Проектная работа на тему «Модернизация содержания и методики преподавания предмета «Английский язык» в условиях ФГОС ООО»
проект на тему

Абульханова Татьяна Васильевна

Проектная работа слушателя курсов повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prektnaya_rabota_2014.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

Проектная работа

слушателей в рамках образовательной программы

«Модернизация содержания и методики преподавания предмета «Английский язык» в условиях ФГОС ООО»

по теме: «Проектная деятельность, как средство интенсификации интегрированного образования в условиях реализации стандартов нового поколения»

Авторы проекта:

Валеева Эльвира

Багавиева Алина

Иванова Лилия

Абульханова Татьяна

Научный руководитель:

Наталья Германова Сигал

Проект допущен к защите

«____»_____________ 2014г.

г. Казань - 2014г.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------2

Глава I---------------------------------------------------------------------------------------4

Глава II------------------------------------------------------------------------------------16

Заключение-------------------------------------------------------------------------------24

Список использованной литературы-----------------------------------------------26

Введение

Сегодня ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ». Внедрение нового федерального стандарта привело не только к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности управления образования, но и самого образовательного процесса.

Основное отличие нового стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить – планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты. Инструментом достижения данных результатов являются УУД (универсальные учебные действия), которые формируются на основе системно - деятельностного подхода. И одним из методов (возможно даже и наиболее эффективных) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность активизировать и сформировать познавательные способности, креативность, лучшие личностные качества человека. В этом ее ценность. Деятельность по проектированию и исследованию выдвигает новые требования и к учителю, заставляя его быть мобильным, активным, неординарным. Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться». Поэтому учитель-наставник, консультант и помощник, должен в совершенстве владеть исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами различных видов творческой деятельности, должен уметь организовывать индивидуальную, парную, групповую работу, быть ознакомлен с основными этапами учебно-исследовательской и проектной деятельности, формами работы, важным является и знание типологии проектов.

Таким образом, проектная деятельность учащихся прописана в новом образовательном стандарте и, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся. Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит и из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

Все вышесказанное предопределило актуальность темы нашей проектной работы «Проектная деятельность, как средство интенсификации интегрированного образования в условиях реализации стандартов нового поколения». Основная цель данной работы состоит в изучении и систематизации теоретического и практического материала о проектной методике для применения его на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС, которая конкретизируется и реализуется в следующих задачах:

- изучение научной и методической литературы по теме;

- рассмотрение историографии вопроса;

- раскрытие понятий «проект» и «интенсификация»;

- классификация видов проектных работ и этапы работы над проектом;

- представление практического материала по теме с целью использования другими учителями.

Целью проекта является повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

Глава I

Сущность проектной деятельности, как средства интенсификации интегрированного образования в условиях реализации стандартов нового поколения

1.1. Понятие и сущность термина проектная деятельность

В условиях реализации ФГОС в приоритете одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является метод проектов. Проект - это возможность для школьников выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление и подготовка мультимедиа презентаций, стенгазет, открыток, демонстрация поделок с необходимыми комментариями.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

В процессе проектной деятельности у детей  формируются такие важные коммуникативные умения, как:

  • умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Существуют основные принципы проектной технологии:

- Вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текста, то это могут быть диалоги, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, рефераты, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме

-Удовольствие от учения  – одно из главных условий эффективности обучения, поэтому в учебном процессе используются такие задания и формулируются вопросы и проблемы, которые соответствуют и отвечают интересам ребенка на определенном уровне изучения иностранного языка и подготовки проекта по данному предмету.

-Личностный фактор.

При внедрении проектной методики в технологию процесса обучения непроизвольно делается акцент на формирование УУД у учащихся. У них развиваются  следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, адекватная мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция, самоорганизация, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, возможность проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально, руководствуясь личными принципами и планом работы, возможность проявить себя в группе, представляя, защищая свой проект, либо при подготовке коллективной работы, а преподаватель выступает в роли вдохновителя, консультанта, помощника, координатора.

Этапы проектной деятельности

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, стараюсь соблюдать основные этапы проектной деятельности.

1. Выбор темы, определение типа проекта. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. В своей работе я использую групповые и индивидуальные,  информационные, творческие и практико-ориентированные; краткосрочные и долгосрочные проекты.

2. Подготовка учащихся к работе над проектом. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

3. Выполнение проекта. Этот этап включает в себя: - самостоятельный поиск новой дополнительной информации (изучение учебной, справочной литературы, Интернет- ресурсов); - систематизация и анализ собранного материала; - промежуточная рефлексия; - создание и оформление проекта.

4. Презентация проектов. Весь подготовленный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.

Типы проектной деятельности

В настоящее время учеными-методистами предлагаются различные варианты структуры проектирования и путей реализации метода проектов.

Для нас представляет интерес типология, представленная Е.С. Полат. Она выделила типы проектов в соответствии с признаком доминирующего в   проекте метода:

1. Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

2.  Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается,  подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

3. Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

4.  Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Такие  проекты  часто  интегрируются  в   исследовательские   проекты и  становятся  их  органичной  частью,  модулем.

5.  Практико-ориентированные  проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого  в оформлении конечного продукта.

6. Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п.

Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно  должны  в  результате  приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

7. Межпредметные  проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские.

  1. Основы проектной деятельности в основе интеграции обучения

Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию, направленных на преодоление предметной разобщённости, ставшей одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, как средство достижения целостного восприятия учащимися не только учебного материала по предметам, но и всей картины мира.

Интеграция (от лат. integer - целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.         В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы).

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.

Интегрированный урок

  • имеет признаки: четкую структуру с логической взаимосвязанностью учебного материала, требует специальной организации с учетом повышенного объема и темпа изложения учебного материала, имеет специфичные (объединенные) цели, объекты исследования должны быть достаточно близки;
  • имеет преимущества: повышает мотивацию учащихся, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, предоставляет возможность личностно-ориентированного подхода в обучении, способствует формированию разносторонне развитой личности, повышает рейтинг «второстепенных» уроков;
  • бывает различных видов:

координированный - знания одного предмета основываются на знании другого предмета,

комбинированный - слияние нескольких предметов в один,

проектный - работа на основе изучения жизненного опыта или распространенных социальных проблем.

Развитию выше перечисленных навыков, а также формированию ключевых компетентностей способствует введение в школьную программу модульного курса «Основы проектной деятельности». Интегрирующая роль ОПД заключается в формировании у детей оперативного стиля мышления, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, рассматривает различные виды устной и письменной презентации.

Работа на уроках ОПД стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями, расширяет представления молодых людей о предметных областях, дает возможность лучше увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.

Интеграция ОПД в традиционный учебный процесс помогает готовить выпускников, способных:

• адаптироваться в условиях сложного, изменчивого, взаимосвязанного мира;

• проявлять социальную ответственность;

• самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

• самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

• конструктивно сотрудничать с другими людьми;

• генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Охарактеризуем некоторые шаги по подготовке интегрованного урока. Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями  их разрешения. Ответ на вопрос, зачем  этот урок нужен моим детям и мне  как их учителю, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Практик понимает противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при  анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии  дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию и т.д. Всё это и есть типичные недостатки учебно-воспитательного процесса на предметном уроке.

Противоречия учено- воспитательного процесса в единстве с внутренней потребностью учителя в их снятии и есть содержание мотивов, побуждающих к использованию интегрированного урока. Выявив противоречия и осознав мотивы, учитель ставит цели урока. Их содержание зависит от характера противоречий и мотивов их устранения. В качестве таковых, например, могут быть цели систематизации знаний, их обобщения, выявления причинно- следственных связей, расширения понятий и представлений, научения приёмам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую и т.д.

Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей.

Далее оба учителя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом  становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение  системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:

  • предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
  • понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
  • мировоззренческая, когда производится духовно -  нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
  • деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;  
  • концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

Теперь о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.

Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это  требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Глава II.

Применение метода проекта на уроках английского языка

Нам кажется, что метод проектов является наиболее эффективным и интересным методом обучения иностранному языку. Применяя данный способ обучения, ученики получают бесценный опыт и знания, полученные  в  момент самостоятельного планирования, поиска информации и выполнении практического задания.

Мы работаем с разными классами. В каждой группе уровень знаний учащихся разный.

Планируя уроки, мы стремимся к тому , чтобы был урок необычным и , занимательным , познавательным. Чтобы ребятам было интересно и не хотелось отвлекаться и появилось желание чему-то научиться новому. Уровень подготовки учителя к уроку напрямую связан с   развитием  интереса у ребят к изучению языка.

Разговаривая с детьми о проектной деятельности, учащимися были сделаны выводы, что это интересно, познавательно и помогает улучшить знания английского языка.

Каждый учитель иностранного языка мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета. Мы все хорошо знаем, как нелегко воспитать у ученика потребность изучать иностранный язык и поддерживать интерес к нему. Для достижения этой цели я обратилась к методу проектов, который позволяет создавать на уроке исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс.

В УМК Биболетовой М.З. и Кауфман К. после каждого раздела отводится час на проектную работу. В большинстве случаев тему проектной работы ученики узнают заранее, делятся на группы, получают задания, разрабатывают план действий. Иногда о проектной работе не сообщается, все спонтанно проходит на уроке. Такие проекты я чаще провожу в младших классах.

В качестве примера творческих проектов, предлагаемых в начальных классах, хотелось бы привести следующие:

- Изготовление именных значков (Making name badges) по теме “Hello”. Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать “Hello, I’m …” в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;

 - Изготовление новогодней игрушки из цветной бумаги в форме шарика. Шарик состоит из маленьких кругов. На одном кружке дети пишут свое имя, на других – какое-нибудь предложение о себе. После окончания работы ученики вешают игрушки на искусственную елку. Получается своеобразный портрет класса. ( 3 класс)

-Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.

 - Изготовление пригласительной открытки на праздник Хэллоуин. (3-4 классы)

Что касается исследовательских проектов, то в начальной стадии обучения они могут быть следующие.

Детям дается задание расспросить  друг  друга по цепочке по теме “Дни рождения” (“Birthdays”) с последующим заполнением таблицы. После получения ответа на вопрос “When is your birthday?” и ‘What do you want for your birthday?’ дети записывают имена опрошенных и желаемые подарки в соответствующем секторе таблицы . Позже подводятся итоги: сколько ребят празднуют день рождения в каждом месяце года, и что они хотят получить в подарок.

Младшие школьники могут также провести исследование о вкусах и предпочтениях в еде по теме “Food”, выполняя групповой проект. В результате опроса ребята заполняют таблицу. Роль учителя — убедиться, что названия продуктов ученикам знакомы, в последующем следить за работой, не прерывая, а только корректируя правильность произношения и интонацию вопросов. По окончании работы подводятся итоги. Графическое оформление и дизайн таблиц для внесения статистических данных должны учитывать возрастные особенности учеников.

После прохождения темы «Школа. Школьные предметы» также можно провести исследовательскую работу. Дети получают таблицу с названиями школьных предметов, вписывают туда имена одноклассников, задают друг другу вопросы, ответы фиксируют в таблице. Затем подводят итоги: какой предмет самый любимый, какой детям дается трудно и зачем.

Дети также любят составлять меню своих любимых блюд, писать письма любимому персонажу сказки, мультфильма, делать выставки о своих любимых героях.

Если  для подготовки проекта дать неделю или две, работа, конечно же, получится более  эффективной. Например, в 3 классе очень интересной получается проектная работа «Экскурсия в зоопарк». Тема объявляется заранее, каждый ученик получает задание подготовить информацию об определенном животном. Ученики на альбомных листах оформляют вывески от имени этого животного, описывают внешность, характер, пишут о любимых занятиях, о любимой еде. Готовят маски, костюмы, учат стихотворения или маленькие сценки с участием этих животных, готовят ребусы, кроссворды. До начала урока дети оформляют выставку своих рассказов. На уроке один ученик выполняет роль экскурсовода. Он представляет какое-нибудь животное, которое в свою очередь рассказывает о себе, показывает, что он умеет. После знакомства со всеми дети устраивают маленький концерт, рассказывают стихи, поют песни, которые знают( можно и на родном языке), решают кроссворды.

Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.

В средних классах ученики интересуются созданием презентаций. Эти презентации, в основном, носят информационный характер: «Моя школа», «Мой класс», «Мой кумир», «Как я провожу каникулы», «Традиции моей семьи» и др.

Пятиклассники в прошлом учебном году подготовили  информационную проектную работу, где поместили рассказы о себе, семье, школе, деревне, любимом животном. По форме, работа у всех была разная: книжки, стенгазеты, альбомы, компьютерные презентации.

В 6 классе работали над проектом «Здоровый образ жизни». Проект был создан после завершения темы «Еда», «Здоровье».Тема проекта была разделена на  подтемы:

  1. Сцена «В кафе»
  2. Сказка «Красная Шапочка»
  3. Опрос общественного мнения
  4. Журнал «Здоровье»

Ученики разделились на 4 группы. Идея написания сказки возникла после того, как я прочитала ученикам сказку-проект «Колобок», который был опубликован в журнале «Магариф». Ученики сами приготовили маски, костюмы, написали текст. Сказка понравилась всем.

Группа, выбравшая тему «В кафе», составила интервью с хозяином кафе, где объяснили, почему они против «фаст фуд» и просили хозяина кафе готовить и продавать только национальные блюда. Эта группа также показала антирекламу напитку Кола в музыкальной форме.

Журнал «Здоровье» включал в себя различные рисунки по теме «Здоровый образ жизни», статьи о здоровье, ученики подобрали разные кроссворды, интересные задания, составили ребусы, головоломки. После окончания проекта сюда же разместили проекты своих одноклассников.

В работе над проектом "It's Delicious – ”Очень вкусно!”на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Words on topic "Food"

Grammar

Structures for dialogues

Apple  sweet  ice-cream

cup  tea milk juice

 glass coffee drink

egg porridge meat soup

 potato tasty buy fruit

 vegetable carrot food

 grow different country animal without

  Much

many

a lot of

There is (was)

There are (were)

Pass me the salt please

I wonder

I’m very busy

Would you like to have another cup of …?

I’m hungry

I’m thirsty

You look terrible! What’ the matter?

I’m never going to

1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы.  Эта работа проходит в парах и тройках. 

2. Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работаетнад собственным проектом. Необходимо  придумать собственное блюдо для детского кафе, написатть все ингридиенты этого блюда, придумать оригинальное название своему шедевру. Свой проект учащиеся оформляют  в виде рисунка или аппликации.

3.Каждая команда придумывает название для своего детского кафе и оформляет меню из выбранных блюд.   Детям предлагается  яркий наглядный пример меню, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году. Именно на этом этапе детям нужно предложить помощь в сканировании  рисунков и аппликаций. работу по компьютерному  оформлению   можно провести вместе с детьми в компьютерном классе или медиатеке. (Таблица 2 Яркий наглядный пример предшественников)

 

 

4. Каждая команда придумывает свой диалог на тему "Посещение кафе", используя  меню собственного изготовления.

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом "It's Delicious – ”Очень вкусно!”, появились проекты с иллюстрациями "Меню"  и диалоги (см. Таблицу 3, 4.).

Таблица 3

- Hello! Welcome to our cafe “Sweet tooth”

-Hello! Can I have a menu please?

-Here you are

-Are you ready to order?

-Yes, I’d like salad  “Karabas” and ice-cream “Sweet berry”

-Vanilla, raspberries or strawberries ice-cream?

-Strawberries,  please.

-Would you like marmalade or jam?

-Orange marmalade, please

-Here you are

-Thank you

-You are welcome.

- Hello! Welcome to our cafe “Winnie-the-pooh”

-Hello! Can I have a menu please?

-Here you are

-Are you ready to order?

-Yes, I’d like fried eggs “Smile  face” and milkshake “Little sun”

-We have vanilla, chocolate, orange, strawberries, raspberries. What ice-cream would you like?

-Orange, please

-Orange milk shake with ice?

-No ice

- With cherries, bananas or blackberries?

-With cherries, please.

-Here you are

-Thank you

-You are welcome

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

5. Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

 В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике.

Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 10 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Мой родной город», «Москва», «Достопримечательности», в 8 классе – «Путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а в 10 классе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».  В старших классах целесообразнее и интереснее разрабатывать проекты-ролевые игры. Можно проводить такие уроки в форме телевизионных передач, ток-шоу, дискуссий. Проведение различных праздников-Хэллоуин, День Святого Валентина, Мамин День и др.- это творческие  внеклассные проекты, которые требуют огромной подготовки, терпения, старания учеников и учителя

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в  школе необходимо учитывать, что:

1)Существуют возрастные и психологические особенности детей.

2)Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.

3)Задания должны усложняться в зависимости от возраста.

4)Обязательно включение межкультурного компонента.

Заключение

Современная система образования предлагает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности школьников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.

В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.

Проектная деятельность, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

Подводя итог, следует отметить, что проектная деятельность действительно является средством интенсификации интегрированного обучения, так как она способствует повышению целенаправленности обучения, усилению мотивации учения, ускорению темпа универсальных учебных действий, развитию навыков учебного труда. Проектная деятельность проводится в рамках интегрированного обучения, что неизменно ведет к созданию у школьников целостной картины об окружающем мире, положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.

Список литературы

1.Азимов Э.Г. Материалы Интернета на уроке английского языка//Иностранный язык в школе, 2001. №1, С.96-101;

2.Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса. // Иностранный язык в школе. – 1996. №1. С. 48;

3.Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностранный язык в школе, 2004. №2. С. 28-32;

4.Вайсбруд М.Л. Методы обучения. Выбор за нами//Иностранный язык в школе, 2000. №2. С. 29-34;

5.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, №6, 1995;

6.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранный язык в школе, 1991. №3. С. 23-26;

7.Коптюг Н.М. Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся.// Иностранные языки в школе. -  2008. №5, С. 29-32;

8.Кузовлев В.П. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / В.П, Кузовлев, Н.М.Лапа. – 4-е изд. – М.; Просвещение, 2003. – С. 18;

9.Ломакина О.Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: Монография. – Волгоград: Перемена, 2003. – 299 с.;

10.Нинель Ю.П. Освоение учителем технологии проектного обучения // Школьные технологии, 2006. №6. С. 109-114;

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. №7, 2000. С. 151-157;

12.Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии, 2006. №6. С. 43-47;

13.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе, 2000. №2. С. 3-15;

14.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оратора // Директор школы, №3, 1998;

15.Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку //  Иностранный язык в школе, 2008. №1. С. 17-18;

16.Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. 2001. Cambridge: Cambridge University Press;

17.Richards J.C.. Rodgers T.S. 1995. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press.