Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»
рабочая программа по английскому языку

Суровцева Ирина Александровна

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме

 «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО» в формате ZOOM

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_urok_onz_v_5_klasse_hamdeeva_d.r.docx29.63 КБ
Файл interaktivnaya_tetrad.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Добрый день уважаемые участники семинара! Меня зовут Хамдеева Д.Р., я являюсь учителем АЯ в ВСОШ №3. Хочу представить вашему вниманию выступление на тему «Особенности урока открытия нового знания в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта участия в конкурсе пед. мастерства)».

Начнем с того, что требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков.

В рамках своего выступления я бы хотела рассмотрим подробнее как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания, какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюдать на примере своего урока открытия нового знания в 5 классе, который был представлен в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года - 2021” в номинации “Педагогический дебют”.

Давайте подробнее остановимся на самом конкурсе и на его этапах. Девиз конкурса «Учить и учиться» отражает приоритетные задачи современного образования - непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляцию лучших образцов педагогической практики и пропаганду инновационных идей и достижений. Участниками конкурса в номинации "Педагогический дебют" могут быть учителя со стажем не более 3 лет, в номинации «Учитель года» не менее 5 лет. На муниципальном этапе конкурсные испытания проводятся в два тура:

1. Очно-заочный: конкурсное задание «Интернет - ресурс» и "Методическое портфолио".

2. Очный: конкурсное задание «Урок» и «Мастер-класс». Формат конкурсного задания: представление проекта урока (10 минут), урок по предмету (регламент – 25 минут), самоанализ урока и вопросы жюри (5 минут).

В ФГОС выделяют две цели для уроков ОНЗ:

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.

при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

  • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
  • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Интерактивная тетрадь как эффективный способ обучения грамматике на уроках английского языка

Согласно ФГОС  одной из целей обучения является воспитание у школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения.

Поэтому, педагогическое мастерство современного учителя заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать интерес обучающихся к получению знаний. Одним из современных способов является Интерактивная тетрадь, которая позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика.

Что такое интерактивная тетрадь?

Интерактивная тетрадь – это тетрадь, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные главным образом на изучение грамматики и лексики по различным темам.

Отличие интерактивной тетради от обычной тетради или словаря заключается в том, что в ней содержатся различные интерактивные шаблоны и элементы в виде кармашков, схем и рисунков.

Интерактивная тетрадь – это эффективный способ преподнести грамматические правила ярко и сделать их запоминающимися, ведь большинство учеников не любят изучать грамматику. Систематичность в изучении грамматики просто необходима при изучении английского языка. С помощью интерактивных тетрадей можно сделать изучение грамматики увлекательным даже для самого скучающего ученика. Мной отмечено, что к данным шаблонам ученики возвращаются каждый раз, когда испытывают трудности. Их можно использовать и на этапе введения материала, и на этапе отработки материала, как демонстрационный материал, и, что самое важное, для повторения темы. 

Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:

Для учителя интерактивная тетрадь это способ компактно организовать информацию по каждой изучаемой теме, интерактивные элементы помогают сэкономить пространство, структурировать сложный грамматический материал, которого с каждым учебным годом становится все больше и больше. Применяя данную технологию, учитель помогает своим ученикам детально понять сложный материал и многократно повторять его. Также работа с интерактивными тетрадями развивает познавательный интерес и способствует развитию творческого потенциала каждого обучающегося, добавляет креатив и разнообразие в повседневные уроки. А также развивает мелкую моторику

Педагог должен дозировать использование данного метода на своих уроках. Не стоит прибегать к данной работе слишком часто. Ученики могут привыкнуть к разнообразию на занятиях и не воспринимать другие виды работы. Все хорошо в меру. Нужно найти ту золотую середину, чтобы обеспечить некий баланс и держать детей в ожидании чего-то интересного и нового, чтобы в нужное время применить необходимый шаблон.

Хотелось бы отметить, что данный вид деятельности на уроке не только нравится детям, но и полностью соответствует требованиям ФГОС.

  • Он информативный.
  • Обладает дидактическими свойствами.
  • Обеспечивает познавательную, исследовательскую и игровую активность школьников.
  • Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).
  • Способствует развитию памяти, внимания, воображения, творчества, мышления, логики.

Работая с данной технологией, я столкнулась только с одним недостатком данного метода. Это колоссальный труд учителя и его время. Все материалы готовятся заранее. Но, доказав себе как педагогу, что это один из путей достижения успешности, вспоминаю слова Л.Н. Толстого о том, что «чем труднее учителю, тем легче ученику». Поэтому недостатком такую работу совсем не считаю.

Новые требования общества к уровню образованности личности должны менять содержание, средства и методы педагогического процесса. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческого потенциала способствует формированию мотивации в учебе в целом. В современной школе учение должно быть с увлечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

«Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Использование коммуникативных методов при обучении иностранному языку...

Особенности обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Прцесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. В данном метриале рассмотрены особенности обучения чтению на уроках ан...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....