитка в гости вверх пошла, затем обратно вниз пришла» по гамме вверх и вниз.

        Конечно же, чтобы прийти к хорошему результату по расширению диапазона у детей и освоения ручных знаков, а так же  анализируя  метроритм, ладовые, звуковысотные отношения, мы начинали работу с несложных русских народных песен, таких как «Дождик», «Сорока», «Василек». При разучивании произведений постоянно применялись наглядные пособия, разработанные для хорового сольфеджио.  Часто  процесс работы  носил творческий характер, где детей просили инсценировать или изобразить во время пения либо героев песен, либо движениями охарактеризовать суть слов песни. Так же к просьбам относилось показать звуковысотное соотношение по фразам, прохлопать сильную, слабую долю,  ритмический рисунок. Одновременно велась работа над певческой установкой детей – на каждом уроке проводилась гимнастика на дыхание, проговаривались простейшие скороговорки, проводилось распевание голосового аппарата. На уроках изучался теоретический материал, но в более постой форме – в виде сказочного подбора материала, который закреплялся практическими занятиями по написанию на больших нотных станах нот, выучиванию попевок, игры на фортепиано (сб. Е. Железнова «Бим-Бом»). Работа с пособием  Л.Лёхина «Путешествие в страну интервалов» помогло быстро и с интересом освоить все интервалы, так как материал изучался в виде сказок, наглядных пособий, а так же с помощью игр, разработанных автором.

        К концу нашей опытной работы для разучивания песен мы брали более сложные произведения, такие как «Кисонька» Л. Емельяновой, «Улиточка» муз. Е. Веврика, р.н.п. «Бабушкин козлик» в обр. Ю. Слонова, «Первый снег» м. А. Филиппенко,  «Песня в лесу»  И.Кошминой. В этих произведениях увеличивается показ ступеней, в соответствии с этим показ ручных знаков становится больше, увеличивается диапазон песен.

На заключительном  этапе опытной работы была проведена повторная диагностика. По диагностике стало заметно, что показатели изменились в лучшую сторону. Учащиеся более уверенно стали отзываться на просьбы педагога, что повлияло на более выразительное исполнение музыки. Интонирование стало более точным, увеличился диапазон пропеваемых нот. Дети стали легко справляться с ритмическими заданиями. Кроме того, у них начали формироваться певческие навыки: навык звукообразования, певческого дыхания, атаки звука, артикуляции, дикции.

        Итак, я надеюсь, что вам доказала, что положительные изменения  в моей работе подтверждают, что хоровое сольфеджио может стать действенной формой музыкального воспитания дошкольников.

Преподавание, в этом случае, должно строиться на основе комплексных методов обучения: пение в сочетании с двигательными упражнениями, высотным тактированием, показом с помощью ручных знаков звуковысотных отношений и др. В содержание занятий наряду с традиционной работой по сольфеджио должна быть включена работа над интонированием, дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией; разучивание песен должно сочетаться с анализом их ритмических, мелодических особенностей. Наглядные пособия помогут освоить детям изучаемый материал, а задания творческого характера придадут процессу обучения художественную направленность.

Список литературы:

1.Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М.: Классика - XXI, 2006. – 224 с.

2.  Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио (издание второе).  – М.: Музыка, 1986. – 160 с.

3. Зуева Н.В. Хоровая игротека: методическое пособие к программе «Хоровой класс» – Пермь: 2003. – 37 с.

4. Казанцева С.А. Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих и певческих навыков дошкольников // Преподавание музыки. – М.:  Издательский дом «Первое сентября», 2010. – С. 1-7.

5. Москалькова И., Реймиш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. – М.: Музыка, 1998. – 64 с.

6. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности. – М.: Музыка, 1979. – 107 с.

7. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Музыкальный руководитель. – 2009. – №  10-11. – С. 2-11.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преподавания второго иностранного (немецкого) языка в условиях модернизации лингвистического образования

Актуальность исследования – обучение второму иностранному языку (немецкому) осуществляется в условиях опережающего обучения учащихся с разной степенью подготовленности, т.е. в разновозрастных группах ...

Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей детей с особенными потребностями на примере преподавания «Оригами»

В статье рассматривается трудовая деятельность учащихся как способ развития творческих возможностей. Рассматриваются методы преподавания Оригами и его влияние на развитие мелкой моторики у  детей...

"Совершенствование содержания и методики преподавания предметной области "Технология" в условиях введения ФГОС общего образования"

quot;Совершенствование содержания и  методики преподавания предметной области "Технология" в условиях введения ФГОС  общего образования"...

Особенности содержания урока в он-лайн формате. Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения

Статья, рассказываяющая об особенностях содержания урока в он-лайн формате и способах оценивания в рамках таких занятий....

Выступление "Содержание и методика преподавания биологии в условиях обновленных ФГОС ООО"

Содержание  1.     Нормативно-правовое обеспечение перехода на обновленный ФГОС ООО.2. Методические рекомендации по переходу на ФГОС 2021 года в общеобразовательных ...