АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Карташова Анна Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа76.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

р.п. Усть-Донецкий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №2

                                                       «Утверждено»

Директор МБОУ УДСОШ №2

Приказ от___________№____

__________С.А. Лисицына

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с нарушением интеллекта

по чтению и развитию речи

основное общее образование

9 класс

        Количество часов: 68

       Учитель: Карташова Анна Александровна

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для детей с нарушением интеллекта составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред.    В. В. Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.

                                            2015– 2016уч.год


Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для детей с нарушением интеллекта составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред.    В. В. Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.

На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Общая характеристика предмета

ЦЕЛЬ : развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

-формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

-развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

-нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

 Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

 По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевойдеятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

 С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

 В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9 классаиспользуется тематический принцип подбора литературного материала. Всравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемыепроизведения становятся более объемными, тематически и жанрово болееобогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

  Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения.Рекомендации программы по содержанию данного этапа обученияобусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программепо чтению для 9 класса предлагается примерный список авторов, творчествокоторых изучается в хронологической последовательности. Следуя основнымположениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомитьучащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторыелитературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практическойдеятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные,бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 9 классе на изучение чтения и развития речи отводится  2 часа в неделю (68часов в год).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

 Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

 Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

 Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

 Важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие,понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

 Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,принцип систематичности и последовательности в обучении, принципнаглядности в обучении, принцип индивидуального идифференцированного подхода в обучении и т.д.

 Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа.

Типы урока:

 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

 Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения :

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.

Формы работы:

 Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа скартиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино,мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторскомисполнении.

 Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного иписьменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизнии творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения  временных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя,Н.А. Некрасова,Л. Н.Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева,А. А.Фета,А. П.Чехова, А.И. Куприна, И.  А.Бунина. Произведения  А.М. Горького,  В.В. Маяковского,  А. Н.Толстого,  С. А. Есенина,А.А.Фадеева,  М. А. Шолохова,  К.Г. Паустовского,  К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р.Гамзатова,

В. М. Шукшина, Ф. А.Абрамова,Ч.Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера,А. Рыбакова,Б.Окуджава.


Тема урока

Самостоятельная работа с родителями

Основная цель урока

Форма проведения

Наглядность

Словарная работа

Дата провед.

Ι четверть

Г.

С.

1

Устное народное творчество.

Устное народное творчество.

Учить беглому чтению, закрепить основные понятия(виды)УНТ

Комбинированныйурок

Книги с УНТ иллюстрации

УНТ,пословица,былина,сказка

01.09

01.09

2

Русские народные песни. Колыбельная. За морем синичка непышно жила.

Русские народные песни. Колыбельная. За морем синичка непышно жила.

Учить выразительному чтению

Комбинированный урок

Иллюстрации в учебнике

Колыбельная песня

03.09

03.09

3

Былина. На заставе богатырской.

Былина. На заставе богатырской.

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

Картина Васнецова«Богатыри»

застава, палица,пошлина

былина,

чело,

08.09

08.09

4

5

Сказки.Сказкапро ВасилисуПремудрую.

Сказкапро ВасилисуПремудрую.

Учить пересказу текста

Комбинированныйурок

иллюстрации

Закрома ламбада

10.09

15.09

10.09

15.09

6

Лиса и тетерев

Лиса и тетерев

Учить читать по ролям

Комбинированныйурок

иллюстрации

указ

17.09

17.09

7

Внеклассное чтение.Русские народныесказки

Русские народныесказки

Самостоятельное чтение

Комбинированныйурок

Книги сказок

По ходу чтения

22.09

22.09

8

9

В. А. Жуковский. Три пояса

В. А. Жуковский. Три пояса

Учить читать, пересказывать текст

Комбинированныйурок

поселянка,

посадник,

гусли

24.09

29.09

24.09

29.09

10

И. А.Крылов. Биография

И. А.Крылов. Биография

Учить пересказывать текст

Комбинированныйурок

Портрет, сборн.произв

Басня,баснописец,

мораль

01.10

01.10

11

И. А. Крылов. Кот и Повар

И. А. Крылов. Кот и Повар

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

ритор, правонарушение

06.10

06.10

12

А. С. Пушкин.  Биография.

А. С. Пушкин.  Биография.

Учить выразительному

чтению, пересказу

Комбинированныйурок

Портрет,сборникпроизв.

По ходу чтения

08.10

08.10

13

А.С.Пушкин.РусланиЛюдмила(песньпервая)

А.С.Пушкин.РусланиЛюдмила(песньпервая)

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

узда,обитель,грядущее

13.10

13.10

14

А.С.Пушкин.РусланиЛюдмила(песньвторая,третья).

А.С.Пушкин.РусланиЛюдмила(песньвторая,третья).

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

чертог,фимиам,перси, арап, риза

15.10

15.10

15

16

Проверка техники чтение. Внеклассное чтение.

А.С.Пушкин. Дубровский

А.С.Пушкин. Дубровский

Учить самостоятельному        чте-

чтению

Комбинированный

урок

текст

По ходу чтения

20.10

22.10

20.10

22.10

17

18

А. С. Пушкин.

Барышня-крестьянка

А. С. Пушкин.

Барышня-крестьянка

Учить беглому чтению

Комбинированный

урок

борзая,

стремянной

27.10

29.10

27.10

29.10

ΙΙ четверть

19

М. Ю. Лермонтов. Биография.

М. Ю. Лермонтов. Биография.

Учить выразительному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

Портрет, произве-дение

поэзия,проза

10.11

10.11

20

М. Ю. Лермонтов.Тучи(наизусть)

М. Ю. Лермонтов.Тучи(наизусть)

Учить стихотворение наизусть

Комбинированныйурок

сборник

изгнание

12.11

12.11

21

М. Ю. Лермонтов.Баллада.

М. Ю. Лермонтов.Баллада.

Учить самостоятельному чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

баллада,пучина,перл

17.11

17.11

22

М. Ю. Лермонтов. Морская царевна.

М. Ю. Лермонтов. Морская царевна.

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

чело,уста,очи

19.11

19.11

23

Внеклассное чтение. Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед.

Внеклассное чтение. Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед.

Учить самостоятельному чтению, пересказу

Комбинированный урок

иллюстрации

По ходу чтения

24.11

24.11

24

Н. В. Гоголь. Биография.

Н. В. Гоголь. Биография.

Учить самостоятельному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

Портрет, произведения

По ходу чтения

26.11

26.11

25

Н. В. Гоголь. Майская ночь,илиУтопленница.Ганна.

Н. В. Гоголь. Майская ночь,илиУтопленница.Ганна.

Учить выразительному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

иллюстрации

парубки,сотник,

бандура,монисто

01.12

01.12

26

Н. В. Гоголь. Утопленница.

Н. В. Гоголь. Утопленница.

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

средина,вереница

03.12

03.12

27

Н. В. Гоголь. Пробуждение.

Н. В. Гоголь. Пробуждение.

Учить самостоятельному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

иллюстрации

зеницы,нагайка,недоимки,комиссар

08.12

08.12

28

Н. А.Некрасов.Биография.

Н. А.Некрасов.Биография.

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

Портрет, книги

По ходу чтения

10.12

10.12

29

Н. А.Некрасов.Рыцарь на час.

Н. А.Некрасов.Рыцарь на час.

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

рыцарь

15.12

15.12

30

Н. А.Некрасов.Саша.

Н. А.Некрасов.Саша.

Учить выразительному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

сборник

грозды, корчили,дань

17.12

17.12

31

Внеклассное чтение. Эрнест Сетон-Томпсон. Снап.

Эрнест Сетон-Томпсон. Снап.

Учить самостоятельному чтению, пересказу

Комбинированный урок

иллюстрации

бультерьер, жерснап,гончие,борзые, дог, волкодав

22.12

22.12

32

Обобщающий урок. Проверка техники чтения

Эрнест Сетон-Томпсон. Снап.

Проверить технику чтения

Практическая работа

библ. книги

По ходу чтения

24.12

24.12

33

А. А.Фет. Биография.

А. А.Фет. Биография.

Учить самостоятельному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

портрет,книгистихов

По ходу чтения

29.12

29.12

ΙΙΙ четверть

34

А. А.Фет. Назаре тыеене буди

А. А.Фет. Назаре тыеене буди

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

сборник

ланита

12.01

12.01

35

А. А.Фет.Помню я: старушка няня..

А. А.Фет.Помню я: старушка няня..

Учить наизусть одно из стихотворений

Комбинированныйурок

сборник

гаданиеневмочь

14.01

14.01

36

А. А.Фет. Этоутро, радость эта

А. А.Фет. Этоутро, радость эта

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

картина

вереница

19.01

19.01

37

А. П.Чехов.Биография.

А. П.Чехов.Биография.

Учить выразительному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

Портрет, произведение

юмор

21.01

21.01

38

А. П.Чехов.Злоумышленник.

А.П.Чехов. Злоумышленник.

Учить выразительному чтению,пересказу

Комбинированныйурок

иллюстрации

злоумышленникживец, шилишпер,уклейка, пескарь

26.01

26.01

39

А. П.Чехов. Пересолил.

А. П.Чехов.Пересолил.

Учить выразительному чтению, пересказу

Комбинированныйурок

иллюстрации

землемер, к чертуна кулички

28.01

28.01

40

Русская литература XX века

М. Горький.Биография.

Русская литература XX века

М. Горький. Биография.

Учить самостоятельному чтению,пересказ

Комбинированныйурок

Портрет, книги

псалтырь,

часослов

02.02

02.02

41

42

М. Горький.Песня о Соколе.

М. Горький.Песня о Соколе.

Учить беглому чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

бредни

04.02

09.02

04.02

09.02

43-

44

В. В. Маяковский.Необычайноеприключение,бывшее с  Владимиром Маяковскимлетом на даче

В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с  Владимиром Маяковскимлетом на даче

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

Иллюстрации,портреткниги

ретируюсь,степенность

11.02

16.02

11.02

16.02

45-

46

М. И. Цветаева. Красною кистью.

М. И. Цветаева. Красною кистью.

Учить стихотворение наизусть

Комбинированныйурок

Портрет, книги

Иоанн Богослов

18.02

25.02

18.02

25.02

47-

48

М. И. Цветаева. Вчераеще в глазаглядел.

М. И. Цветаева. Вчераеще в глазаглядел.

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

сборник

мачеха,остолбенелая

01.03

03.03

01.03

03.03

49-

50

К. Г. Паустовский.Стеклянныймастер.

К. Г. Паустовский.Стеклянныймастер.

Учить беглому чтению,пересказу

Комбинированныйурок

Портрет,

иллюстрации

поставец,картуз,понева

10.03

15.03

10.03

15.03

51

С. А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы

С. А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы

Учить стихотворение наизусть

Комбинированныйурок

Портрет,

сборник,

иллюстрации

По ходу чтения

17.03

17.03

ΙV четверть

52

С. А. Есенин.Собаке Качалова.

С. А. Есенин.Собаке Качалова.

Учить выразительному чтению

Комбинированныйурок

сборник

По ходу чтения

29.03

29.03

53

Внеклассное чтение.Дж.Даррелл.Живописныйжираф.

Дж.Даррелл.

Живописныйжираф.

Учить самостоятельному чтению,пересказу

Практическая работа

иллюстрации

аристократ,

интеллигент

31.03

31.03

54-

56

М. А. Шолохов. Судьбачеловека

М. А. Шолохов. Судьбачеловека

Учить чтению, пересказу

Комбинированныйурок

Портрет, книги

лагерфюрер,

шнапс,

«Оппель-адмирал»

05.04

07.04

12.04

05.04

07.04

12.04

57-

58

Е. И.Носов.Трудныйхлеб

Е. И.Носов.Трудныйхлеб

Учить беглому чтению

Комбинированныйурок

Портрет, иллюстрации

Крохаль,

ситник,ягдташ

14.04

19.04

14.04

19.04

59

Н. М. Рубцов.Тихая моя Родина

Н. М. Рубцов.Тихая моя Родина

Учить выразительномy чтению

Комбинированныйурок

Портрет, картина

Погост,обоз, купол

21.04

21.04

60

Н. М. Рубцов.Русскийогонек

Н. М. Рубцов.Русскийогонек

Учить выразительномy чтению

Комбинированныйурок

иллюстрации

походучтения

26.04

26.04

61

Н. М. Рубцов.Зимняяпесня

Н. М. Рубцов.Зимняяпесня

Учить стихотворение наизусть

Комбинированныйурок

Песни насл.поэта

полынья,пророчить

28.04

28.04

62

Ю. И. Коваль.Приключение ВасиКуролесова,гл.1,2

Ю. И. Коваль.Приключение ВасиКуролесова,гл.1,2

Учить беглому чтению, чтению  по ролям

Комбинированныйурок

Портрет, книги

кумак,бэмекоестекло,каротель,для блезиру

05.05

05.05

63

Ю. И. Коваль. Приключения Васи Куролесова, гл. 3, 4

Ю. И. Коваль. Приключения Васи Куролесова, гл. 3, 4

Учить беглому чтению,пересказу

Комбинированныйурок

иллюстрации

Стреляный воробей, тертый калач

10.05

10.05

64

Ю. И. Коваль. Приключения Васи Куролесова, гл. 5, 6

Ю. И. Коваль. Приключения Васи Куролесова, гл. 5, 6

Учить беглому чтению,пересказу

Комбинированныйурок

иллюстрации

мешочек

12.05

12.05

65

Ю.И. Коваль. Приключения Васи Куролесова, гл. 7

Ю.И. Коваль. Приключения Васи Куролесова, гл. 7

Учить беглому чтению,пересказу

Комбинированныйурок

иллюстрации

По ходу чтения

17.05

17.05

66

Проверка техники чтения

Ю.И. Коваль. Приключения Васи Куролесова

Проверить технику чтения

Практическая работа

библ.книги

По ходу чтения

19.05

19.05

67

Внеклассное чтение. Моя любимая книга

Моя любимая книга

Учить самостоятельному чтению

Комбинированныйурок

библ.книги

По ходу чтения

24.05

24.05

68

Итоговый урок. Контрольные вопросы и задания.

Моя любимая книга

Ответы на вопросы по учебнику

Практическая работа

тетради

По ходу чтения

26.05

26.05


Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. В.В.Воронкова «Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.

 2.  Учебно – методическое пособие:  Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

3. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.

4.Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.

5. Бородин С. М. , Бородина В. А. “Учим читать”.

6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.

7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.

8. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.

9. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.

10. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. – СПб, 2008.

11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.

12. Зименкова Л.В. Большая книга загадок. – М., 2008.

13.Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова

14.М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит. 1989.

15. Громов М.П. Книга о Чехове. – М., 1989.

16. Воронов В. А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985.

17. Поурочные разработки по русской литературе 20 века Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2003

 18. Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам – М.: Изд-во МГУ, 1997.

19.Золотой сон души. О русской поэзии рубежа XIX-XX вв.: Людмила Смирнова — Санкт-Петербург, Водолей, 2009 г.

                 Литература для внеклассного чтения.

 А. А. Ахматова «Стихотворения»

 Жюль Верн «Таинственный остров»

 К. Г. Паустовский « Телеграмма»

 М. М. Зощенко. Рассказы.

«Сказки народов мира»

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н. А. Некрасов «Мать»

А. П. Чехов. «Дом с мезонином»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

Результаты освоения и система их оценки

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения, составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и ихпоступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя). Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно, читать вслух и «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям;

высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка

Чтение и развитие речи:

        Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

        С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

        Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках.

        В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

        При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема: 1 класс (на конец года) – 10 слов; 2 класс – 15-20 слов; 3 класс – 25-30 слов; 4 класс – 35-40 слов; 5 класс – 45-60 слов; 6 класс – 70-80 слов; 8 класс и 9 класс – 90-100 слов.

        При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

        В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

5 – 9 классы:      

Оценка «9» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах легкие тексты – самостоятельно);  называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «8-7» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части в озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «6-4» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; одну-две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; три – четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «3-2» ставится ученику, если он читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть частей текста .

Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам, допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного, не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.

Требования к технике чтения учащихся коррекционных классов

Способ чтения

класс

Правильность чтения

Сознательность чтения

Беглость чтения

Выразительность чтения

Объём текста

1

Отработка навыка (плавное, послоговое)

Формирование навыка выразительности речи

10-20 слов

2

Отработка навыка (плавное, послоговое)

Пересказ по вопросам, иллюстрациям

Формирование навыка выразительности речи

20-30 слов

3

Отработка навыка (чтение целыми словами, трудные – по слогам

Чтение осознанное (усвоение содержания, ответы на вопросы, пересказ)

Совершенствование навыка выразительного чтения (орфоэпическое чтение коротких по структуре слов)

30-40 слов

4

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами, плавное)

Чтение сознательное (пересказ)

Подготовка к беглости чтения

Совершенствование навыка выразительности чтения (соблюдение пауз, интонации)

40-50 слов

5

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами)

Чтение сознательное (пересказ)

Подготовка к беглости чтения

Совершенствование навыка выразительности чтения

50-60 слов

6

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами)

Чтение сознательное (пересказ)

Формирование беглости чтения (темп разговорной речи)

Совершенствование навыка выразительности чтения

60-70 слов

7

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами)

Чтение сознательное

Беглое чтение

Совершенствование навыка выразительности чтения

70-80 слов

8

Навык правильного чтения словосочетанием

Чтение сознательное

Беглое чтение (словосочетаниями)

Навык выразительного чтения

80-100 слов

9

Навык правильного чтения словосочетанием

Чтение сознательное

Беглое чтение (словосочетаниями)

Навык выразительного чтения

100-120  слов


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ УДСОШ №2        

от 28.08.2015года_ №1______

Председатель методического совета

______________Л.В. Янченкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Н.Д.Кудина

                Подпись

                  31.08.2015 года







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта

Недоразвитие  связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная  и ...

Рабочая программа "Чтение и развитие речи" (адаптированная) для 5 класса VIII вида

Программа рассчитана на 4 часа в неделю, предусмотрена работа с текстом и аналитические задания....

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс

На уроках чтения и развития речи в 6  классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс

Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...

Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт

Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...