Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей детей с особенными потребностями на примере преподавания «Оригами»
статья на тему

Измайлова Елена Васильевна

В статье рассматривается трудовая деятельность учащихся как способ развития творческих возможностей. Рассматриваются методы преподавания Оригами и его влияние на развитие мелкой моторики у  детей с ограниченными возможностями. Даны различные варианты работы для детей с учетом разницы в возрастах и в уровне знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_izmaylovoy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениешкола-интернат № 6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

На тему: «Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей детей с особенными потребностями на примере преподавания «Оригами»

Воспитатель 3 группы:

Измайлова Елена Васильевна

 Санкт-Петербург, 2012 год


План:

  1. Введение. Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей.
  2. «Оригами», как средство коррекции психики детей с особыми потребностями.
  3. Особенности методики ознакомления с искусством «Оригами» во вспомогательной школе.
  4. Варианты тематических композиций.
  5. Тематический план ознакомления с «Оригами» в разновозрастной группе с учетом различного уровня знаний (4 человека – 1 год обучения и 7 человек – 3 год обучения).
  6. Приложение.

1. Одно из важнейших звеньев во внеклассной и внешкольной работе с детьми – организация их трудовой деятельности, в процессе которой в органическом единстве решаются задачи трудового воспитания, образования и развития детей, вовлечения их в разнообразные виды общественно-полезной, коллективной и творческой деятельности.

     Непременным и важным условием педагогической эффективности такой деятельности является ее постоянная взаимосвязь с содержанием учебной работы на занятиях по труду.

      Любой труд – хозяйственно-бытовой, ручной, обслуживающий играет большую роль в развитии личности умственно-отсталого ребенка и его надо использовать в коррекционно-воспитательных целях.

     В процессе труда у детей происходят значительные сдвиги в умственном развитии. Корректируя психо-физические недостатки в трудовой деятельности, мы развиваем познавательный, учебный, общественный интерес.

     Все формы внеучебной работы по труду с детьми можно подразделить на три группы:

- Индивидуальный труд;

- Коллективный труд в организованных по интересам детей кружках, секциях;

- Участие детей в разнообразных массовых (школьных) мероприятиях (субботниках, генеральных уборках школы) и т.д.

      Индивидуальный труд воспитанников во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством воспитателя, дети самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.

Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

      В кружки объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

      Я стараюсь планировать и проводить работу так, чтобы ребята на каждом занятии узнавали что-то новое, интересное, чтобы они успевали выполнить намеченную практическую работу и получить удовлетворение от ее завершения.

Считаю не менее важным так проводить работу, чтобы по каждому занятию и по каждому объекту, трудовому заданию были выделены основные, стержневые воспитательные задачи и чтобы они решались в интересной для детей форме, убеждали их в важности общественно-полезного труда, в преимуществах коллективного труда, в значении трудовой культуры, для производительности труда и его качества.

     Большое значение для повышения и поддержания интереса к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад, групп или звеньев с распределением между детьми разных функций.

     Трудовая деятельность воспитанников при правильной ее организации способствует воспитанию любви к труду, организованности, чувства коллективизма.  Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка во внеурочное время помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

      Творческий труд играет большую роль в воспитании и развитии в детях положительных качеств, чувство эстетики (Л.С.Выготский – «стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества»).

     Каждый ребенок, сделав своими руками подарок (учителю, воспитателю, другу), поделку для выставки, этот момент является положительным и вызывает у них стремление добиться желаемой цели.

 Все это можно проследить на примере третьей группы, которую я веду. Те ребята, которые пришли раньше в группу, были сразу вовлечены во все виды труда. Этим ребятам не составляет особого труда изготовить самостоятельно какой-либо подарок своими руками, а те дети, которые пришли позже, не проявляли выраженного интереса к ручному труду. По мере включения в творческий процесс, у них появился интерес к занятиям.

     Дети, имеющие достаточно сформированные навыки в той или иной области, переносят их в различные жизненные ситуации, превращая эти навыки в умения.

     Делая что-либо своими руками, ребенок осознает ценность изделия для окружающих, стремится к совершенствованию полученных навыков, пробуя самостоятельно свои собственные подходы. Но у умственно-отсталых детей навыки трудно автоматизируются, поэтому требуется постоянный контроль со стороны взрослого и его помощь.

     Зачастую отсутствуют четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира, наблюдательность и зрительная память, есть недостаток фантазии, вкуса и воображения. Все это замедляет процесс творчества с одной стороны, и дает возможность, с другой, вести коррекционную работу.

     Несмотря на то, что воспитанники несколько лет занимаются ручным трудом, их деятельность нельзя оценить, как творческую. Они имеют недостаток в психофизическом развитии и не полностью овладели трудовыми навыками.

     У всех детей нашей группы есть проблемы с ориентировкой в малом пространстве, формой предмета, цветовой гаммой (какой величины сделать  предмет, как его расположить по отношению другого предмета и какого цвета).

     У детей с более высоким психофизическим развитием присутствуют идеи творчества, стремление изготовить изделие, подобрать цвет, форму, добавить новый элемент – это большой прогресс в развитии собственной творческой идеи.

     Вся эта деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономично использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. А также в процессе трудовой деятельности происходят большие сдвиги в умственном развитии, развивается речь, формируются навыки ориентирования в пространстве, развивается зрение, мелкая моторика.

     Социально-бытовая адаптация – это система всех мероприятий деятельности – главное из которых – трудовая.

Формирование у детей представлений о предметах и явлениях окружающего мира создает прочную основу для успешной социально-бытовой адаптации.

     Работая с различными материалами по цвету, форме, размеру, весу; различная бумага, нитки, ткань и т.д., воспитанники пополняют свои представления о предметах, их признаках, увеличивают словарный запас, а также развивают зрительное, чувственное и тактильное восприятие.

     Все это готовит детей к жизни, труду, разнообразной полезной практической деятельности независимо от его профессии.

     Научим же детей трудиться и любить труд!

     2. «Оригами».

     Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – это увлекательное и полезное занятие для детей с особыми потребностями.

     Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка или подарены на день рождения, к праздникам воспитателям, учителям и друзьям.

     Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетает ввысь и т.д.

Так через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

     «Оригами» развивает мелкую моторику. И так как двигательный центр в коре больших полушарий расположен с центром речи Брока, то происходит взаимовлияние рядом расположенных клеток. Таким образом, улучшая мелкую моторику, мы одномоментно корректируем речь.

     В процессе занятий «Оригами» увеличивается объем внимания и память, улучшается способность к анализу и синтезу. Расширяются процессы восприятия мира, становятся более глубокими процессы восприятия цвета и формы. У детей улучшается эстетический вкус. Растет культура труда, трудолюбие и развиваются волевые процессы (навыки) и пространственное мышление. Ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, стремиться сделать поделку наряднее.

     Особенно больших успехов в группе достигли два ребенка, от простых индивидуальных работ они перешли к сложным и тематическим композициям, где требуется способность к долговременной, кропотливой работе и воспитываются навыки коллективного труда. Появляется сплоченность, дружеские чувства, ответственность, на лицо растут познавательные интересы.

     «Оригами» - непростое занятие и многим не представляется возможным освоить его в полном объеме. Для этих детей я даю более упрощенные задания, напоминаю этапы и последовательность работы, оказываю действенную помощь (методом показа, иногда наклеиваю детали сама). Однотипные сюжеты повторяю несколько занятий.

     3. Во вспомогательной школе хорошо действует прием поощрения, где я положительно оцениваю личность в целом и делаю небольшой акцент на недостатки.

Например, «ты прекрасно выполнил это задание, у тебя все получается, только в следующий раз нужно больше постараться при сгибании и складывании бумаги».

     Детям очень нравятся групповые выставки работ. Они хотят, чтобы работа была достойна показа, похвалы взрослых и детей из других групп, что влияет на дальнейшее творчество.

Также подвигает к дальнейшей творческой работе показы из журналов и буклетов. Положительно действует совместное творчество с воспитателем, а в дальнейшем активного ребенка с более слабым

     Особенностью работы в вспомогательной школе является разграничение этапов обучения. Несколько занятий занимаюсь только вырезанием. Затем, несколько занятий только складывание, наклеивание. Всегда есть дети, с

которыми нужно заниматься отдельно и индивидуально.

     4. Овладение приемами конструирования различных поделок из бумаги по типу «Оригами» дает возможность воспитателю организовать с детьми работу по созданию сюжетно-тематических композиций на плоской основе панно, ширмы или объемных изображений в виде макета, декораций и фигур для настольного театра, панорамы. При этом ребенок активно использует свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной темы. Ребята могут изменять величину заготовок, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения, используя элементы движения поз, поворотов, чем достигается большая выразительность каждого образа и всей композиции в целом.

     Это содействует развитию творческой деятельности, их конструктивных способностей.

     Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными наклейками, вырезанными из цветной бумаги, или же используется нарисованная основа. В сочетании с объемными поделками образуются изображения типа панорамы, когда плоские фигуры как бы переходят в объемные. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: пруд, заросший камышами; луг с цветами, травами и т.д.

     Основные задачи обучения детей по составлению сюжетно-тематических композиций заключаются в следующем: овладение умением передавать связное содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению в определенной взаимосвязи и в соответствии с окружающей средой, обстановкой; умением выделять главное в композиции, передавать его связь с остальными образами и предметами при помощи движения, поз, поворотов; создавать общий колорит, красочное звучание всего панно или макета.

     Однако из сложных задач является задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении, исходя из замысла работы.

     Решению композиционных задач помогает умение показать главное в сюжете, а помощью усиления цветовой характеристики данного образа, выделения его по величине, расположения в центре композиции, на переднем плане. Такой прием дает возможность соподчинить главному остальные композиционные элементы, определить для них соответствующее место на плоскости, панно или макете. Например, в теме «Птичий двор» большого красного петуха помещают в центре, а вокруг располагают белых, черных курочек меньшего размера и совсем маленьких цыплят. Фоном служит зеленый луг с яркими разноцветными цветами. В этом случае мы видим применение приема круговой композиции. Его следует считать эффективным, наиболее доступным для понимания детей. Прием помогает легче устанавливать связи между отдельными образами, передавать элементарное действие, изменять позу фигур, повороты: петух стоит, курочка клюет, один цыпленок повернулся к петуху, другие цыплята спрятались за мамой – курочкой.

Так в композициях преодолевается скованность изображения, оно приобретает черты выразительности, а значит, и художественности. Ребенок при этом постоянно ищет пути решения задачи: какой выбрать поворот головы персонажа, как передать то или иное действие. Тем самым он активно входит в изображаемую ситуацию и образы на панно как бы оживают для него, обретают новую жизнь. Поэтому важно создать для работы творческую атмосферу, вызывать и поддерживать интерес детей к содержании композиций, используемым материалам, средствам изображения, их специфике.

     Можно использовать прием расположения поделок на так называемой широкой полосе, когда верхний край является границей. При этом устанавливается связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удаленных от нижнего  края на разное расстояние, изменения интенсивности цвета. Так возникает у детей представление о глубине пространства листа бумаги. Ребенок приближается к возможности использовать в композиции перспективное расположение фигур на плоскости (предметы, которые находятся вблизи, кажутся большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или совсем вдали).

     Для выразительности композиций большое значение имеет разнообразное цветовое оформление конструкций. С помощью цвета можно усилить характерный признак предмета, выразить свое отношение к нему, выделить среди других образов. При помощи цвета дети могут передавать определенное настроение, состояние.

     Композиции панно лучше выполнять коллективно, когда каждый ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с остальными детьми. Такая сложная форма деятельности требует предварительного планирования, целенаправленного руководства со стороны воспитателя, а в некоторых случаях и его непосредственного участия.    

     5. Тематический план 1-го года обучения:

  1. Кораблик – 2 занятия.
  2. Елочка – 2 занятия.
  3. Самолетик – 3 занятия.
  4. Цветок – 3 занятия.
  5. Зайчик – 3 занятия.
  6. Поросенок – 3 занятия.
  7. Лягушка – 4 занятия.
  8. Краб – 4 занятия.
  9. Лисичка – 4 занятия.
  10.  Волк – 4 занятия.
  11.  Домик – 4 занятия.
  12.  Сюжет из сказки – 10 занятий.

а) «Колобок»

б) «Три поросенка»

в) «Теремок»

г) «Аквариум»

Занятия «Оригами» положительно влияют на формирование личности, а также дают положительный эффект на основное заболевание (олигофрения).

Список использованной литературы:

  1. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги» М., 1992 г.
  2. Гусакова М.А. «Аппликации» М., 1982 г.
  3. Майорова И.Г., Ромашина В.Н. Дидактический материал по трудовому обучению. М., 1989 г.
  4. Иванова В.В. «Энциклопедия для бездельников». М., 1997 г.
  5. Киреенко О.В. «Удивительное оригами». Смоленск. 2001 г.
  6. Пономарьков С.Н. «Декоративное и оформительское искусство в школе. М., 1976 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как фактор развития творческих возможностей субъектов обучения

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятел...

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика

В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Значение сенсорного развития у детей с серьёзными нарушениями интеллекта. Из опыта работы в коррекционной школе....

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

«Влияние занятий по чистописанию на развитие творческих возможностей детей с нарушением интеллекта»

Красивый почерк - это необходимость или ненужное умение? Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики....

Развитие творческих возможностей детей и подростков через дополнительное образование

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, сти...