«Влияние занятий по чистописанию на развитие творческих возможностей детей с нарушением интеллекта»
материал на тему

Забелина Светлана Михайловна

Красивый почерк - это необходимость или ненужное умение? Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02  

Выступление

на ШМО предметников

Тема выступления:

«Влияние занятий по чистописанию на развитие творческих возможностей детей с нарушением интеллекта»

Подготовила:

Забелина Светлана Михайловна

                                       

Клин, декабрь, 2018 г.

        Красивый почерк – необходимость или ненужное умение? Казалось бы, зачем ребенку старательно выводить буквы на бумаге, когда даже учебники стали делать электронными, а навык быстрого печатания на компьютере куда важнее? На самом деле, учителя, которые учат детей чистописанию, правы по многим причинам. Умение разборчиво и понятно писать помогает ребенку сосредотачиваться, соотносить звук с буквой, развивает мелкую моторику, память, координацию. Письмо требует от ребенка и значительных физических усилий, поэтому оно так тяжело дается многим младшим школьникам.

        «Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики»

Каллиграфия - это не просто искусство красивого письма, а мощный инструмент для профессиональной ориентации и укрепления внутреннего состояния человека. Современный человек чувствует себя незащищенным, он подвержен множеству стрессов, негативному влиянию среды. А как с ними бороться, кроме алкоголя и наркотиков, не знает. И сегодня, как никогда, нужны дополнительные методики, которые бы позволили людям быть спокойными и уверенными в себе. И такая методика, оказывается, есть. Причем, она очень древняя, простая и наиболее эффективная. Это каллиграфия.

По словам Петра Чобитько, президента Национального союза каллиграфов и художественного руководителя Центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы», на Востоке берегут традиции каллиграфии именно потому, что знают его потенциал.

- Более 15% населения Японии, например, занимаются каллиграфией с трех лет. Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики. Каллиграфия укрепляет волевые качества, которые японцы называют «корнем характера». Мастер каллиграфии также привел данные исследований китайских ученых. Например, Генри Као, доктор наук, почетный профессор психологии Университета Гонконга, создавший всемирную организацию графотерапии, научно доказал, что с помощью каллиграфии можно снимать стрессы, напряжение и лечить различные заболевания.

         В России исследования влияния каллиграфии на психосферу и мозг человека не проводятся. Хотя отечественные ученые конца XIX - начала XX века, в том числе Сеченов, утверждали, что письмо - самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность…

При письме шариковой ручкой этого не происходит. Каллиграфия раскрывает индивидуальность человека. Поэтому после 1917 года ее исключили из школьной программы как буржуазно вредный предмет, а исследования отечественных физиологов, связанные с каллиграфией, засекретили. А ими занимались и Пирогов, и Павлов, и Бехтерев. Последний, к слову, проводил эксперимент с группой молодых ученых, заставляя их писать поочередно левой и правой рукой, двумя руками сразу.

В итоге, участники эксперимента Бехтерева стали известными специалистами в своих областях. Среди них лингвист Кнозорев, расшифровавший письмена майя, и психолог Выготский.

        Современная наука не проводит подобных исследований, никто не выделяет на них средств. Но если бы у нас в распоряжении были доказанные факты положительного влияния каллиграфического письма на человека, можно было бы добиться введения этого предмета в школах. А пока остаётся лишь говорить о чудесных результатах, которые никак не задокументированы.

Результаты от занятий каллиграфией не заставляют себя долго ждать

Государственные школы пока не очень соглашаются на эксперименты с уроками каллиграфии. Их руководители сами выросли на шариковых ручках и не знают о пользе письма пером и чернилами. А те учебные заведения, что не зависят от «образовательных стандартов», иногда экспериментируют. И дети очень скоро начинают лучше учиться.


        Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии – развивают мозг человека с детства: тысячи иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство экибана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей и, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов – несущая в себе и философский и медитативный смысл.

Периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.

Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, – это может быть своего рода медитацией.

В 1950 г. английский ученый Б. Холлгрен впервые описал явление, связанное с частичным расстройством функций левого полушария головного мозга, – дислексию. Словесная слепота, или дислексия – нарушение речи, при котором человек при говорении заменяет слова сходными по звучанию; во время чтения он ошибочно воспринимает слова, подставляя на их место более или менее похожие по буквенному составу.

Почему это происходит? Дело в том, что у большинства людей доминантным полушарием головного мозга является левое. Именно оно управляет речью и движениями правой руки. В нем локализуется речевой центр. Правое полушарие отвечает за способности к образному восприятию мира, к рисованию, к музыке. Когда левое полушарие недостаточно активно, развивается леворукость. У леворуких «главная» рука – левая. Дислексией обычно страдают левши. У дислексиков недостаточную активность левого полушария восполняет правое. И что интересно – если на Западе дислексики составляют в среднем 7% населения, то в Японии их всего 1-1,5%.

От чего это зависит? Дело в том, что в современном японском языке используются три основных системы письма: кандзи - иероглифы китайского происхождения и две слоговые азбуки, созданные в Японии – хирогана и катакана. При частичном поражении левого полушария люди читают на кандзи, но не пользуются кана. Нетрудно догадаться, почему это происходит. Правое полушарие компенсирует «недоработки» левого, а оно-то как раз отвечает за образую память. Известен такой факт: в США некоторых детей, страдающих тяжелыми формами дислексии, учат читать тексты, записанные китайскими иероглифами, так как письмо зрительными символами активизирует работу и левого и правого полушарий. Ведь чтобы запомнить иероглифы, нужно обладать образной памятью, которая зависит от функций правого полушария.

Каллиграфия поможет оптимизировать дыхание и восстановить духовное равновесие.

Здоровье человека зависит от физических упражнений. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела, пальцы, плечи, спину и ноги. Такой вид упражнений довольно расслабленный, спокойный и в то же время очень действенный. Процесс письма восстанавливает дыхание.

Каллиграфия укрепляет мозг и развивает внимательность.

Правая мозговая доля отвечает за чувство ритма, темперамент, рисование, воображение — это все основополагающие факторы для занятия каллиграфией. Правильные линии, структура симметрии, равномерность, ритм, темп — это каллиграфия. И это все, на что влияет правая мозговая доля.

Способность к наблюдению относится к общему восприятию формы объекта мозгом и дальнейшим анализом характеристик объекта, его природы, взаимосвязей, правил.

Письмо — это процесс, использующий работу руки и мозговую активность.

То, что каллиграфия продлевает жизнь — это научный, доказанный факт.

        Наряду с развитием и применением новых методик усвоения знаний, таких, например, как игровые формы обучения, имеет смысл обратиться и к истории. К опыту наших предков, многие из которых, кстати, обладали более глубокими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой. Притом обладали идеальной осанкой и здоровым позвоночником. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение. К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом.

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой. По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий

        Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Итак, современное исследование каллиграфического письма было клинически апробировано и обозначило альтернативный подход к лечению. Дальнейшие исследования установили значительное повышение скорости реакции в обоих полушариях мозга при занятиях каллиграфией, причём уменьшение времени реакции в правом полушарии наиболее ярко выражено у опытных каллиграфов, нежели у новичков. Результаты ещё одной серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление; как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память.

        По мнению доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, шариковая ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но затормаживает и сковывает мышления, угнетает процесс творчества. Не удивительно, что год от года уровень подготовки абитуриентов снижается и все труднее найти тех, кто способен к созидательному и творческому труду.

Чистописание - ступенька к интеллекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта

Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта...

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...

"Влияние занятий по чистописанию на развитие творчесикх возможностей детей с нарушением интеллекта".

Красивый почерк – необходимость или ненужное умение? Казалось бы, зачем ребенку старательно выводить буквы на бумаге, когда даже учебники стали делать электронными, а навык быстрого печатания на...