Проектная деятельность как фактор развития творческих возможностей субъектов обучения
статья по теме

Винник Елена Борисовна

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tvorchestvo.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ

Project activities as a factor for development of educational subject’s creative abilities

Винник Елена Борисовна

Elena Vinnik

Usage of project activities’ method is addressed to develop students’ cognitive skills, critical and creative thinking. This could be achieved by organizing independent activity of students which they perform during a fixed period of time.

The principle of this method is result-oriented activities. Product of these activities can be applied in real life.

Organization of project activities is supposed to use research methods and forms in teachers’ and students’ work since they are educational subjects.

Среди систем развивающего обучения мы выделяем концепцию, направленную на формирование творческих качеств личности. Данная концепция представлена в работах Волкова И.П., Иванова И.П., Альшуллера Г.С.

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).

Обобщая творческие способности личности, можно выделить следующее:

  1. самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;
  2. умение перенести знания, умения, навыки и способы умственных действий в новую ситуацию;
  3. видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);
  4. умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

  1. выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;
  2. технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова;
  3. технология технического творчества (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера.

Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности.

Так, по мнению И. П. Волкова, дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько. Основное – выявить, учесть и развить творческие способности школьников; фронтально приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

И.П. Иванов считает, что развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения коллективных творческих дел состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность. Основная цель технологии – воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Г.С. Альтшуллер, опираясь на традиционные в теории развития творческой личности (ТРИЗ) методы исследования: информация и ее анализ, изучил биографии выдающихся ученых, инженеров, общественных деятелей, особенности их исследовательской и практической деятельности. В результате им был выделен ряд характеристик творческой личности и определены научно-методологические приемы, которыми они пользовались.

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Мозговая атака, как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи, цель которого заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода — категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Основные цели данной технологии: обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать изобретательские задачи.

Опираясь на данную методику, Г.С. Альтшуллер выделил следующие качества творческой личности: наличие достойной цели; наличие комплекса реальных рабочих планов достижения поставленной цели; высокая работоспособность в выполнении намеченных планов; оптимальная техника решения задач; умение «держать удар»; результативность.

Принципы, которые выработал Г.С. Альтшуллер, дают возможность  утверждать, что оптимальным путем развития творческих качеств личности является проектная деятельность.

Проектная технология дает возможность учителю формировать умения самостоятельно конструировать знания; умения ориентироваться в информационном пространстве, умения творческого мышления. Использование метода проектов направлено на развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления. Это достигается путем организации самостоятельной деятельности учащихся – индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работая над проектом «Домашние животные в городе», одной группе учеников 7 класса необходимо было изучить разнообразие домашних животных города. Другой группе – определить самые распространенные породы животных и проанализировать причины смены домашних животных. Также необходимо было познакомиться с результатами и проблемами в работе общественных организаций, связанных с домашними животными, и изучить права и обязанности владельцев животных в соответствии с современной нормативно-правовой базой. После обработки изученного материала ученики обсуждали полученные данные в группах или на уроках, затем скорректированные материалы готовили к публичной защите, используя современные информационные технологии.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Среди существенных особенностей проектной деятельности можно выделить самостоятельную деятельность учащихся, включающую применение исследовательских методов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Организация проектной деятельности предполагает использования системы исследовательских методов и форм, как в деятельности учителя, так и в деятельности ученика, так как они являются субъектами обучения.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится организовывать учебно-воспитательную работу на основе самостоятельной работы учащихся, на приоритете деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Таким образом, можно выделить основные признаки проектной деятельности:

  1. решение той или иной практически или теоретически значимой проблемы;
  2. использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения; интегрирование знаний; умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;
  3. самостоятельная деятельность учащихся, включающая применение исследовательских методов;
  4. совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути;
  5. изменение позиции учителя;
  6. прагматическая направленность на результат.

Сопоставляя качества творческой личности, которые были определены Г.С. Альтшуллером и основные признаки проектной деятельности, можно выделить относительные линии, что позволяет организовать процесс формирования творческой личности на основе использования проектной деятельности в учебном процессе.

Качества творческой личности

Признаки проектной деятельности

Наличие достойной цели

Решение той или иной практически или теоретически значимой проблемы

Наличие комплекса реальных рабочих планов достижения поставленной цели

Использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения; интегрирование знаний; умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей

Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов

Самостоятельная деятельность учащихся, включающая применение исследовательских методов

Оптимальная техника решения задач

Совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути

Умение «держать удар»

Изменение позиции учителя

Результативность

Прагматическая направленность на результат

Развитие творческих возможностей ученика возможно на основе индивидуализации его познавательной деятельности, что определяется не только содержанием программы и возможностями учителя, но и способностями школьника. Идет процесс формирования новых понятий, знаний, развиваются общеинтеллектуальные умения.

Литература.

  1. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994., М.
  2. Иванов Г.И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
  3. Полат Е.С, Бухаркина М.Ю., Моисеева В., Петров В.А.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М: Академия, 2003 г.
  4. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998 г.