Особенности содержания урока в он-лайн формате. Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения
статья (9, 10, 11 класс)

Белова Людмила Ивановна

Статья, рассказываяющая об особенностях содержания урока в он-лайн формате и способах оценивания в рамках таких занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Особенности содержания урока в он-лайн формате.

Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения»

Урок в дистанционной форме – сложная задача, прежде всего, для учителя, поэтому затраты на подготовку онлайн урока выше, чем при очной форме обучения. Важно предусмотреть множество нюансов, учитывая, что даже самый сильный ученик может испытывать сложности, как технического, так и эмоционального характера.  

Однако опыт онлайн работы в период пандемии открыл для нас как новые задачи, которые пришлось решать, так и новые возможности.

Итак, урок на дистанте обязан быть четко структурирован и  поэтому должен содержать в себе до и после

  • Коммуникацию и консультацию. Продумайте систему взаимодействия педагога с обучающимися во время урока и после него: это может быть ЧАС индивидуальных консультаций: обозначьте учащимся каждого класса один час в неделю, когда они могут обратиться к Вам с вопросом, это позволит Вам не работать в режиме 24/7.
  • Мотивацию. Важно поставить четкую цель перед обучающимися. Помнить о том, что мотивация недейственна, если изучаемые задачи не соответствуют уровню подготовки учеников: мы должны быть уверены, что материал не слишком сложен для учащихся. Нельзя позволить, чтобы в конце урока большинство могло сказать, что ничего не поняли – дестабилизация будет обеспечена на несколько занятий вперед, в условиях дистанта встревоженные родители активно поддерживают подобные настроения. Пусть первые дистанционные уроки будут нетрудными, а задания легко выполнимыми. Успех мотивирует учащихся, а хорошие отметки – стимулируют. Не волнуйтесь, двойки дети успеют получить во время настоящих уроков.
  • Инструкцию. В процессе дистанционного урока особенно важно подробней излагать ученикам, как выполняются задания. Обязательно нужно показать пример, используя презентацию  учителя или ученика, работу учителя или сильного ученика на доске. Во время конференции можно и даже нужно делегировать полномочия по объяснению выполнения задания сильному ученику, заранее попросив его подготовить материал - каждый участник конференции может включить демонстрацию своего экрана в ZOOM, делать записи на доске. Предварительно лучше включить в ZOOM функцию «Показывать имена авторов комментариев» на верхней панели в разделе «Ещё», дабы ограничить несерьёзные настроения и желание просто порисовать.
  • Информацию о структуре урока. Материал нужно распределить по блокам, выстроив структуру, которой легко будет следовать. Обозначьте в начале урока, за какое время вы должны решить какую-то задачу, разобрать какую-то подтему. Зафиксируйте пункты плана, целеполагание – важнейшая часть онлайн обучения.
  • Наглядность. Как любой урок, онлайн занятие должно отвечать требованиям наглядности. Используйте жестикуляцию, сделайте речь более эмоциональной, меняйте темп и громкость речи. Не будьте только «говорящей головой»: смена деятельности помогает удерживать внимание детей. Включите в презентацию к уроку иллюстрации, короткие видеоматериалы, обучающие квесты и дидактические онлайн-игры.
  • Контроль. Важно и во время дистанционного обучения проводить оценку знаний по теме. Способы оценивания знаний учащихся различны:

А) при помощи тестирования в любой из платформ: Учи ру, Якласс , Google формы, dnevnik.ru,

Б) при помощи обратной связи (фотокопии работ легко проверяются различным инструментарием, которым снабжена ваша операционная система). Так, в Windows фотографии работ можно открывать в Paint и отправлять обратно с исправлениями красного цвета. НО здесь важно помнить, что по большинству предметов имеет смысл просить присылать фото работ только самых слабых учеников, в противном случае есть вероятность «захлебнуться» в письмах от учащихся.

В) Чат ZOOM  – средство оценивания во время онлайн урока. Во время просмотра видеоролика (или презентации) с тестом (а также заданиями, вопросами, требующими односложных ответов, например, в виде словосочетания, цифры) - ответы даются учащимися по ходу урока в чате, учитель оценивает их сразу.

Г) Во время общей письменной работы (дети должны чередовать работу с монитором с  работой в тетради)  - можно дать 2-3 ученикам индивидуальные задания, проверять их можно сразу на уроке, попросив учащихся отвечать или показать (т.е. поднести к экрану) тетрадь.

Д) Как вариант, можно организовать онлайн взаимопроверку во время и после конференции (просить сильных учеников проверить работы слабых – для этого заранее лучше создать групповые чаты в социальных сетях, в том же ZOOM или Skype, где контакты одноклассников будут под рукой и учителя, и учеников).

Е) Групповые задания (а проверяя их, мы можем поставить за одну работу отметки сразу нескольким ученикам) можно давать с учётом нового формата:  

- один класс может построить онлайн-квест для другого класса (или пройти группой готовый квест, создать проект и готовый материал направить учителю в виде презентации, документа и листом самооценки),

- создать в google-формах систему заданий, провести исследование, опрос.

- работая в онлайн-группе, можно создать совместную презентацию, мультфильм, сложить из отдельных видео-кусочков от всех учеников театральный этюд, написать рассказ, склеить и озвучить ролик.

Главное – интересные способы организации деятельности, повышающие интерес к предмету, обучающие детей применять на практике полученные знания – именно за это мы должны ставить отметку  при дистанционном обучении, тогда эта отметка – действительный результат совместной работы.

Выбирая способ оценивания учеников, стараемся избежать «ужаса» 2020 года, мотивируем учеников работать во время урока, используем чат для оценивания  большинства учащихся, не забываем, что на очных уроках мы не ставим в журнал абсолютно за ВСЁ отметки учащимся (например, за выполненные несложные упражнения).

Учитель на онлайн уроках, так же как и во время очных занятий, оценивает деятельность учащегося в процессе выполнения нескольких типов работ – так можно избежать множества «незаслуженных» пятёрок, выработать систему, мотивировать к работе на уроках. Поэтому не стоит практиковать выполнение творческих (просто больших письменных) работ чаще, чем один раз в неделю – тщательная проверка и комментарии учителя к работе, работа над ошибками в ней - при дистанционном формате важнее, чем количество выполненных работ.

И ещё, ПОМНИМ – у детей ВСЯ работа – домашняя, и если поработали эффективно на уроке, есть оценочный результат, есть над чем работать в этой теме - не стоит всем детям давать дополнительное ДОМАШНЕЕ задание (то, что они выполнили на оценку, тоже было, по сути, домашним). Задача онлайн обучения – прежде всего, организовать процесс обучения в новом формате, а не поставить как можно больше оценок.

Учитываем, дома дети не становятся работоспособней, и  если на обычном  уроке вы с детьми не выполняли больше одного упражнения, не стоит в так называемую «классную»  работу включать пять и даже три упражнения, соревнуясь с коллегами в объёме «знаний». Здесь количество часто отстаёт от качества.

ВАЖНО: онлайн формат обучения предполагает развитие навыков интерактивного обучения, это вызов нового времени, и этим следует воспользоваться. Не секрет, что большинство учащихся лучше учителя владеет навыками работы с компьютером. Следует предоставить им возможность продемонстрировать это во время дистанционного обучения.

P/S По возможности запишите урок, чтобы он был доступен для тех учеников, которые не смогли подключиться онлайн. Это отличный способ добавить в дистанционное обучение Индивидуальный подход — дети могут посмотреть непонятные моменты или пройти занятие в комфортном для них темпе. Однако помните, что во время записи урока мы невольно демонстрируем лица и ответы детей, а без согласия их законных представителей мы делать этого не должны. Поэтому лучше транслировать свой материал, заранее подготовленную презентацию, ссылку на качественный видеоурок в информационном пространстве.

Представленные ниже ссылки проекта «Фактор Роста» знакомят учителя и ученика с тем, как научиться работать с программами дистанционного обучения (ZOOM)

Инструкция для учеников: https://www.youtube.com/watch?v=IyVUCjEywAo&feature=youtu.be

Инструкция для учителя:

https://www.youtube.com/watch?v=HAD7RYTp3S8&feature=youtu.be

Желаю Вам успеха в непривычном, но интересном формате. Помните, ещё Чарлз Дарвин сказал: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества подготовки обучающихся к написанию ВПР и РПР по физике. ВПР: особенности содержания работ и возможные пути подготовки обучающихся к их выполнению

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Интерактивная доска Miro в дистанционном формате обучения

Miro — один из лучших способов сделать обучение интерактивным...

«Дистанционное обучение: особенности проведения уроков технологии»

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущи...

Кейс “Halloween”. Дистанционный формат обучения.

Текст-легенда кейсаУ нас скоро всем известный праздник Halloween. Но дети начального звена, которые только начинают изучать английский язык, совсем не знакомы с этим праздником. Как и с атрибутикой и ...